Перед вами – роман-игра, синтез традиционной прозы и искаженной реальности компьютерной игры. Герой здесь намеренно предстает плоским и безликим: во многих сценах это лишь «руки с автоматом» на экране монитора. Он является только проводником зрителя от одного аттракциона к другому, от одной комнаты с хлебом и зрелищами до другой. Он – лишь маска, которую каждый волен примерить на себя.
Развлечения сейчас строятся именно по таким законам. Фильмы становятся похожими на аттракционы, где зрителя сажают в поезд и везут накачивать адреналин. Игры воздействуют на геймеров по тем же правилам. В Интернете все происходит гораздо оперативнее и в режиме пос тоян ной обратной связи. Под такие инструменты уже давно сформировалась специфическая аудитория, не слишком разделяющая реальный мир и интерактив. Но, может быть, грани между ними и не существует? А страстное желание вскинуть «Калашников» на лай собаки во дворе, которое тут же давится мозговым импульсом: «это не монстр, да и оружия у тебя нет, и вообще ты сейчас с ребенком гуляешь, а не у плазмы сидишь», – является изначально допустимым и правильным? Я не знаю ответов. Вся наша жизнь – игра. Кто-то считает игры хорошей альтернативой мозговой деятельности, кто-то – новым видом мозговой деятельности. Мне ближе мысль, что каждый из нас творит свой собственный мир. В данном случае приключения Майкла Холмогорова преследуют лишь одну цель – разрушить у читателя каноны, заставить его сомневаться. Ибо сомневающийся – уже не в толпе. Ибо сомневающийся может сам что-то проверить, а не принять на веру. Ибо сомневающийся способен что-то решить самостоятельно, а не согласиться с чужим мнением.
Большинство мизансцен в книге пародийны. Их сюжеты не претендуют на оригинальность – они витают воздухе, просто разум сегодня не в силах логически объяснить многие чудовищные события прошлого. Я ввел в книгу имена исторических персонажей (их герои, конечно, не имеют ничего общего с реальными деятелями прошлого), реальные исторические события и даже реальные образцы оружия. Описанные научные теории – например, рассказы о квантах и кубитах, о вакууме Казимира, – также абсолютно реальны. Весь этот правдивый каркас переосмыслен под радикально-ироничным углом и приправлен черным юмором.
Я надеюсь, вам понравятся такие американские горки.
Комментарии к книге «Наблюдатель», Стас Устенко
Всего 0 комментариев