К.Г. Юнг "О сущности сновидений"
Медицинская психология выделяется из прочих естественнонаучных дисциплин прежде всего тем, что она должна разбираться с самыми комплексными проблемами, будучи лишенной при этом возможности опираться на гарантированное устроение опыта, экспериментальные серии и доступную логическому анализу совокупность фактов. Напротив, она видит несчетное количество постоянно изменяющихся, иррациональных и противопоставляемых друг другу данностей; ведь душа — самое непроницаемое и самое заветное образование из тех, которыми только занималась научная мысль. Необходимо, правда, признать, что все психические явления все же находятся в отношении каузального следования в самом широком смысле слова, хотя именно здесь стоило бы принять во внимание, что каузальность в конечном счете есть лишь статистическая правда. Посему, вероятно, в некоторых случаях вполне было бы уместным по крайней мере оставить отворенной дверь для некой, может быть, абсолютной иррациональности, даже если — уже из эвристических соображений — и поднимается прежде всего и всегда вопрос о каузальности. Также было бы недурно, если бы уже при данной постановке вопроса приняли по крайней мере в расчет одно из классических разделений понятия, а именно: разделение на cause efficiens и cause finalis. При психологических обстоятельствах вопрос: "Почему это произошло?" — вовсе не обязательно является более плодотворным, чем другой вопрос: "Для чего это произошло?"
Среди многих проблем медицинской психологии существует дитя, доставляющее немало хлопот, это — сновидение.
Комментарии к книге «О сущности сновидений», Карл Густав Юнг
Всего 0 комментариев