МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ
И ЕВРЕЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ{1}
Но, если Господь принял неправедную казнь от еврейских
шовинистов-революционеров, то казнь эта была неправедна вдвойне, потому что
Спаситель был тоже иудейским патриотом и Его учение не исключает
преимущественной любви к отечеству и своему народу, но велит соединять ее с
любовью ко всему человечеству и с ревностью о всеобщем спасении, как Он
пояснил жене самарянской (Ин. 4, 21-23) и как чувствовали, мыслили и
действовали и продолжают действовать истинные русские патриоты.
13 мая 1921 г.
I
Всем известно, что евангельские сказания о земной жизни Господа Иисуса
почти одинаковы в первых трех Евангелиях, но разнятся по содержанию от
четвертого; не в том, конечно, смысл, чтобы первые противоречили последнему,
а в том, что Ап. Иоанн сообщает о речах и событиях, умолченных в первых трех
Евангелиях, и умалчивает о большинстве тех, кои излагаются тремя первыми
евангелистами. Однако между первыми тремя и последним не только нет
противоречий, но внимательный исследователь Евангелий легко заметит, что св.
Иоанн предполагает своего читателя знакомым со сказаниями Матфея, Марка и
Луки и дополняет последние либо снабжает пояснительными замечаниями свою
речь о тех немногих событиях, которые описывают и он, и первые евангелисты,
как, например вход Господень в Иерусалим, Тайную Вечерю, посещение Петром
Гроба Господня и др. Вообще нужно сказать, что, начиная с описания Входа в
Иерусалим и предательства Иуды, сказания всех четырех Евангелий сливаются
теснее, чем в описании событий предшествовавших. Зато из прежде совершенных
чудесных деяний Христовых только одно чудо насыщения пятью хлебами пяти
тысяч народа и хождение Спасителя по водам описано всеми четырьмя
евангелистами. И вот это-то событие дает нам ключ к раскрытию поставленного
в заголовке предмета и, кроме того, поясняет нам отношение Евангелия от
Иоанна к первым трем.
Действительно, в первых трех Евангелиях чудо хождения по водам
является единственным чудом, совершенным как бы без определенной цели:
чувствуется что-то недоговоренное, и недоговоренное сознательно. Это
приходит на мысль читателю Евангелий, особенно ввиду одного выражения,
Комментарии к книге «Христос Спаситель и Еврейская революция», Антоний, митрополит (Храповицкий)
Всего 0 комментариев