…он рассматривает, как истинно человеческую,
только теоретическую деятельность…
Он не понимает поэтому значения «революционной»,
«практически-критической» деятельности.
К. Маркс. «Тезисы о Фейербахе» (1845)Идеи вообще ничего не могут осуществить.
Для осуществления идей требуются люди,
которые должны употребить практическую силу.
К. Маркс и Ф. Энгельс. «Святое семейство» (1844)Оружие критики не может, конечно, заменить
критики оружием, материальная сила должна
быть опрокинута материальной же силой;
но и теория становится материальной силой,
как только она овладевает массами.
…Подобно тому, как философия находит
в пролетариате свое материальное оружие,
так и пролетариат находит в философии
свое духовное оружие, и как только молния
мысли основательно ударит в эту нетронутую
почву, совершится эмансипация немца и человека.
К. Маркс. «Введение к критике гегелевской философии права» (конец 1843 — начало 1844). Честные намеренияПрочитав верстку последних листов 1-го тома «Капитала», Энгельс пишет другу:
«Счастье, что в книге "действие развертывается", так сказать, почти только в Англии, в противном случае вступил бы в силу § 100 Прусского уголовного кодекса: "Кто… подстрекает подданных государства на взаимную ненависть" и т. д. и повлек бы за собой конфискацию».
Маркс отвечает:
«Что касается конфискации и запрещения моей книги, то ведь одно дело — запретить избирательные памфлеты, а другое дело — книгу в 50 листов, да еще столь ученого вида и даже с примечаниями по-гречески».
Книга в это время (1867) печаталась в Германии, и этот обмен мнениями звучит многозначительно.
Комментарии к книге «Фиктивный «Капитал»», Евгений Михайлович Майбурд
Всего 0 комментариев