«Курс лекций по дисциплине «Экономика предприятия»»

2416


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Ethan Frome

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский государственный университет

Институт довузовской подготовки и последипломного образования

Факультет переподготовки специалистов

Курс лекций

по дисциплине «Экономика предприятия»

для слушателей специальности 7.050104

«Финансы» (заочное отделение)

Составитель - доцент кафедры управления Бондаренко И.И.

Днепропетровск

2000 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………... 4

Тема 1. Предприятие - основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования. ……………………………………………………………………………………………..6

1.1. Предприятие: понятие, производственная и организационная

структура, цели и направления деятельности………………………………………………….6

1.2. Производственная программа предприятия……………………………………………..12

1.3. Классификация предприятий и их объединений………………………………………..17

1.4. Правовые основы функционирования предприятия……………………………………24

Тема 2. Производственные ресурсы предприятия…………………………………………...29

2.1. Основные фонды: понятие, классификация, состав, методы оценки,

износ, амортизаций, воспроизводство, эффективность использования и

воспроизводства………………………………………………………………………………...29

2.2. Производственная мощность предприятия: понятие, виды……………………………39

2.3. Оборотные фонды и оборотные средства: понятие, состав,

кругооборот, эффективность использования…………………………………………………42

2.4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия: понятие, классификация, эффективность использования…………………………………………………………………………………..45

  • Финансовые ресурсы: сущность, функции и организация финансов предприятия; состав финансовых ресурсов и направления их использования…………………………….50

  • Тема 3. Показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия……….57

    3.1. Себестоимость продукции: понятие, назначение, виды, классификация затрат, пути снижения………………………………………………………………………………………...57

    3.2. Прибыль предприятия: понятие, виды, методы определения, факторы роста………..75

    3.3. Рентабельность: понятие, виды, факторы роста и пути повышения…………………...79

    3.4. Цена продукции: понятие, виды, структура……………………………………………...81

    Тема 4. Научно-технический прогресс - важный фактор экономического роста и конкурентоспособности……………………………………………………………………………....84

    4.1. Научно-технический прогресс (НТП): природа, формы и факторы развития, сферы использования на предприятии………………………………………………………………84

    4.2. Методические основы комплексной оценки эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП………………………………………………………………………...88

    4.2.1. Общие положения………………………………………………………………………88

    4.2.2. Выбор наилучшего варианта реализации мероприятий НТП……………………….89

    4.2.3. Определение годового экономического эффекта реализации мероприятий НТП...90

    4.3. Инвестиционная деятельность предприятия: состояние, проблемы развития……….94

    Тема 5. Организация и управление предприятием………………………………………….99

    5.1. Функционирование предприятия: сущность, цели и задачи…………………………...99

    5.2. Виды деятельности предприятия: их сущность и назначение………………………..100

    5.3. Управлением предприятием…………………………………………………………….104

  • Управление предприятием: понятие, виды, функции, организационные

  • структуры……………………………………………………………………………………...104

    5.3.2. Принятие управленческих решений………………………………………………….113

    5.3.3. Основные направления совершенствования управления…………………………..116

    5.4. Банкротство предприятия……………………………………………………………….120

    5.4.1. Природа банкротства предприятия и процедура объявления о его несостоятельности……………………………………………………………………………………………...120

    5.4.2. Процедуры, применяемые к предприятию-должнику по его выходу из несостоятельности………………………………………………………………………………………122

    Литература……………………………………………………………………………………..128

    Введение

    Экономика предприятия -это неотъемлемая составляющая экономической науки, которая изучает актуальные и важные вопросы общественного производства.

    Слово «экономика» греческого происхождения - oikonomia (ойкономия): «ойкос» - дом, домохозяйство; «номос» - закон, то есть экономика, дословно это «законы домашнего хозяйства». В настоящее время, естественно, значение этого слова вышло далеко за границы его первоначального смысла. Мы употребляем слово «экономика» если хотим:

    - отразить совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе: экономика капитализма, экономика феодализма, экономика переходного периода и т.д.;

    - обозначить хозяйство страны в целом или его отрасли. Мы говорим «экономика Украины, экономика здравоохранения, экономика промышленности, транспорта - подразумевая организационную структуру и состояние хозяйственной жизни страны или отдельной отрасли соответственно;

    - назвать научную или учебную дисциплину, изучающую какую-либо отрасль хозяйственной деятельности: экономика машиностроения, экономика энергетики, экономика предприятия.

    Что такое предприятие?

    Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят товары, нужные для жизни человека, - «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь и т.д.). Другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т.д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления, - транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги - хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных структурах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

    Если отвлечься от разнообразия продукции, производимой каждым конкретным предприятием, то можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им.

    Прежде всего можно увидеть, что каждое предприятие - это совокупность определенных средств производства (так, для того, чтобы произвести чугун, необходимы доменные печи, руда, из которой он выплавляется, уголь, всевозможные добавки и т.д.).

    Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т.е. способы изготовления продукции.

    Но сами по себе средства производства, не охваченные живым пламенем труда, как образно говорил К. Маркс, есть лишь мертвая груда вещей. Для того, чтобы их оживить, привести в действие, нужен труд, нужны работники, использующие средства производства для создания нового продукта. Поэтому непременным и существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда.

    В процессе труда между работниками возникает целая гамма отношений, которые называются «производственные отношения». Они включают:

    - организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия (последовательность проведения работ, их упорядочение, взаимодействие различных частей и звеньев предприятия);

    - связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности на средства производства (это отношения распределения, управления, а нередко - и потребления);

    - связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.

    Названные признаки не существуют отдельно друг от друга. Именно их совокупность и единство придаю определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

    Таким образом, можно дать такое определение. Предприятие - это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.

    Экономическая наука изучает законы развития общественно-производственных отношений, которые формируются между людьми в процессе производства и распределения материальных благ.

    С учетом этого, экономика предприятия - это учебная дисциплина о характере и формах проявления объективных экономических законов на предприятии. Она изучает условия и факторы, под влиянием которых эти законы в условиях предприятия могут действовать с наибольшей эффективностью.

    Предмет курса «Экономика предприятия» - это конкретные формы проявления и использования объективных экономических законов, системы и методы хозяйственного руководства производством, обеспечивающие повышение эффективности и качества работы предприятия.

    Базой для изучения курса являются: экономическая теория, технические дисциплины (технология производства, основы конструирования и др.), математика (теория вероятностей, математическая статистика, оптимальное (линейное, динамическое, эвристическое и др.) программирование, социология, психология и др.

    В свою очередь, теоретические и методологические основы экономики предприятия служат основой для изучения других экономических дисциплин: организация производства, промышленный менеджмент, планирование предприятия и др.

    Основная задача курса экономики предприятия - дать знания методов, средств и способов воздействия на экономику предприятия с целью экономии затрат общественного труда в условиях достижения наилучшего конечного результата.

    Сегодня для решения поставленных задач необходимы специалисты нового типа - инициативные, предприимчивые, способные мыслить и действовать экономически грамотно, расчетливо, ориентируясь на критерии эффективности , качества и высокий конечный результат.

    Тема 1. Предприятие - основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования

  • Предприятие: понятие, производственная и организационная структура, цели и направление деятельности

  • Производственная программа предприятия

  • Классификация предприятий и их объединений

  • Правовые основы функционирования предприятий

  • 1.1. Понятие о предприятии, цели и направления его деятельности

    Любое общество для обеспечения нормального уровня жизнедеятельности занимается множеством видов конкретного труда. С этой целью трудоспособные люди создают определенные организационные формирования (трудовые коллективы), которые совместно выполняют ту или иную миссию (гл. цель) (организуют программу и др.) и действуют на основе определенных правил, процедур. Но цель и характер деятельности этих многочисленных организаций разные.

    С учетом этой особенности все организации можно разделить на две группы:

  • предпринимательские (коммерческие),- которые функционируют и развиваются за счет собственных средств;

  • непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

  • Организации с предпринимательским характером деятельности - это предприятия.

    Предприятие - это организационно обособленное и экономически самостоятельное основное (или первичное ) производственной сферы народного хозяйства, которое, на основе использования трудовым коллективом имущества предприятия, изготовляет продукцию (выполняет работы, оказывает платные услуги).

    Предприятие может осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законом.

    Каждое предприятие имеет исторически сформированное конкретное название: завод, фабрика, шахта, электростанция, мастерская, ателье и др., может включать несколько производственных единиц - заводов и фабрик (комбинат, производственное объединение).

    В большинстве стран с развитой рыночной экономикой такие производственные единицы называются фирмами. Под ними понимают предприятия, которые осуществляют производственно-хозяйственную деятельность в отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. с целью получения конечного финансового результата - прибыли. Каждая фирма присваивает себе определенное название, под которым она числится в государственном реестре своей страны. Фирменное наименование, обычно содержит имя и фамилию одного или нескольких собственников фирмы, отражает характер деятельности, правовой статус и форму хозяйствования.

    В некоторых странах распространены более конкретные наименования, например:

    -в Англии их называют компаниями;

    -в США—корпорациями;

    -в странах континентальной Европы—товариществами.

    При этом, необходимо напомнить, что каждая фирма, предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, товарный знак (марку) для идентификации товаров или услуг продавца и их отличия от продукции (услуг) конкурентов на рынке.

    Производственная и организационная структура предприятия

    Структура предприятия - это его внутреннее устройство, которое характеризует состав подразделений и систему связей, подчинённости и взаимодействия между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структуры.

    Основу деятельности каждого предприятия составляют производственные процессы, которые осуществляются в соответствующих подразделениях.

    Производственный процесс включает непосредственно технологический процесс, состоящий из основных технологических операций, целью которых является превращение предметов труда в готовые изделия, а также вспомогательных операций, связанных с обеспечением условий протекания основных.

    Характер производственного процесса определяется сущностными характеристиками изделия, технологией производства. Последнее обусловливает набор соответствующих производственных элементов: основное и вспомогательное производство, основные и вспомогательные цехи, обслуживающие подразделения и подразделения управления. Их всевозможные комбинации представляют производственную структуру предприятия, определяющую движение продукта, начиная с сырья и материалов и заканчивая выходом готовой продукции. Действенность производственной структуры определяется степенью совершенства организации взаимодействия и координацией её различных элементов. Иными словами, она предопределяет внутреннюю логику организации предприятия, или, как её называют, организационную структуру.

    Организационная структура предприятия отвечает на вопрос о том, в какой субординации и координации должны находиться производственные подразделения, организующие работу по выпуску и реализации продукции.

    Любое предприятие - это совокупность не только производственных подразделений. В его состав входят отделы аппарата управления, подразделения культурно-бытового назначения и другие непроизводственные подразделения. Поэтому наряду с производственной существует и понятие общей структуры предприятия.

    Общая структура создаёт совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений предприятия.

    Для эффективности работы существенным является определение целей создания и функционирования предприятия.

    Генеральную цель предприятия, т.е. четко очерченную причину его существования в мировой экономике называют миссией.

    В большинстве случаев у современных предприятий главная цель или миссия - это производство продукции (услуг) для удовлетворения потребностей рынка и получения, благодаря этому, максимально возможной прибыли и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

    На основе генеральной цели (миссии) предприятия устанавливаются общефирмовые цели, которые должны быть конкретными и соизмеримыми.

    Формулирование целей в конкретных формах создает исходную базу отсчета для последующих правильных эффективных хозяйственных и социальных решений применительно к деятельности предприятия, фирмы. Благодаря этому можно более обоснованно определить на сколько эффективно предприятие (фирмы) действует в направлении осуществления своих целей.

    Цели должны быть обоснованы во времени, т.е. иметь конкретный горизонт прогнозирования. Цели обычно устанавливаются либо на длительные (3÷5, а для передовых фирм 7÷10 лет), либо на короткие ( в пределах года ) промежутки времени.

    Цели должны быть достижимыми, чтобы служить повышению эффективности деятельности предприятия .

    Недостижимые цели или частично достижимые приводят к нежелательным последствиям: в частности, к блокированию стремлению работников эффективней хозяйствовать и уменьшению уровня их мотивации, ухудшению показателей инновационной, производственной и социальной деятельности предприятия, снижению конкурентоспособности его продукции на рынке.

    С учетом динамики эффективности производства множественные цели предприятия должны быть взаимоподдерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны препятствию реализации других целей, чтобы предотвратить возникновение конфликта между подразделениями, ответственными за достижение установленных целей.

    Следует отметить, что цели фирмы (предприятия) будут весомой частью стратегического планирования в том случае, если они не только правильно сформулированы и эффективно систематизированы, но и о них достаточно проинформирован весь персонал предприятия и отработана действенная система стимулирования их осуществления.

    Направления деятельности предприятия

    В практике хозяйствования каждое предприятие (фирма) осуществляет много конкретных видов деятельности, которые можно объединить в ряд отдельных главных направлений деятельности (рис.1.1).

    Рис.1.1. Основные направления деятельности предприятия.

    Согласно логике и последовательности стадий воспроизводственного процесса определяющим направлением в деятельности каждого предприятия в условиях рыночных отношений является изучение рынка товаров, или ситуационный анализ. Такой анализ должен предусматривать комплексное исследование

    а) рынка,

    б) уровня конкурентоспособности ,

    в) цен на продукцию,

    г) других требованиям покупателей к товару,

    д) методов формирования спроса и каналов товарооборота,

    е) внешний и внутренней среды предприятия.

    Результаты изучения рынка товаров служат исходной базой для обоснования конкретных путей совершенствования и развития инновационной деятельности предприятия на перспективу. Инновационная деятельность охватывает:

  • научно-технические разработки;

  • техническую, конструкторскую подготовку производства;

  • внедрение технических, организационных и других нововведений;

  • формирование инновационной политики на ближайшие годы;

  • определение объемов необходимых инвестиций и т.д.

  • Следующим, наиболее сложным направлением по объему и решению организационно-технических заданий, является производственная деятельность предприятия, ее организация и оперативное регулирование в пространстве и во времени. Среди всей совокупности действий, из которых складывается производственная деятельность, важнейшими считают:

  • обоснование объема производства продукции в номенклатуре и ассортименте в соответствии с потребностями рынка;

  • формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и по каждому виду продукции, их оптимизации относительно производственных мощностей;

  • сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозируемого периода;

  • обеспечение производства необходимыми ресурсами;

  • разработка и выполнение увязанных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции.

  • Эффективность инновационно-производственных процессов, постоянно осуществляемых на каждом предприятии определяется уровнем его коммерческой деятельности, значение которой в условиях рынка существенно растет. Это очевидно, так как от масштаба и качества именно этого направления деятельности в наибольшей мере (степени) зависит финансовая результативность производства, которую наиболее полно характеризует величина получаемой прибыли. Необходимым условием достижения желаемого успеха коммерческой деятельности является

  • действенная (активная) реклама и непосредственная организация сбыта своей продукции,

  • развитие системы товарных бирж,

  • определенное стимулирование покупателей.

  • Еще одним важным направлением деятельности предприятия, которое завершает последовательный цикл воспроизводственного процесса, считается послепродажный сервис многих видов товаров: машин и оборудования, автомобилей, компьютерной, множительной, медицинской, сложной бытовой техники и др. изделий производственно-технического и потребительского назначения.

    Послепродажный сервис охватывает:

  • пуско-наладочные работы в сфере эксплуатации (использовании) купленной на рынке товаров;

  • их гарантийное техобслуживание;

  • обеспечение запчастями и проведение ремонтов в течение нормативного срока службы и т.д.

  • Послепродажный сервис является важнейшим источником информации о качестве товаров, а также уровне эксплуатационных затрат, которая используется для усовершенствования продукции, оптимизации обновления номенклатуры, ассортимента и др.

    Экономическая деятельность -это интегрированное направление, которое охватывает следующие виды деятельности:

  • стратегическое и текущее планирование;

  • учет и отчетность;

  • ценообразование;

  • система оплаты труда;

  • ресурсное обеспечение производства;

  • внешнеэкономическая деятельность;

  • финансовая и т.д.

  • Это направление пронизывает все остальные направления деятельности и является определяющим для оценки и регулирования всех элементов в системе хозяйствования на предприятии. Содержание отдельных видов экономической деятельности рассматривается в ходе изучения курса.

    Особое значение имеет социальная деятельность, так как она существенно влияет на эффективность всех других общих и конкретных направлений деятельности предприятия.

    Результативность всех направлений деятельности непосредственно зависит от :

  • уровня профессиональной подготовки и компетентности персонала;

  • действенности применяемого мотивационного механизма;

  • постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и жизни членов трудового коллектива.

  • Поэтому эффективное управление персоналом является приоритетным и важным направлением деятельности каждого предприятия в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

    1.2. Производственная программа предприятия

    В настоящее время предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, централизованному распределению плановых заданий приходят на смену договорные отношения. Но в переходной период до момента формирования рынка часть производства продукции будет регулироваться через госзаказы. Другая часть будет самостоятельно определяться предприятием на основе договоров с потребителями, органами МТС, то есть имеет место свободный выбор партнеров.

    Производственная программа - это задания по выпуску изделий, выполнению работ и оказанию услуг промышленного характера в номенклатуре и ассортименте требуемого качества в сроки, указанные в договорной документации (государственный заказ, государственный контракт, хозяйственный договор на поставку, прямой заказ потребителя).

    Номенклатура продукции - перечень наименований изделий (работ, услуг), характеризующий основное направление производства на предприятии.

    Ассортимент - это совокупность разновидностей продукции определенного наименования, отличающихся технико-экономическими характеристиками (производительность, мощность, качество, внешнее оформление).

    Производственная программа - центральное, исходное и завершающее звено плана предприятия. Все остальные разделы разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на то, чтобы обеспечить ее выполнение.

    Центральное- так как отражает цели и задачи предприятия.

    Исходное - так как содержит исходную информацию, на основе которой составляются все остальные разделы плана.

    Завершающее - так как окончательно разработка плана заканчивается обоснованием.

    Измерители производственной программы

    При разработке производственной программы для характеристики объёма производства используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

    Натуральные - различные физические величины (тонны, литры, штуки, секции, метры квадратные, погонные,

    комплекты и др.); они позволяют определить только объемы однородной продукции.

    Планирование в натуральных измерителях необходимо, чтобы

  • установить правильное соотношение между производством и потреблением видов продукции и

  • определить пропорции в развитии взаимосвязанных отраслей.

  • При большом разнообразии типа размеров продукции примерно одинакового назначения - пользуются условно-натуральными измерителями, т.е. приводят все виды выпускаемой продукции к одному виду продукции, принятому в качестве базы.( Все виды моющих средств приводятся к 40% мылу, трактора - к пятнадцатисильному трактору.)

    В отдельных случаях используются двойные натуральные измерители, например: производство труб - метры и тонны; производство тканей - погонные метры и метры квадратные; экскаваторы - ёмкость ковша в тоннах и метрах кубических.

    Однако натуральные измерители не являются универсальными. Поэтому приходится использовать стоимостные и трудовые измерители.

    Трудовыми измерителями являются нормочас, человекогод (затраты нормированного труда одного рабочего в час и в год соответственно). Они используются на предприятиях в условиях широкой номенклатуры выпускаемой продукции(производство инструментов, крепёжных деталей и др.), а также при длительности производственного цикла, соизмеримой с длительностью планового периода (производство летательных аппаратов, судов, турбин и др.).

    Стоимостные измерители, более универсальны, чем натуральные, но они неизбежно несут искажения, т.к. в них в той или иной мере отражается прошлый труд.

    В качестве стоимостных измерителей используют: цены, плановую себестоимость, нормативную стоимость обработки, условно-чистую продукцию, нормативно-чистую продукцию. Три последних показателя - это искусственные, специально сконструированные измерители, в которых с разной степенью полноты исключается прошлый труд.

    Стоимостные показатели производственной программы

    Товарная продукция - это важнейший показатель ПП, на основе которого определяются все остальные.

    Товарная продукция - стоимость готовой продукции, соответствующей требованиям ГОСТов, ТУ или договорной документации, принятой ОТК, предназначенной для реализации. К ней относятся:

    - готовые изделия ( машины, станки, приборы и др.), которые подлежат отгрузке А) на сторону, Б) своему капитальному строительству и Г) не промышленному хозяйству;

    - полуфабрикаты на сторону (поковки, отливки, запасные части);

    - работы промышленного характера (ремонтные работы по заказу, кап. ремонт и модернизация своего оборудования и транспорта) и услуги промышленного характера (поставка горячей воды, тепла и др.).

    Объем товарной продукции планируется предприятием, исходя из заданного объема реализованной продукции в натуральном выражении.

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Курс лекций по дисциплине «Экономика предприятия»», И. И. Бондаренко

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства