Однажды утром на стенах бакинских улиц появилось горячее воззвание:
«Вековое мирное сожительство ваше отравлено! Вы, веками дружно жившие вместе, набросились ныне друг на друга: опомнитесь, что делаете вы? Куда идете? Вы забыли веления Евангелия и Корана, вы потеряли совесть!.. Долго ли еще будете вы проливать невинную кровь?… Еще раз взываем к вам, опомнитесь. Искупите совершенные вами ужасы, протяните друг другу братские руки и искренно, от чистого сердца забудьте случившееся… Искренно простите друг другу и помните, что прощение есть признак величия души. Победите друг друга любовью и прощением, а не оружием и огнем!»
(газета «Каспий», Баку,href="#n_1" title="Документы приводятся с сохранением пунктуации и особенностей орфографии ">[1]Прохожие читали и шли дальше. Обгоревшие окна армянских квартир напоминали об ужасах погрома. Они тоже агитировали — и куда красноречивее.
По вечерам жизнь в городе замирала — военное положение. Лишь ходили патрули и изредка раздавались выстрелы.
Газеты были полны известий о войне в Карабахе.
Шло лето 1905 года.
ПРИЧИНЫАзербайджанцы (тогда их называли кавказскими татарами; сами же себя они именовали просто: мусульмане) в Российской империи жили с армянами внешне мирно и дружно. Но под этой внешностью таилась застарелая вражда и вековые предрассудки.
Различным было все: религия, культура, история, национальный менталитет, политическое положение. Татары были народом полукочевым и патриархальным, армяне — народом торгово-промышленным. Со времени тюркского завоевания Армении (XI век) татары были народом господствующим. Господствующее положение они сохранили, в сущности, и при русской власти, всегда ориентировавшейся на поддержку существующих социальных отношений. Так, земля принадлежала главным образом татарским помещикам — агаларам; в местной администрации, особенно в полиции, служили в основном татарские беки и т. д.
Знания, наука не ценились у татар. «У ханов и беев считалось постыдным читать и писать — это было уделом бедняков», - свидетельствует немецкий исследователь (Гакстгаузен, «Закавказский край». СП6, 1857, ч.1, стр.185). О массе кочевников говорить не приходится. Какой контраст с армянами, важнейшими национальными чертами которых энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет «способность к изучению языков, трудолюбие, спекулятивный дух и любовь к учению»
Комментарии к книге «Пламя давних пожаров», Павел Шехтман
Всего 0 комментариев