Как часто бывает в сектах, у катаров существовало несколько степеней посвящения. Были, так сказать, объекты миссионерской деятельности, которым сперва говорили, что верят в Бога Истинного, а потом разъясняли, что имеется в виду на самом деле. Были «верные» — феодалы-покровители, которые снабжали катаров деньгами, давали им приют, защищали их. «Верным» разрешалось проливать кровь, есть мясо и жить с женщинами. Перед смертью они посылали за катарскими священнослужителями, принимали обеты и становились «совершенными», обещая никогда не есть мяса, не касаться жены и соблюдать четыре строжайших поста в год. После чего умирали. Еще одно предписанное лицемерие.
«Совершенные» — высшая степень катарского посвящения — и были теми самыми постниками, которые не проливали крови. Возможно, имелись и еще более знающие руководители этой секты. Те, которые знали, где деньги лежат. Имеются довольно ясные намеки на то, что богатство катаров состояло не только из добровольных пожертвований, но и собиралось обычным вымогательством. Так, одна женщина, жительница Альби, обратилась в инквизицию за помощью: ее мужа совратили катары и теперь, когда муж скончался, катары требуют, чтобы она отдала им свое имущество. Знакомая картина…
Еще один миф об альбигойцах, еретиках XIII века, — их патриотизм. Как-никак, они сражались за свободу своей родины против крестоносцев-северян! Имеет смысл почитать подробнее о ходе этой войны и особенно — о том, как граф Тулузский Раймон VII предавал свой народ, когда (в целях сохранения политической власти на Юге) «покаялся» перед папой Римским. Эти документы существуют в полном переводе на русский язык в книге Н.А. Осокина. Объективно же «битва за независимость Прованса» выглядит обычным сепаратистским движением.
Еще один привлекательный момент в современной «мифологии альбигойства»: учение катаров гуманно. Катары не пугают человека адом. Ношение тела на земле и есть ад, а призвание человека — рано или поздно избавиться от «колеса перерождений» и вернуться в горнюю обитель. Бог, создавший нематериальные души — добр, и из Его рук не может выйти ничего пагубного. Следовательно, все души добры и будут спасены с гарантией.
К чему приводит эта человеческая логика? К тому, что Бог перестает быть Судией. Совесть, тихий голос Бога в душе человека, отменяется: ее заменяют внешние, формальные обряды, проводимые перед смертью и ни к чему не обязывающие.
Комментарии к книге «Диссиденты средневековья, или Лучше умереть, чем зарезать курицу», Елена Владимировна Хаецкая
Всего 0 комментариев