Золото с его маслянистым блеском, таинственное мерцание серебра, глубокий бархатистый тон меди, покрытой благородной патиной… А рисунки и надписи?! Искусно вписанные в круг миниатюрные портреты или многофигурные композиции, затейливый или, наоборот, строгий шрифт — все это делает монеты подлинными произведениями искусства мелкой пластики.
Первых коллекционеров монет привлекла именно их красота. Ведь коллекционирование зародилось в Италии в эпоху Возрождения с его культом античного мира, и началось оно с античных монет, занимающих в мире нумизматики первое место по художественным достоинствам. Видимо, не случайно в числе собирателей монет оказался великий Петрарка. Его, как поэта, должна была привлечь гармоническая красота этих мини-шедевров.
Но монета не только произведение искусства. Она еще и символ богатства, мощный магнит притяжения человеческих вожделений. Скупой рыцарь, отпирая свои «верные сундуки», восклицает, глядя на золото:
Скольких человеческих забот,Обманов, слез, молений и проклятийОно тяжеловесный представитель!Во всяком обществе, где товарное производство достигло некоторого развития, есть деньги. Они выполняют функции меры стоимостей, средства обращения, средства платежа, средства накопления сокровищ, мировых денег. Монета является материальным воплощением товарно-денежных отношений.
Но в древности монеты выполняли еще одну весьма важную функцию. Они были едва ли не единственными средствами массовой информации. На языке символов и знаков, понятных современникам, они говорили о могуществе правителей, называли их имена и демонстрировали их изображения, показывали границы владений, определяли место этих правителей в системе феодальной иерархии, раскрывали политическую программу. В моменты социальных потрясений монеты выступали, как скажем мы, употребив современную терминологию, массовыми пропагандистами и организаторами.
Комментарии к книге «Булат и злато», Алла Сергеевна Мельникова
Всего 0 комментариев