ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Категория «инвестиционная деятельность»
Понятие инвестиций образуют четыре составляющие:
Первая показывает, что может выступать в качестве инвестиций. Денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку (ст. 1 Федерального закона 1999 г. об инвестиционной деятельности)
Вторая составляющая понятия инвестиций – их назначение, т. е. куда инвестиции адресуются. Федеральный закон 1999 г. об инвестиционной деятельности – объекты предпринимательской и (или) иной деятельности
Третья составляющая понятия инвестиций – их цель. В Федеральном законе 1999 г. об инвестиционной деятельности – получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта.
Четвертая составляющая понятия инвестиций – момент, когда ценность приобретает качество инвестиции. Объекты гражданских прав, способные стать инвестициями, находятся в различном правовом положении: могут быть ничем не обремененными и тратиться на любые нужды – личное потребление и т. д., а могут заранее предназначаться для определенных надобностей.
Инвестиции – имеющие денежную оценку объекты гражданских прав, предназначенные (выделенные) для внесения в любой не носящий противоправного характера объект деятельности в целях получения положительного социального эффекта.
В ст. 1 Федерального закона 1999 г. об инвестиционной деятельности: «инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий…»
Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В свою очередь, инвестирование представляет собой вложение (осуществление) инвестиций. Соответственно инвестиционная деятельность – это предпринимательская и иная экономическая деятельность, связанная с осуществлением инвестиций (т. е. с инвестированием).
Инвестиционная деятельность (ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 24 июля 2007 г.)) – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Принципы инвестиционной деятельности – основополагающие начала такой деятельности, определяющие назначение инвестиционных норм, сущность и руководящие правила поведения субъектов инвестиционных отношений.
Принципы инвестиционной деятельности:
1. Принцип законности является общеотраслевым. Два аспекта. Во-первых, сама инвестиционная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, государством должна быть обеспечена законность правовых актов.
2. Принцип свободы инвестиционной деятельности закреплен в статьях 8 и 34 Конституции Российской Федерации. В силу статьи 34 «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
3. Принцип защиты инвесторов от деятельности органов власти по принудительному изъятию имущества. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию.
4. Принцип свободного использования инвестиций, форм или прав требования на имущество, вложенное в порядке инвестирования.
5. Принцип государственных гарантий на обеспечение финансового возврата, компенсации в отношении средств инвесторов, вложенных в порядке инвестиционных соглашений (о разделе продукции).
6. Принцип государственного регулирования инвестиционной деятельности.
2. Субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционного правоотношения в состоянии стать любые субъекты гражданского права – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Они при этом могут выступать в различном качестве, в частности быть:
– инвесторами, т. е. теми, кто осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивает их целевое использование;
– заказчиками – теми, кто осуществляет реализацию инвестиционных проектов;
– подрядчиками – теми, кто выполняет работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключенному с заказчиком;
– пользователи – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.
Перечень субъектов инвестиционной деятельности является открытым.
Центральная фигура среди них, без которой невозможно инвестиционное отношение, – инвестор. Особенность инвестора, крайне редкая в практике правового регулирования общественных отношений, в том, что его статус распространяется на всех возможных субъектов проявления инвестиционной деятельности, способен олицетворять какого угодно субъекта этой деятельности, а именно: быть «чистым» инвестором, т. е. только осуществлять вложение средств; одновременно играть вторую роль – выступать заказчиком; одновременно играть третью роль – быть пользователем объектов инвестиционной деятельности и т. д.
Инвесторы имеют равные права на:
– осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
– самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
– владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
– передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
– объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
– осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
– (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
– исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
– использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
3. Объекты инвестиционной деятельности
Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др.
Представленный в ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности перечень объектов не является исчерпывающим.
Законодательно закреплено запрещение инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законодательством норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Таким образом, объекты инвестиционной деятельности представляют собой любое имущество, включая имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку, которые создаются, приобретаются в результате инвестирования, способные приносить доход (прибыль) в процессе их использования в предпринимательской и иной экономической деятельности, отвечающие требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством
4. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Представляется, что объективно существует несколько источников правового регулирования инвестиций (включая иностранные):
1. Конституция РФ;
2. международные нормы, принципы, договоры и конвенции;
3. федеральные законы и иные подзаконные правовые акты;
4. региональные инвестиционные законы и иные правовые акты;
5. обычаи делового оборота.
Конституция Российской Федерации.
На основании статьи 34 инвестор имеет право свободно использовать свои способности, имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Даны определения основных организационных форм, которые могут принимать субъекты инвестиционной деятельности в России, в том числе предприятия с иностранными инвестициями:
– хозяйственные товарищества: полное товарищество, товарищество на вере;
– хозяйственные общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО);
– производственные кооперативы.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, в том числе коммерческой организации, с иностранными инвестициями, осуществляемой в форме-капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» устанавливает правовые условия и основные принципы деятельности иностранных инвесторов в России, определяет гарантии, предоставляемые Россией субъектам инвестиционной деятельности, В нем заложен принцип соответствия российского законодательства международным инвестиционным обязательствам.
В области международной инвестиционной деятельности различают два вида обычаев:
– обычаи, являющиеся унифицированными международными материально-правовыми нормами;
– обычаи, применяемые во внешней торговле, но вследствие своих национальных особенностей не являющиеся нормами международного характера, а по существу представляющие собой национальные обычаи внешней торговли.
Действующее законодательство устанавливает правила применения инвестиционного законодательства в случае пробелов в законодательстве. Такие пробелы восполняются путем применения:
– закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона);
– общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).
Для применения аналогии закона и аналогии права необходимо наличие следующих условий:
– неурегулированность соответствующих отношений законодательством и соглашением сторон;
– отсутствие обычая делового оборота;
– наличие схожего законодательства;
– непротиворечие существу инвестиционных отношений.
Наряду с федеральными законами рассматриваемые отношения регулируются подзаконными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами).
Субъекты Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами.
Особое место в системе источников правового регулирования инвестиций (прежде всего иностранных) занимают международные нормы, принципы, договоры и конвенции. Среди них – Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), Соглашение о сотрудничестве государств – членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг (Астана, 18 июня 2004 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Вашингтон, 17 июня 1992 г.).
5. Инвестиционная деятельность и государство
Закон об инвестиционной деятельности (ст. 10) называет основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности:
а) принятие государственных инвестиционных программ;
б) прямое управление государственными инвестициями;
в) введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
г) предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
д) проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
е) применение антимонопольных мер, приватизация объектов государственной собственности;
з) контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации;
ж) экспертиза инвестиционных проектов и др.
Список использованных источников
1. Конституции Российской Федерации. М., 2009
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2009
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 24 июля 2007 г.) //
4. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //
5. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Глава 13 Инвестиционная деятельность. М.: Норма, 2007
6. Предпринимательское право России / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]. Глава 9 § 5 Государственное регулирование инвестиционной деятельности. – М.: Проспект, 2009
7. Предпринимательское право России / В.В. Гущин, В.А. Гуреев. Глава 11 Инвестиционное право. – М.: Эксмо, 2008
Комментарии к книге «--», Автор неизвестен
Всего 0 комментариев