Мери Шелли
Киберпанк не выдержит двух «КИ»
Обзор фильмов киберпанковской тематики невозможно было бы написать без каких-нибудь, хотя бы минимальных, уточнений насчет самого слова «киберпанк». Поэтому сразу оговорюсь: у нас с этим словом отношения особые. Мы называем «киберпанком» литературную плеяду Бетке-Рюкер-Гибсон-Стерлинг-Суэнвик-Стивенсон. В целях наглядности здесь упомянуты лишь известные в России авторы, хотя для более объективной картины, конечно, стоило бы добавить хоть парочку авторов-женщин типа Пэт Кадиган. С некоторой натяжкой мы включаем в этот список и кое-кого из соотечественников — Тюрина, к примеру. В отношении же прочих Лукьяненок-Васильевых-Бурцевых, забомбивших полки отечественных магазинов, нами пущен в оборот термин «фидорпанк», который означает нечто иное. Тех, кто хочет узнать разницу между этими литературными течениями, отсылаю к статье «Дети Стекольщика».
Возвращась к кино: среди любителей настоящего киберпанка как-то само собой принято ругать кинокиберпанк за «опопсение» литературных шедевров. Правда, есть подозрение, что проблема несколько шире. За этот жанр киношники вообще боятся браться. Все попытки можно перечесть по пальцам − что и будет сделано ниже. Для сравнения попробуйте прикинуть, сколько снято в мире детективов и сколько из них хороших. Сразу поймете, что закон перехода количества в качество для кинокиберпанка пока не работал хотя бы из-за недостатка количества.
Фантастику вообще снимать непросто, а киберпанк тем более. Являясь законным продолжением жанра научной фантастики, киберпанк предлагает, во-первых, такие нечеловеческие идеи, которые вообще не каждый может понять (одни гибсоновские конструкты чего стоят, не говоря уже об ИскИнах с их странными желаниями). Вo-вторых, киберпанк рассказывает о «чудовищах среди нас», об изменении ощущений, отношений и о подмене реальности в целом. Как показывать на экране все эти «путешествия сознания»? Это вам не космическая фантастика, где достаточно залезть в скафандр и погулять в павильоне по красному пенопласту.
Комментарии к книге «Киберпанк не выдержит двух «КИ»», Мерси Шелли (Алексей Андреев)
Всего 0 комментариев