Летом прошлого года я присутствовал при закладке нового сруба в деревне. В восточном углу дома будущий хозяин вырыл ямку и бросил горсть монет.
— Зачем? — спросил я.
— Так положено, — ответили мне.
Кем? Когда? Почему? — ответить никто не мог. Положено — и всё.
Пришлось выяснять это самостоятельно. Правда, раскапывая древнегреческие города, я уже сталкивался с чем-то подобным: находками монет в фундаментах. Тогда это объяснялось просто: на счастье. Чтобы дом стоял на деньгах. Но всё оказалось гораздо сложнее и куда как древнее денег.
Ещё один из первых и виднейших археологов СССР, автор учебника по археологии, А. Арциховский писал: «Неизвестно, чем вызваны погребения, встречаемые в мустьерских стоянках разных стран: страхом перед мертвым, заботой о нем или просто желанием уберечь покойника от зверей. Во всяком случае эти погребения дали нам основной антропологический материал по неандертальскому человеку». Несуразностей тут две.
1. В пещерах или на стоянках жили тысячи лет и тысячи поколений, а находят один, два, три костяка; за что такой почет и куда делись остальные?
2. Почему большинство похороненных — дети или подростки (мальчик из Тешик-Таш, сунгирские дети и т. д.), за что им такой почёт?
Ответ, как ни странно, дали не археологи первобытного общества, а современные этнографы и историки культуры. Именно они наткнулись и заинтересовались древней и жестокой тюрингской легендой. Чтобы сделать замок Либенштейн неприступным, за большие деньги купили ребенка и решили замуровать в стену. Пока каменщики делали своё дело, ребёнок сидел в нише и ел пирог. Иногда он кричал находившейся рядом матери: «Мама, мне тебя видно… Мама, мне всё ещё тебя видно… Мама, я вижу тебя в щёлочку… Мама, а теперь я ничего не вижу».
Комментарии к книге «Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий», Александр Сергеевич Варакин
Всего 0 комментариев