После молотьбы нужно было отделить зерно от соломы, мякины, колоса, сорных трав и пыли – словом, надо было веять. Делали это на ветру: из большого вороха брали зерна на совок или лопату и бросали вверх против ветра дугой.
Лучшее зерно оставалось на семена, среднее – на прокорм семьи, а самое легкое, нецелое зерно и мякина– раздавленные колосья – на корм скотине. Все это при веянии распределялось в отдельные кучки. Хранили их тоже раздельно. Остатки соломы использовали не только на корм скоту: ею застилали хлев, набивали тюфяки для спанья, крыли крыши крестьянских домов и хозяйственные постройки.
Добытое зерно складывали в клети и амбары, защищая от дождя, и в сусеки– деревянные ящики, защищая от сырости.
В старину муку делали из зерен, вращая жернова – огромные круглые плиты. Позже на Руси появились мельницы, где зерно перемалывали в муку.
От труда крестьянина зависела жизнь всей Руси, которую он обеспечивал хлебом насущным. Именно поэтому труд хлебороба был делом почетным.
Вопросы и задания
1. Какие работы выполняли русские крестьяне в поле? Когда? Перерисуйте в тетрадь сельскохозяйственный календарь и отметьте на нем эти работы.
2. Какие орудия труда использовал крестьянин? Объясните, как пользоваться каждым из них. Нарисуйте наиболее заинтересовавшее вас орудие труда.
3. Назовите те культуры, которые крестьяне выращивали в поле и на огороде. Какие секреты должен был знать крестьянин, чтобы получить хороший урожай?
4. На Руси с древнейших времен выращивали рожь, пшеницу, просо, ячмень, гречиху, горох, коноплю, лен, овес. Подумайте, из чего готовили следующие блюда: кашу, растительное масло, хлеб, кисель, квас, блины. (Подробнее об этом можно узнать из последующих параграфов.)
5. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
пах–рь
с–ха
б–р–на
стр–да
пш–ница
– вин
– чмень
м–л–тьба
– вес
гр–чиха с
ен–кос
р–ссада
к–са
ж–рнова
6. Отгадайте загадки и нарисуйте отгадки к ним.
1. Бабушка Андреевна
Сгорбившись стоит,
Ноженьки в землюшку,
Рученьки расширила,
Все хочет схватить.
2. В поле едет на спине,
А по полю на ногах.
3. Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает.
4. Месяц–новец
Днем на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
Комментарии к книге «Путешествие в историю русского быта», Марина Владимировна Короткова
Всего 0 комментариев