В музее изобразительных искусств Свердловска хранится «Портрет неизвестного» работы неизвестного художника XVIII века.
Привезла его из Москвы в мае 1961 года таинственная особа по фамилии Скворцова-Левицкая.
На овале, вписанном в четырехугольник, изображен ребенок, сидящий на подушке, отороченной голубой андреевской лентой — знак царственного происхождения. Особа утверждала, что это портрет Александра I в детстве, написанный Левицким. Но как-то плохо верилось в ее слова. В 70-е годы XVIII века Д. Г. Левицкий создал целую галерею ярких по колориту, блестяще исполненных портретов своих современников. А здесь — темный фон, вялый рисунок, блеклые, невыразительные краски… Художник недалеко ушел от парсуны.
Относительно того, кто изображен на портрете, тоже появились сомнения. Известно, что Левицкий писал наследника престола в 1787 году, когда тому исполнилось 10–11 лет. Следовательно, это мог быть кто угодно, только не Александр I.
Портрет, однако же, приобрели за 1500 рублей. Но случилось так, что в акте, составленном на его приобретение, не оказалось ни паспортных данных, ни адреса бывшей хозяйки.
Акт пометили 3 июня 1961 года. Приобретению дали инвентарный номер Ж (живопись) 1085 и выставили в экспозиции с этикеткой «Неизвестный художник. XVIII век. Портрет младенца».
Шли годы… Однажды мне в руки попала книга полковника В. Квадри «История Государевой свиты. XVIII век». На странице 241 я увидел точно такое же изображение. Внизу стояло: «Иоанн Антонович». Неужели это тот самый никогда не царствовавший император, всю жизнь проведший в тюрьмах и казематах собственной империи, убитый своими же подданными, загадочная русская «Железная маска»? К рисунку следовало пояснение: «Акварельный портрет, приложенный к рукописи барона М. Корфа. Хранится в библиотеке Зимнего дворца. Шкап 114, полка 11». А что же такое наш портрет? Копия с акварельного, или акварель снималась с масляного полотна? На этот вопрос пока нет ответа.
Комментарии к книге «Русская «Железная маска»», Игорь Георгиевич Непеин
Всего 0 комментариев