«Мгновения без печали»

1871

Описание



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Alexander FOREST

МГНОВЕНЬЯ БЕЗ ПЕЧАЛИ

Если бы неправду можно было так же легко различить и вынести о ней суждение категорическое, как легко заметить в молоке мух, то мир - четыре быка! - не был бы до такой степени изьеден крысами, как в наше время, и всякий приложил бы свое коварнейшим образом обглоданное ухо к земле, ибо хотя все, что противная сторона говорит по поводу формы и содержания factum'а, имеет оперение правды, со всем тем, милостивые государи, под горшком с розами таятся хитрость, плутовство, подвохи.

Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"

* $ *

Не проживешь мгновенья без печали

А Неймарк

* $ *

В слове "Чудо" есть внутреннее противоречие. Например, по столу пробежала маленькая мышка в зеленой шапочке. Это видели все: мышка, точно, была. Если в другой раз она пробежит очень нескоро, то событие можно смело забыть, как будто его и не было, и больше никогда не принимать его во внимание, ни как "чудо", ни как что-то еще. Если мышки в шапочках бегают по столу регулярно, тогда это постоянное явление, может быть, требующее нашего вмешательства, может быть - закон природы. Тогда это уже не чудо. Поэтому чудес не бывает.

* $ *

Вы скажете, что я подражаю Витгенштейну. Но кто еще ходил по этой дороге?

* $ *

Вы скажете , что легко писать такие отрывки. И сколько их уже было, "Веселых наук", "Камешков на ладони" и других сборников афоризмов разного качества. Вот еще один, и с таким сентиментальным названием. Гораздо сложнее и почтеннее изложить стройную систему философии. Только не говорите о стройных системах. Это не Вы, а я ХОЗЯИН ВСЕХ СИСТЕМ. Именно я - математик. Сейчас мы вышли на берег, чтобы слышать шум тростника и видеть людей в мягких одеждах. Эта книжка не относится к математике. Может быть, она относится к философии но не к математике. Книжка содержит формулировки мыслей. Ни мысли, ни их формулировки не относятся к математике.

* $ *

Мне легче, чем другим писателям! Я знаю, что их задачи давно решены. Давно "закрыты", говоря нашим канцелярским языком. Мне хорошо в уютном доме титанов. Кантор, Брауэр, Гильберт.

* $ *

В философии много бессвязных выкриков, стонов и вздохов. "Формальная логика" нисколько не лучше. Для разминки и развлечения рассмотрим пример рассуждения. Что понимать под словом "хаос"? Это просто слово, вроде слов "добродетель" или "патриотизм", или хаос присутствует в мире подобно дереву или камню? Хаос - это никакой не порядок, иначе он не был бы хаосом. Возьмем порядок, называемый "осевая симметрия". Он не центральная симметрия, не параллельный перенос и вообще не тождествен никакому другому порядку (как и хаос). Переименуем хаос в осевую симметрию, а ее в хаос. Ничего не изменилось. Еще рассуждение. Пусть над парой сосудов поработал демон Максвелла. Говорят, он навел порядок. Думаю, что в графике равномерного распределения было больше порядка, а в неровной кривой больше хаоса.

* $ *

Много ли нужно книг? Мудрые люди жили до появления многих книг. Стал бы мудрее Лао Цзы, если бы прочитал еще одну, тысяча первую книгу под названием "Феноменология духа" ? А сколько утеряно книг из тех, которые читал Лао-Цзы. Как можно не знать Рильке ? - но этот вопрос неправильный. Книги что-то делают с нами, одинаковое во все времена. Скорее всего, это не зависит от содержания книг. Я жду результатов эксперимента: один мой ученик не ходит в библиотеку. Он читает книги по "эзотерике".

* $ *

Это второе издание. Эксперимент закончен. Ученик (автор первого фрагмента) давно уже, конечно, сидит в библиотеках. "Эзотерические" познания он применил для христианства, для отмазки от армии.

* $ *

Настоящая тайна и подделка. "Зоар" и "Теогенезис". Неважно, стремились ли авторы к обогащению. Уже все равно, хотел ли Мишель Де Лион (может быть, так его звали) только денег или чего-то еще. Тайна вырастает из тайны ? Тора - это тайна ? Тот набор индийских слов, из которых слеплен "Теогенезис"?

* $ *

Христианство - очень новая, очень простая идеология, еще сияющая лаком и красками. Я вовсе не стражду древности и тайны. Но открытие Каббалы (а через нее еврейской культуры) - откройте и Вы эти книги! Мы так любили русское православие. Что же это такое ? Сколько еще было событий и мыслей. Какое грубое упрощение. Теперь - простор, свобода. Освобождение от лжи. К истине ? Лабиринты иудаизма ближе к истине? Но почему то же самое чувство? Ощущение истины ненадежно ?

* $ *

Конечно - талантливая книга Лайтмана.

* $ *

Книги для письма. Для писания, а не для чтения.

* $ *

На самом деле это ощущение не истины, а свободы. Простое чувство свободы. Мир больше, мир другой. Вот: я хочу, чтобы вы были свободны. И это не об истине, с истиной разберемся потом.

* $ *

Атрибуты учености, мудрости были одинаковы во все времена. Платон, гуляющий в белых одеждах среди лавров с толпой учеников, и учитель Торы, и сосредоточенный Витгенштейн в битком набитой маленькой комнате. Бхактиведанта Шрила Прабхупада, неинтеллигентно ругающий ученых: мошенников, свиней, и собак.Но я весело смеюсь, и не бросаю книжку. Он прав: взгляните на наших полупьяных, мычащих люмпен-профессоров и доцентов. То, что доцент тупой, это аксиома. Бхактиведанта - ученое звание. Шрила Прапхупада из таких ученых, как Архимед или Вейерштрасс, даже со своей бранью. Критерий учености прост, он в самом слове: ученый тот, кто учен, кто знает. Знает Веды, или Тору, или математику. Ученость не связана с "верифицируемой" истиной, полно неучей с истиной. Целый институт неучей (каждый конкретный - неуч) создает реальную и действенную атомную бомбу, а каббалист - несуществующие конструкции, описываемые никому не понятными словами. Есть невежды с истиной и мудрецы без истины. Мне лучше ходить по утреннему пляжу Лос-Анджелеса в обществе Бхактиведанты, хотя бы и под бдительным вглядом круглоголового охранника, чем трудиться на благо науки в пахнущих носками кабинетах номерного института.

* $ *

Хорошо читать Ницше! Он профессор античной филологии. Лучше всех знает, как непохожа та жизнь на нашу. Другое добро и зло, другое все. Конечно, он не христианин, это было бы неприлично. Ницше - свободен, он вне стен своего времени - узкого, тяжелого времени. Как профессионально Ницше отделяет составляющие прозы: здесь мысль, здесь поэзия, поддерживаемая мыслью, здесь только поэзия, только стиль и плетение словес. Кто сказал, что он иррационалист ? Какое неуместное слово.

* $ *

Кандидат наук, рассуждающий об ауре и сглазе, и есть иррационалист.

* $ *

"Ницше - свободен, он вне стен". Это довольно смешно, но доля правды здесь есть. Германия 80-х годов. В Европе кончается "период феодальной раздробленности". Быть не христианином как минимум странно. Ни о каком авангардизме никто еще не слышал. Идеям Фрейда и Эйнштейна еще предстоит скандальная известность. Сейчас эти идеи никого не удивляют. Время свободы мысли, разнузданности мысли? Время обладания истиной? Над этим смеялся Рабле.

* $ *

"Мир движется от рабства к свободе". Хочется в это верить, но это неочевидно. Уже понятно, что мир НЕ движется к совершенству. Человек, который оказался впереди своего времени, привлекает нас не тем, что он ближе к совершенству, а чем-то другим.

* $ *

Не забыть: приехавши в Испанию - разобраться до конца с Моше де Лионом; ---"--- на Украину - узнать и написать все про П.Иванова; ----"---- в Россию про агентуру из великих писателей.

* $ *

Подделки Блаватской и Рерихов просто не талантливы. Перелистаем "Агни-Йогу". Не на чем остановить взгляд. Не запоминаются ни стиль, ни содержание. Простые слова мудрых книг останавливают нас: мы или отложим пока такую книгу, или будем со счастливым трудом раскрывать тайну невидимо осмысленного текста.

* $ *

"Никакая культура не одинока". Мне нравится этот афоризм, или, может быть, пожелание. Забавно видеть удивление молодежи, когда я говорю, что "Звезда по имени Солнце" - ницшеанское стихотворение. Конечно, миф об Икаре. Баллада о человеке, свободном от камней прошлого (имен), от мусора настоящего (чинов), готовом осуществить мечту или просто желание. О Ницше мои школьники еще что-то слышали, об Икаре - ничего.

* $ *

А разве Цой читал Ницше ? Глупый вопрос, но понятный. Считают, что поэт дурноватое, восторженное существо, не совместимое с ученостью. Поэт может не быть знатоком немецкой философии или античной филологии. То, что ему нужно, он может узнать прямо из воздуха, из мимолетных бесед и случайно открытых страниц. Но он может быть профессором (даже и с документом). Лишь бы этот воздух был.

* $ *

Мы говорим о культуре, но не о бескультурье (свинстве).Культуры бывают всякие - неолитическая культура, культура бактерий на питательном субстрате. Для меня культура - понятие археологическое. Меня не интересует взаимное превосходство культур. Вокруг нас все еще советская культура с ее характерными признаками, изучаемыми антропологией. Советская культура не бескультурье, это тоже вид культуры. Агрессивная культура может быть долговечной. Культура может быть одинокой.

* $ *

Считают, что поэт дурноватое восторженное создание. Например, Есенин. Запомните: дураков нет нигде. То, что какой-то там самобытный поэт не понял стальную эпоху и удавился, а другой удавился просто от войны, тоски и холода волжских берегов, а третий (по отзывам современников, имевший твердый характер) застрелился от венерической болезни - это все бред. Поступки людей обычно имеют соразмерные причины. Причины эти нужно искать не в гранях самобытного естества, а где-то в архивах и ветеранских дачных поселках. Некоторые из этих загадок разгаданы, другие - все еще нет.

* $ *

Одну пародию К.Пруткова до сих пор принимают за чистую монету:

Мне стан твой понравился тонкий,

И весь твой задумчивый вид

................................

И голос твой дивно звучал,

Как звук отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

................................

Юмор 50-х годов XIX века слишком тонок для наших толстых ушей:)

* $ *

Привлекательное на первый взгляд выражение: "внутренняя свобода". Внутренней свободы нет без наружной. Камень на дороге внутренне глубоко свободен, добродетелен и гостеприимен, вот только водки он не наливает. Как это красиво и поэтично: внутренне свободный поэт творит в старой деревянной даче, покинув центр Москвы и жизнь империи, уединившись среди прекрасного осеннего леса. Другой пишет статью в деникинской газете, содержащую соответствующий газете анализ момента, но возвращается в большевистскую Москву. Все эти реверансы мне неприятны. Ахматова, Булгаков, Пастернак, Цветаева и другие - поэты брежневской эпохи. Именно их учат в школе по учебникам литературы. Список для учебника подбирается и утверждается властями.Внутренняя свобода выгодна властям не меньше, чем ложь.

* 27 *

Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом

(К.Прутков)

* $ *

Я хочу, чтобы вы были свободны хотя бы в той же мере, как очередной дурачащий вас идеолог. Может быть, вы всю жизнь будете двигаться от свободы к свободе, т.е. от одной лжи к другой.

* $ *

Слово есть звук пустой. Очередной дурачащий вас (обьективно или субьективно) идеолог может быть симпатичным и (обьективно или субьективно) несущим вам благо или зло независимо от того, что он говорит. Бхактиведанта возражал против собак и хотелввести кастовую систему. Он приносил людям (возможно, немногим) благо (как субьективно, так и обьективно). Жесты, взгляды и угощение - это другая литература.

* $ *

Например, матерщина советских людей.

* $ *

Где вы взяли, что цель школы - улучшить вашу жизнь ? Музыку заказывает тот, кто платит. Государству нужно воспитать нового человека, т.е. человека советской культуры. Для этого нужны и умерщвление плоти, и отупление, и опоение. Только не думайте, что это дьявольский план, что есть мозговой центр и что ваши учителя издеваются над вами сознательно. Все это происходит само собой.Если угодно, саморегулируется. Вы можете получить знание, не достигнув мудрости. Вы можете обзавестись истиной, оставаясь там же, где и были. Вы можете обрести мудрость, истину и свободу, оставаясь советским человеком.

* $ *

Хотите увидеть нового человека? Вот он: он еще достаточно молод, волосы слиплись. Лицо помято. Он сидит на корточках на асфальте. Ниже бычки. Голова опущена, изо рта тянется прозрачная струйка слюны. Он плюется (кроме бычков, на асфальте полно пены). Между грязно-белых, повисших пальцев сигарета. Он ждет конца обеденного перерыва, чтобы купить бутылку.

* $ *

В Москве, в ГУМе, наконец открыли секцию для любителей поэзии. Там продается вся необходимая атрибутика, связанная с популярными деятелями культуры. Можно приобрести надувного Высоцкого, а также некоторых других исполнителей. Продаются черные свитера, гамлетовские сапоги, другая одежда и белье, гитары, записи, книги и футляры в виде гробов.

* $ *

Государство вне закона

* $ *

Теперь прекратим о книгах! Вспомним вопрос Бхактиведанты: можете ли вы решить загадку жизни? Но это неинтересный вопрос. Он почти решен, и именно теми и так, как не любит Бхактиведанта: генетический код расшифрован, создаются новые вирусы. Ученые спорят, жизнь это или не жизнь. С точки зрения Вед и Ницше: жизнь как ценность. Тоже вопрос. Застежка от лифчика не жива, но имеет для фетишиста большую ценность. Все это дело вкуса. Более или менее определенно о жизни можно сказать только одно: это что-то сложное.

* $ *

Гораздо интереснее вопрос о сознании. Он порожден подозрительно большой отчетливостью нашего восприятия. Чтобы избежать удвоения, хочется принять, что сознание - это проявление того же начала, которое формирует окружающие предметы, и что наши представления на самом деле территориально принадлежат этим предметам или совпадают с ними в рамках универсального формирующего начала, которое есть "все". Это монизм.

* $ *

Гораздо интереснее вопрос о смерти! Все привыкли, что она обязательна. Это неочевидно. Где кухня, в которой эволюция сформировала такое странное свойство? Перенаселение среди изобилия пищи? Или это просто побочное свойство, которое осталось, так как ничему не мешало? Где следы образования механизма смерти, которые должны показать нам археология, палеонтология? (Мы не говорим о тех формах жизни, о которых трудно сказать, умирают они вообще или нет).

* $ *

Приглашение к исследованию: на первый взгляд кажется, что количество доступной информации превышает емкость мозга, даже если ограничиться зрительными образами. Для хранения изображений нужна очень большая память. Если действительно под гипнозом человек может подробно описать большое число мест, где он бывал, то нужно рассчитать обьем, приходящийся в мозгу на один бит информации. Тогда можно будет сказать, хранится эта информация в мозгу или где-то еще.

* $ *

Есть мнение, что человек венец творения, то он если и несовершенен, то предназначен для совершенства. Это иудео-христианская точка зрения.

* $ *

Религия - результат неверной работы мозга. Мозги никому не обязаны быть совершенными.

* $ *

Кто устанавливает критерий совершенства или несовершенства? Что он с этого имеет?

* $ *

Термин "человек" корректен, он отражает несомненную внешнюю похожесть. Меня интересует другое: насколько можно считать человека целостным? Психика человека не целостна, это уже доказано. Строго говоря, человек не равен самому себе даже структурно. Есть мнение, что митохондрии в составе клетки возникли вследствие симбиоза с одноклеточными существами. Можно провозгласить симбиоз с духами из мира "тонкой" материи.

* $ *

Не могу сказать, что люблю своих друзей только за их различие. Но за их различие я их люблю! Один мой знакомый - еврей, самый настоящий еврей с еврейской же физиономией, играющий в шахматы, другой - осетин с характерным акцентом, экспансивностью и щепетильностью, третий флегматичный хитрый белорус, четвертый украинец столь же хитрый, но достаточно нахальный, вдобавок с большими черными усами, и так далее. Далее, если вам не нравятся негры, почему вы не откажетесь развлечься с негритянкой (негром)? Вы видели голых молодых негритянок, розовых в одних местах и черных в других? Тогда что вы имеете против черных? "Нет ни эллина, ни иудея". Я не хочу, чтобы все были одинаковыми, РАВНЫМИ и плоскими, в одинаковых серых френчах, с христианским липким желто-зеленым телом.

* $ *

Я думаю, что мир наполнен жизнью и разумом. Что мир стремится к сложности, что сложность его непроходима. Только, кроме наших зверей,там больше некого погладить по шерсти между ушами.

* $ *

Не стоит провозглашать царство радости подобно Циолковскому. Представляю, что Земля плоская и накрыта хрустальным куполом. Есть старинная гравюра: любопытный путешественник добрался до края Земли, проколупал в небесном своде дырочку и с интересом смотрит на шестерни и цепи мирового механизма. Какую бы физическую преграду бог не ставил людям, их хитрость и гордость разрушат любую стену. Дурная бесконечность космоса и есть непреодолимая стена. Там нет ничего, кроме камней. И я в самом деле думал бы так, но я не религиозен.

* $ *

Есть не единое, а только многое.

* $ *

Есть много разных "нечто", а не "ничто", и не "все".

* $ *

Почему в пустой системе координат (ширина, высота и длина) должно что-то быть ? Кажется, там должна быть пустота. "Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, ничто?" - спрашивает Хайдеггер. Я знаю, как просто выпускается джинн из бутылки. Уже простое различение, единица и последовательность, порождают такие чудовища, как фракталы, не говоря уже о других. Уж если что-то есть, бесполезно бояться "ничто". Там может быть все, что угодно, вплоть до летяющих ящеров. Они страшнее.

* $ *

Лучше всего смотреть на "ничто" как на логическую фигуру в пустом разговоре. Воспользуемся уже знакомой схемой. Например: "ничто" не есть никакое "нечто", иначе оно не было бы "ничто". Теперь возьмем какое-нибудь "нечто", которое не есть никакое другое "нечто" (хорошо отделяемое "нечто"). Переименуем хорошо отделяемое "нечто" в "ничто", а "ничто" в то. Ничего не изменилось. Любое хорошо отделяемое "нечто" и есть "ничто". Есть ли где-нибудь такое хорошо отделяемое "нечто" или это просто глупость, это совсем неинтересно.

* $ *

Вспомним "несуществующую конструкцию каббалиста". На самом деле и хаос, и "ничто" все-таки есть в мире подобно дереву или камню (падающему с крыши на голову). Они действуют в мире так, как будто они есть, через человека - и в этом смысле они тоже реальны. "Ничто" и прочая гадость "ничтожествуют" (слово Хайдеггера) посредством человека. Результаты неверной работы мозга в этом смысле нисколько не слабее. Религиозные фанатики пренебрежительно относятся к материи, но не стоит столь же пренебрежительно относиться к идее!

* $ *

Только ли человеком ничтожествует "ничто" ? Кем-нибудь еще? Чем-то еще? Что еще "ничтожествует", хотя и не принадлежит нашему разуму?

* $ *

А как существуют камень и дерево? Насколько способ их существования другой, чем способ существования добродетели и патриотизма?

* $ *

Я хочу, чтобы вы узнали: мысль может быть увлекательным приключением и путешествием. Мы давно уже плывем по неизвестному морю, за пределами разума и всякого смысла. Мимо проплывают золотые рыбки. Солнце и волны ласкают тело. Рядом стоит мой огромный серый авианосец (Кантор, Брауэр, Гильберт). А вот котенок тонет. И еще больше я хочу, чтобы вы умели плавать в любых реках и морях, а не только в воняющей хлоркой воде цементных корыт.

* $ *

Здесь мы выработали ряд полезных положений. Мудрость демонстрирует сложность. Может быть все, что угодно. Автор любит негритянок. Что же из всего этого сле

Часть 2

* $ *

Рассмотрим обьекты, никак между собой не взаимодействующие и не известные никому. Они расположены в обычном пространстве. Кроме них в пространстве ничего нет. Каждый из обьектов вечен или не вечен, возникает или не возникает в любом месте пространства, и нет оснований предпочесть одно место другому. Выберем какой-нибудь способ выделения облаков, состоящих из обьектов. Облака имеют более или менее четкие границы. Облака могут иметь любую форму, все формы равноправны, все вроде бы должны быть в одинаковых количествах. Тонкопленочных форм должно быть "столько же" , сколько обьемных. Облако можно представить теперь в виде набора слоев звезд и пустоты, к тому же разными способами. Получается, что тонкопленочных форм больше, чем обьемных. Значит, нужно сделать ппроизвольное разделение облака на слои невозможным. Такое разделение невозможно, если облако уже и так разделено. Если рассматривать более тонкие пленки, то выходит, что и эти пленки должны быть разделены. Бесконечная иерархия пленок невозможна, так как обьекты есть не в любом обьеме пространства. Любой конечный или бесконечный ворох пленок можно рассматривать как соответствующий обьемный обьект.

Эту картину образуют скопления галактик. Речь идет о невообразимо огромных расстояниях, на которых взаимодействие галактик невозможно. "Китайские стены" из скоплений галактик, протянувшиеся в пространстве, заставляют авторов популярных книжек задуматься, какая внешняя сила сформировала эти сложные, отнюдь не бесформенные образования в виде пленок, мыльных пузырей и пены размерами в миллионы световых лет. Подход, основанный на шаткой интуиции симметрии, привел нас к противоречию: от предположения об отсутствии внутренних и внешних взаимодействий мы пришли к картине, которая кажется нам созданной внешними или внутренними силами (механизмом воздействия или взаимодействия). Это рассуждение не претендует не только на возможность формализации, но даже ни на какую разумность. Мы уже договорились, что эта книжка не относится к математике.

* $ *

Лавры Канта не дают тебе покоя.

* $ *

Но это, наверное, не лавры Канта, а его мозг. Осенью мозг Канта холодным туманом поднимается с полей, хранящих следы оросительных каналов и разрушенных немецких фольварков, распространяется среди бетонных домов русского города, проникает в вагоны стоящих на запасных путях электричек, во дворы и на лестничные площадки подьездов. Мозг Канта, вырванный из земли снарядом, холодным туманом вползает в бетонные квартиры, где жители под ватными одеялами видят сны о любви, сны, похожие на жизнь - в жизни, похожей на смерть.

* $ *

А что же следует из красоты негритянок ? Пока ничего. Продолжаем наш разговор - разговор со странными, случайными собеседниками, среди которых Шрила Прапхупада, Витгенштейн и Ницше. Жаль, что Ницше помер, а то бы он вместе с нами увидел нового человека. Только это не просто треп, а скорее осада крепости, изучение местности и сил противника. Сама крепость уже взята, но мы хотим понять, что она есть.

* $ *

Если тебе интересно читать эти заметки, этот интерес стоит проанализировать. Здесь применяется определенная технология. Есть удачные примеры применения этой технологии (а также неудачные). Рассуждения о "сверхчеловеке" и о "вечном возвращении" у Ницше представляются притянутыми за уши, хотя и с некоторой целью. Книга о Заратустре имеет слишком торжественный стиль и ритм, поэтому просто необходимо было уравновесить все это достаточно четкой "логической" концепцией или мыслью, проще говоря - содержанием. Это не удалось. Можно представлять последние книги "Заратустры" как нечто глубоко интимно-значительное и таинственное, но можно посмотреть на эту книгу проще. Кроме необычных мыслей, Ницше имел чутье баланса логики и ритма. Сверхчеловек, воля к власти, белокурая бестия и вечное возвращение, по-моему, не относятся к числу концепций. Это просто удачные и неудачные риторические приемы.

* $ *

Чтобы иметь такое "чутье баланса", нужно быть художником. Однако нужно быть ученым вот в каком смысле: нужно знать истинную (низкую) научную ценность своей логики, и понять, что это не есть наука, и отделить одно от другого.

* $ *

Иррационалист, о котором мы говорили выше, не умеет и не имеет нужды отделять одно от другого.

* $ *

Книга - это изделие, такое, как стул или стол, или другой бытовой предмет. Изделие может быть сделано, изготовлено хорошо или плохо, мастером (хорошим столяром) или нет, но оно никакое не откровение. Никакая книга не священна, и никакой писатель не сверхьестественное существо. Он может быть изготовителем качественного откровения.

* $ *

Потом появились другие философы. У Витгенштейна и Ницше похожая технология изложения, но обратное соотношение в этом изложении логики и риторики (какая это новая и глубокая мысль!). Отношение философов к этим неортодоксальным трудам тоже похожее. Философы содержательно анализируют явно формальные приемы Ницше, так как не учили литературу, а по поводу Витгенштейна говорят об эзотеризме, так как не читали Фреге.

* $ *

(Микрорайон, в котором я живу, тоже называется "Китайская стена". Девятиэтажки и в самом деле образуют длинную стену, отгораживающую военный аэродром и урановые шахты от кварталов, где живет городское начальство, и от центра города. Девятиэтажки должны смягчить ударную волну).

* $ *

Эти мгновенья - без печали, и ты извини, что речь пойдет о лестничных площадках. Просто скоро, когда будет закончен этот фрагмент, я буду подниматься по черной загаженной лестнице к своему ученику - первому читателю моих трудов. Думаю, что мир более гармоничен, чем кажется на первый взгляд, и тот свет, который ныне исходит от страниц продающихся на лотках книг, гармонирует с освещением, духом и содержанием лестничных площадок. Можно говорить о чистом и холодном звездном свете формул, но я хочу выяснить, можно ли говорить о месте, где мы живем, и если можно - то как об этом говорить.

* $ *

Смысл наших дворцов и парков в том, чтобы создавать родину дворянству души (Ницше)

* $ *

Когда пропадает разум - возрождается суеверие.

Когда исчезают врачи - плодятся священники.

Когда умирает честь - воскресают мошенники.

И песни переходят в мычание.

* $ *

И каждое слово превратится в молчание

* $ *

Так в чем же существо философствования, которым мы философствуем здесь? В непривычности содержания (как уже говорилось, не претендующего ни на какую разумность), или в форме, и только в форме изложения ? Вряд ли стоит задавать этот вопрос, ясно одно - философию следует строить по законам контрапункта, а не по законам логики.

* $ *

Философию следует строить по законам жеста и взгляда.

* $ *

Любите свечку - источник света.

* $ *

И если кто-то философствует, или говорит непривычные вещи, то он не обязательно говорит языком языка (никому не понятного языка индийских преданий). Вытянув хвосты и насторожив уши, мы собрались послушать новости, непривычные слова, не содержащие информации.

* $ *

Нет никакой логики, кроме математической логики. Но у математики тоже нет никакой своей спасительной логики как "логики математики". Математическая логика - просто название формальной системы.

* $ *

А суеверие, лишь шаткой гранью отделенное от мудрости, оно тоже построено по законам контрапункта или еще чего-нибудь хорошего? Суеверие и мудрость - не красота и не тайна.

* $ *

Суеверие (лежащее на пути от мычания через язык к формальной системе) отвлекает от тайны. От той тайны, про которую говорил Витгенштейн.

* $ *

Поэтому религия - занятие для лентяев.

* $ *

Не люблю: космос, самолеты; коммунальные дома; дачные поселки; телевидение; самодержавие, православие и народность.

* $ *

Дрожь стен, вой и покой сна. Голова соседа с перхотью на редких волосах покоится на замусоленном чехле кресла. За окном недоступное синее и оранжевое безмолвие. Высота пять тысяч метров. На эту высоту индийские мудрецы поднимались пешком и медитировали среди снегов без пищи, почти без одежды, а потом возвращались в города, и достойнейшие из них получали имя "Гуру" "Учитель". На картине изображен такой мудрец на вершине горы среди растаявшего вокруг снега, с бронзовым обнаженным телом. Еще лучше, когда красный наглый майор нажирается колбасы, апельсинов, залезает в воняющую керосином трубу и проносит среди звезд свое набитое калом брюхо.

* $ *

Все началось с американского фильма "Козерог-1". Напомню сюжет. Космическая экспедиция отправляется на Марс. Ракета неисправна, и в последний момент космонавов оставляют на Земле. В телестудии делают макет пилотской кабины и снимают все так, как будто это в космосе. Настоящая ракета на обратном пути взрывается, и скрыть это не удается. Космонавты остаются совсем лишними, вынуждены бежать из телевизионного павильона, расположенного в пустыне, и пробиваться к гласности. И есть замечательная повесть Пелевина "Омон Ра" с похожим сюжетом, но на советском материале. Повесть написана со злобой к лестничным площадкам Отчизны, и может быть, поэтому осталась неоконченной. Так вот, мне посчастливилось узнать, как все это происходит НА САМОМ ДЕЛЕ. Оказывается, реальность лишь немного не дотягивает до смелой фантазии Пелевина.

Бункера начинаются на востоке Москвы, в сторону Преображенки за кольцевой автодорогой. Линия метро идет оттуда к министерству обороны на Арбате, параллельно метро для людей. Другая линия начинается под Кремлем и тянется далеко на юг, до самого аэропорта Домодедово. Это очень далеко, но это правда. Настоящее метро провели туда только сейчас, параллельно секретной линии. Секретная линия ведет к секретным взлетным полосам, предназначенным для срочного бегства. Эти две ветки метро идут параллельно настоящим, и снаружи отличить их трудно - тот же стук поездов под землей, слышный ночами, те же зарешеченные тумбы вентиляционных шахт. Есть еще третья ветка. Она тоже начинается в Кремле и ведет на запад, к Университету и пустырю, где расположен подземный город. Под Мичуринским проспектом нет метро для людей, но вентиляционные шахты может видеть каждый желающий. Оттуда дует такой же теплый, пахнущий потом воздух, как и везде в метро. Все тоннели, секретные и настоящие, соединены между собой. Слева от платформы "Матвеевское" военная часть, один из вьездов в подземный город. Этот вьезд раньше применяли для строительства, теперь здесь расположены ракеты ПВО - последний эшелон обороны главного бункера. Как можно было построить все это в такой стране? Вопрос интересный, но не такой уж сложный, как кажется на первый взгляд. Грунт в Москве легок для проходки, там нет скал.

Как летит ракета? По орбите она может сама летать очень долго. Но сначала ракету нужно вывести на орбиту. Двигателями и рулями ракеты управляют маленькие моторчики, которые включаются по радиокомандам с Земли. Подчеркиваю: ракета летит на самом деле, и на самом деле с Земли подаются радиокоманды. И ракеты, и бункера есть на самом деле, другое дело - какие. Итак, моторчики (они называются "сервомоторы") приводятся в действие командами с Земли, из бункера возле Голицино. Там находится настоящий центр управления полетом (сокращенно "ЦУП"). Тот, что показывают по телевизору, с огромным полутемным залом, экраном во всю стену и дисплеями, сделан только для отвода глаз. В бункере много заставленных старинной радиоаппаратурой маленьких комнат. К каждой комнатушке приписаны свои спутники. Когда вы входите в комнату, вас обдает крепким запахом лейтенантских подмышек. Военные сидят в потных, пожелтевших майках, потому что там очень жарко. Особенно жарко во время так называемых сеансов. Сеанс - это когда ракета стартует или когда в зону видимости антенн попадает спутник, требующий коррекции орбиты. Каждый лейтенант управляет одним сервомотром, уткнувшись красными глазами в круглый экран осциллографа и стараясь не упустить кривую за ограничительные линии, нарисованные прямо на стекле фломастером начальника. Непослушная кривая дергается, извивается, и рука потного человека в майке тоже конвульсивно дергается, двигая рукоятку, похожую на рычаг скорости в автомобиле. Итак, бункера начинаются на востоке, но мало кто знает, как далеко они протянулись на запад.

* $ *

Наша родина - Пруссия (может быть, даже Восточная Пруссия) - ведь многие из нас выросли в окружении прусаков и кухонных бачков. Тебя заставляют любить и защищать Родину, но что она такое, неужели эти кухонные бачки и грязные лестницы твоего детства?

* $ *

И если тебя гонят на фронт и говорят "Стреляй", ты должен помнить: ТВОЙ фронт расположен поперек. Стреляй в командира. Стреляй в "товарища по оружию"!

* $ *

Телевидение для меня не зрелище, а воплощение единства urbi and orbi. Когда в Кировограде начинается весна, из-под снега появляются прошлогодние ржавые банки, бутылки и дохлые коты, а с полей начинает дуть теплый ветер, мне приходится путешествоватиь по задворкам Отчизны - по Балке, Балашовке, Кущевке и другим местам. Вдали в ослепительном весеннем солнечном свете стоит ажурная конструкция телебашни, за ней на горизонте пологие холмы и начинающие зеленеть леса. Я стою на железном мосту, переброшенном через огромный овраг. Внизу на недостижимой глубине среди мусора пробирается ручей, там шелестит бумага, звенят банки и мелькают серые быстрые тела. Крысы разумны. Невидимые радиоволны заполняют пространство: небо, глубину и даль, и начинающиеся прямо от заборов теплые мягкие кучи на склонах. Бесцеремонные волны пронизывают,соединяют и обьединяют рыжие склоны, крыс и людей, которые в этот ранний час еще спят в домах города на семи холмах. Волны воплощают единство нашего мира.

* $ *

Блаженны короткие, ибо они наследуют землю.

* $ *

Самодержавие, православие и народность. Даниил Андреев любил расставлять знаменитых людей по затомисам и синклитам, каждого согласно его рангу и заслугам. Мне кажется, что посмертие автора "Розы мира" происходит в застенках и канцеляриях того же синклита, где ныне творит другой знаменитый литератор. Его имя - Карл Радек.

* $ *

И вот когда-нибудь русская православная государственность прогремит спелой грозой, животворящим дождем прольется на землю - и уйдет туда, куда ей положено: в канализационные трубы.

* $ *

Вместо одного мира нам незаметно подсовывают другой. Все вокруг прочно, материально и нерушимо, но странно зависимо от причуд нашего сознания. Мы думаем или говорим о каких-то вещах, а потом слышим о них из висящего на стене радио или читаем об этом на случайной афише за окном троллейбуса. (Я не говорю о deja vu - симптом, известный психиатрам). По терминологии Д.Андреева, мир состоит из слоев, в разной степени связанных между собой. Совокупности смежных слоев называются сакуалами. Переходы между слоями сакуалы возможны или невозможны, иногда очень легки, и мы переходим из мира в мир, не замечая этого. Переходы легки только если знаешь место, где переходить. Есть место перехода в Энрофе (материальном мире). Это место в Москве. Если опуститься в метро и совершить полный круг по кольцевой линии, то при выходе ты попадешь в ДРУГОЙ мир, и можно сразу увидеть конкретные отличия. Таким образом, любой алкаш, заснувший в вагоне, досрочно совершает круги своей кармы, благодаря подземным тайнам малой ценой приближаясь к совершенству. Есть люди в Москве, которые приближаются к совершенству, делая множество оборотов в день по кольцевой линии. Я всегда со смешанным чувством радости и печали провожаю очередного путешественника. Мы больше не увидим его, он вернется в другой, лучший мир, а вместо этого человека из низшего мира придет похожий человек, но не тот. Сначала такие симпатичные, с блестящими глазами, после путешествий они становятся помятыми и облезлыми. Меня утешает, что это совсем другие люди. В конце концов они больше не возвращаются, и это означает, что бессмертная монада на пути к высшему счастью совсем покинула низшие слои Энрофа.

* $ *

Твоя жизнь скудна, гегемон. Ты думаешь то же самое, что радио и телевизор.

* $ *

Некоторых мучает страшный вопрос: а что, если направление движения по кольцевой линии выбрано неправильно, и вместо высших миров происходит переход в низшие? До мордобоя еще не дошло.

* $ *

Верующие обретают благо облезлости.

* $ *

Дачные поселки похожи на кладбища с огромными оградами могил и деревьями вместо цветов.

* $ *

Я уже говорил, что бывает философия как набор истошных воплей, стонов и вздохов (цветник возвышенных мыслей, озарений и взлетов). Ну почему бы и нам немного не повопить в нашей восточноевропейской пустыне ? Первый коллаж: степной верволк, воющий среди украинских полей.

* $ *

Пробираясь среди битого стекла и прошлогодних дохлых кошек в дебрях кустов и холмов пригорода, мы находим странные вещи. Мы можем однажды найти определенность и решение: если мы не принадлежим этой культуре, нам следует выйти через колючие кусты на дорогу, поехать в Одессу, сесть на пароход и бросить последний прощальный взгляд назад - туда, где навсегда позади осталась страна березового ситца и пеньковых веревок.

* $ *

Россия для нас необитаема, и наш бескорыстный труд докажет высокую моральность мышления.

* $ *

Но это уже не моя мысль, хотя и она рождена среди кустов, холмов и веревок. Это русский поэт Баратынский, знаменитый в педагогике изобретением особой комнаты для занятий. Комната была в верхнем этаже господского дома, без окон, но с большим застекленным отверстием в потолке, чобы дети не отвлекались во время уроков. Там было видно только небо. Дети называли комнату "морильней".

* $ *

Нет, я не могу:

Прежде, чем ругать меня подлецом, подумай ты хорошенько о том, что я говорю, моя честная редакция, а главное, будь последовательна и не виляй хвостом.

Ведь ты сама знаешь очень хорошо, что в мире, в котором луна соединяется с землею, места духу и духовным потребностям быть не может. Уж я не говорю о высоких духовных потребностях, нет - о тех только, которые одухотворяют целую жизнь, об искусстве, о философии как искании абсолютного. Нечего петь будет и нечего искать будет.

* $ *

Нет, но я не могу ! Это был Аполлон Григорьев. Роскошное блудословие русской мысли неудержимо увлекает мое перо. Сгинь навсегда, нечистая сила!

* $ *

Меня забавляет провинциализм Пушкина, воспевшего Испанию и другие страны и времена, ни разу не бывшего ни за какой границей, демонстрирующего обретение теплой веры и близости к государю, по сравнению с "космополитизмом" Бродского, изобразившего кусты и холмы задворок отчизны, говорившего о желанном privacy.

* $ *

- Какое мне дело до ваших Пушкина, Леси Украинки и прочих ?

* $ *

- Никакого. И ты, конечно, устал. Тебе нужно пройти мимо, как странник, ничего здесь не берущий с собой и оставляющий на этой замусоренной земле лишь тень.

* $ *

Раньше компьютер казался мне полем сражения человека со слабостью своего разума. Твой противник - лист бумаги. Во всяком случае, не ящик с кнопками и лампочками. Кроме этого, компьютер воплощал (и продолжает воплощать) чужую культуру, цивилизацию Запада, и работа на ЭВМ могла быть формой одностороннего общения с людьми, создавшими непривычный мир программ. Время расставило все на места, никто уже не собирается требовать от компьютера то, чего он не может дать. Мне уже не интересно и не хочется заниматься компьютерами, потому что я знаю, чем все это кончилось. Это мультимедийный компьютер со шлемом и укрепленной на мониторе маленькой телекамерой, подключенный к сети "интернет". Из дополнительных устройств на одном конце линии что-то вроде стакана доильной машины, а на другом конце, за океаном, сидит на похожем на джойстик вибраторе моя компьютерная подруга. Окончательная форма применения компьютера хороша, но слишком абсурдна.

* $ *

Многое вокруг нас не существует. Как может быть лифт, или телефон, или самолет? Там же должны быть ровные детали. Как это возможно у нас ? Наверное, это гипноз.

* $ *

А запад - существует ли он на самом деле, или это только сон

востока (я уже начинаю теряться и забывать, что имел в виду - восток, Восток или Восток-1. Может быть, виноват застоявшийся с осени мозг Канта, а может быть, наоборот, теплый ветер начинающейся весны). Какой это город, Тверь или Вятка ? Идеалисты мы или материалисты ?Поскольку мы допускаем, что лифт и Запад существуют лишь в нашем одураченном сознании, постольку мы, наверное, идеалисты. Но я твердо знаю, что я - материалист, и твердо знаю, что должна быть и есть надежная земля среди этого моря солипсизма. Мой материализм последователен и ничем непоколебим, хотя и несколько нетрадиционен. Состоит он вот в чем: надежная земля и есть наша советская земля. Является или нет Запад сном моего разума, и является ли сам мой разум во сне советской земли неважно. ТОЛЬКО ЭТА земля материальна, реальна и первична.

* $ *

И только кажется, что они спокойно спят в своих постелях - одни свернувшись калачиком, другие - положив руку под подушку или укрывшись с головой ватным одеялом. На самом деле все - как солдаты в походном лагере, они легли там, где застиг их сон, лицом вниз на заметаемых снегом мусорных кучах, и нет часовых, опирающихся на копье, и давно уже нет огня. Холоден становится мир, и сон побеждает его.

* $ *

За чистую монету следует принимать только доллар. Именно поэтому он отделяет одну мысль от другой.

1990 - 2002гг.

Комментарии к книге «Мгновения без печали», Александр Форест

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства