Непримиримая борьба между наукой и религией неразрывно связана со столь же непримиримой и ожесточенной борьбой двух основных направлений в философии — материализма и идеализма. Философский идеализм всегда стоял на стороне религии, защищая и отстаивая ее. По существу, философский идеализм и сам является утонченной, принаряженной разновидностью религии. Все идеалисты, как философские, так и религиозные, говорит Маркс, верят в наития, откровения, спасителей, чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму, или же просвещенную, философскую.
Религия утверждает, что мир не может существовать без бога, что мир создан и управляется богом и что познание его, так же как и познание бога, недоступно человеческому разуму. Подобно этому и идеализм считает сознание, «абсолютную идею», «мировой дух» первичным, а материальный мир, природу — вторичным, продуктом, сознания. Как и религия, идеализм считает мир и его закономерности непознаваемыми.
Этим философский идеализм коренным образом отличается от материализма, который исходит из того, что мир по природе своей материален и существует объективно, вне и независимо от сознания людей. В противоположность идеализму материализм считает, что материя первична, а сознание вторично, производно, что мир и его закономерности для своего существования и развития не нуждаются ни в боге, ни в «абсолютном духе», ни в каких бы то ни было других сверхъестественных силах и вполне познаваемы.
Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без посторонних прибавлений.
Комментарии к книге «Мичуринское учение и религия», Всеволод Михайлович Каганов
Всего 0 комментариев