Серия «Культурный код»
© Михаил Эпштейн, 2016
© Оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016
Издательство АЗБУКА®
* * *Посвящается памяти А. А. Вознесенского, Д. А. Пригова и А. М. Парщикова
…поэтически пребывает человек на этой земле.
Ф. Гёльдерлин ПредисловиеЭта книга – о поэтическом во множестве его проявлений: языковых, образных, исторических, космических. Поэзия – это не только стихи, она живет в природе и в обществе, в бытии и в мышлении.
Что мы, собственно, понимаем под поэзией? Это особое, творческое восприятие мира, которое улавливает в каждом явлении образ других явлений, их отражение, отголосок. Например, внешнее пространство выступает как образ внутреннего, и наоборот:
Единое – и внутримировое пространство все связует. И во мне летают птицы. К дольней вышине хочу подняться, – и шумлю листвою. Р. М. Рильке. Любой предмет взывает: «Вникни, чувствуй!»Вместе с тем поэзия – это особая форма речи, в которой ритмический повтор слов усиливает их смысловую перекличку. Поэзия – поиск скрытых подобий, объединение предметов на основе их сходства, смежности, взаимопричастности (метафоры, метонимии и другие тропы). Созвучия, в том числе рифмы, выступают как форма умножения ассоциативных связей, сопряжения далеких явлений. По словам Василия Налимова, «текст здесь [в поэзии] организуется так, чтобы слова не ограничивали друг друга, а, наоборот, расширяли свое содержание, плавно перетекая, сливаясь в один поток»[1]. Поэзия одаряет одни вещи именами других, раскрывая их перевоплотимость, метаморфозу. Поэзия – это Все во всем, это мера взаимного отражения и проникновения явлений.
Комментарии к книге «Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров», Михаил Наумович Эпштейн
Всего 0 комментариев