Время правления Имп. Николая I — время напряженной идейной борьбы между сторонниками восстановления русских традиций и сторонниками дальнейшего духовного подражания Европе. М. Гершензон справедливо подчеркивает в предисловии к составленному им сборнику «Эпоха Николая I», что 30 лет протекшие после восстания декабристов, до смерти Николая I, «труднее поддаются характеристике, чем вся эпоха следовавшая за Петром I». Это эпоха ТРЕТЬЕГО и окончательного духовного раскола русского общества.
«Девятнадцатый век, — отмечает П. Е. Ковалевский в работе «Исторический путь России» (Синтез русской истории по новейшим данным науки), — представляет из себя удивительный пример раздвоения желаний и действительности, теорий и осуществления их в жизни. Огромная идеологическая работа, проведенная русскими мыслителями, прошла почти целиком вне жизни и является «сокровищем для будущего».
Таким удивительным примером духовного раздвоения была сама личность Императора Александра I, вся его государственная деятельность, вся духовная жизнь русского общества в царствование Александра I, то есть первую четверть XIX столетия. В царствование преемника Александра I, Николая I, духовная раздвоенность русского общества достигает еще большей силы. Если царствование Александра I, закончившееся восстанием декабристов, подавлять которое пришлось уже Николаю I, было логическим завершением начатой Петром I европеизации России, то эпоха Императора Николая I — эпоха ожесточенной идеологической борьбы между представителями национального мировоззрения и русскими европейцами — сторонниками дальнейшей европеизации России. При Николае I окончательно оформляются два идейных лагеря, которые ведут с тех пор ожесточенную идейную борьбу между собой до настоящего времени: русский и западнический.
Комментарии к книге «Пушкин и масонство», Борис Башилов
Всего 0 комментариев