Выпускающий редактор: Владислав Бирюков
Дата выхода: 25 марта 2008 года
13-Я КОМНАТА: Побочный эффектАвтор: Владимир Гуриев
Лично я обеими руками за техническийпрогресс и жду не дождусь, когда мы, наконец, совершим последний рывок, отречемся от старого мира и полностью перейдем в киберпространство. Больше того, я полагаю, что, начиная с определенного момента (до которого, впрочем, еще далеко), такой поворот событий неизбежен. Технологии, которые призваны, по идее, усилить наши возможности, одновременно являются главной причиной атрофии наших способностей.
Простой пример изредакторской практики. Мы, как правило, стараемся заказывать статьи, но довольно много материалов приходит «самотеком», без потуг с нашей стороны. Публикуется лишь малая часть из них. По разным причинам, но среди этих причин есть три, непосредственным образом связанные с технологиями. Это неграмотность, неумение связно излагать свои мысли и отсутствие мыслей, которые стоило бы изложить. Как правило, неграмотному тексту присущи все три перечисленных недостатка - интересные рассказчики, которые не способны запомнить, как пишется то или иное слово, конечно, встречаются, но не слишком часто. Меж тем грамотность и умение связно изложить мысли - это не врожденные способности, а нарабатываемые скиллы. Конечно, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но и у нас не боги горшки обжигают, а штатные сотрудники.
Мнекажется, что причина деградации - в изменившейся структуре чтения и системах проверки правописания. Читать ведь не стали меньше. Обычный пользователь Интернета сегодня проглатывает текстов больше, чем любой интеллигентный человек мог прочесть тридцать лет назад. Но тексты теперь другие. Книги уступили место новостным заметкам, обсуждениям в форумах и записям в блогах - из перечисленного разве что новостные заметки могут поспособствовать развитию мастерства изложения, да и то не все. Блоги бывают разные, но это, по сути, реактивный формат, благодаря которому вырабатывается скорость реакции и умение высказываться кратко. Основная смысловая единица в них - реплика, а конечный результат усилий - это не отдельно взятый текст, а дискуссия целиком. Что касается грамотности, то активное чтение текстов, выложенных в онлайн, ей, скорее, вредит.
За грамотность унас, как известно, отвечает Microsoft
Комментарии к книге «Компьютерра, 2008 № 12 (728)», Журнал «Компьютерра»
Всего 0 комментариев