Станислав Лем
Искусственный разум?
В одной из партий, которую сыграл Каспаров с компьютером Deep Blue, компьютер, вопреки ожиданиям партнера-человека, легкую для взятия фигуру не тронул, и это привело через достаточно большое количество ходов к победе машины. Каспаров говорил о том, что он почувствовал, по крайней мере ему так показалось, что он почувствовал, в действиях машины интеллект: затаившийся замысел в сделанном стратегическом ходе.
После победы компьютера меня многократно спрашивали о том, можно ли его (компьютер) вообще подозревать в обладании "интеллектом", на что я последовательно отвечал (спрашивающим журналистам), что нет. Чтобы получить некоторую, строго говоря, "компрессию высказывания", то есть избавить его, насколько это возможно, от того, что для самой его сути является несущественным, нужно сказать, что в обсуждение нужно уже в этом месте ввести РАЗУМ или РАЗУМНОСТЬ, потому что "интеллекта" недостаточно. Но почему собственно? Он более "безличностный", чем "разум". Сохранение артефакта (каким может быть компьютер) могло бы, в самом деле, казаться "интеллектуальным", но не обязательно одновременно и "разумным". Прежде всего потому, что и нехотя можно вести себя интеллектуально, но нехотя вести себя РАЗУМНО, скорее всего, нельзя, так как импликацией разумности является ее осознание. Правда, социальное поведение насекомых, особенно живущих общественно, таких, как пчелы или муравьи, управляется "врожденными инстинктами", однако легко можно признать, что им ближе к "интеллекту", особенно к коллективному, чем к РАЗУМУ. И ведь неслучайно масса людей бьется над добыванием из нечеловеческих устройств "интеллекта", в то время как "РАЗУМ" как будто бы никем не планируется и не проектируется. Почему?
Комментарии к книге «Искусственный разум», Станислав Лем
Всего 0 комментариев