Уходящий в бесконечность фасад, узкие, зажатые между пилястров окна — архитектор явно силился придать готическую легкость гигантскому, тянущемуся на целый квартал амбару. Бесполезные старания. Неуклюжие, до пошлости утилитарные арки выходящего на октагональную площадь парадного подъезда не оставляли места воспетому в Нотр-Дам де Пари стилю.
Вид изнутри оказался гораздо интереснее. За тяжелыми, больше похожими на крепостные ворота дверями, после вестибюля и короткой лестницы, открывался огромный атриум. Солнечные лучи свободно проникали внутрь сквозь свод стеклянной крыши. Поддерживающие конструкцию исполинские колонны отделаны расписной лепниной и превосходным розовым мрамором. По низу, до высоты человеческого роста — обшивка из дубовых панелей. Наборный паркет сделал бы честь любому королевскому дворцу.
Но такие мелкие детали сперва не заметны — взгляд притягивают огромные часы и расположенная почти под ними, на небольшом возвышении-алтаре, бронзовая статуя женщины высотой в четыре человеческих роста. Издали ее можно принять за богиню правосудия, только почему-то изрядно погрузневшую и без весов. Однако если подойти ближе и разобраться в деталях, становится ясно — скульптор изобразил простую крестьянку с корзиной, полной даров природы.
Что это? Пантеон? Гробница? Храм? Конечно нет! Хотя последнее недалеко от истины — это действительно храм, но… торговли. Залы берлинского универмага Wertheim 1928 года отличаются от пошлого кафельного эрзаца торгово-развлекательных центров 21-го века как золото от латуни. Тут все по-настоящему, без китайских подделок. Поразительная роскошь интерьеров, вышколенная обходительность персонала, высочайшее качество товаров. Можно спросить любую фрау, и она охотно подтвердит — так было и десять, и двадцать лет назад; так же будет всегда. Удивительное постоянство для страны, в которой дети все еще играют старыми купюрами в миллиарды марок.{В 1923 году 1 триллион "бумажных марок" менялся на 1 Рейхсмарку.} Еще более удивительна вера в благополучие неотвратимо приближающегося будущего.
Комментарии к книге «Зло побеждает зло», Павел Владимирович Дмитриев
Всего 0 комментариев