«Русь: путь к Украине. Украинские земли в составе Польши и Литвы. Книга 2. Часть 1»

355

Описание

Настоящее издание является хронологическим продолжением исследования литовско-польского периода в отечественной истории, начатое А. Речкаловым в первой книге «Русь — путь к Украине». Правление повелителей Великого княжества Литовского и Польского королевства Владислава III, Казимира IV, Яна-Альбреха и Александра рассматриваются автором на фоне падения Византийской империи, нарастающей турецко-крымской угрозы и усиливающегося могущества Московии. Окончательный разгром Тевтонского ордена и татарские набеги на земли юго-западной Руси, введение в Киеве магдебургского права и зарождение украинского козачества, трагедия на Ведроши и судьбы новых поколений князей Острожских показаны в тесной взаимосвязи с событиями политической и религиозной жизни Европы второй половины ХV — начала XVI ст. Большое внимание в книге уделено такому неоднозначному явлению в истории христианства как «Великий раскол» и неоднократно предпринимавшимся попыткам его преодоления, влиянию решений Флорентийского собора 1438–1439 гг. на положение православного населения в Польше и Литве и...



6 страница из 489
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Вот, собственно, и все события, которые принято отожествлять с Великим расколом между католической и православной церквями. Как признают исследователи истории христианства как с православной, так и с католической стороны, в 1054 г. речь шла только о взаимном предании анафеме нескольких церковных иерархов, не сумевших уладить противоречия между Римом и Константинополем за столом переговоров. Ни сомнения в правомочности делегаций, ни обвинения в использовании «неправильных» обрядов никак не могут служить доказательством окончательного разрыва отношений между двумя церквями. Подтверждают это и булла римских легатов, и решения православного синода, в которых, как мы уже отмечали, не упоминались ни Константинопольский, ни Римский патриархаты, и не декларировалось прекращение канонического общения между ними. Именно такую оценку этим документам в 1965 г. дали папа Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор I, заявив в совместной католическо-православной декларации, что «…проклятие было наложено на конкретные лица, не на Церкви. Его целью не был разрыв общения между Римом и Константинополем». Поэтому ссылки на 1054 г. как на год Великого раскола — это не более чем очередной исторический миф, в то время как большинство христиан того времени ни о каком разделении церквей ничего не слышали.

Но тогда, может быть, не было и самого Великого раскола? Может быть, это тоже исторический миф, оставленный нам Византийской империей вместе с ее величайшим культурным и религиозным наследием? Ответ на эти вопросы однозначен: раскол единого некогда христианского мира и взаимное отчуждение православной и католической церквей существует абсолютно реально и насчитывает уже не одну сотню лет. Вот только анафемы 1054 г. имели для его осознания христианами далеко не решающее значение и стали отправной точкой разделения церквей почти случайно. В противном случае мы праздновали бы восстановление единства между католиками и православными еще в 1965 г., когда Константинопольским патриархом и папой Римским наложенные в XI в. анафемы были отменены.

* * *

Комментарии к книге «Русь: путь к Украине. Украинские земли в составе Польши и Литвы. Книга 2. Часть 1», Александр Павлович Речкалов

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства