Сергей Лукьяненко На дальней станции
— Ваше решение окончательное? — спросила судья с едва заметным неодобрением в голосе.
Мужчина и женщина, стоящие перед ней, одновременно кивнули. Они вообще все делали слаженно: мужчина отодвинул стул, когда женщина садилась, она поправила ему воротник рубашки. Словно не разводиться пришли, а заключать брак.
— Окончательное и бесповоротное, — сказал мужчина.
— Дети выросли, а мы поняли, что нас больше ничего вместе не держит, — уточнила женщина.
Судья вздохнула. Она была женщина немолодая и многое повидавшая:
— И вы, очевидно, торопитесь?
— Конечно, — сказал мужчина.
— Что за вопрос… — закончила женщина.
— Произошла маленькая накладка, — сказала судья. — Ваши документы были случайно отправлены в Екатеринбург. Канцелярская ошибка, простите. Будете ждать, пока их отправят обратно?
— Господи! — возмутился мужчина. — Да распечатайте их заново! Середина двадцать первого века, а вы тут бюрократию разводите!
— Это не бюрократия, — строго сказала судья. — Нужны оригиналы документов, таков порядок делопроизводства. У нас все хранится восемьдесят лет, в бумажном виде, в архиве… Можете дождаться возвращения документов, это недолго, неделя-другая. Или… поскольку наша ошибка… могу выписать вам бесплатные билеты в Екатеринбург и обратно. Вечером сядете на поезд, утром будете там. В местном суде и получите развод.
Мужчина и женщина растерянно переглянулись.
— А на самолет? — уточнил мужчина.
— В рамках моих полномочий — только поезд, — ответила судья. — Или ждите в Москве.
— Ночь туда, ночь обратно… — женщина заколебалась. — Как можно случайно отправить бумаги в другой город?
— Голубушка! — судья сняла очки и укоризненно посмотрела на нее. — Это человеческий фактор. Скажите спасибо, что не в Томск надо ехать.
На Курский вокзал они приехали за полчаса до отхода поезда. В руках у мужчины был маленький чемоданчик, у женщины — сумка.
— Могли все сложить в один чемодан, — сказал мужчина, пока они шли к путям. — На колесиках.
— Поздно, — сухо ответила женщина.
— Я ничего такого не имел в виду, — сказал мужчина с обидой. — Мы разводимся, но к чему устраивать сцены? Давай хоть сумку понесу.
Женщина подумала, покачала головой и перехватила сумку поудобнее.
Вагон был новым, с купе на двоих, мультимедийным терминалом вместо окна. Мужчина с любопытством огляделся.
— Хорошо хоть купе на двоих. Сто лет на поездах не ездил.
— Двадцать, — ответила женщина. — Мы с тобой ездили в Ялту, в свадебное путешествие. Как раз мост открыли.
— Верно, — кивнул мужчина. — Коснулся экрана — приветственная надпись исчезла, он превратился в «окно». Мужчина провел пальцем по экрану, вид начал меняться — теперь «окно» смотрело вперед, назад, сменилось время суток, время года.
— Игрушки это все, — сказала женщина. — Слышала я про такое. Едешь ночью и зимой, а в окне — вид летнего утра. Или вообще другая дорога. А по большому счету — ничего не изменилось.
— Ну как же не изменилось? — проводница остановилась у дверей купе. — Раньше вы бы сутки с лишним ехали. Сейчас одну ночь в пути. Да и не во времени дело. Железная дорога — она для чего?
— Для перемещения людей и грузов, — серьезно ответил мужчина.
— Это если казенным языком. А на самом деле — мы соединяем все воедино. Страну, города, людей. И тут не время пути главное, а чтобы он был — путь.
Мужчина бросил чемоданчик на нижнюю полку. Поймал взгляд проводницы, пояснил:
— Жена… — мужчина осекся и продолжил: — Она любит на верхней полке. Что ночь в пути — хорошо. Но все равно, вы же понимаете, поезда — это такое ретро. Полки, столик, вареная курица, чай из титана… Стаканы в подстаканниках у вас есть?
— А как же, — улыбнулась проводница. — Традиция — она для того и существует, чтобы быть всегда. А подстаканники — это и вправду удобно. Чай будете?
— Будем, — ответила женщина.
Стемнело, и лишь россыпи огней плыли за окнами. Мужчина и женщина молча сидели рядом.
— А ты заметил — колеса стучат по-другому, — вдруг сказала женщина. — Раньше они как стучали? «Тра-та-та». Даже в книжках детских так писали. А сейчас «тра-та». И пауза. Долгая.
Вошла проводница с подносом — кипяток в граненых стаканах с мельхиоровыми подстаканниками, нарезанный лимон на блюдце, сахар-рафинад в бумажной упаковке на два кусочка, печенье.
— Это потому что рельсы сейчас бесшовные, — сказала она. — Раньше поезд стучал на стыках. Видите, не все у нас ретро!
— Да вы не обижайтесь, — сказал мужчина. — В этой неторопливости есть какая-то милая ностальгия.
— В неторопливости ничего плохого нет, — сказала проводница. — Мы привыкли жить быстро, а всегда ли это надо? Бежим в метро, спешим на самолет, принимаем решения и тут же выполняем. Вошли в самолет, вышли из самолета на другом конце света, через три часа улетели обратно. Были где-то, не были — непонятно. А поезд — он дает время подумать. Посмотреть на мир, на себя, друг на друга.
— А если не хочется смотреть? — спросила женщина раздраженно.
— Тогда можно слушать, — проводница улыбнулась и вышла.
В купе повисла тягучая тишина. Потом перестукнули колеса — «тра-та», и снова наступила тишина.
— А в Крым мы тогда хорошо съездили, — сказал мужчина.
Женщина помолчала, потом улыбнулась.
— Да нам тогда хоть в Магадан, все было хорошо. Молодые идиоты.
— Насчет молодых — согласен, — кивнул мужчина. — Ты хочешь есть?
— Только не говори, что ты взял вареную курицу.
— Нет. Но тут есть вагон-ресторан.
Женщина кивнула, разглядывая пачку с печеньем.
— Не хочу есть на ночь. И так стала толстая и некрасивая.
— Конечно, это уже не мое дело, — сказал мужчина. — Но ты неправа.
— Я у тебя всегда неправа… В чем именно?
— Ты красивая, — сказал мужчина.
— Значит, все-таки толстая?
Мужчина подумал.
— Мне никогда не нравились манекенщицы.
— А кто нравился?
— По-серьезному — только ты.
Женщина фыркнула. Потом встала.
— Раз уж у нас разводное путешествие — веди меня в ресторан.
В купе они вернулись уже ночью. Вагон спал. Редко-редко перестукивали колеса.
— Почему мы с тобой никогда не разговариваем? — спросила женщина, садясь у окна.
— Мы говорим.
— Мы переговариваемся.
— Времени нет, — мужчина неловко пожал плечами. — Все время бежим. Проводница права, нет времени поговорить, даже с тем, кто дорог… Будем ложиться?
Женщина вздохнула.
— Ты хочешь спать?
Мужчина покачал головой.
— Давай просто посидим? Хочешь — сделаю для тебя в окне осень. Ты же любишь осенние вечера.
— Пусть все будет по правде, — ответила женщина.
— Тогда посмотрим на ночь, — легко согласился мужчина. Выключил свет. Сел рядом. Поколебался — и обнял женщину за плечи. За окном-экраном плыли далекие огни.
— А я бы так ехала и дальше, — сказала женщина неожиданно. — Жаль, что поезда стали ходить быстрее.
— Так может, нам не надо так спешить? — ответил мужчина.
— Мы же все решили, — сказала женщина.
— Может быть, мы ошиблись?
Поезд замедлял ход, подъезжая к вокзалу Екатеринбурга. Проводница стояла в тамбуре, протирая поручни.
— Простите, — сказал мужчина. В одной руке у него был чемоданчик, в другой сумка. — А когда ближайший обратный поезд?
— Через полчаса фирменный отправляется, — сказала проводница. — Если хотите, я забронирую вам билеты прямо отсюда.
— Будем очень благодарны, — сказала женщина.
— Дела-то свои успеете сделать? — спросила проводница. — За полчаса?
— Дела… они как-то отложились, — ответил мужчина. — Так?
Он посмотрел на женщину.
— Так, — ответила женщина и неловко улыбнулась.
Судья еще раз просмотрела бумаги. И подняла глаза на юношу и девушку. Те сидели рядом, но отстраняясь друг от друга, будто боялись случайно соприкоснуться. Будто они были из плутония и при соприкосновении возникла бы критическая масса и грянул взрыв.
— Мы поговорили с психологом, — сказала девушка с вызовом. — Он согласился, что наши взаимные противоречия глубоки и устранить их невозможно. Полнейший гуаньси вэйцзи[1]!
— На алименты я согласен, с ребенком буду встречаться, — заявил юноша. — Разводите нас быстрее, это наша цзеньдин цзюэсинь[2]. Я знаю, что вы тут не любите разводы делать, у вас такая социальная политика — семьи сохранять!
— Но наша семья родилась мертвой! — с пафосом сказала девушка.
— Тяжелый случай, — кивнула судья, с любопытством глядя на пару. — Я обязана вас развести. Но у нас произошла канцелярская ошибка. Ваши документы были по ошибке отправлены в другой город. Можем дожидаться, пока их вернут, но наша бюрократия… Или могу выдать вам бесплатные билеты. На поезд. У нас совместная социальная программа с РЖД.
— Какой позор, — сказала девушка. — Я все про это напишу. Я популярный потоковый блогер!
— Где документы-то? — парень отреагировал более по-деловому. — Надеюсь, не в Томске каком-нибудь?
— Вы знаете, это очень тяжелый случай, — сказала судья сочувственно, что-то набирая на клавиатуре компьютера. — Во Владивостоке.
Парень и девушка с ужасом посмотрели друг на друга.
— Трое суток, тяжело, конечно, — продолжила судья. — Но мы оплатим купе на двоих, туда и обратно. Приедете — прямо там и разведетесь.
— А что, — неожиданно сказала девушка. — Это хэньёуисы[3].
— Даже не представляете насколько, — улыбнулась судья.
Примечания
1
Кризис отношений (путунхуа, сленг молодежи середины 21 века).
(обратно)2
Твердая решимость (путунхуа, сленг молодежи середины 21 века).
(обратно)3
Интересно (путунхуа, сленг молодежи середины 21 века).
(обратно) Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «На дальней станции», Сергей Лукьяненко
Всего 0 комментариев