В.Л.Пещерский
Красная капелла
Мемуары В.Л.Пещерского опубликованы в 3 и 4 томах Очерков истории российской внешней разведки (М.:Международные отношения, 1997, 1999 гг.). Я собрала их в одну публикацию и позволила себе немного сократить и кое-где перессказать (мои вставки выделены курсивом), т.к. исходный текст читался тяжело: много неконкретных рассуждений и перехода из стиля публицистики в стиль художественно-детективной прозы. Надеюсь, читатели простят меня за такие "вольности".
Елена Жаворонкова
Что такое "Красная капелла"?
Вряд ли найдется европейская страна, в которой так или иначе не писали бы о группе немецких антифашистов "Корсиканца" - Арвида Харнака и "Старшины" - Харро Шульце-Бойзена, неточно именуемой "Красная капелла". В разведывательных институтах Запада, утверждает известный французский публицист Жиль Перро, "капелла" изучается как организация, представляющая сплав антифашистского Сопротивления с элементами разведывательной деятельности, добившаяся в целом поразительных результатов. Вместе с тем большинство печатных выступлений, посвященных "Красной капелле", страдают односторонностью и неполнотой. Это, по-видимому, объясняется тем, что сведения о ней длительное время черпались преимущественно из мемуаров немецких контрразведчиков, боровшихся против "капеллы" и преследовавших ее участников как своих заклятых врагов.
Архив советской разведки на этот счет вплоть до последнего времени оставался закрытым, как, впрочем, и сейфы спецслужб США и Великобритании.
О том, как появилось на свет название "Красная капелла", рассказал заместитель шефа гестапо Мюллера, председатель Особой комиссии "Красная капелла", оберфюрер СС Ф. Паннцингер, взятый в плен Советской Армией. На допросах в СМЕРШ 1 февраля 1947 года и 29 июня 1951 года на Лубянке он показал, что отслеживание деятельности антифашистов началось в результате радиоперехвата радиоспециалистами шифрованных сообщений (на жаргоне контрразведки радисты назывались "музыкантами", "пианистами"). В эфире раздавался стрекот морзянки не одного радиопередатчика, а многих. В Германии и в оккупированных странах Европы работал целый "оркестр", или по-немецки "капелла". Германская служба радиошпионажа определила, что "музыканты" ориентировали свои передачи на Москву. Поэтому "капелла" получила соответствующую "красную" окраску.
Комментарии к книге «Красная капелла», Владимир Леонидович Пещерский
Всего 0 комментариев