Можно ли рассмотреть в скалах лицо? Художник пристально вглядывается. Случайное расположение пятен - глаза. Щель, вымытая дождем, - рот. Остальное дополнит воображение.
А если лиц - девять?..
- Ивановна! - зовет Ленг.
Тяжело ступая, в комнату входит Ивановна.
- Посмотрите на горы.
- Чего глядеть? - Старуха подходит к окну.
- Посмотрите внимательнее.
- Делать тебе нечего, вот что, - старуха не одобряет работы Ленга. Шуточки, удивляется: как это люди шутя зарабатывают деньги.
- Вглядитесь, - говорит Ленг. - Вон туда, выше леса.
- И што? - недоумевает Ивановна.
- Не видите?
- Булгачишь старую понапрасну... - Уходит кормить цыплят. На полотно она и не взглянула.
Ленг присаживается к холсту, берет кисть. Что надо делать? Оживить портрет. Проникнуть в душу человека, лицо которого в скалах. Девяти лиц, которые в скалах...
Ленг растирает краски, но мысль его о другом. Что за люди? Как появились отображения их на камне? Где-то художник читал, что все на земле - существующее и бывшее - оставляет след, электронный отпечаток, как на экране. Может, это фантастика? Может, и не фантастика.
Отображение падает на сетчатку глаза, остается в мозгу. Может, и в природе при каких-то условиях отражение остается на скалах, на ледниках. Бывают миражи, бывают отражения на облаках и туманах. Вдруг это каким-то образом закрепляется?
Приготовив кисти, краски, Ленг склоняется над портретом. Заставить рассказать о себе! Руки художника подрагивают от нетерпения. Заставлю!.. Ленгу знакомо это состояние решимости, уверенности в себе. Знаком холодок в груди, когда ставишь задачу и хочешь и способен ее решить.
Он работает до темноты. И на следующий день он уже за работой в пять часов.
Встает, ходит по комнате, не отрывая глаз от портрета. Бормочет вполголоса:
- О чем ты кричишь?
Опять берется за кисть.
- Грозен ты, - иногда скажет портрету. - А ну, больше блеска в глазах!..
- Завтракать, - зовет Ивановна.
- Потом.
- Заморисся! - Ивановна жалеет его.
- Потом!
Приезжает Стеша. Ленг не замечает ее приезда. Не замечает, как она входит в комнату, не поднимает глаз от работы.
- Кто это? - спрашивает она, останавливаясь у него за спиной.
- Стеша, минутку... - Ему кажется, что вот сейчас, сейчас он схватит главное выражение в лице, во взгляде.
- Кто это? - спрашивает вторично Стеша.
Комментарии к книге «Лица», Михаил Николаевич Грешнов
Всего 0 комментариев