Александр Филиппович ПЛОНСКИЙ
ПРИЗРАК В ПОТЕРТЫХ ДЖИНСАХ
Фантастический рассказ
Он стоял возле большого, во всю стену, книжного шкафа. На нем были вылинявшие джинсы и рубашка с хлястиками - стандартная одежда стандартного молодого человека последней четверти двадцатого века. И человек этот смотрел на меня укоризненно.
- Что это по-вашему? - спросил он.
- Просто шкаф, - ответил я. - У вас его еще называют "стенкой".
Человек в джинсах, не глядя, достал книгу, и та, словно сама собой, раскрылась на нужной странице.
- Послушайте, что пишет Лидин. "Книжный шкаф в комнате - не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, с чем живешь, что учит и ведет за собой. Даже в гости приглашаешь именно тех, с кем испытываешь потребность общения..."
- И вы пригласили меня. Тронут. Но почему у вас так часто взывают к авторитету книги, к мертвой мысли?
- Мысль не бывает мертвой, - возразил он. - Этим она обязана именно книге.
Я прервал его речь - не выношу патетики, которой в старину так часто подменяли аргументы!
- Книга всего лишь средство информации. И свое предназначение она уже не оправдывает.
Он упрямо стоял на своем:
- Книги издают стотысячными тиражами, а их все же не хватает!
- Вот именно! Вы, сами того не желая, подкрепляете мою точку зрения. Информационный взрыв исчерпал возможности книги. Мода на книги преходяща, как и на... - мне удалось найти доступное для него сравнение, - как и на джинсы!
- Дались вам джинсы, точно моей бабушке, никак к ним не привыкнет! улыбнулся собеседник и продолжал уже серьезно: - Между прочим джинсы функциональны, в этом секрет их устойчивой модности.
- Хлястики на рубашке тоже функциональны?
- Вы словно с другой планеты, - пожал он плечами. - Не судим же мы о Древнем Египте по одежде, которую носили фараоны!
- Зато судите по мумиям фараонов. И книги, - нашел я точное сравнение, - сродни мумиям. В них забальзамированы события, образы, характеры. К тому же не реальные и не достоверные, а произвольные, зачастую неправдоподобные, противоречащие вероятности. Человек, интеллектуальные возможности которого ограничены природой, не в состоянии преодолеть субъективность, его восприятие мира однобоко, а попытки отразить реальную действительность в так называемой художественной литературе напоминают кривое зеркало.
- И что же вы противопоставляете художественной литературе?
Комментарии к книге «Призрак в потертых джинсах», Александр Филиппович Плонский
Всего 0 комментариев