Илья Мельников Теоретическая подготовка хоккеиста
Хоккей вот уже более двух столетий является игрой, которая не только теряет свою популярность, но и приобретает больше сторонников. Это удивительный, подвижный, стремительный и вдохновенный вид спорта, который предоставляет спортсменам показать свое мастерство, который имеет большие возможности для роста и совершенствования мастерства. Разнообразие тактических комбинаций, широкие возможности для проявления своих бойцовских качеств, демонстрация силы, ловкости, гибкости, умственных способностей – это все современный хоккей. Кроме всего сказанного, хоккей еще и захватывающее зрительное действие для болельщиков.
Хоккей способствует укреплению здоровья, благотворно сказывается на деятельности систем и органов человеческого организма, активно способствует развитию силы духа, воли, выносливости, стремления к достижению поставленной цели. Хоккей помогает молодому спортсмену выработать смелость, мужество, учит самообладанию, чувству коллективизма, воспитывает выдержку, дисциплинированность.
Хоккейная игра непредсказуема – это поединок не только физических качеств спортсмена, но и поединок умов. В игре может победить только тот, кто может быстро и четко, даже мгновенно, спрогнозировать и просчитать возможные ходы в сложившейся игровой ситуации и принять единственно верное решение. Победителем выйдет тот, кто сумеет предвидеть и предугадать дальнейший ход сражения на хоккейной площадке. Хоккеист должен в считанные секунды вычислить дальнейшее движение шайбы, в случае необходимости, быстро передать ее на клюшку партнера, рассчитать траекторию полета шайбы, угол удара, при направлении ее в ворота противника.
Современный хоккей не стоит на месте, совершенствуются правила игры, повышаются требования к спортсменам, их теоретической, физической, технической, тактической, психологической подготовке, ужесточаются требования к их морально – волевым качествам.
От тренера требуется поиск новых и талантливых ребят, а также разработка наиболее эффективных средств и методов тренировки и восстановления, рационального планирования и совершенствования методов работы.
Подготовка хоккеистов – это длительный процесс, который требует от тренера специальных навыков, терпения, высокой теоретической подготовки и разносторонних знаний. Сведения, приведенные в этом учебно – методическом пособии помогут разобраться с проблемами современного хоккея, найти оптимальные решения в учебно – тренировочной работе и помогут подрастающим хоккеистам приобщиться и полюбить этот динамичный вид спорта.
История создания хоккея с шайбой
Хоккей, произошел от английского слова «Hockey», в котором две команды – соперницы с помощью клюшек, пытаются поразить шайбой ворота противника, которые защищает один из игроков команды – вратарь. Существует несколько версий происхождения слова «хоккей». Некоторые специалисты связывают его со словами «хауки» или «хоки». В раннем средневековье такими словами называли праздник уборки урожая. Во время праздника проводились различные игры и соревнования, одним из видов развлечений была игра, целью которой было провести изогнутыми палками мяч на территорию противника.
В настоящее время, сельскохозяйственные рабочие США, применяют для возделывания полей собственных участков инструмент «хоки», который напоминает нашу тяпку.
У канадцев есть другая версия происхождения слова «хоккей». Первая версия – слово взято из языка монауков, которые играли в похожую игру на траве. Игра называлась «хогий», что означает «больно». После того, как игра заканчивалась, побежденных подвергали наказанию, отсюда и название.
По другой версии канадцев, слово «хоккей» произошло от старо-французского слова «хокэ», означающего изогнутый пастуший посох.
В мире существует несколько разновидностей хоккея: хоккей с шайбой; хоккей на траве; хоккей с мячом; хоккей на роликовых коньках; флорбол; вертикальный хоккей и саночный хоккей.
Хоккей с шайбой
Хоккей с шайбой – это командная спортивная игра. Цель ее заключается в поражении ворот противника, в тоже время защитить свои ворота от поражения шайбой противника. Побеждает команда, забросившая большее количества шайб в ворота противника. Шайба – это маленький резиновый диск весом 180 грамм. Хоккей с шайбой – самый популярный среди большого числа разновидностей этой игры. Родиной хоккея с шайбой считается Канада. Популярен хоккей с шайбой в России, Канаде, США, Казахстане, странах Скандинавии, Чехии, Словакии, Беларуси, Латвии, Украине, Финляндии, в хоккей играют даже в таких странах, где никогда не бывает снега.
В Международную федерацию хоккея входит более ста стран. Наиболее популярен в Германии, Голландии, Испании, Англии, Бельгии, Ирландии, Аргентине, Австралии, Малайзии, Новой Зеландии, Индии, Пакистане, ЮАР и других странах.
Хоккей на траве
Назывался так, потому что раньше играли на траве, теперь соревнования происходят на специальных синтетических покрытиях маленьким твердым оранжевым мячом. Наиболее популярен такой вид хоккея, по другому его называют русский хоккей или хоккей – бенди пользуется в России, Швеции, Норвегии и Финляндии.
На площадке для хоккея с шайбой проводятся игры в мини – хоккей с мячом (ринк – бенди).
Более шестидесяти стран играют в хоккей на роликовых коньках. По этому виду спорта проводятся чемпионаты мира, но лишь четыре страны мира становились чемпионами мира – это Португалия и Испания по 15 раз и Италия и Аргентина по 4 раза. Клюшки похожи на клюшки для хоккея с шайбой, роликовые коньки с резиновым стержнем впереди и попарной установкой колес. Резиновый стержень служит для отталкивания и торможения.
Флорбол. Игры проходят в спортивном зале, играют пластмассовыми клюшками и полым пластиковым мячом.
Вертикальный и саночный хоккей являются разновидностями хоккея для инвалидов.
История зарождения хоккея с шайбой
Напоминающие хоккей игры, существовали с древнейших времен. Период и точную дату его зарождения не могут определить до сих пор и это является одной из оспариваемых проблем. Похожая на хоккей игра существовала и в Древнем Китае 4500 лет тому назад. Известно, что и на Американском континенте игрой в хоккей увлекались древние индейцы, о чем свидетельствуют фрески, экспонирующиеся в национальном антропологическом музее Мехико, на которых изображены игроки, играющие небольшим шаром изогнутыми палками.
Что-то похожее на игру в современный хоккей изображено на барельефах знаменитой стены Фемистокла в Афинах, на родине Олимпийских игр.
В некоторых книгах упоминается, что рождение хоккея с шайбой зародилось у индейцев крайнего севера Америки, которые соревновались на замерзших водоемах в игре с клюшками. Однако, родиной рождения хоккея считается Монреаль (Канада).
В шестнадцатом веке игра проникла на территорию Старого Света и тут же стала популярной и модной. Голландцы считают, что именно в их стране родилась эта игра, так как на некоторых картинах шестнадцатого века изображены группы людей, которые играют в игру, похожую на хоккей, на замерзшем льду каналов, кроме того, существует гравюра, начала восемнадцатого века, запечатлевшая прекрасно одетого вельможу, стоящего на коньках с клюшкой в руках.
Однако, по общему решению, родиной рождения хоккея считается Монреаль (Канада). Правда, некоторые последние исследования говорят о том, что современный хоккей зародился в Кингстоне, Онтарио или Уиндсоре (Новая Шотландия).
В 1763 году Великобритания отвоевала у Франции территорию современной Канады и британские солдаты привезли с собой игру хоккей на траве. Игра прижилась, так как в этом суровом краю любили зимние виды спорта. Прикрепляя резаки для сыра к своим ботинкам, канадцы играли в эту игру на замерзших озерах, реках и других водоемах. В Новой Шотландии и Виргинии существуют старинные картины, на которых изображены люди, играющие в хоккей.
Первый хоккейный матч был сыгран в 1763 году в Монреале, на катке Виктория. В монреальской газете зафиксирован этот факт. Каждая из играющих команд насчитывала по девять человек. Экипировка команд была позаимствована из бейсбола, шайба была вырезана из дерева. Впервые за все время существования игры, вратарю отвели место в поставленных воротах.
В 1877 году были впервые изобретены и утверждены хоккейные правила. В 1979 году деревянную шайбу сменила резиновая. Игра с каждым годом приобретала все больше и больше приверженцев и к 1883 году стала настолько популярна, что была представлена на ежегодном Зимнем карнавале в Монреале. В 1885 году в Монреале была основана Любительская хоккейная ассоциация. В 1866 году правила игры были усовершенствованы, упорядочены и представлены и напечатаны. Согласно новых правил, количество игроков в команде уменьшилось до семи, кроме вратаря. На льду находились вратарь, передний и задний защитник, центральный и два нападающих, а впереди по всей ширине поля действовал ровер – сильнейший хоккеист, лучше всех забрасывающий шайбы. Состав команды в течение всего матча был неизменным и к концу спортсмены буквально падали с ног от усталости. Заменять разрешалось только игрока, который получал травму и то, только в последнем периоде и на усмотрение соперников. В том же году была проведена первая международная встреча между канадской и английской командами.
В 1890 году в канадской провинции Онтарио был организован хоккейный чемпионат для четырех команд. В последствие появились крытые катки с естественным льдом. Чтобы лед дольше сохранялся в крышах прорезали специальные узкие щели для доступа холодного воздуха. Через девять лет в Монреале был построен закрытый каток с первым искусственным льдом. Игра вскоре стала настолько популярной, что в 1893 году генерал-губернатор Канады лорд Фредерик Артур Стэнли приобрел за 10 гиней кубок, похожий на перевернутую пирамиду из серебристых колец, – для вручения его чемпиону страны. Так появился легендарный приз – Кубок Стэнли.
Сначала за приз боролись только любительские команды, но с 1910 года в соревнованиях и чемпионатах на приз Кубок Стэнли приняли участие первые профессиональные команды. С 1927 года в борьбу вступили команды Национальной Хоккейной Лиги.
Чтобы прекратить споры о том, забит гол или нет, в 1900 году на хоккейных воротах появилась сетка. Металлический свисток, который в холодные зимние дни, практический прилипал к губам судьи, сначала заменили колокольчиком, а затем свистком из пластика. В этом же году ввели такой прием как вбрасывание шайбы.
Раньше судья руками придвигал клюшки соперников к шайбе и, дав свисток, отъезжал в сторону, чтобы не оказаться на пути клюшки. В 1904 году в Канаде была создана первая профессиональная команда. Правила игры в хоккей опять были подредактированы и с этого года хоккеисты перешли к новой системе игры – шесть на шесть. Был установлен стандартный размер площадки – 56 Х 26 м, который с тех пор мало изменился.
В 1908 году произошло разделение команд на профессиональные и любительские. Для любительских команд учредили Кубок Аллана. Впоследствии обладатели Кубка Аллана представляли команду Канады на чемпионатах мира. В начале двадцатого столетия канадским хоккеем начали интересоваться в Европе. В 1908 году международный спортивный конгресс в Париже основал Международную федерацию хоккея на льду (ИИХФ), в которую первоначально входили четыре страны – Франция, Бельгия, Швейцария и Великобритания. В 1914 году возникла Канадская хоккейная ассоциация (КАХА). В 1920 году она стала членом Международной федерации.
В 1910 году было разрешено в ходе игры менять игроков. В этом же году была организована Национальная хоккейная ассоциация. 1917 год – год рождения Национальной Хоккейной Лиги. Очень многое в современном хоккее принадлежит братьям Пэтрик – Джеймсу, Крэйгу и Лестеру. По их инициативе каждому игроку на поле присваивался личный номер, очки стали зачислять не только за забитые голы, но и за результативные передачи (система «гол плюс пас»), хоккеистам разрешили передавать шайбу вперед, а вратарям – отрывать коньки ото льда. С этого периода игра начала делиться на три периода, по 20 минут каждый.
В 1911 Международной федерацией хоккея на льду были приняты и официально утверждены канадские правила игры. В 1920 году был проведен первый чемпионат мира по хоккею с шайбой. В 1929 году вратарь Клинт Бенедиктиз, игравший в «Монреаль Мэрунз» впервые надел маску. В 1929 году впервые был признан хоккейными правилами штрафной бросок – буллит. В 1945 году за воротами установили цветные фонари, для того, чтобы легче было вести учет заброшенных шайб. Красный цвет означал гол, зеленый – попадание не зафиксировано. В этом же году было введено тройное судейство: главный судья и два помощника – лайнсмены. В 1946 году была создана система судейских жестов при нарушении конкретных правил.
В 1920 году на Олимпийских играх состоялась первая официальная встреча между командами Старого и Нового Света. Канадцы вновь оказались самой сильной командой мира. Команда Канады вышла победителем и на олимпийских турнирах, проводимых в 1924 и 1928 годах, которые одновременно считались и чемпионатами мира. В 1936 году титула олимпийского чемпиона удостоилась команда Великобритании, отвоевав его у канадцем, которые были чемпионами шестнадцать лет.
В начале тридцатых годов прошлого столетия в Канаде и США начали строить крупные спортивные арены. В Чикаго, в 1938 году появился Дворец спорта на 15 тысяч мест.
Хоккей с шайбой в России
С незапамятных времен в России любили кататься на коньках. Как только наступала зима, и мороз сковывал реки и озера, жители городов и деревень выходили на лед и затевали различные игры. Народные игры проходили с палкой и деревянным шаром – кубарем и были известны с давних времен. Деревянный шар игроки гоняли палками по льду кубарь. Его надо было загнать палками за черту поля на середину застывшего водоема. От того, что деревянный шар был легкий и при ударе взвивался в небо, падая, наносил игрокам травмы, его заменили на чугунную пульку, которая скользила по льду. В разных местах игра получила разное название: котел, клюшка, юла, клюшкование и др.
После того, как были изобретены первые коньки, их сначала делали из дерева, кости, меди– игра стала более походить на современный хоккей.
В девяностых годах XIX века члены кружка «Петербургские любители спорта» создали и оформили правила игры в хоккей с мячом, а в 1907 году была создана лига хоккеистов. В Москве, Твери, Владивосток, Харькове, Саратове, Петербурге начали играть в хоккей.
В 1932 году на зимний праздник в Советский Союз приехала команда рабочего союза «Спорт – единство». Это была первая дружеская встреча по хоккею с зарубежными командами. Встречи принесли неожиданные результаты, со счетом 3:0 и 8:0 победила команды Центрального Дома Красной Армии и сборная Москвы, игрокам которой, игра в хоккей по своей сути была новым видом спорта. В командах Советского Союза играли игроки мастера мастера хоккея с мячом, умевшие стремительно и виртуозно кататься на коньках, тогда как гости катались на коньках и играли довольно слабо, но тогда этому значение не придали особого внимания, решив, что сам канадский хоккей плохой.
Шли годы и в Советском Союзе все больше и больше хоккеистов стали понимать, что хоккей с шайбой является очень увлекательной игрой. В 1946 году, 22 декабря, был проведен официальный чемпионат страны по хоккею. Этот день стал считаться Днем рождения хоккея с шайбой в России и Советском Союзе. В этот день были сыграны первые матчи чемпионата СССР в Москве, Ленинграде, Риге, Каунасе и Архангельске. Победу одержали динамовцы Москвы. У хоккея и хоккеистов появилось много поклонников, они стали известны и популярны. Способствовало приобретению популярности и участие в международных турнирах.
В 1948 году на встречу со сборной Москвы приехала сильная чехословацкая команда, серебрянный призер первой послевоенной Олимпиады. Итог встречи был сенсационным, он принес успех, славу, известность сборной Москвы. Общий счет встреч был 11: 10 в пользу сборной Москвы. Победу объясняли большим опытом хоккеистов в игре в хоккей с мячом, использование игры «в пас» на высоких скоростях, виртуозное катание на коньках, использование тактических и технических приемов.
Этот опыт дал советскому хоккею необходимую начальную школы и те элементы, которые сразу позволили ему занять достойное место в международном хоккее. В период с 1949 года по 1953 год сборная команда Москвы из 26 международных матчей с национальными командами Чехословакии, Польши, ГДР и Норвегии выиграла 25, закончив вничью лишь один матч – со сборной Чехословакии.
С каждым годом молодые советские хоккеисты чувствовали себя на льду все более уверенно, в 1952 году Федерация хоккея СССР была принята в Международную федерацию хоккея. В 1954 году сборная по хоккею Советского Союза впервые участвовала в чемпионате мира и сразу же заняла ведущее положение в мировом хоккее. Первая встреча с канадцами, которые лидировали и задавали тон в чемпионатах мира, принесла советских хоккеистам победу – 7:2. Сборная Советского Союза стала чемпионом мира. Впервые выступая в Швеции на чемпионате мира, советские хоккеисты сыграли в ничью только со сборной Швеции – чемпионами мира 1953 года, а всех остальных, в том числе канадцев, которые имели титул пятнадцатикратных чемпионов мира, уверенно обыграли. Лучший игрок сборной СССР – Всеволод Бобров вошел в состав символической сборной чемпионата мира. С этого момента триумф и господство канадцев на чемпионатах мира по хоккею закончилось.
С 1956 года сборная СССР по хоккею является непременной участницей Олимпийских игр. Шесть раз – 1956, 1964, 1968, 1972, 1976, 1984 годы – сборная СССР завоевывала Олимпийские медали. Тренерами сборной команды СССР – чемпиона мира – были: в 1954 и 1956 годах – Аркадий Иванович Чернышев и Владимир Кузьмич Егоров; в 1963–1971 годах – Аркадий Иванович Чернышев и Анатолий Владимирович Тарасов; в 1973–1974 годах Всеволод Михайлович Бобров и Борис Павлович Кулагин; в 1975 году – Борис Павлович Кулагин, Константин Борисович Локтев, Владимир Владимирович Юрзинов; в 1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986 годах Виктор Васильевич Тихонов, Владимир Владимирович Юрзинов.
Во всем мире были известны имена вратарей: Н. Пучкова, В.Зингера, В. Мышкина, В. Третьяка, защитников: Н. Сологуба, А. Рагулина, В. Кузькина, В. Лутченко, Г. Цыганкова, В. Первухина, А. Касатонова, В. Фетисова, нападающих: – Е. Майорова, Б. Майорова, В. Старшинова, В. Александрова, А. Альметова, К. Локтева, В. Харламова, С.Макарова, И. Ларионова, В. Крутова и других. Бомбардир советской сборной Б. Михайлов стал хоккеистом с лучшим показателем результативности в мире – 164. А. Фирсов – единственный, кто четыре раза возглавлял список лучших бомбардиров мира (1967–1969, 1971 годы). Прославленный вратарь В. Третьяк, кумир всех мальчишек Советского Союза, участвовал в 13 чемпионатах мира и на четырех из них (1974, 1979, 1981, 1983 годы) был признан лучшим вратарем.
В 1990 годах, многие советские хоккеисты вынуждены были оставить страну и уехать работать в богатые зарубежные клубы. Некогда знаменитые хоккейные команды теряли своих звезд. Многие из уехавших хоккеистов заняли достойные места на мировых турнирах, не затерялись в чужом хоккее, стали лидерами, в том числе и знаменитых клубах НХЛ, поддерживая тем самым хорошую профессиональную школу советского хоккея, ее высокую марку.
После отъезда талантливых хоккеистов сборная России долгое время, выиграв в 1993 году чемпионат мира, оставалась вообще без медалей, но в последнее время сборная России стала возвращать себе былую славу. В 2008 году, в год официального 100-летия хоккея, сборная России стала чемпионом мира, обыграв канадцев в Квебеке. В 2009 году сборная России подтвердила свой профессионализм, обыграв сборную Канады в финале чемпионата мира 2009, проходившего в Швейцарии, со счетом 2:1. В феврале 2010 года сборной России в матче ¼ финала Олимпийского Олимпийского хоккейного турнира пришлось уступить в поединке с канадцами со счетом 7:3. В этом же году сборная проиграла Чехии со счетом 2:1. В 2011 году сборная России в мировом чемпионате смогла занять лишь четвертое место, уступив бронзу Чехии, проиграв ей со счетом 4:7. В 2012 году сборная России с триумфом выступила на чемпионате, не потерпев ни одного поражения за весь ход игры и поднялась на самую высокую ступеньку, обыграв сборную Словакии со счетом 6:2.
Правила игры в хоккее с шайбой
У каждой игры есть свои правила. Есть такой свод законов и при игре в хоккей. В правилах игры в хоккей с шайбой предусмотрены:
1. Размеры и масса шайбы.
2. Размеры и форма игровых клюшек.
3. Размеры и разметка хоккейной площадки.
4. Экипировка хоккеистов.
5. Наказания за нарушение правил.
6. Запрещенные приемы игры.
Кроме игроков и тренеров, в хоккее с шайбой участвуют судьи. Судьи оформляют результаты игры, следят за игроками на поле, наблюдают, чтобы не было нарушений правил, следят за временем и т. д. Судья наказывает игроков за нарушение правил. В хоккее спорить с судьей не принято. Чтобы правильно играть и не получать штрафные санкции, игрокам надо знать правила игры в хоккей.
Хоккейная площадка. В правилах ИИХФ и НХЛ размеры хоккейных площадок разные. По правилам ИИФХ, площадка должна быть размера 58 х 30 метров. В соревнованиях под эгидой ИИХФ, допускаются размеры хоккейной площадки 61 х 27 метра, для прочих других соревнований установлен допустимый минимальный размер площадки 60, 96 х 25, 90 метров. В НХЛ считается, что чем меньше размер площадки тем больше силовых единоборств происходит при игре у бортов площадки, больше происходит бросков по воротам.
Углы хоккейной площадки должны быть скруглены с радиусом скругления от семи до восьми с половиной метров, по правилам ИИХФ, и с радиусом 8, 53 метра (28 футов), по правилам НХЛ.
Хоккейная площадка окружается пластиковыми или деревянными бортиками высотой не менее одного метра и не более чем 1.22 метра над уровнем поверхности льда. На лицевой стороне бортика должно быть установлено защитное стекло, поверх которого закреплена сетка, предотвращающая вылет шайбы за пределы хоккейной площадки и попадание ее в зрителей.
Посредине боковой части бортика расположены две открывающиеся внутрь дверцы, предназначенные для выхода хоккейных команд на игровую площадку. Еще две такие же дверцы расположены посередине противоположного бортика и предназначены они выхода игроков со скамейки штрафных игроков на лед.
Разметка хоккейной площадки. На расстоянии 3–4 метров от бортов площадки проведены лицевые линии – линии ворот. На расстоянии 17, 23 метра от линии ворот проведены линии синего цвета – линии зон, благодаря которым хоккейная площадка разделяется на три зоны: центральную зону и две зоны соперников. В центре поля расположена красная линия, которая разделяет площадку на две равных половины. Здесь же находиться точка вбрасывания. По обе стороны от ворот на расстоянии 6 метров нарисованы точки вбрасывания с зоной вбрасывания радиусом 4,5 метра.
Скамейка штрафников. Каждая хоккейная площадка оборудована двумя скамейками для оштрафованных игроков. Минимум игроков, которые могут поместиться на скамейке – это пять. Минимальные размеры скамейки составляют 4 х 1.5 метра.
Хоккейные ворота. Ширина хоккейных ворот составляет 1.83 метра, высота – 1.22 метра. На расстоянии 4 метра от каждого лицевого борта и параллельно им проводят на поверхности льда красные линии шириной пять сантиметров. Это линии ворот. Посередине этих линий устанавливаются ворота. Перекладина и стойки у ворот изготовлены из металлического прутка (полого внутри) диаметром 5 сантиметров, точно такой же диаметр и у трубок каркаса. На каркас натягивается сетка, которая не пропускает шайбы. В глубине ворот к каркасу прикрепляется вторая сетка, спадающая свободно до поверхности льда и предназначенная для задержки шайбы внутри ворот. Наружная поверхность каркаса, стойки и перекладина ворот красного цвета, поверхность основания каркаса и другие элементы конструкции, находящиеся внутри ворот – белого цвета.
Для надежного крепежа хоккейных ворот, во льду сверлят отверстия, в которые устанавливают штыри, на которые в свою очередь закрепляют хоккейные ворота, что дает надежную и крепкую фиксацию ворот на поверхности хоккейной площадки, но в тоже время это дает возможность хоккейным воротам сдвигаться, чтобы игроки не получали травму, столкнувшись с ними. От центра линии ворот, радиусом 1.8 метра, прочерчивается площадь ворот. Ширина линии, ограничивающей площадь ворот 5 сантиметров. В России длина дуги, ограничивающей площадь ворот составляет 3.6 метра, в НХЛ – 2.44 метра. Прямоугольник, ограничивающий площадь ворот, имеет размер 253 х 122 сантиметра, включая толщину красных линий. На расстоянии 30 сантиметров от внешней стороны стоек ворот, проведены боковые линии.
Экипировка хоккеистов. В хоккее большое внимание уделяется амуниции. Спортсмены заботятся о том, чтобы максимально обезопасить себя от травм и болезненных ударов клюшки и шайбы, от ударов при столкновении с другими игроками и от ударов при падении на лед, на бортик площадки и т. д. Верхняя форма и шлемы у игроков одной команды должны быть одинакового цвета, вратарю допускается иметь шлем, отличный по цвету от цвета формы полевых игроков. На свитерах должны быть нанесены номера и фамилии.
Продолжительность игры. Хоккейный матч состоит из трех периодов, по 20 минут каждый. Перерывы между периодами длились пятнадцать минут. С 11 января 2013 года в чемпионате КХЛ перерывы между периодами матча, включая проведение мероприятий на ледовой поверхности хоккейной площадки, составляют 17 минут. В случае ничьей, по окончанию овертайма назначаются штрафные броски – буллиты. Необходимость овертайма, а также его продолжительность и количество штрафных бросков оговариваются отдельно в регламенте турнира.
Составы команд. Обычно на соревнования заявляют 20–25 игроков от одной команды. Минимальное и максимальное количество игроков определяется регламентом турнира. Одновременно на игровом поле должно находиться не более шести игроков: пять полевых и один вратарь. Допускается замена вратаря на шестого полевого игрока. Замена игроков допускается как во время игры, так и во время остановки между играми. Во время проведения овертаймов на площадке присутствуют по пять игроков – вратарь и четыре полевых.
Позиции игроков на хоккейной площадке. Нападающие: левый нападающий, центральный нападающий, правый нападающий. Защитники: левый защитник, правый защитник. Вратарь.
Судьи. Хоккейный матч обычно обслуживает судейская бригада в состав которой входят три – четыре человека. Один или два судьи – главные (в зависимости от регламента турнира), два других – помощники главного судьи или лайнсмены. В обязанности главного судьи входит следить за нарушениями правил и отслеживать голы, забитые в ворота. Помощники судей отвечают за отслеживание положений «вне игры», пробросов шайбы, нарушений численности состава, а также проведение вбрасываний шайбы.
Кроме судей, которые находятся на льду, на каждом матче присутствует судейская бригада, которая находится за пределами площадки. В состав бригады входят: судьи за воротами, секретарь, судья-хронометрист, судья-информатор, судья видеоповтора, судьи на скамейке штрафников, судьи-регистраторы.
Нарушение правил. В хоккее игрокам разрешается применять приемы так называемой силовой борьбы (в женском хоккее силовая борьба запрещена). Силовая борьба предусматривает столкновение двух соперников, игру «корпус в корпус». Однако это не значит, что разрешается всякая контактная игра. Запрещаются подножки, задержки соперника руками, задержки клюшкой, игра высоко поднятой клюшкой, удары руками, локтями, атака не владеющего шайбой соперника и т. д.
Иной раз на нарушение правил хоккеисты идут сознательно, иногда они рассчитывают на то, что судьи не слишком внимательно следят за ходом игры и нарушение не будет замечено, а следовательно штрафа не последует. Очень часто игроки одной команды провоцируют игрока команды – соперника на нарушение правил, которое карается штрафом. Некоторые игроки, тренеры и болельщики считают подобное провоцирование недостойным поведением.
Очень часто игроки идут на нарушение, чтобы улучшить настроение и боевой дух своей команды и наоборот, сбить настрой команды соперника. Часто для таких целей используются драки, стычки и т. п. Поведение игрока считается оправданным, если это помешает сопернику забить гол.
Штрафы. Малый штраф – 2 минуты. В этом случае игрок оставляет площадку без права замены. Малый штраф дается за незначительные нарушения: подножка, зацеп, опасная игра высоко поднятой клюшкой, задержка соперника руками или клюшкой, задержка игры, неспортивное поведение, грубость и т. д. Если штраф присуждается вратарю, то штраф за него отбывает любой игрок, находящийся на площадке, на выбор тренера провинившейся команды. Если один и тот же игрок получает малый штраф и дисциплинарный штраф до конца игры (матч – штраф), то малый штраф за него отбывает другой игрок, как и в случае штрафа вратаря. Малый штраф может быть досрочно снят забитым голом. В статистику штрафного времени записывается 2 минуты.
Малый скамеечный штраф. При наложении малого скамеечного штрафа, любой игрок, нарушившей правила команды, кроме вратаря, назначенный тренером через капитана команды, будет удален со льда на две минуты, в течение которых не будет разрешена замена этого игрока. Назначенный тренером игрок должен занять свое место на скамье оштрафованных игроков и отбывать штраф, как будто этот малый штраф был наложен на него.
Большой штраф – 5 минут. Игрок удаляется с поля на 5 минут без права замены. Большой штраф дается за грубые нарушения – запланированное, специальное травмирование игрока, драка, провоцирование игроков на драку и т. д. Дополнительно может быть наложен дисциплинарный штраф, отбывает штраф любой игрок по выбору капитана. Большой штраф досрочно не снимают и в статистику штрафного времени записывают пять минут.
Дисциплинарный штраф – 10 минут. Полевой игрок удаляется с поля на десять минут с правом замены. При окончании штрафного времени, игрок может оставить скамейку штрафников, при первой же остановке игры. Если одним и тем же игроком совершается повторное нарушение, за которое накладывается дисциплинарный штраф, он удаляется с поля до конца игры и отправляется в помещение, находящееся под трибунами. После игры судья подает рапорт и организатор соревнований назначает дополнительное наказание. В статистику штрафного времени записывается 20 минут.
Матч-штраф (МР). При наложении такого штрафа игрок удаляется с поля до конца игры с правом замены через пять минут, дисквалифицируется на следующий матч и отправляется в помещение под трибунами. Любой игрок, находящийся на площадке, по выбору капитана команды идет отбывать пятиминутный штраф на скамейку штрафников. После матча, организатор соревнований, по рапорту судьи назначает дополнительное наказание. Штраф в 5 минут досрочно не снимается. В статистику штрафного времени записывается 25 минут.
Штрафной бросок (буллит). Назначается судьей при нарушении правил. Если игрок, вышедший один на один с вратарем, был атакован сзади, главный арбитр может назначить штрафной бросок в ворота провинившейся команды. Все игроки в этом случае покидают площадку, за исключением вратаря, провинившейся команды и полевого игрока команды – соперника. Шайба становится в центр поля, перед полевым игроком и по свистку судьи, игрок начинает сближение с вратарем. Игрок имеет право сделать один бросок по воротам соперника без возможности добивания шайбы. При выполнении штрафного броска разрешается При выполнении штрафного броска разрешается вести шайбу в любую часть средней зоны или своей зоны защиты, но, как только шайба пересечет синюю линию зоны нападения, игрок должен двигаться только в направлении линии ворот команды, нарушившей правила.
Штрафной бросок считается выполненным, если шайба пересечет линию ворот. Штрафной бросок не защитывается, если шайба заброшена после отскока шайбы от вратаря, от стоек и перекладины, от лицевых бортов.
При штрафных ударах защищать ворота может только один из заявленных вратарей, либо игрок, заменивший травмированного вратаря и одетый в соответствующее снаряжение. Вратарь не имеет право покинуть площадь ворот до тех пор, пока выполняющий штрафной бросок игрок не коснется шайбы клюшкой, после свистка главного судьи. При невыполнении этого правила, судья сигнализируя о наказании, не останавливает выполнение штрафного броска, а при неудаче назначает повторный бросок. Вратарь получает предупреждение. За повторное нарушение – 10 минутный штраф, за третье нарушение – удаление с поля до конца игры.
Вратарь имеет право любым разрешенным правилами способом помешать полевому игроку противника совершить штрафной бросок (кроме бросания клюшки или любого другого предмета со своего снаряжения в шайбу). За такое нарушение засчитывается взятие ворот.
Если в момент назначения штрафного удара вратарь был заменен другим вратарем или другим игроком, то в ему разрешается вернуться для защиты ворот в момент выполнения удара.
Если провинившаяся команда в момент назначения штрафного удара играла в меньшинстве и штрафной удар был реализован, то правило снятия штрафа не применяется.
Если нарушение, караемое штрафным ударом, было совершено против игрока выходившего один на один с пустыми воротами, и вратарь был заменен на полевого игрока, то судья не назначает буллит, а сразу засчитывает гол. Малый штраф (2 минуты), двойной малый (2+2 минуты) или большой штраф (5 минут) приводят к игре в неполном составе. Если количество игроков в одной и другой команде разное, то в таком случае одна команда играет в меньшинстве, а другая команда имеет численное преимущество. Гол, забитый в состоянии численного преимущества, называется реализацией численного преимущества.
На игровой площадке должно быть не менее трех полевых игроков. Если при игре в значительном меньшинстве один из игроков получает замечание и отправляется на скамейку штрафников, то он заменяется другим игроком, но при этом:
1. Если команда играет втроем против пятерых, то начало наказания откладывается до момента окончания ближайшего штрафа. Игрок, штрафное время которого закончилось, может выйти на площадку только при остановке игры.
2. Если меньшинство вызвано малым штрафом, то пропущенный гол снимает этот малый штраф.
3. Если удаляется вратарь или игрок, получивший травму в момент нарушения, то вместо него отбывает наказание другой полевой игрок.
В случае, когда нарушили правила, но шайба осталась под контролем пострадавшей команды, назначается отложенный штраф. Главный судья поднимает руку вертикально вверх, а другой рукой подносит свисток к губам и ждет, когда шайбу перехватит нарушившая правила команда. Во время отложенного штрафа, вратарь пострадавшей команды может оставить ворота, сменившись на дополнительного полевого игрока. Как только нарушившая правила команда завладеет шайбой, звучит свисток и нарушителя удаляют с поля.
В случае реализации отложенного штрафа, нарушителя не удаляют с поля и штрафные минуты не заносятся в протокол. Снятие вратаря во время отложенного штрафа часто приводит к пропущенной шайбе, когда кто-то из игроков пострадавшей от нарушения команды случайно отправляет шайбу в свои ворота.
Штраф на вратаря. Вратарь не отбывает наказание на скамейке штрафников, оштрафованных за нарушения, наказуемые малым, большим или 10-минутным дисциплинарным штрафом. Вместо вратаря, как говорилось ранее, отбывает штраф один из игроков команды, находившийся на поле во время нарушения.
Штраф на вратаря налагают за игру за средней красной линией или участие в стычке и перебранке на площадке (малый штраф), а также штраф налагается за умышленный сдвиг вратарем стойки ворот при выходе его один на один с соперником (штрафной бросок). Если, вратарь, оставив площадь ворот умышленно или непреднамеренно оставил в воротах клюшку и о нее ударилась шайба, брошенная соперником, то засчитывается гол. Если же шайба прошла мимо ворот и не задела клюшку, то назначается малый штраф.
Вратарю не разрешается бросать шайбу рукой по направлению к воротам соперника, не разрешается умышленно прятать шайбу в щитках, класть ее на сетку ворот, преднамеренно создавать возле своих ворот любые помехи, препятствующие их взятию.
Если шайба, во время атаки ворот противником, находится более трех минут в руке вратаря, то такое нарушение наказывается малым штрафом.
Нарушение правил против игроков и наказания.
Толчок соперника на борт. Игрок проводит силовой прием в результате которого соперник ударяется о борт площадки. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Если в результате толчка на борт, произошло травмирование игрока – соперника назначается наказание в виде большого штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Колющий удар клюшкой. Игрок пытается ударить соперника концом клюшки. Наказание: двойной малый штраф + дисциплинарный штраф.
Игрок ударяет и травмирует игрока – соперника концом клюшки. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
В результате неправильной атаки игрок налетает на соперника. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
В результате неправильной атаки травмируется игрок. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок нападает на соперника сзади, прыгает, физически воздействует и бьет соперника. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок проводит запрещенный силовой прием и бьет соперника на уровне или ниже колен. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
В результате подножки игрок получает травму. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок толкает соперника клюшкой. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
В результате толчка соперника клюшкой, игрок травмирует его. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок для удара соперника пользуется своим локтем. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок травмирует соперника в результате удара локтем. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Исключительная грубость. Игрок совершает действия, не разрешенное правилами игры и которое может привести к травмированию других игроков, судей. Наказание матч – штраф.
Драки или грубость. В результате драки или стычки игрок умышленно скидывает свою перчатку или перчатки. Наказание: дисциплинарный штраф.
Игрок начинает драку. Наказание: матч – штраф.
Игрок, получивший удар, пытается ответить ударом или наносит ответный удар. Наказание: малый штраф.
Игрок первый вступает в уже начавшийся конфликт. Наказание дисциплинарный штраф до конца игры.
Игрок не реагирует на приказание судьи прекратить действия связанные с его участием и продолжает участие в стычке, пытается продолжить ее или пытается препятствовать действиям линейного судьи и мешает выполнению его обязанностей. Наказание: двойной малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок или официальное лицо, которое участвует в конфликте с игроком или официальным лицом вне игровой поверхности. Наказание дисциплинарный штраф или дисциплинарный до конца игры штраф или матч-штраф.
Игрок проявляет излишнюю грубость. Наказание: малый штраф или двойной штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры.
Игрок дергает за волосы игрока – соперника или хватает, или держит лицевую маску или шлем противника. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры.
Игрок умышленно бьет головой противника или пытается выполнить подобное действие. Наказание: матч-штраф.
Игрок слишком высоко и опасно поднимает клюшку по отношению к игроку-сопернику. Наказание малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок умышленно наносит травму высоко поднятой клюшкой. Наказание: большой штраф e дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок случайно наносит травму высоко поднятой клюшкой. Наказание: двойной малый штраф.
Игрок удерживает соперника руками или клюшкой. Наказание: малый штраф.
Игрок каким – нибудь способом задерживает клюшку соперника. Наказание: малый штраф.
Задержка соперника клюшкой. Игрок пытается с помощью клюшки остановить передвижение соперника. Наказание: малый штраф или большой штрафы + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
В результате задержки соперника клюшкой, соперник получает травму.: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок совершает задержку клюшкой на сопернике, который вышел «один на один» с вратарем. Наказание: штрафной бросок;
Игрок совершает задержку клюшкой на сопернике, который вышел «один на один» с пустыми воротами. Наказание: гол.
Атака игрока, не владеющего шайбой (блокировка). Игрок атакует или препятствует продвижению соперника, не владеющего шайбой. Наказание: малый штраф.
Игрок со скамейки штрафников или скамейки игроков препятствует продвижению шайбы противником, участвующим в игре, с помощью своего тела или клюшки. Наказание: малый штраф.
Игрок с помощью клюшки или своего тела пытается помешать передвижению вратаря, который находится в площади своих ворот. Наказание: малый штраф.
Игрок или официальное лицо команды, находясь незаконно на хоккейной площадке во время отсутствия вратаря (вратарь команды убран со льда), с помощью клюшки или своего тела умышленно мешающие продвижению шайбы соперником. Наказание: гол.
Удар ногой. Игрок пытается ударить или бьет ногой соперника. Наказание: матч-штраф.
Игрок бьет соперника коленом. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок бьет соперника коленом и в результате удара последний получает травму. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок, пытаясь помешать продвижению соперника ударяет его своей клюшкой. Наказание: малый штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры.
В результате удара клюшкой игрок из команды соперника получает травму. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры на матч-штраф.
Замах клюшкой на соперника в результате образовавшегося конфликта. Наказание: большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Атака в область головы и шеи. Игрок совершает удар в область головы и шеи противника или с силой направляет голову соперника в защитное стекло. Наказание: малый штраф + дисциплинарный штраф или большой штраф + дисциплинарный до конца игры или матч-штраф.
Игрок травмирует соперника в результате атаки в область головы и шеи. Наказание: матч-штраф.
Игрок, поймав шайбу, летящую в ворота, умышленно удерживает ее в руке или в любой другой части экипировки более одной секунды – наказание: малый штраф.
Неправильное владение шайбой (вратарь). В НХЛ. Вратарь, находится за пределами отведенной ему зоны и владеет шайбой, умышленно задерживая игру. Наказание: малый штраф (вместо вратаря штраф отбывает один из полевых игроков).
Неспортивное поведение игроков, использование игроками за пределами льда выражений ненормативной лексики, оскорбительных жестов и выражений, вмешивание в работу судей, не выполнение команд судейской бригады. Наказание: малый штраф, малый дисциплинарный штраф или матч-штраф.
Игрок спорит с судьей и оспаривает его решение, умышленно отбрасывает шайбу от судьи, когда тот хочет поднять ее. Игрок заезжает в судейскую зону, когда главный судья разговаривает с другим судьей. Наказание: дисциплинарный штраф.
Игрок отказывается идти на скамейку оштрафованных после драки игроков, бьет по борту клюшкой, использует оскорбительные выражения и жесты, продолжает действия, направленные на ответные действия соперника, умышленно бросает свое снаряжение за пределы арены. Наказание: дисциплинарный штраф.
Игрок оскорбляет другого игрока из-за его национальной или расовой принадлежности. Делает неприличные замечания. Наказание: дисциплинарный до конца игры штраф.
Игрок, которого не атакует игрок соперника удерживает, останавливает или прижимает шайбу к борту с целью остановки игры. Наказание: малый штраф.
Игрок или вратарь намеренно в последние две минуты окончания матча сдвигает свои ворота или сдвигает ворота в период овертайма. Наказание: штрафной бросок.
Игрок преднамеренно выбрасывает шайбу за пределы игровой площадки. Наказание: малый штраф.
Вратарь или игрок преднамеренно старается задержать игру для того, чтобы привести в порядок свое снаряжение. Наказание: малый штраф.
Игрок, получивший травму отказывается оставить хоккейное поле. Наказание: малый штраф.
После забитого гола, команда имеет на поле больше игроков чем прописано в правилах и необходимо для продолжения игры. Наказание: малый командный штраф.
Игрок не торопится стать на место для вбрасывания шайб. Наказание: малый командный штраф.
Игрок за одно вбрасывание дважды въезжает в круг для вбрасывания. Наказание: малый командный штраф.
После перерыва команда не выставляет на поле достаточное количество игроков для продолжения игры. Наказание: малый командный штраф.
Поведение игрока мешает проведению игры. Он плюет в сторону других игроков, умышленно физически воздействует на судью (подножка, силовой прием, толчок). Наказание: матч-штраф.
Неспортивное поведение со стороны представителей команды. Представитель команды позволяет неприличные замечания или жесты, вмешивается в решение судей, бьет по борту клюшкой или другим предметом. Наказание: малый скамеечный штраф.
Игрок, которого не атакует игрок соперника удерживает, останавливает или прижимает шайбу к борту с целью остановки игры. Наказание: малый штраф.
Игрок или вратарь намеренно в последние две минуты окончания матча сдвигает свои ворота или сдвигает ворота в период овертайма. Наказание: штрафной бросок.
Представитель команды продолжает неспортивное поведение. Наказание: дисциплинарный до конца игры штраф.
Представитель команды позволяет себе делать неприличные замечания оскорбляющие честь и достоинство представителей другой расы или этнической принадлежности. Наказание: дисциплинарный до конца игры штраф.
Представитель команды бьет судью или хватает его руками, всячески мешает проведению игры, показывает оскорбительные жесты в отношении судьи. Наказание: матч-штраф.
Представитель команды бросает на лед клюшку или любой другой предмет и этого представителя удалось установить. Наказание: малый скамеечный штраф +дисциплинарный до конца игры штраф.
Представитель команды бросает на лед клюшку или любой другой предмет и этого представителя не удалось установить. Наказание: малый скамеечный штраф.
Задержка игры. Игрок, находящийся за пределами зоны защиты, передает или вводит шайбу в свою зону, с целью задержки игры и при этом его команде уже делалось замечание за такое же предупреждение. Исключение в таком случае составляет команда, которая находится в численном меньшинстве. Наказание: малый штраф.
Нарушение численного состава. Количество игроков на хоккейной площадке превышает количество установленное правилами или же больше количества игроков, предусмотренных наложенными на команду штрафами. Наказание: любой из присутствующих на хоккейной площадке полевых игроков, на момент нарушения, наказывается малым скамеечным штрафом. Игрок выбирается штрафуемой командой.
Нарушение правил экипировки. Игрок или вратарь, потерявший часть экипировки(кроме клюшки) или умышленно или неумышленно повредил состояние экипировки (сломанная клюшка, разбитый шлем, повреждено какой – нибудь предмет из защитного обмундирования), продолжает участвовать в игре. В НХЛ запрещено принимать участие в игре, если клюшка сломана, в остальных других случаях правило не действует. Наказание: малый штраф.
Нарушения правил, не карающиеся скамеечным или дисциплинарным штрафом.
Игрок высоко поднимает клюшку при ударе по шайбе. Нижняя часть клюшки при ударе поднимается выше плеча игрока или выше уровня перекладины ворот, без риска нанесения травмы сопернику. Игру останавливают и назначают вбрасывание шайбы в нейтральной зоне, если правила нарушены атакующей командой, Вбрасывание назначается в зоне защиты, если правила нарушены защищающейся командой.
Передача шайбы рукой. Игрок, находящийся за пределы своей зоны защиты, передает шайбу партнеру ударив по ней или бросив ее рукой. Игру останавливают и назначают вбрасывание шайбы в нейтральной зоне, если правила нарушены атакующей командой, Вбрасывание назначается в зоне защиты, если правила нарушены защищающейся командой.
Задержка шайбы. Игрок, к которому попала шайба пытается ее задержать в руке или в любой другой части своей экипировки более одной секунды. Игру останавливают и назначают вбрасывание шайбы в нейтральной зоне, если правила нарушены атакующей командой, Вбрасывание назначается в зоне защиты, если правила нарушены защищающейся командой.
Одной из важных частей учебно – тренировочного процесса хоккеистов является его теоретическая часть. Она позволяет хоккеистам осмыслить занятия хоккеем, овладеть тактико – техническими действиями, развить умственные способности, помогает воспитать целеустремленность, сознательное отношение к тренировочному процессу.
Занятия по теоретической подготовке могут проходить как часть комплексного занятия, так и как совершенно самостоятельное. При теоретической части процесса используются наглядные пособия в виде учебных фильмов, плакатов, фотографий, макетов, видеофильмов. Просматриваются и анализируются матчи наиболее выдающихся хоккейных команд, идут разводы тренировочных занятий и игр, отснятых на видео, рассматриваются игры и занятия более высоких по классу команд. К конце занятий хоккеистам целесообразно ознакомиться со специальной литературой, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
В ходе тренировочных теоретических занятий рассматриваются следующие вопросы:
1. физическая культура и спорт в России;
2. развитие хоккея в России и за рубежом;
3. правила игры. Организация и проведение соревнований;
4. гигиенические знания и навыки закаливания. Режим и питание спортсменов;
5. врачебный контроль и самоконтроль;
6. физическая подготовка;
7. тактическая подготовка;
8. морально-волевая подготовка;
9. спортивный массаж и самомассаж;
10. места занятий, оборудование, инвентарь.
11. установка перед играми и разбор проведенных игр;
Планирование учебно – тренировочной работы хоккеистов
Перспективное планирование
Перспективное планирование является одним из важнейших и необходимых условий, обеспечивающих рост достижений и мастерства в процессе многолетней подготовки хоккеистов.
Перспективный план подготовки хоккеистов разрабатывается с учетом возрастных особенностей игроков, специфических требований хоккея и задач его многолетней подготовки. Надо учитывать, что направленность на достижение наивысших результатов является весьма далекой целью, появившейся на горизонте, на первое место выдвигается эффективность основной, базовой подготовки игрока, обеспечивающей высокий уровень мастерства в перспективе:
1. разносторонняя подготовка, направленная на постоянное расширение общего фонда двигательных умений и навыков;
2. освоение и совершенствование широкого арсенала технических приемов;
3. общее развитие функциональных возможностей всех систем организма хоккеиста.
От того насколько правильно была намечена перспектива подготовки спортсменов зависят темпы роста достижений и результативность подготовки в годичных циклах, как правильно была намечена перспектива совершенствования спортсменов на ряд лет вперед. Насколько правильно и рационально были поставлены задачи, выбраны средства и методы тренировки, подобрана тренировочная и соревновательная нагрузка, разработаны восстановительные мероприятия и насколько правильно ведется комплексный контроль за подготовленностью зависит успех подготовки спортсменов.
Составление перспективного плана должно учитывать из года в год возрастающие требования к различным сторонам подготовленности хоккеиста, а не просто механическое воспроизведение нескольких годичных планов. В этой связи предусматривается изменение величин тренировочных и соревновательных нагрузок, последовательное изменение задач тренировки, изменение контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки.
Подготовка будет повышаться только в том случае, если нагрузка на всех этапах подготовки соответствует физических и физиологическим возможностям организма и на протяжении ряда лет постепенно возрастает. Эту особенность должны учитывать тренеры при разработке или коррекции перспективных планов подготовки.
Каждый период следующего годичного цикла начинается и завершается на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла. Таким образом обеспечивается плавное нарастание нагрузок из года в год на протяжении ряда лет. Периоды временного снижения и повышения нагрузок определяются в текущих и годичных планах в зависимости от конкретных задач подготовки и состояния спортсмена.
Важное значение имеет строгое соблюдение последовательности повышения нагрузок. Это способствует улучшению функциональных возможностей организма хоккеиста и приспосабливанию к выполнению нагрузок различной интенсивности и длительности.
Для различных групп составляются отдельные перспективные планы подготовки (группы начальной подготовки, учебно – тренировочные группы, групп спортивного совершенствования).
Перспективные планы подготовки хоккейной команды должны содержать обобщенные данные. В перспективном плане подготовки указывают:
1. срок подготовки, например на 2013–2016 годы;
2. название группы, команды;
3. тренер-преподаватель;
4. краткая характеристика команды: возраст, спортивные достижения, уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности. Основные недостатки в подготовленности;
5. состояние здоровья, уровень физического развития, биологический возраст и другие данные по усмотрению тренера;
6. цель и основные задачи этапа подготовки;
7. отбор и комплектование учебных групп и команд: программа и сроки тестирования, контрольные нормативы;
8. материально-техническое обеспечение: учебно-тренировочные сооружения, технические средства обучения и тренировки, спортивный инвентарь, технические средства контроля;
9. разделы плана и параметры подготовки:
10. содержание (количество тренировочных дней на определенный период, например 2013/2014 г и т. д.; количество тренировочных занятий на этот же период; количество дней отдыха; количество дней переезда (в пути); объем тренировочной нагрузки (ч);
11. тренировка вне льда:
12. физическая подготовка (скоростная, скоростно-силовая выносливость, силовая, общая выносливость, скоростная выносливость, комплексная (игры), ловкость, гибкость);
13. техническая подготовка;
14. тактическая подготовка.
15. тренировка на льду:
• техническая подготовка (техника бега на коньках, техника владения клюшкой, техника комплексных приемов);
• тактическая подготовка (индивидуальная, групповая, командная).
Двусторонние тренировочные игры включают в себя:
1. количество игр:
• контрольных;
• официальных
2. Суммарный объем тренировочных и соревновательных нагрузок;
3. Восстановительные мероприятия
4. Комплексный контроль:
• медицинский;
• педагогический
5. Теоретическая подготовка
6. Итого часов всех видов подготовки и контроля.
Все стороны тренировочного процесса подлежат учету.
Учет показателей спортивных тренировок поможет тренеру:
1. проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм спортивной подготовки;
2. выявить наиболее эффективный путь к повышению спортивного мастерства;
3. позволяет следить за состоянием различных сторон подготовленности хоккеистов, динамикой их спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и др.
4. не только контролировать, но и активно управлять учебным процессом, совершенствовать его.
Текущее планирование
Текущее планирование представляет собой план тренировок на текущий год. Такой план составляется на основании перспективного лана и определяется задачами учебно – тренировочного процесса и календаря соревнований на текущий год.
Он составляется в соответствии с совершенствованием физической формы хоккеистов, в соответствии с увеличением нагрузок и периодизацией тренировки, принятой в хоккее. Тренировка у хоккеистов проводится непрерывно в течение календарного года. Годичные циклы тренировок подразделяют на подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
Подготовительный период охватывает временной интервал от начала занятий в новом годичном цикле до первого матча основных соревнований. В ходе подготовительного периода происходит непосредственное становление спортивной формы. Подготовительный этап в свою очередь делится на два больших этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
Основной задачей общеподготовительного периода является создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется мастерство хоккеистов и их спортивная форма. Физическая подготовка развивает общую выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость, скоростно – силовые качества, помогает лучшему освоению технических и тактических приемов игры.
Техническая и тактическая подготовка помогает восстановить, совершенствовать и освоить новые двигательные навыки и технические приемы игры.
Психологическая подготовка направлена на умение продолжать работу в не зависимости от обстоятельств, неблагоприятных условий внешней среды, неблагоприятных изменений внутренней среды человеческого организма. Психологическая подготовка направлена на развитие волевых и моральных качеств, воспитание трудолюбия и др.
Теоретическая подготовка направлена на приобретение новых специальных знаний.
Соревновательный период продолжается от первого до последнего матча основных соревнований и в ходе его совершенствуется высоких уровень тренированности и обеспечивается его реализация.
На общеподготовительном этапе средства общей подготовки преобладают над специальными. На общеподготовительном этапе используются подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, упражнения из легкой атлетики, гимнастики, акробатики, тяжелой атлетики, упражнения с клюшкой и шайбой или мячом. Занятия проводятся в зале, на стадионе, в лесу, в бассейне, в парке.
Общая динамика тренировочных нагрузок характеризуется постепенным увеличением объема и интенсивности с преимущественным ростом объема.
Специально – подготовительный этап
Главная задача этого этапа – непосредственное становление спортивной формы с помощью средств специальной физической, технико – тактической, психологической, теоретической подготовки и контрольных матчей. Специальная физическая подготовка предусматривает совершенствование силовых качеств, поддержание общей выносливости, развитие скоростных качеств, совершенствование ловкости и гибкости.
Техническая подготовка решает задачи восстановления, реализации творческих планов, реализации достигнутого физического потенциала, повышения и совершенствования индивидуального творческого мастерства.
Тактическая подготовка направлена на совершенствование индивидуальных действий, групповых взаимодействий и командной тактики, отработку тактических вариантов ведения игры в обороне и в атаке, поиск оптимального сочетания пар защитников и троек нападающих.
Основными задачами психологической подготовки являются:
1. воспитание морально – волевых качеств:
• проявление воли к победе;
• выдержку;
• смелость;
• решительность в игровых действиях.
2. преодоление неуверенности и боязни;
3. умение действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры.
Теоретическая подготовка направлена на приобретение специальных знаний по всем разделам подготовки хоккеистов.
На специальном – подготовительном этапе удельный вес общей подготовки уменьшается, а специальной увеличивается. Тренировочные занятия проводятся на земле, в спортивном зале, на льду. Вне льда используются специально – подготовительные упражнения. На льду проводятся двусторонние и контрольные игры.
Интересно что нагрузки на этом этапе подготовки сначала стабилизируются, а затем их объем уменьшается, но возрастает интенсивность нагрузок. Снижение объема достигается за счет общеподготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается, сокращается и этот компонент нагрузок. Изменение интенсивности нагрузок происходит, прежде всего, за счет повышения удельного веса специально-подготовительных упражнений и двусторонних тренировочных и контрольных игр.
Во второй половине этапа повышается роль тренировочных и контрольных игр. Однако такие игры не должны подменять учебно – тренировочные работы.
Основными задачами соревновательного периода являются непосредственная подготовка к играм и успешное выступление на них. Однако при подготовке специалистов установка на достижение высоких результатов рассматривается в перспективе и весьма отдаленной. Тем не менее в соревновательном периоде решаются следующие задачи:
1. изучение, закрепление, совершенствование и повышение вариативности выполнения разнообразных технических приемов;
2. овладение различными тактическими вариантами ведения игры, приобретение игрового опыта и совершенствование игрового мышления;
3. дальнейшее повышение уровня физической подготовленности;
4. совершенствование психологической подготовленности;
5. совершенствование специальных знаний, связанных с выступлением в соревнованиях.
Важным и нужным средством подготовки является моделирование различных игровых ситуаций. В некоторые дни в соревновательном периоде следует включать дополнительные занятия, которые будут поддерживать необходимую физическую работоспособность организма и для создания и поддержания необходимого эмоционального фона в команде.
В психологической подготовке хоккеистов важное значение имеет непосредственная настройка на предстоящие игры, мобилизация физических сил, регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений в процессе игры, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Теоретическая подготовка в этот период направлена на изучение особенностей соревнований, на расширение знаний и умений, способствующих успешному выступлению в соревнованиях. Хоккеисты должны уметь анализировать и разбирать проведенные игры, распознавать сильные и слабые стороны в игре отдельных команд и излюбленные приемы соперников.
В промежуточных циклах расширяется общий объем физической подготовки, изменяются формы проведения занятий, меняется направленность нагрузок.
Переходный период длится от последней игры основных соревнований до начала подготовки в следующем годичном цикле. В ходе его осуществляется временное угасание спортивной формы, восстановление приспособительных возможностей организма и вместе с тем обеспечивается преемственность между двумя годичными циклами.
Задачи переходного периода:
1. сохранение общей тренированности на достаточно высоком уровне;
2. обеспечение активного отдыха хоккеистов, лечение травм, дальнейшее укрепление здоровья;
3. устранение недостатков в физической, технической и тактической подготовленности.
В переходном периоде сокращается продолжительность занятий и за счет этого уменьшается объем нагрузок, снижается их интенсивность, однако тренировочный процесс не прекращается. Создаются все условия для поддержания определенного уровня тренированности, тем самым гарантируется преемственность между завершающимся и очередным циклом тренировки, что позволит начать новый годичный цикл подготовки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.
Основное содержание этого периода – общая физическая подготовка. Проводится техническая и тактическая подготовка на льду. Если хоккеист не получал достаточно нагрузок, мало тренировался в подготовительном периоде, редко выступал в соревнованиях, то тренировка в переходном периоде строится как в подготовительном, то есть в развивающихся режимах.
Оперативное планирование
Сюда относится планирование тренировочных занятий. Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировки на организм хоккеиста, является величина нагрузки. В хоккее различают нагрузки малые, средние, большие и максимальные.
При малой нагрузке признаки утомления отсутствуют, восстановление происходит непосредственно в процессе занятия или по истечении нескольких десятков минут после окончания тренировки. Количество упражнений, которое выполняется при малой нагрузке, составляет около 20–30 % от объема работы с максимальной нагрузкой.
При средних нагрузках появляются скрытые утомления, которые сопровождаются потерей и уменьшением работоспособности. Восстановление происходит по прошествии нескольких часов после тренировки. Средняя нагрузка соответствует примерно 50 % работы, необходимой для максимальной нагрузки.
При больших нагрузках наступает снижение работоспособности и наступление утомления. Это выражается в увеличении числа ошибок и точности выполнения упражнений, в невнимательности, в пониженной активности и снижении восприимчивости при отработке технических и тактических навыков.
Восстановительные процессы отдельных функций организма после больших нагрузок могут продолжаться в течении 1–2 суток. Объем работы с большой нагрузкой составляет 70–80 % от максимальной. Надо отметить что частое и неправильное применение максимальных и больших нагрузок может привести к чрезмерной нагрузке, которая характеризуется глубокими функциональными сдвигами в основных системах организма и значительном снижении работоспособности. При чрезмерной нагрузке организма возникает нарушение координации движений, вялое выполнение упражнений, замедленная реакция, желание полного покоя, возникновение сомнений в ценности и смысле тренировок, боязнь перед новой тренировкой. Чрезмерная нагрузка является следствием нерационального и частого использования максимальных и больших нагрузок.
Для каждого хоккеиста нагрузки должны быть выбраны строго индивидуально, в зависимости от уровня и степени его подготовленности.
Тренировочные занятия могут быть комплексной и избирательной направленности. В занятиях комплексной направленности решают 2–3 задачи, в то время как в занятиях избирательной направленности решают обычно одну задачу. Комплексные занятия оказывают широкое, неглубокое воздействие на организм хоккеистов, которое не может вызвать максимальный мобилизации адаптационных процессов.
Избирательные занятия помогают сосредоточиться на основной задаче и выбрать необходимый объем воздействия для оптимального эффекта. Особенно широко используются избирательные занятия при 2–3 разовых тренировках в день. При проведении ежедневных 2-или 3-разовых тренировок занятия следует делить на основные и дополнительные.
Главные задачи, выражающие общую направленность тренировочного процесса на том или ином этапе подготовки решаются на основных занятиях.
Микроцикл – это небольшой по продолжительности законченный цикл подготовки. Продолжительность микроцикла может быть от 2 до 10 дней, но чаще всего 5–7 дней. В основном периоде подготовки продолжительность микроциклов определяется календарем соревнований и бывает обычно от 3 до 7 дней.
Каждый микроцикл включает в себя две фазы: стимуляционную (нагрузочную), которая связана с той или иной степенью утомления и восстановительный (полный отдых или специальные занятия). В структуре микроцикла эти фазы повторяются, восстановительная фаза совпадает с окончанием микроцикла. Микроциклы обозначаются цифрами по количеству рабочих дней и дней отдыха (6 + 1, 3 + 1, 4 + 1, 3 + 0 и т. д.).
В подготовке хоккеистов в ординарных, ударных и соревновательных микроциклах недельной продолжительности во избежание срыва адаптации целесообразно после 2–3 нагрузочных дней включать работу восстановительного характера.
Строятся микроциклы базируясь на особенностях протекания процессов утомления и восстановления в результате воздействия нагрузок на отдельных занятиях и играх.
Чтобы правильно построить микроцикл надо знать какое воздействие на организм хоккеиста оказывают различные по величине и направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность протекания процессов восстановления. Это важно знать, так как функциональные и морфологические изменения в организме обеспечивают рост работоспособности и происходят в восстановительный период.
Восстановление работоспособности после занятий различной направленности происходит не равномерно, неодновременно и различными темпами. Вначале восстановление идет быстро, а затем медленно, поэтому увеличение времени, необходимого для отдыха дает больший результат на ранних фазах и меньший на поздних фазах восстановления.
Планирование занятий одинаковой направленности в одном микроцикле подряд, с максимальными нагрузками следует очень осторожно. Занятия скоростной направленности с максимальной нагрузкой применять подряд нерационально. Таким образом, планировать каждое тренировочное занятие необходимо с учетом направленности нагрузок в предыдущем и последующих занятиях.
Трехразовые тренировки в основном планируются и проводятся на сборах. В этом случае первая тренировка обычно проводится после сна, в период, когда работоспособность организма понижена. В связи с этим на утренние часы не следует планировать использования скоростных и скоростно-силовых упражнений, иначе это сказывается на эффективности основного занятия днем.
Микроциклы состоят в мезоциклах. Мезоцикл – период подготовки, в течение которого решается несколько крупных задач. Мезоцикл обычно включает в себя 3–6 микроциклов, которые обеспечивают необходимый тренировочный эффект. В это время происходит рост тренированности и создаются условия для протекания приспособительных процессов в организме.
Существуют следующие варианты мезоциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительно-подготовительные, восстановительно-поддерживающие. В определенных сочетаниях эти мезоциклы образуют этапы и периоды тренировочного процесса.
В начале подготовительного периода, после травм и заболеваний предусматривают втягивающие мезоциклы. Динамика нагрузок в этих мезоциклах достигается за счет объема по сравнению с интенсивностью, средствами подготовки являются общеподготовительные упражнения.
В подготовительном периоде планируются базовые мезоциклы, при этом решаются задачи функциональной подготовки, в связи с чем объем и интенсивность тренировочных нагрузок значительны. Проводится работа по формированию и преобразованию освоенных двигательных навыков и технических приемов хоккея, решаются тактические задачи. В базовых мезоциклах развивающего характера решается задача перехода хоккеистов на новый, более высокий уровень работоспособности. Базовые мезоциклы развивающего характера чередуются с циклами стабилизирующими. Стабилизирующие мезоциклы состоят из 1-2-х ординарных микроциклов. Средства подготовки могут быть как общими так и специальными.
В контрольно подготовительном мезоцикле тренировочная работа сочетается с участием в контрольных матчах или серии матчей. Основной задачей является выявление недостатков в подготовленности команды и работа по их устранению.
В предсоревновательном мезоцикле моделируется режим предстоящих соревнований, с целью адаптации к его конкретным условиям.
Соревновательный мезоцикл и его структура зависти от продолжительности и плотности календаря соревнований, закономерностей сохранения спортивной формы и стратегических задач выступления команды.
Восстановительно-подготовительный мезоцикл похож на базовый, но включает большее число восстановительных микроциклов, характеризуется мягким тренировочным режимом и более широким использованием средств общей подготовки для создания эффекта переключения.
В настоящее время мастерство хоккеистов повышается не за счет увеличения объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, сколько за счет увеличения интенсивности нагрузок, повышения объема специфических средств подготовки, постоянном усложнении тренировочных занятий, повышении требований к качеству выполнения упражнений.
Литература
Алексеев А. В. Себя преодолеть! М., 1985
Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. М.,1988
Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботаревич В. П. Социология физической культуры и спорта. Пенза, 1995
Голубев Р. А. Еще раз о спортивном аутотренинге. Минск, 1991
Горский Л. Тренировка хоккеистов. М.,1981
Линдеман Х. Аутогенная тренировка. М., 1985
Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М., 2004
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.,1991
Савин В. П. Физическая подготовка хоккеистов высокой квалификации. М., 1986
Савин В. П. Хоккей. М., 1990
Савин В. П. Теория и методика хоккея. М., 2003
Тарасов А. В. Хоккей без тайн. М., 1988
Третьяк В. А. И лед и пламень. М.,1985
Третьяк В. А. Когда льду жарко. М., 1981
Третьяк В. А. Верность. М., 1986
Хоккей: правила соревнований. М., 1985
Хрущев С. В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. М.,1982
Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. М., 1980
Комментарии к книге «Теоретическая подготовка хоккеиста», Илья Валерьевич Мельников
Всего 0 комментариев