«Самурай-одиночка»

402

Описание

Номинации на премии: Хьюго / Hugo Award, 2015 // Рассказ



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Самурай-одиночка (fb2) - Самурай-одиночка (пер. Анастасия Вий) 408K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Стивен Даймонд

Стивен Даймонд «Самурай-одиночка» Steven Diamond «A Single Samurai» (2014)

Наши решения не что иное, как плод того, кто мы есть. Так меня учил мой отец. Будущее, можно сказать, в какой-то мере предопределено. Предначертано судьбой. Просто с самых первых шагов приходится решать, кто ты такой и как далеко готов зайти ради того, что считаешь правильным. Любые сомнения в начале обернутся поражением в конце.

Итак, кто я такой?

Самурай.

Нелегко видеть родную землю разорённой. Воображаемые или нет, пожалуй, не так уж важно, но у меня до сих пор в ушах стоят предсмертные крики тысяч погибших. В то время я не мог ничего поделать. Нет, наверное, это всё же неправда. Я мог бы спрятать глаза. Закрыть уши. Но что бы тогда подумали обо мне предки?

Нет, я смотрел. Я вслушивался. Я запоминал каждую смерть. Каждый крик боли и ужаса.

Хотите знать, как я избежал общей участи? Что ж, отвечу: в каком-то смысле я её не избежал. Я побывал в самой гуще смертей и вижу их перед собой до сих пор. Только вряд ли такой ответ кого-нибудь устроит.

Правда такова, что я спасся от верной гибели, вскочив на того самого зверя — кайдзю, — который, по сути, и есть орудие разрушения и хаоса за моей спиной.

Трудно описать чудовище таких размеров, как то, на котором я сейчас еду. Это гора. Огромная. Неподатливая. Несокрушимая. Представьте, что гора рядом с вами внезапно пришла в движение. Стала медленно разворачиваться, будто медведь, очнувшийся от зимней спячки. Что для горы какая-то деревня? Более того, что для горы какой-то там человек?

Пустое место.

Уже не первый раз кайдзю стряхнул глубокое забытье и явился в наш мир. Мои предки с ними сражались, хотя те чудовища ничто против того, на котором я сейчас еду. Сравнив себя с блохой на собаке, я и то не отдам должного всей его громадности. У него нет чётко выраженных очертаний, которые я мог бы оценить. Он попросту слишком большой, а моё зрение имеет пределы.

Я знаю лишь одно: кайдзю полностью уничтожает всё, что оказывается у него на пути. Армии пытались остановить его пушками. Самураи — мечами. А ему хоть бы что.

И, тем не менее, — вот он я, еду на кайдзю. Он движется на юг, где через считанные недели, а то и дни, не оставит от моей страны ничего. У меня всего одна цель: вскарабкаться по кайдзю и убить его. Но как убивают гору?

Как-нибудь.

Какой самурай без дайсё — пары клинков? Дайсё окружены множеством легенд. Это не только отличительный знак самурая, они вызывают в глубинах вековой памяти отзвук геройских деяний, демонических противников и дуэлей, освящённых обычаем.

На людях, в тех редких случаях, когда к самураю обращаются с вопросом о его мечах, он отмахивается от сказок. Мы чужды показного. Мы не хвастаем. Обычным людям ни к чему знать, от чего мы на самом деле их защищаем. Мы убиваем демонов, не давая им причинить неимоверный вред, а затем говорим народу, что ничего дурного не случилось. Мы сдерживаем тьму, пусть даже большинству людей трудно понять, что та наступает.

Катана и вакидзаси — или любая другая пара клинков, выбранная самураем — оружие священное. Это не просто знак принадлежности к определённому сословию. Это осязаемое воплощение души самурая. Некоторые клинки передаются от отца к сыну, но это клинки другого рода. Их не ковали по старинному обычаю. Тайным способом.

Моя катана и парный ей короткий меч не такие, как оружие обычного самурая. Как и во мне, в них нет ничего показного. Они не для хвастовства. Простые ножны обоих клинков покрыты чёрным лаком. Рукояти — из древесины, обёрнутой серой акульей кожей. Лезвия — отполированы камнем.

Особенными их делает не вид, а то, как изготовлен клинок. То, что внутри. Когда меч куют старинным способом, туда в прямом смысле вкладывается частица души самурая. Как это делается, загадка даже для него самого, а также тайна, оберегаемая монахами, которые куют наши клинки. Между самураем и его оружием возникает единственная в своём роде связь. Если клинок ломается — что крайне большая редкость — самурай тоже духовно надламывается и погибает. Соответственно — и это происходит куда более часто — когда погибает самурай, его оружие рассыпается в пыль.

Какой самурай без дайсё?

Он всё равно что без души.

Я не совсем ожидал, что наткнусь на такую кровавую бойню. Спорно, что именно удача привела меня на поляну, где я теперь стою. Однако не мне по этому этому поводу спорить, ибо я не верю в удачу. Я верю в предков и наставления, которые они дают, если я того достоин.

Когда кайдзю тронулся с места, круша всё на своём пути, с него посыпались камни и листья. Всё выше поднимался я еле видной звериной тропой по огромному чудовищу. Моей целью был его хребет. Сколько же этот кайдзю пролежал без движения, что на нём выросли деревья? Что животные протоптали по нему стежки? Причём не только оставили свидетельства своего пребывания, но и поселились сами? Я не раз видел промелькнувшего оленя, слышал далёкий вой хищников.

При каждом шаге кайдзю от него кусками отваливалась земля — частью из родных мне мест. С боков чудовища низвергались мощные оползни. Вырывались с корнем и падали вниз деревья втрое старше меня. Чтобы переждать сдвиги земли, я не раз искал укрытия в пещерах.

Только я нацелился переждать ряд особо сильных землетрясений — вероятно не более, чем последствие быстрых шагов этой мерзости — как тропа под ногами исчезла. Её слизало начисто и явного пути наверх чудища не осталось. Лучшая часть дня ушла на возвращение по собственным следам, а затем я нашёл другую, более крутую тропу, по которой вроде ещё не ходил. Подъём по ней занял остаток дня, а когда начало садиться солнце, я оказался на чём-то вроде поляны.

В нос тут же ударил металлический запах крови.

Ещё не видя, я понял, что здесь её было пролито неимоверно много. Причём человеческой.

Я обнажил катану.

Посреди маленькой поляны я спокойно повернулся кругом, чтобы оценить обстановку. Это была даже не столько поляна, сколько низина между двумя высокими скалами. Кое-где торчали отдельные деревья, а крохотные лужицы темноты наверняка представляли собой входы в пещеры. Землю усеивали останки небольшого отряда.

Невозможно сказать, сколько здесь полегло. Головы валялись, как гнилые фрукты, откинутые крестьянами при сборе урожая. По всей поляне были разбросаны руки-ноги, некоторые даже свисали с деревьев. Повсюду глаз натыкался на разводы крови. Я выбрал отправную точку и снова медленно повернулся кругом, на этот раз подсчитывая ноги в поле видимости. К возвращению в начальную точку я насчитал двадцать пять ног. На этой поляне погибло по меньшей мере тринадцать солдат. Они явно стреляли, но непонятно в кого.

Самурай чувствует опасность нутром. Перемена ветерка. Внезапная тишина. Леденящий холод, коварно пробравшийся в сердце. Здесь что-то есть. И оно следит за мной.

Не стану говорить, что никогда не знал страха. Стыдиться его глупость. Отец преподал мне этот урок, когда я был почти ребёнком. Он учил, что страх — помощник самурая, может, даже самый ценный. Управляемый страх превращается в дополнительное средство защиты. Но мной он не повелевает. Я повелеваю им.

Даже ещё толком не осознав опасности, я крутанулся влево и рубанул мечом снизу вверх. Катана глубоко во что-то вошла. Я воспользовался набранной скоростью и высвободил клинок. В лицо брызнуло жидкостью… кровь? Я не стал разглядывать тварь, которую, как надеялся, убил. Повернулся, чтобы защититься сбоку, и мельком уловил смутные очертания. Ко мне мчалось что-то вроде кошки.

Я нырнул влево, перекатился и вскочил в боевую стойку. Зверь размерами напоминал пуму, но выглядел так, словно его спина выстлана камнем. Я никогда таких чудовищ не видел, да и не слыхал про таких. Пока мы с ним кружили, меня посетила одна мысль. Вдруг между появлением этих существ и тем, что кайдзю внезапно проснулся, есть какая-то связь?

Сделав обманный выпад, я тут же отпрянул и стал выискивать слабину. Передо мной в меркнущем свете дня горели четыре глаза с кошачьими зрачками. Зверь втянул когти в подушечки. Он больше не пытался нападать, словно ждал…

Я метнулся в сторону и почувствовал, как сзади по левому плечу полоснули когти.

Боль — ничто. Это просто ощущение вроде голода или тревоги. Кто умеет владеть собой, способен её терпеть и не замечать. Некоторые демоны за счёт этой боли живут, жируют, когда жертвы ей уступают. Так что я боли не чувствую, а не просто отгораживаюсь от неё, ибо это подразумевало бы, что вначале я её всё-таки заметил.

Из пещер появились ещё две кошкоподобных твари. Теперь их четверо на одного. Подтягиваются, чтобы взять меня в кольцо, нюхают воздух и наверняка чуют запах моей крови. Но не моего страха.

Одна прыгает на меня, и я вонзаю ей в шею вакидзаси. Из-за набранной тварью скорости короткий клинок вырывает из моей руки. Я подбегаю на три шага к одной из оставшихся противниц, резко бью катаной понизу и отсекаю ей правые лапы. Она ревёт от боли. Звук одновременно похож на волчий вой и кошачий визг.

Я поворачиваюсь так, чтобы побеждённый зверь оказался между мной и парой оставшихся. Шлёпаю его клинком по бронированному камнями боку. Звон, будто о настоящий камень. Мне надо послать этим тварям предупреждение. Надо дать им понять, что здесь хищники не они, а я.

Я стремительно обхожу поверженную кошку и вспарываю ей незащищённый живот, но не одним быстрым ударом, а медленно. На мгновение между мной и чудовищем возникает связь. Как будто частица моей души в клинке уничтожила душу зверя. Я испытывал такое всего несколько раз в жизни, и то лишь когда необходимость вынуждала меня убивать демона медленно. Через катану я ощущаю, как умирает противник.

Я извлекаю меч. Оставшиеся два зверя исчезли. Незаметно сбежали, но больше не побеспокоят. Я подбираю вакидзаси, протираю клинки оторванной от одежды полосой ткани и через поляну двигаюсь дальше наверх, к хребту кайдзю.

Если при этой случайной встрече с кошками мне помогла не удача, то что? Для меня ответ прост.

Духи предков.

Мне едва исполнилось пятнадцать, когда отец совершил ритуальное харакири. Хотите знать, не нанёс ли он оскорбления какому-нибудь вельможе? Или жене вельможи? Нет. Отец был благороднейшим человеком. По крайней мере таким я его запомнил. Разве не это главное?

— Сынок, — сказал он в то утро. — Я должен кое-что сделать. Тебе пока трудно будет это понять.

Но я не понял вообще ничего:

— О чём ты, отец?

— Сегодня, сын мой, настал тот день, когда я должен передать тебе заботу о нашей семье.

— А ты куда?

Я всё ещё ничего не понимал, но когда обращаю взгляд в прошлое, вспоминаю, что в отцовских глазах не было злости на мои глупые вопросы.

— Я присоединюсь к нашим предкам.

— Зачем?

— Потому что порой для защиты тех, кого любим, приходится жертвовать.

Через несколько часов я выступил в роли отцовского помощника. Сейчас при мне другая катана, но я в мелочах помню меч, который тогда держал — вплоть до ощущения лёгкой шероховатости рукояти. От полированной стали клинка отражалось солнце. У кончика на кромке виднелось несколько крошечных зазубрин. Я так и не узнал, как они там появились.

Перед местным судьёй отец до пояса спустил верхнюю одежду, и та упала на землю. Вытащил из ножен вакидзаси, повернул его острием к себе.

Я взглянул на судью и увидел в его глазах грусть.

Оскорбление нанёс не отец. Это сделал его господин. Но даже при всех своих недостатках, наш князь лучше кого бы то ни было подходил на роль правителя. Лучше любого другого мог провести наших людей сквозь трудные времена. Мой отец это знал.

Вот и предложил очистить честь господина собственной жизнью.

Приготовившись положить конец отцовским страданиям, я занёс катану.

Он медленно вздохнул и вонзил в себя клинок. Я слышал, как тот с хлюпаньем взрезал ему живот, и от одного звука чуть не потерял сознание. Помню, перед глазами стало темнеть. Руки тряслись.

Отец обернулся ко мне через плечо и выдавил слабую улыбку, хотя по его искажённому болью лицу градом тёк пот.

— Учись, сынок, — с кровью у рта прошептал он, а затем кивнул.

Перед глазами прояснилось. На меня снизошло спокойствие. Я с размаху опустил катану и даровал отцу то, что он заслужил своей жертвой — мир.

* * *

Сотни ри пути я видел впереди красоту.

Виды родной страны открывались, подобно тайнам журавлика оригами. Я разглядел десятки деревень и несколько крепостей за высокими стенами. Зелёная, полная жизни земля. Глубокий глоток воздуха взбодрил, порадовал своей свежестью. На мгновение я позволил себе забыться в окружающей красоте.

Затем выдохнул. Обернулся.

Позади на сотни ри тянулись разрушения.

Была ли вообще раньше жизнь там, где прошёл кайдзю? Никогда бы в это не поверил, если бы не проезжал в прошлом здешними местами лично. На пути разрушений, проложенном зверем, совсем не осталось зелени. Одна унылая пустошь. Как будто беспокойный конь бил копытом землю и вытоптал всё кругом. Только конь был размерами с гору, а выбоины — с озеро. Огромные раны в земле, которые вряд ли когда-нибудь затянутся.

Если на месте этих опустошений когда-то стояли деревни, то больше их не существует. С моей высоты невозможно рассмотреть, уцелело что-нибудь, или нет, но я и так знаю. Ничего не уцелело. Кайдзю уничтожает на своём пути всё.

Я снова обратил взгляд вперёд. Если не остановлю чудовище, вся эта красота исчезнет. Вся. Каждая деревня, каждый город, каждое пастбище. Самураи, женщины, крестьяне и дети. Они не просто умрут — сгинут бесследно, будто никогда не существовали, и их будущее в ином мире окажется уничтоженным, словно и там они попали под ноги кайдзю.

Что ж, пора в путь.

* * *

Я взбираюсь по кайдзю уже не один день, и с каждым прошедшим днём моему взгляду открываются новые участки его тела. Он сбросил камни и растительность, будто змея старую кожу. Показался хвост и покачивающаяся голова. В её очертаниях и том, как его глаза рассматривают уничтожаемый мир, есть что-то от ящерицы.

Кайдзю неустанно шагает вперёд.

Если я намерен спасти оставшуюся часть страны, у меня мало времени.

Теперь мне, в сущности, ничто не преграждает дорогу, и я могу бежать часами. Голова монстра в поле видимости постепенно становится больше. Мой ум ясен и остр, и я на бегу размышляю, как убить чудовище.

Я надеялся, что предки ниспошлют мне знак, но они до сих пор молчат. Наверное, ещё не время для их наставлений. А может, у предков их попросту нет. Что если они в такой же растерянности, как и я? Не знают, как убить это чудовище, и я бегу навстречу собственной смерти?

Ну и пусть, ведь это предназначение самурая — приносить жертвы, на которые никто больше не пойдёт. И неважно, насколько они трудны и не укладываются в рамки здравого смысла.

Я бегу дальше.

Кошкоподобные твари следуют за мной на почтительном расстоянии. Знают ли они, что я задумал? Если и знают, то не сделали ни одной попытки напасть. Лишь идут по пятам, явно ожидая, когда я допущу оплошность. Зачем утруждаться и нападать, если я, возможно, окажу им услугу и умру сам?

Путь по шее кайдзю коварен, но не такое уж большое испытание. Меня не столько волнуют подвижки земли, сколько то, что лежит впереди. Вдали маячат крупные земельные владения. Точка обзора у меня непривычная, и сложно сказать, к чьим именно приближается кайдзю, но я знаю, что случится, когда он туда доберётся. Всё живое будет раздавлено и смешано с землёй. Представляю, как ноги зверя крушат и перемешивают землю, и почти слышу испуганные вопли детей.

Шея уже пройдена, впереди виднеется вход в пещеру.

Она внизу, чистого пути к ней нет. Бросаю взгляд вперёд и вижу, как сильно зверь приблизился к городу. Земля — я всё ещё мысленно называю её землёй, хотя это голова кайдзю — под ногами движется, но я начинаю спуск. Камень под левой рукой крошится, и я срываюсь вниз. Колено задевает выступ, и нога ломается с влажным хрустом. Я заорал бы от боли, но так ударился спиной о пол пещеры, что дыхание перехватило.

Отлёживаюсь, хватая воздух, и пытаюсь превозмочь боль. Осторожно двигаю спиной. Чувствительно, однако позвоночник цел. А вот с ногой совсем другое дело. Кое-как приподнимаюсь и вижу, что она вывернута наружу под неестественным углом.

О ходьбе придётся забыть.

Поворачиваюсь спиной к стене и ползу внутрь. Пол гладкий, сломанная нога почти не подпрыгивает. Вскоре пещера начинает меняться. Земля становится не такой пологой, и по мере того, как углубляюсь в пещеру, всё ярче разгорается слабый зелёный свет.

* * *

Не знаю, сколько я провалялся без сознания. Пол пошёл под уклон, я покатился и ударил повреждённую ногу. Такой жуткой боли мне ещё не доводилось испытывать. Я не смог от неё отстраниться, хоть и самурай. А, когда пришёл в себя, увидел светящуюся зелёную комнату с гладкими, уходящими вдаль стенами. Она не пустовала. В середине сокращался огромный зелёный комок плоти. От него в стены пещеры уходили сотни мышечных жил более тёмного оттенка.

В своей жизни я убил тысячи чудовищ: демонов Они, вечно голодных духов Гаки, оживших мертвецов и прочей нечисти. Мне не понадобилось долго думать, чтобы понять: я в голове кайдзю, и этот комок плоти размерами с дом — его мозг. Можно рубить его дни напролёт, и хотя чудовищу будет больно, оно продолжит крушить всё на своём пути. Если обрезать мышечные волокна, удерживающие мозг на весу, это тоже сработает, только займёт слишком много времени.

На это ушли почти все остававшиеся силы, но я как-то подтащил себя к мозгу. Опустил веки и стал просить предков меня наставить. Ничего. Я открыл глаза и, сдерживая вопль разочарования, стиснул зубы. Если я обречён на поражение, то ради чего столько прошёл? Путь едва меня не убил, и вот я здесь, а верного способа быстро покончить с чудовищем нет.

Путь.

Эта мысль коснулась разума, подобно ласковому ветерку. Отец учил, что я не что иное, как плод того, где побывал, и решений, которые принял. Что это, если не путь?

Кто я?

Самурай.

Одним движением я вытащил катану и вонзил её кайдзю в мозг.

Вряд ли он это хоть как-то почувствовал, зато почувствовал я. Началось всё с тонкой струйки и вскоре превратилось в мощный поток. Совсем как в прошлом, когда я убивал Они, и недавно, когда вонзил клинок в живот кошки, между мной и кайдзю через катану возникла связь. Частичка моей души, заключённая в мече, соединилась с душой чудовища. Я ощущал каждое желание зверя, видел его глазами.

Впереди лежал город.

Для кайдзю разбегающиеся людишки были даже не муравьями.

Никакой злости. Никакого желания убить.

Нерешительность.

Безразличие.

Для него эти смерти ничего не значили.

Он даже не замечал мир, который уничтожает.

Поток его мыслей и чувств похоронил меня под собой. Это напоминало лавину, и спастись от неё было невозможно. Я пытался отмахнуться от мыслей. Пытался вытянуть меч из мозга кайдзю, но тщетно.

«Учись, сынок.»

При звуке отцовского голоса к глазам подступили слёзы. Он словно стоял рядом и шептал мне на ухо. Как же давно я слышал эти слова.

«Учись, сынок.»

С улыбкой я вытащил вакидзаси. А я и впрямь плод принятых когда-то решений.

Вонзив в себя короткий меч, я почти его не почувствовал, зато почувствовал потрясение и боль кайдзю. Что-то не так, понял он, и замер. Всё ещё сжимая в правой рукоять катаны — её клинок был погружён в мозг чудовища, левой я одним плавным движение протянул вакидзази поперёк живота и ощутил, как рвутся внутренности. Кровь текла по руке, лужицей собиралась вокруг меня на полу.

Я вытащил клинок и вонзил его в себя снова.

Кайдзю взревел, и от раскатов этого рёва у меня лопнули барабанные перепонки. Я снова сделал вакидзаси надрез, а затем левая рука отказалась повиноваться. Меч до сих пор был у меня в теле, но из ладони выпал. Когда это случилось, рухнул и кайдзю. Он не мог понять, в чём дело.

Я всё ещё истекал кровью, лужа вокруг меня росла. Мне остались считанные мгновения, но я знал, что когда умру, связь между мной и кайдзю останется. Умру я — умрёт он. Мои предки будут мною гордиться. Я улыбнулся и почувствовал, как ускользаю.

Сегодня один-единственный самурай убил гору.

Перевод — Анастасия Вий

Оглавление

  • Стивен Даймонд «Самурай-одиночка» Steven Diamond «A Single Samurai» (2014) Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Самурай-одиночка», Стивен Даймонд

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!