Автором данной «шпаргалки» в издательстве «Питер» уже выпущено основательное пособие «История» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, действующим с 2011/12 учебного года. Предлагаемое пособие является самым сжатым по изложению вопросов, которые могут встретиться учащимся, студентам школ, колледжей, вузов. Материал распределен по главам в хронологической последовательности и включает как всемирную историю, так и историю России. Важные положения, термины выделены курсивом, а самые главные даты — полужирным шрифтом.
Глава 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки 1. История как наукаИсторию называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история.
В переводе с греческого языка «история» — «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории — жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История — это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.
Историки не просто собирают факты (с лат. — «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций.
Комментарии к книге «История. Шпаргалка», Владимир Валентинович Фортунатов
Всего 0 комментариев