Понятие политики как решения общественных дел в отличие от дел частных, личных очевидно возникло тогда, когда эти дела действительно начали решать, то есть в очень отдаленную эпоху родового строя. В Древней Греции в эпоху полисной организации общества такой вид человеческой деятельности получил название «политика», которое произошло от понятия «полис», означавшее «город-государство» или «город с окрестными селениями, полями, садами, гаванями и вообще территориями, обеспечивающими его продуктовые, промышленные, торговые, коммуникационные и другие потребности». Полисная организация того времени значительно отличалась от организации современных государств. В политическом отношении полис — это непосредственно осуществляемая власть. Все жители полиса, имевшие права гражданства, не только могли, но и были обязаны посещать народное собрание и голосованием решать государственные дела. В перерывах между заседаниями народного собрания (гелиэи) все политические дела решал совет пятисот (буле). Суд полиса осуществлялся регулярно сменяемыми рядовыми гражданами, назначаемыми филами. Институт адвокатов отсутствовал, и каждый эллин должен был уметь сам отстаивать свои интересы в суде. Как мы видим, в политику так или иначе были вовлечены буквально все граждане полиса. «Человек по природе своей есть существо политическое (zoon politikon)» — утверждал Аристотель[1]. Итак, этимологически понятие «политика» (греч. politika) означает то, что относится к полису (polis), то есть полисные, общественные, государственные дела, в отличие от дел семейных и дел частных лиц. При этом предполагалось решение этих дел сообща, через коллегиальные органы. Если кто-либо узурпировал себе право единолично распоряжаться делами полиса, его называли тираном.
В средневековой Европе термин «политика» появился в 1256 г., когда Вильгельм Мербекский, переводя аристотелевскую «Политику» с греческого на латынь, понятие politike koinonia (политическая общность) перевел как communication politica (политическое сообщество)
Комментарии к книге «Политология в схемах и комментариях», Борис Акимович Исаев
Всего 0 комментариев