Характерной особенностью отечественной истории является ее постоянное обновление. Начало этому было положено еще во времена Киевской Руси. Первым «редактором» русской истории стал киевский князь Владимир Мономах. По его повелению церковные летописцы занялись переработкой первой русской летописи, составленной Нестором, — «Повести временных лет», старательно приукрашивая жизнь и деятельность князя киевского.
Летописцы Московской Руси также трудились с оглядкой на своих великих князей, отчего древние летописи более похожи на историю властителей страны, нежели на историю страны как таковой. И хотя во времена монгольского владычества русская церковь была во много раз самостоятельней, чем московские князья, в трудах летописцев (а все они, как правило, трудились в монастырях) вы не обнаружите полной картины в изложении бытия тех или иных князей, возглавлявших Московскую Русь.
В послепетровский период, когда верхушка государственной власти в значительной степени германизировалась, возобладала так называемая норманнская теория, отводившая решающую роль в создании древнерусского государства скандинавам — норманнам, стоявшим по уровню своего развития якобы выше славян. Император Николай I стал главным «редактором» и русской истории, и русской литературы, лично редактируя пушкинские строки и решая, что можно печатать. При нем цензура достигла невиданного ранее всесилия. Большевикам было с кого брать пример: они вообще запретили изучение и преподавание отечественной истории, заменив ее историей революционных свершений собственной партии. Лишь становление нацистского режима в Германии пробудило их патриотические чувства и заставило восстановить историю в ее правах.
Комментарии к книге «Загадки и легенды русской истории», Сергей Викторович Казаков
Всего 0 комментариев