Разоблачая подобные «социалистические» устремления Прудона, Маркс отмечает, что тот отнюдь не первым задумал «преобразовать общество путем превращения всех людей в непосредственных работников, обменивающихся равными количествами труда», и называет произведения Годскина (1827 г.), Уильяма Томпсона (1824 г.), Эдмонса (1828 г.), добавляя, что мог бы заполнить четыре страницы одними названиями подобных работ. А далее приводит обширную выписку из Дж.Ф.Брея, рассуждения которого в точности соответствуют ходу мыслей некоторых наших товарищей. Завершая критику, Маркс показывает, что тот «корректирующий идеал», который Брей во имя справедливости хотел бы ввести в мир, есть лишь прямой некритический слепок с отношений частной собственности, и что попытка воплотить его в жизнь только помешала бы нормальному ходу дел вплоть до того, что «равенство обмена было бы спасено только посредством прекращения всякого обмена».
Добропорядочный буржуа думает, продолжает Маркс, что индивидуальный обмен может существовать без антагонизма классов, что можно как-то устранить из товарного обмена все заключающиеся в нем антагонистические элементы. Однако попытка реализовать этот вымышленный идеальный обмен на практике не может привести ни к чему, как к тому самому обмену, который существует не в благонамеренном представлении, а в жизни: «вместо рисовавшегося в мечтах преображенного общества появляется лишь тело современного общества». (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.4, С.109).
Рассмотрим сначала невозможность установления товарного обмена строго по стоимости в каждом случае, а затем и практическую бесполезность его как средства против эксплуатации и общественных антагонизмов.
Комментарии к книге «Об «истинной стоимости» товаров », Элеонора Владимировна Никишина
Всего 0 комментариев