После защиты дипломной работы в Академии Жуковского Ю. А. Гагарин приступил к летной практике - тренировочным полетам на самолете МИГ-15 УТИ. В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полетов общей продолжительностью 7 часов. На 27 марта был назначен последний контрольный полет с летчикоминструктором В. С. Серегиным. Погода в то утро была пасмурная. Вот как ее описала летчик-испытатель 1-го класса М. Л. Попович: "Хмурое мартовское утро. Слякоть, температура 5-7°С. Размытая сплошная облачность. Нижняя кромка облаков 100 метров, дымка, видимость несколько ухудшена. Верхний слой облаков на высоте 4500 метров". Строгий предполетный медицинский .контроль оба летчика прошли успешно. Самолет и наземный комплекс наблюдения были тщательно подготовлены к полету. Всамолет с позывными 625-й, пилотируемый Гагариным и Серегиным, поднялся в воздух. По заранее намеченному плану им предстояло совершить два полета в зону и по кругу продолжительностью по 30 минут каждый. Полет должен был проходить между верхним и нижним слоями облаков, где была хорошая видимость. Итак истребитель взлетел, с экипажем поддерживалась постоянная радиосвязь, на командном пункте за самолетом постоянно следили радиолокационные станции. Все проходило по плану, о чем свидетельствуют данные радиообмена с летчиками. ВГагарин сообщил об окончании задания и попросил разрешения развернуться и лететь на базу. Это' было его последнее сообщение, связь с самолетом вдруг оборвалась. Трудно было предположить, что же могло случиться с 625-м. Но, когда, по расчетам, у самолета кончилось топливо, все, кто был на аэродроме, поняли - произошло что-то серьезное. В зону пилотирования немедленно были высланы вертолеты. Поиск продолжался более 3 часов. Наконец водному из вертолетов удалось обнаружить обломки самолета МИГ-15 УТИ примерно в 65 км от аэродрома. К месту падения тут же были высланы специалисты. Вот как описывает помощник главкома ВВС по космосу генерал-полковник авиации И. П. Каманин то, что он увидел: "Самолет упал в густом лесу, угол падения приблизительно 47-50°, скорость в момент удара о землю была 660-680 км/ч. При ударе и последовавшем взрыве самолет развалился на мелкие части. Передняя часть самолета ушла в землю примерно на 4 метра. Крылья, хвостовое оперение, подвесные топливные баки и кабина разрушились и были разбросаны в полосе 300 на 200 м. По некоторым признакам стало ясно, что экипаж погиб и что погибшие это Ю. А. Гагарин и В. С. Серегин". В результате произведенных поисковых работ удалось обнаружить и собрать 95% деталей, частей и агрегатов самолета, что позволило утверждать то, что все или почти все устройства, узлы, приборы и агрегаты на самолете были и в момент столкновения с землей нормально работали. Что же могло быть причиной гибели летчиков? Чтобы ответить на этот вопрос тогда, необходимо было собрать воедино все имеющиеся факты и провести тщательный анализ полета. Но в 1968 году этого сделано не было. Правительственная комиссия после недолгого изучения собранных фактов дала заключение о том, что МИГ-15 УТИ, пилотируемый Гагариным и Серегиным, при выполнении учебного полета в зоне сорвался в штопор и, совершив несколько витков при выводе из крутого пикирования, врезался в землю. Но сразу было установлено то, что нижний край облачности в районе падения находился на высоте 400 метров, вместо обещанных метеопрогнозом 800-900. Именно 200- 300 метров не хватило летчикам для окончательного выхода из пикирования. Но из-за чего же самолет свалился в штопор? По мнению комиссии, самолет столкнулся с шаром - зондом метеорологической службы. Реальных доказательств эта версия не имела, так как остатков шара - зонда не было найдено в радиусе 3 километров от места падения. Надо сказать, что не все члены комиссии были согласны с такими выводами. Ведь самолет. пилотируемый таким опытным летчиком, как В. С. Серегин, в случае непредвиденных обстоятельств мог совершить вынужденную посадку," или-"-кра.инем случае экипаж мог катапультироваться. Но в 1968 году дополнительному расследованию не дали ход. Вся беда в том, что даже на данный момент мы не обладаем полной информацией о всех подробностях полета и потому не можем однозначно что-либо утверждать. Однако существует несколько версий, которые на первый взгляд реально отражают картину происшедшего. Далее приводятся две версии, по разному объясняющие причину гибели первого космонавта.
Александр Жуленко
Гагарин - от триумфа до гибели
Жанр:
«Гагарин - от триумфа до гибели»
0
1383
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства
Комментарии к книге «Гагарин - от триумфа до гибели», Александр Жуленко
Всего 0 комментариев