«Подкидыш»

649

Описание

Кинокомедия. Маленькая девочка идет гулять и теряется в большом городе. С ней происходит масса смешных и опасных приключений. Но участливые и бдительные граждане возвращают ребенка матери.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Подкидыш (fb2) - Подкидыш 205K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Агния Львовна Барто - Рина Васильевна Зеленая

Агния Львовна Барто, Рина Васильевна Зеленая Подкидыш

Основные персонажи

Наташа Мухина, 5 лет.

Юра, ее брат, ученик 3 класса, 11 лет.

Мать Наташи и Юры.

Нина Борисова, одноклассница Юры, 11 лет. Николай Михайлович Борисов, отец Нины. Иван Семенович, холостяк.

Его соседка, зубной врач.

Муля и Ляля, бездетные супруги.

Сергеев, сотрудник группы розыска пропавших детей. Начальник группы.

Алеша, Юрин товарищ, 10 лет.

Ариша, домработница Мухиных.

Коридор коммунальной квартиры.

Быстро открывается одна из дверей.

Высовывается голова мальчика. Это Юра. Он возмущенно кричит кому-то:

— Я не нянька девчонкам!

В передней у вешалки мать Юры. Она надевает пальто, говорит мягко:

— Я тебя только прошу накормить Наташу, когда она проснется, и побыть с нею до двух часов. В два часа вернется Ариша.

— У меня есть дела поважнее! Ко мне придет староста класса, у меня собрание! — не унимается Юра.

Мать говорит преувеличенно спокойно:

— Хорошо, тогда я не поеду снимать дачу, будем все лето жить в городе.

— Ну, ладно уж, — сдается Юра, — только чтоб река была, а не как в прошлом году.

— Ну, вот и хорошо, до свидания. Кисель на столе, — говорит мать уходя.

Комната Наташи. Наташа спит в своей кроватке.

Юра входит в комнату, долго будит Наташу. Наконец разбудил.

Говорит строго:

— Сейчас же спи до двух часов! Мама уехала, папы нет, Ариша выходная… Если ты до двух часов пикнешь, я тебе голову оторву.

Наташа послушно отвечает:

— Ладно.

Крепко зажмуривает глаза.

Раздается звонок.

Юра в передней оживленно встречает товарищей.

Входит Алеша. Он моложе Юры. Юра командует им.

— Я пришел, — говорит Алеша.

— А Нины еще нет, — волнуется Юра. Ему очень хочется, чтобы Нина скорее пришла.

— Нина там, идет по лестнице, — сообщает Алеша, — я вперед побежал… Я без собаки, понимаешь, я тебе хотел ее показать, но она сейчас отдыхает… Зачем ты нас звал? Какое важное дело?

Юра не слушает Алешу.

— Нина, иди скорее, — кричит он, высунувшись в дверь.

Входит Нина.

— Ты не так объяснил адрес, если бы не Алеша, я бы долго искала… Ну, здравствуй, Юра… Куда идти — сюда?

Нина направляется в комнату, где спит Наташа.

Юра испуганно хватает Нину за руку:

— Нет, нет, сюда, за мной.

Юра ведет Алешу и Нину в комнату соседнюю с детской.

— Садитесь, ребята, — важничает Юра.

Алеша берет со стола альбом с марками, разглядывает его.

— Юра, говори скорее, какое важное дело, — просит Нина. — Мы с папой сегодня вечером уезжаем в Крым. Мне еще нужно все уложить. Мы, знаешь, два раза не могли уехать из-за папиных важных дел.

— Сейчас я все расскажу, — говорит Юра. — Алешка, не трогай коллекцию, у меня новые марки не вклеены.

Алеша кладет на место альбом, говорит небрежно:

— Меня эта ерунда больше не интересует. Масса времени уходит на воспитание собаки. Прекрасный пес, замечательное чутье… Она сегодня такие номера выделывала, я хохотал, как грудной ребенок…

— Замолчи, это я уже слышал, — перебивает Юра.

Взглянув на Нину, Юра откашливается. Он хочет произвести впечатление на Нину. Вот он взял в руки листок с заметками.

Из соседней комнаты вдруг раздается писк проснувшейся Наташи.

Нина прислушивается.

— Это наша дверь всегда скрипит, не обращай внимания…

И Юра, повысив голос, важно начинает:

— Дело вот в чем, ребята. В связи с фактами, которые происходят у нас перед глазами, получается такое положение, что просто ужас.

— Закругляйся, Юра, ничего не понятно, — просит Нина.

— Сейчас поймешь, — успокаивает Юра.

Он деловито отложил один листок в сторону и придвинул другой.

— Пятый «Б» взял первенство по прыжкам, а я предлагаю организовать спасательную команду.

— А кого спасать? — удивляется Алеша.

Юра с апломбом:

— Как кого? Утопающих… Дадим обязательство спасать не менее двадцати пяти человек в месяц.

— А если они не будут тонуть? — озабоченно спрашивает Алеша.

— Не беспокойся, утонут! — в пылу увлечения уверяет Юра.

Нина удивленно:

— Юрка, что ты болтаешь?!

За стеной снова раздается хныканье Наташи.

— Это кошка, она всегда у нас так мяучит, — небрежно говорит Юра.

— Кошка?

Алеша заинтересовался:

— Пойду посмотрю, где она. Вот бы мою собаку сюда, она бы ей показала, как мяукать.

Алеша выходит в переднюю, ищет кошку. Открывает дверь на лестницу. Кошки нет. Алеша возвращается в комнату. Дверь на лестницу осталась приоткрытой.

Юра говорит Нине обиженно:

— Как хочешь, я думал, что ты как староста класса будешь довольна…

— Давай тогда организуем сначала кружок по плаванию, у нас даже многие плавать не умеют, — предлагает Нина.

Алеша объявляет громко:

— Никакой кошки нет.

Юра, стараясь отвлечь Нину от неприятной для него темы, повышает голос:

— Тут ничего трудного, это очень просто. Вы его хватаете за волосы, и готово. В особенности маленьких детей, они совершенно беспомощны…

Рев усиливается.

— Юра, кто это плачет? — спрашивает Нина.

— Ах, это соседская девочка, — небрежно говорит Юра. — Противная девчонка у соседей, целые дни она ревет.

Комната Наташи. Наташа говорит кукле:

— Тише! Папы нет, мама уехала, если я пикну — он мне голову оторвет.

Потом, покосившись на дверь, добавляет:

— Я тихонько.

Встает. Двигаясь на цыпочках, деловито одевается. С трудом справляется с пуговицами на лифчике.

Видит на столе блюдце с киселем. Влезает на стул, ест кисель, повеселела.

Бьют часы.

— Мне пора гулять, — говорит Наташа уверенно.

Выходит в переднюю, толкает незапертую дверь, выходит на площадку лестницы.

Улица. На углу милиционер. Автомобили, автобусы. На углу появляется Наташа. Она с любопытством осматривается и замечает на той стороне, на углу бульвара, продавца шаров.

Наташа улыбнулась и пошла прямо на мостовую.

Подходит мужчина с мальчиком, покупает шар:

— Дайте-ка красненький.

Продавец протягивает шар мальчику. Мальчик внезапно разжал ручонку, шар поднялся, улетел вверх. Мальчик громко плачет.

Наташа авторитетно успокаивает его:

— Не плачь… Он немножко полетает и обратно прилетит.

Мальчуган перестал реветь. Отец мальчика смеется. Покупает два шара, протягивает один Наташе.

Пошутив с девочкой:

— Держи крепче, а то улетит! — он быстро уходит.

Наташа, очень довольная, с шаром в руке, важно шагает по бульвару. Мимо Наташи пролетают ребята на самокатах, велосипедах. Девочки прыгают через веревочку. Наташа уверенно шествует по бульвару, словно она у себя дома. Вот ее внимание привлекла группа ребят. Наташа остановилась, смотрит.

Щит с газетой «Правда». Один малыш читает:

— Пы-ры-а-вы-ды-а…

Другая девчушка спрашивает:

— Ну, и чего получилось?

Все заинтересованно смотрят на мальчика, ждут.

Вместо него уверенно отвечает Наташа:

— Известия!

На скамейке молодая девушка, руководительница детского сада, читает вслух окружившим ее ребятам.

Две девочки подбегают к Наташе, с восторгом смотрят на шар. Одна из них просит:

— Дай мне его подержать. Я такие шары очень люблю.

Вторая девочка предлагает:

— Лучше давайте его полетаем.

Втроем девочки берутся за ниточку, бегут по аллее. Шар летит за ними.

По радио объявляют:

— По всему району Московской области погода ясная, теплая, без осадков.

Тут же начинается дождь. Весенний ливень.

Молодая руководительница быстро собирает своих ребят.

С визгом и хохотом ребята бегут под ливнем за своей руководительницей.

На мгновение Наташа остается одна. Ветер рвет из рук ее шар. Она озирается.

Ливень вспугнул весь бульвар.

Взрослые торопятся перебежать улицу, прячутся в подъездах домов.

Новые подружки Наташи, заметив, что она осталась на месте, хватают ее за руки и тащат за собой.

— Бежим скорей, шар промокнет!

Большая передняя в детском саду. Низенькие шкафчики для вещей. На каждом шкафчике — картинка.

Дети шумно раздеваются, каждый кладет в свой шкафчик шапочку, вешает пальто.

Наташа остановилась перед одним из шкафчиков, с любопытством рассматривает картинку.

— Вот, смотри, танк — это я нарисовал, — объясняет Наташе один из мальчиков. — Я буду танкистом и доктором. А по выходным дням милиционером, — заявляет мальчик.

Наташа разглядывает другую картинку.

— А это что? Подводная лошадь?

— Подводных лошадей не бывает, — покровительственно объясняет Наташе мальчик.

Наташа не согласна.

— Нет, бывает, — утверждает она, — вот лошадь, а вот подвода, значит, подводная лошадь.

Руководительница увидела Наташу:

— Ты откуда взялась? Чья это девочка?

— Она наша, наша, — отвечают хором две девочки, которые привели Наташу с бульвара.

— Я ваша, — спокойно заявляет Наташа.

Руководительница начинает волноваться:

— Откуда она, ребята?

Девочки наперебой объясняют:

— У нее шар. Она наша. Мы ее с прогулки привели!

Наташа старательно привязывает ниточку от шара к пуговке своего платья.

— Мама у тебя есть? — спрашивает Наташу руководительница.

— Мама уехала, папы нет, — торопливо отвечает Наташа, занятая шаром.

— А где ты живешь? — расспрашивает руководительница.

— Квартира шесть.

— А в каком доме?

— Звонить два раза, — отвечает Наташа.

— Ну, ребята, пить молоко и спать, — говорит руководительница. — И девочку возьмите с собой, сейчас мы разберемся.

Руководительница снимает телефонную трубку, набирает номер.

— Это группа розыска пропавших детей? Из детского сада номер двадцать Краснопресненского района. К нам попала неизвестная девочка. Дети привели ее с прогулки. Лет пять на вид. Мать уехала, отца нет. Очевидно, безнадзорная. Нет, не знает, говорит — звонить два раза. Пришлете сотрудника? Хорошо, пришлите…

Снова передняя детского сада.

У входной двери стоит Наташа и девочки, которые привели ее с бульвара.

— Я спать не буду, я только что встала. Я домой пойду, — говорит Наташа.

— А потом придешь?

— Приду.

Наташа с шаром в руках спускается вниз по лестнице. Перед ней бегут двое мальчишек, они звонят в звонки чужих квартир и с хохотом мчатся дальше.

Мальчишки перемигиваются, быстро выхватывают шар из рук Наташи.

Они бегут дальше, не забыв нажать звонок нижней квартиры.

— Вот я Юрке скажу, он вас завтра отколотит, — кричит Наташа вслед мальчикам.

Дверь квартиры открывается, в дверях показывается мужчина лет сорока. Это Иван Семенович, холостяк.

Как раз в эту минуту Наташа оказывается возле двери. Наташа вытирает глаза, обиженно всхлипывает.

— В чем дело? Ты чья девочка?

Наташа отвечает сквозь слезы:

— Ваша! — повторяя слова ребят из детского сада.

— То есть как — моя? Тут какое-то недоразумение. А где твои папа и мама?

Наташа заглянула в двери квартиры, увидела там что-то интересное.

— Папы нет, мама уехала, — отвечает Наташа и снова с любопытством заглядывает в квартиру.

— Что за история? — недоумевает Иван Семенович.

— Там у вас кошка на сундуке спит. Я пойду ее поглажу, — заявляет Наташа.

Наташа уверенно входит в квартиру. Удивленный Иван Семенович, пожимая плечами, захлопывает дверь.

По лестнице подымается сотрудник группы розыска товарищ Сергеев. Навстречу ему сверху спускается встревоженная руководительница.

— Вы за девочкой? Представьте себе, пока я звонила по телефону, девочка незаметно исчезла.

Оба выходят на улицу. На улице девочки не видно.

Сотрудник что-то записывает в книжку.

Комната Юры. Ребята шумно уходят.

Юра прощается с Ниной. Говорит со значением:

— Значит, будем вместе работать?

Нина соглашается:

— Обязательно.

Все ушли. Юра один. Улыбается довольный.

Бьют часы. Выражение Юриного лица сразу меняется. Он вспомнил о Наташе. Идет в детскую. Комната пуста. Юра сердито зовет:

— Наташка!

Никто не отвечает. Юра кричит:

— Вылезай сейчас же!

Никто не отзывается. Юра ищет везде: под кроватью, в шкафу, под столом. Постепенно начинает понимать, что Наташи действительно нет в комнате.

Юра выбегает во двор, ищет Наташу.

У ворот Алеша разговаривает с какими-то ребятами. Юра бросается к нему, шепчет на ухо:

— Наташка пропала, моя сестра.

Алеша в восторге:

— Вот здорово! Мою собаку проверим сейчас на деле. Какие-нибудь приметы у Наташи есть?

Юра не понимает, какие приметы.

Алеша объясняет:

— Ну, там вещи, шапка, ботинки.

— Ботинки есть новые!

— Давай сюда, а я приведу собаку.

Юра возвращается с ботинками. Ждет Алешу. В воротах появляется огромный пес. За ним Алеша. Юра восхищенно смотрит на ищейку. Собака пробегает мимо. У Алеши в руках ремешок. На ремешке маленький щенок, который и оказывается его знаменитым псом.

Юра недоверчиво передает ботинки Алеше. Алеша проделывает с ними какие-то манипуляции перед носом собаки.

— Она возьмет след, — деловито объясняет Алеша.

— Ты думаешь, она правда найдет? — не верит Юра.

— Найдет. Это же ученый пес, будущая пограничная собака.

За воротами раздается собачий лай. Собака бросается на звук лая. Алеша торжествует:

— Ага, почуяла!

Мальчики бегут за собакой по бульвару. Собака кидается на ребятишек. Те визжат. Собачонка бросилась к девочке, играющей в песок. Обнюхивает ее новые ботинки, лает, Алеша кричит:

— Вот Наташа, вот она!

Юра смотрит:

— Нет, не она.

Алеша возмущен:

— Посмотри хорошенько, я тебе говорю, что она. Моя собака зря не бросится.

Юра начинает понимать серьезность случившегося.

— Я побегу ее искать. Она не могла далеко уйти. Никуда не годится твоя собака.

— Сразу нельзя, — оправдывается Алеша, — он еще пес молодой.

Собачонка в это время громко лает на чьи-то ноги.

— Вот она! Теперь уж это окончательно она! — вопит Алеша.

Он поднимает глаза, видит очень высокого человека в очках.

Юра возмущенно машет рукой, бросается бежать по бульвару, остановился, спросил кого-то:

— Вы не видали девочку в пестром платье и желтых ботинках?

Побежал дальше.

На бульваре на скамейке сидят няньки, домработницы, оживленно разговаривают. Одна из них, молоденькая, нарядная, рассказывает подругам:

— …Я говорю: Нина Валерьяновна, я буду выходная в выходной, а она говорит: как же ты можешь быть выходная в выходной, когда мой муж в выходной выходной! Бери выходной после выходного… А зачем мне после выходного выходной, когда Катька в выходной выходная, Нюрка в выходной выходная…

Мимо скамейки, громко лая, пробегает Алешина собачонка.

Молоденькая работница вскакивает на скамейку, кричит:

— Уберите собаку, вы будете отвечать за мои нервы!

В ванной комнате Иван Семенович (холостяк) моет руки Наташе.

— Ну, мыль, — говорит Наташа.

Иван Семенович явно смущен. Он неумело намыливает ручки девочки. Очевидно, ему до сих пор никогда не приходилось иметь дела с детьми.

— Сколько тебе лет? — спрашивает Иван Семенович, чтобы завязать разговор.

— Мне четыре года. Мне еще больше было бы, только у меня очень редко день рождения бывает. Ой, как ты мылишь?! — удивляется Наташа.

— Не умею, — признается Иван Семенович.

— Как же ты своих детей моешь?

Иван Семенович уклончиво:

— У меня нет детей.

— Как же это нет, где же они?

— Нету, — виновато отвечает Иван Семенович.

Он берет Наташу за руку, ведет ее по коридору в свою комнату.

Соседка Ивана Семеновича по квартире, зубной врач, удивлена появлением ребенка.

— Это ваша? — спрашивает она у Ивана Семеновича.

Он шепотом объясняет:

— Девочку мне подкинули. Позвонили в звонок и оставили ребенка перед дверьми. Я ее спрашиваю: «Чья ты?», она говорит: «Ваша». Ее так научили, наверное. Что я буду с ней делать?

Иван Семенович входит с Наташей в свою комнату.

— Это твой дом? — спрашивает Наташа.

— Да, это мой дом, — говорит Иван Семенович и подводит Наташу к столу. Он не знает, что делать с девочкой, как развлечь ее. Он показывает Наташе портрет в газете: вот смотри — это дядя на коне.

Наташа смотрит на портрет, говорит уверенно:

— Это не дядя, это Ворошилов.

Иван Семенович удивлен:

— Правильно. Вот какая ты умница! Это Клим Ворошилов.

Наташа поправляет:

— Климентий Ефремович. Он всех врагов победил, ему за это лошадь подарили.

Иван Семенович смеется. Он восхищен Наташей. Наташа сообщает:

— Я его сама видела, Ворошилова…

Иван Семенович спрашивает:

— Где ж ты его видела?

— На крыше, — говорит Наташа. — Первого мая, его портрет до самого неба.

Иван Семенович смотрит на девочку восторженно. Он окончательно покорен. Он улыбается и сажает девочку на стул, спрашивает:

— Ну, что же мы с тобой делать будем?

Наташа решает:

— Играть.

— Во что? — спрашивает Иван Семенович и садится рядом.

Наташа уверенно:

— Баба сеяла горох…

Иван Семенович озадачен:

— Горох? Это я не умею…

Наташа:

— А «веселые ребята» умеешь?

Иван Семенович чувствует себя виноватым:

— Нет, тоже не умею.

Наташа, махнув ручонкой, что означает «ну, это не трудно», предлагает:

— Это легкое, я тебя сейчас научу… Ты становись и пой хором.

Наташа показывает, как нужно петь:

Мы веселые ребята, Проживем свой век не зря. И зовут нас октябрята В честь победы Октября.

Иван Семенович послушно марширует за Наташей, повторяя слова ее песенки.

— Ну, я устал, — говорит Иван Семенович. — Садись, я тебя сейчас накормлю.

Иван Семенович достает с окна пикули, крабы.

— У меня, понимаешь, вчера гости были, — говорит он, — колбасу всю съели. Подожди, тут еще что-то есть. Ага, пьяные вишни. Ешь на здоровье.

Входит соседка, с сочувствием смотрит на девочку.

— Бедная девчурка, какая прелесть. Иван Семенович, а почему вам правда не взять ее себе? Человек вы одинокий, зарабатываете хорошо.

Иван Семенович в недоумении:

— Что же я с ней буду делать?

Соседка вдруг увидела, что девочка ест пикули и крабы.

Соседка хватает банку и читает:

— «Маринованные огурцы». Иван Семенович, что она ест? Да разве это можно? Дети этого не едят.

Наташа, с аппетитом дожевывая пьяную вишню, отвечает:

— Едят.

Соседка возмущена:

— Вы хотите отравить ребенка?

— Это мой ребенок, чем хочу, тем и кормлю.

— Позвольте, откуда же это ваш ребенок? Может, я его сейчас себе возьму.

Иван Семенович успокаивает девочку:

— Ешь, ешь, дорогая. Завтра мы с тобой в зоологический сад пойдем.

— Не соси пальчик, девочка, — говорит соседка.

Иван Семенович окончательно рассердился:

— Не придирайтесь к моему ребенку. Соси палец, девочка, соси на здоровье!

Соседка приходит в негодование:

— Нет, теперь-то мне все ясно. Я просто обязана отнять у вас ребенка. Я как зубной врач вам заявляю: вы понятия не имеете, как обращаться с детьми. Знаете ли вы, например, что если кошка тряхнет хвостом, то вот на этот хлеб сядет в среднем около двух миллиардов микробов, а вы говорите: соси пальчик.

Все больше разгорается ссора.

Наташа, которую уже никто не замечает, берет кусок булки, слезает со стула, говорит шепотом:

— Пойду кошке дам. Может, она тряхнет хвостом!

На цыпочках Наташа идет к приоткрытой двери, выходит из комнаты.

— Мой ребенок здоров, — кричит Иван Семенович, — и я прошу в него не вмешиваться. Когда мне понадобится, я обращусь в детскую консультацию, а не к зубному врачу.

Лестница. Вниз по ступенькам идет кошка. Наташа осторожно, чтобы не испугать кошку, спускается по лестнице вслед за ней.

Наташа идет по улице.

Большой магазин. Из дверей выходит Нина с пакетами в руках. Она торопится, идет быстро. Замечает впереди себя девочку с кошкой на руках. Нина ее не знает, но обращает на нее внимание, следит за нею глазами. Вдруг кошка вырывается из рук Наташи, бросается через дорогу. Наташа бежит за ней на мостовую. Нина громко вскрикивает, бросается за Наташей.

Летят машины. Наташа споткнулась, упала на мостовую. Машина удачно объезжает ее. Наташа плачет. Ее поднимает какой-то юноша. Ее окружают прохожие.

Возгласы: «Цела, цела!»

— Как же ты одна по мостовой бегаешь? Не плачь, девочка.

Подбегает перепуганная Нина. Отстраняя всех, она пробирается к Наташе, отряхивает платьице, уговаривает:

— Ничего, ничего, не пугайся.

Какой-то мужчина кричит на Нину:

— Что ж ты за сестрой не смотришь?

Нина оправдывается:

— Я ей не сестра! Я ее не знаю совсем. Я могу отвести ее домой.

— Где ты живешь, девочка? — спрашивают Наташу.

— Квартира шесть, звонить два раза, — шепчет перепуганная Наташа.

— А какая улица?

— Улицу я еще не выучила…

— Надо отвести девочку в милицию!

— Тут рядом седьмое отделение, — говорят прохожие, собравшиеся вокруг Наташи.

— Я отведу ее в седьмое отделение, — предлагает Нина.

— Нет уж, давайте мы ее отведем, — решительным басом говорит какая-то высокая женщина, рядом с которой стоит мужчина маленького роста. — Мой муж ее отведет.

Мужчина, поднявшись на цыпочки, шепчет на ухо жене:

— Ляленька, мы же хотели ехать на дачу.

Ляленька отвечает сдержанным басом:

— Опять ты на меня кричишь, Муля. Сказано: не нервируй меня, отведем девочку и поедем.

Муля покорно соглашается:

— Ну, ну, конечно…

Супруга властно берет Наташу за руку.

— Пошли! — Обернувшись к мужу, она безапелляционно добавила:

— На, держи зонтик.

Женщина ведет Наташу за руку. Муля идет чуть позади.

— Мы домой идем? — спрашивает, всхлипывая, Наташа.

— Домой, домой, — говорит женщина и обращается к мужу: — Возмутительно! Позволять такой крошке бегать по мостовой. Деточка, — спрашивает она Наташу, — кто пустил тебя одну на улицу?

Наташа вместо ответа показывает на ноги:

— У меня очень шнурки развязались.

— Муля, отойди, не нервируй меня, — таинственным шепотом говорит супруга Муле. — Она при тебе не хочет рассказывать, она тебя боится.

Муля крайне удивлен.

— Почему? — недоумевая, спрашивает он супругу.

— Отойди! — грозно требует супруга. — Не нервируй меня!

Муля покорно отходит в сторону, разворачивает газету и погружается в чтение.

Жена с Наташей подходит к нему. Жена говорит возбужденно:

— Она мне все рассказала… Дай зонтик девочке. На, Наташенька, посмотри, какая кисточка.

Пользуясь тем, что Наташа занялась зонтиком, жена таинственно сообщает Муле:

— Оказывается, кто-то ее колотит… Ей голову грозили оторвать.

— Да, да, — рассеянно отвечает Муля, продолжая читать газету.

— Что «да, да»? Брось газету, что тут, читальня?

— Да, да, читальня, — отвечает Муля, погруженный в чтение.

— Я тебе говорю: ты должен подать на них в суд.

Муля очнулся:

— Какой суд? Мы же ведем ее в милицию.

— Никуда мы ее не ведем. Она едет с нами на дачу.

Муля шепотом пробует образумить жену:

— Ляленька, что ты говоришь? Мы должны отвести девочку в милицию.

Ляленька негодует:

— Для того, чтобы она опять попала к этим ужасным родным?!

Муля испуганно шепчет:

— В милиции все разберут. Мы не имеем права.

Ляленька — тоном не терпящим возражений:

— Имеем, не нервируй меня. Я сама все разобрала. Завтра ты будешь судиться. И, наконец, просто спросим ребенка. Скажи, девочка, что ты хочешь, чтобы тебя били или ехать на дачу?

Наташа, не задумываясь, отвечает:

— На дачу.

Ляленька торжествует:

— Ну, вот видишь. Сейчас мы купим ей сухое платьице и поедем на дачу.

— Ляленька, нельзя этого делать, уверяю тебя, душенька.

— Хорошо! Ты всегда делаешь все, что хочешь, — неожиданно заявляет супруга, — пожалуйста, поведем ребенка в милицию, раз у тебя совсем нет сердца.

Супруги тронулись в путь.

Вдали большой дом. Седьмое отделение милиции. Супруги направились к этому дому.

Будка телефона-автомата на улице. Нина разговаривает с отцом:

— Папочка, я иду домой. Приезжай вовремя, не опаздывай. Мы опять не уедем из-за твоих важных дел.

В стекло автомата кто-то нетерпеливо стучит.

— Кончайте скорее! Мне нужно позвонить в милицию. У меня сестра пропала!

Нина оглянулась, увидела Юру. Он запыхавшийся, усталый.

— Юра, это ты? Разве у тебя есть сестра?

Юра смущен:

— Да, есть маленькая сестренка.

— Где же она была утром? — удивляется Нина.

— Она гуляла, — говорит Юра. Ему трудно сказать правду. — Я оставил ее на четверть часа, пошел купить ей к завтраку ветчины, прихожу — а ее нет.

— Куда же она девалась?

— Не знаю, — говорит Юра, — я вот сам ничего не понимаю. Хочу в милицию звонить.

— Соседей спрашивал? — говорит Нина.

— Всех спрашивал… Девочка в пестром платьице, в желтых ботиночках…

Нина вдруг кричит:

— Я ее видела!

— Где? Говори скорее! Когда?

— Только что, на улице. Она чуть не попала под машину.

Юра пугается, хватает Нину за руку.

— Неправда! — кричит он. — Не может быть!

— Ее сейчас повели в милицию. В седьмое отделение. Бежим скорее, — говорит Нина.

Кабинет начальника в группе розыска пропавших детей.

Начальник принимает посетителей.

Мы видим здесь знакомого нам Ивана Семеновича и его соседку.

— Товарищ начальник, — взволнованно спрашивает Иван Семенович, — имею я право усыновить девочку, подкидыша? Мне ее подкинули.

— Нет, не имеете права, — перебивает соседка, — нужно сначала знать, как обращаться с микробами, а потом уже брать на воспитание детей!

Начальник просит вежливо:

— Будьте, товарищи, любезны, объясните в чем дело.

Иван Семенович бестолково объясняет:

— Дело в том, что она зубной врач, а не консультация, и я не обязан с ней считаться, я вполне могу взять этого ребенка… Я общественник, я член профсоюза с двадцать первого года… Могу принести справку из домоуправления.

На диване сидит мальчик лет пяти-шести. Он разглядывает толстый альбом с фотографиями детей.

— Это все твои дети? — спрашивает он у начальника.

— Мои, мои, — шутливо отвечает начальник мальчику и говорит, обращаясь к Ивану Семеновичу: — Это все ребята, которых мы вернули родителям. Как к вам попала девочка? Расскажите подробно…

— Не знаю, откуда она. Я говорю — подкидыш. Я хочу ее усыновить.

Распахивается дверь. Вбегает женщина в платке, с кошелкой в руках.

Женщина бросается к мальчику, обнимает его:

— Петенька! Сроду он у меня не пропадал! На минутку в магазине оставила.

Мальчик скептически смотрит, говорит сердито:

— Петенька, Петенька… Сама потеряла, а потом — Петенька.

— Смотрите, мамаша, в другой раз сына не теряйте. Ну, всего лучшего тебе желаю, молодец, — прощается начальник с Петей.

Женщина с мальчиком едва успевают уйти, как дверь снова распахивается. Милиционер вводит Алешу. Вместе с ними молодая домработница, которую мы видали на бульваре.

Алеша громко ревет. На руках у него собака.

Милиционер докладывает:

— Товарищ начальник! Вот этот мальчик говорит, что ищет какую-то девочку. Он со своей собакой разогнал всех детей на бульваре.

Ариша шумно вмешивается в разговор:

— Ну, конечно, он меня разогнал: бегает со своим бульдогом!

Алеша возмущенно:

— Вовсе это, во-первых, не бульдог! Это овчарка!

— Все равно не имеете права, — кричит Ариша. — Он мне со своей собакой все нервы истрепал, еще на руках ее держит! Гадость такую!

Алеша крепко прижимает к себе щенка.

— Не кричите на мою собаку! На нее до шести месяцев нельзя кричать. Она нервная будет!

— Мне самой все нервы истрепали! — не унимается Ариша.

— Гражданка, в чем дело? — спрашивает начальник.

— Я же вам говорю: бегает вокруг со своим мопсом, лает, нервы мне все истрепал!

— Тише, тише, вы успокойтесь, гражданка. Подойдите сюда… что, собака вас укусила?

— Ну, что вы! Разве я это допущу, чтобы собака меня кусала!

— В чем же дело? Она вам платье порвала?

— Ну, что вы, я бы ее тогда сама на куски порвала!

— Зачем же вы сюда пришли?

— Как же зачем? Все говорят: «ерунда, ерунда», «нам некогда». А мне есть время?! Я за газ должна заплатить по безналичному расчету, у меня девочка не кормлена…

Начальник перебивает:

— В таком случае вы свободны, можете идти…

Ариша обиженно:

— Хорошее дело — свободная! Вы думаете, я выходная?

Начальник обращается к милиционеру:

— Проводи гражданку!

Милиционер ведет Аришу к выходу.

— А кто же мне за мои нервы отвечать будет?! — не унимается Ариша.

Начальник, обращаясь к Ивану Семеновичу, потом к Алеше:

— Подождите минуту, я сейчас… В чем дело, мальчик? Не реви, ты уже большой. Зачем ты детей пугал?

Алеша, сквозь слезы:

— Это они собаку испугали… Она маленькая, она может нюх потерять… А няньки как на нее начали кричать… Она будет на границе работать, а они на нее кричат! Я Юре обещал найти ее обязательно…

Начальник ничего не может понять.

— Да ты брось реветь! Кого найти, няньку?

— Нет, сестру Наташу, — продолжает реветь Алеша.

— А кто это Юра?

— Мой товарищ. Он спасательная команда по утопающим.

Начальник в недоумении:

— По каким утопающим?

В комнату входит сотрудник группы розыска Сергеев, который был в детсаду. С Сергеевым взволнованные Нина и Юра.

— Вот еще заявление о пропавшей девочке, — сообщает Сергеев.

— Как, еще одна девочка пропала, — разводит руками начальник. — Что за день такой сегодня?

Алеша, увидев Юру, бросается к нему:

— Вот видишь, из-за тебя мою собаку в милицию забрали.

— Когда же вы наконец займетесь моим делом? — нетерпеливо кричит начальнику Иван Семенович.

Начальник говорит громко и строго:

— Прошу всех сесть и отвечать только на мои вопросы.

Все садятся.

Начальник спрашивает Юру:

— Тебя зовут — Юра?

— Да!

— У тебя пропала сестра?

— Да! Ее увели с улицы двое неизвестных. Нина сама видела. Они сказали, что поведут ее в милицию, в седьмое отделение. А ее там нет.

— Мы только что оттуда. Нас прислали сюда. Ее там нет… Они говорят, что вы ее найдете…

— Не волнуйся, сейчас все разберем, — успокаивает начальник Юру. — Сколько ей лет?

— Пять лет.

— Как она одета?

Юра описывает сестру:

— Она в пестром платье, в желтых ботинках, с косичками.

Сотрудник Сергеев смотрит в свою записную книжку.

— В пестром платье, в желтых ботиночках? Это, очевидно, та девочка, которая утром пропала из детского сада.

Иван Семенович вскакивает с места:

— Это же и есть моя девочка… Я о ней и говорю.

Начальник обрадовался:

— Ну, вот и прекрасно… Значит — девочка обнаружена? Значит, она у вас? Вам придется вернуть вашего подкидыша родным.

— Как же я могу ее вернуть, когда я сам ее ищу, — кричит Иван Семенович, — она пропала сразу, ушла одна… Я простить этого себе не могу. Я потому и пришел к вам!

Начальник, обращаясь к Сергееву:

— Слышишь? Удивительная девочка, пропала сразу из четырех мест. Нужно немедленно позвонить во все отделения милиции в районе седьмого и выяснить, нет ли девочки там.

Сергеев быстро выходит из комнаты.

Начальник говорит Ивану Семеновичу:

— Так… Мы вас известим о результате поисков. Оставьте ваш номер телефона в канцелярии. Усыновить девочку вам не удастся, поскольку у нее есть более близкие люди… До свидания, товарищи.

Иван Семенович и соседка уходят.

Соседка торжествует.

— Я была уверена, что вам ее не отдадут, — удовлетворенно говорит она.

Начальник спрашивает Юру:

— Как Наташа попала на улицу?

Юра запнулся:

— Она… она сама ушла.

— Она у вас такая непослушная, что ли?

— Нет, не знаю… Я пошел ей купить ветчины, а она ушла…

— Тебя долго не было?

— Нет, я на минутку…

— А все время сестра была с тобой… С утра где она была?

— Да… она с утра была со мной…

Нина удивлена:

— Что ты, Юра?! С утра ее уже не было. Ты был один, Юра…

Вмешивается Алеша:

— Ну да! Никого не было… Ревела там у соседей какая-то девочка.

Начальник, глядя на Юру в упор:

— Какая девочка плакала, Юра?

Юра, сердито взглянув на Алешу:

— Никакая девочка не ревела, ему показалось. У наших соседей даже никаких детей нет.

Нина смотрит, догадываясь. Говорит тихо:

— Юра, там девочка плакала… ты сказал — соседская…

Юра отвечает совсем тихо:

— Я пошутил.

Начальник спокойно и уверенно:

— Плакала Наташа, твоя сестра.

Юра молчит.

— Почему же она плакала, Юра? Что ж ты молчишь?

Юра, нахмурившись:

— Я не нянька девчонкам!

Нина поражена Юриной ложью. Она сдерживается, негодующе смотрит на Юру.

Входит Сергеев.

— Я справлялся во всех отделениях в районе седьмого. Девочки нет…

Начальник отдает ему распоряжение:

— Поедешь с Ниной на улицу Герцена, на место ее встречи с пропавшей девочкой. Необходимо найти следы.

Юра, потупив голову:

— Есть.

Начальник отдает еще ряд распоряжений:

— Послать сотрудника на поиски ребенка. Сообщить в детские комнаты и людные места о пропаже девочки.

Нина сухо прощается с Юрой:

— До свидания.

Юра молчит растерянно. Взглянув на его расстроенное лицо, Нина утешает:

— Твою сестру найдут. А я уезжаю, покажу, где видела Наташу, и поеду за папой. Нам скоро на вокзал. Карточку Наташину отдай им обязательно.

Юра смотрит на Нину с отчаянием.

Нина с Сергеевым идут по улице Герцена.

Нина:

— Вот тут, сейчас за углом. Эта женщина, знаете, такая высокая, а он маленький. Как же вы теперь их найдете? В Москве так много народу.

Сергеев:

— Расспросим всех, найдем следы…

На углу улицы ларек с водами.

Иван Семенович просит продавца:

— Чистой, без сиропа…

Продавец наливает воду в стакан, протягивает Ивану Семеновичу.

По улице, по направлению к киоску, идут Муля и Ляленька. Ляленька ведет за руку Наташу. Девочка в новом белом платьице.

Ляленька безапелляционно:

— Перестань курить… Не забудь, что у нас есть ребенок… Слышишь, Муля, не нервируй меня, брось папиросу… Теперь ты будешь курить только на службе.

Наклонившись к Наташе, Ляленька нежно говорит:

— Наташенька, ты будешь спать на дяди Мулиной кроватке… Муля, я тебе на террасе повешу гамак.

Наташа спрашивает:

— Скоро дача?

— Устала? Девочка устала! Муля, купи ей воды с сиропом, — приказывает супругу Ляленька.

Собравшись с духом, Муля просит:

— Ляленька! Вернемся и отведем ее в милицию!

Ляленька не считает нужным отвечать. Она обращается к Наташе:

— Хочешь, дядя Муля тебе водички купит?

Супруги приближаются к ларьку с водами.

У ларька Иван Семенович пьет воду.

Вдруг на противоположном тротуаре мелькнула фигурка девочки в таком же пестром платьице, в каком была Наташа.

Иван Семенович быстро ставит стакан с водой и бросается бежать через дорогу.

К ларьку, от которого только что отбежал Иван Семенович, подходят супруги с Наташей.

Муля вежливо просит продавца:

— Дайте, пожалуйста, воды девочке.

Продавец спрашивает Наташу:

— Тебе с сиропом? За двадцать или за тридцать? Наташа обстоятельно отвечает:

— Мне за двадцать копеек, с красной краской.

Мы видим, как на середине мостовой милиционер штрафует Ивана Семеновича.

Иван Семенович, жестикулируя, показывает на противоположный тротуар. Милиционер берет под козырек, но выписывает квитанцию.

Иван Семенович платит деньги, переходит улицу по всем правилам.

Девочки в пестром платьице уже нет.

Иван Семенович растерянно озирается по сторонам.

Супруги с Наташей подходят к автобусу.

— У нас там цветочки есть… Муля, расскажи девочке, какие у нас цветочки.

— А черви там есть? — спрашивает Наташа.

— Да, да, есть… — рассеянно отвечает Муля.

Наташа:

— А что они едят?

Муля задумался на минутку:

— Землю… землю едят…

Наташа настойчиво:

— А на второе?

Муля взглянул на нее, потом умоляюще — на Ляленьку:

— Ляленька, отведем ее…

Подошел автобус. Ляленька с Наташей гордо проходит через переднюю площадку. Муля покорно идет вслед.

Иван Семенович снова стоит у ларька с водами, просит продавца:

— Чистую, без сиропа.

Филателистический магазин.

Юра продает свой альбом с марками.

Юра растерян, озабочен.

Продавец — симпатичный старик в очках, приглядывается к нему.

— Это редкие марки, — волнуясь, говорит Юра.

— Да, неплохая коллекция, — соглашается старик.

— Три года собирал, тут еще папины есть, старинные. Сколько вы мне за нее дадите? — торопится Юра.

Старик испытующе смотрит на него:

— Мальчик, а это твоя коллекция?

— А то чья же? — обижается Юра. — Вот написано: мой адрес, телефон, — показывает Юра на обложку альбома.

— Ну, хорошо, — зайди дня через два-три, — говорит старик, внимательно глядя на мальчика.

— Нет, — пугается Юра, — мне сейчас нужно, я очень спешу, я уезжаю сегодня, нескоро вернусь. Мне денег на билет не хватает.

Старик понимающе кивает головой:

— Ну, это другое дело. Я сейчас поговорю с завом. Раз надо, так надо. Подожди меня здесь.

Взяв коллекцию, старик выходит в комнату за магазином.

Комната в квартире Мухиных.

Нина и ее отец разговаривают с домработницей Аришей. Оказывается, Ариша нам хорошо знакома. Это и есть та самая молоденькая работница, которую мы видели сначала на бульваре, потом в кабинете начальника группы розыска.

Нина спрашивает, волнуясь:

— Где же он? Мы с папой нарочно приехали, папа сам хочет поговорить с Юрой.

Ариша:

— Говорю же вам: я не знаю.

Нина:

— Где же он может быть?

— Граждане, что вы меня все спрашиваете: «Где, где!» Может, вы жулики! У нас вот так в двадцать пятую квартиру пришла старушка, попросила воды попить, а потом хватились — пианино нет!

— Что вы! — изумленно восклицает Нина. — Какое пианино? Это же мой папа.

Ариша:

— Я же вам объясняю: я только что пришла, за газ платила по безналичному расчету… Наташку куда-то задевали, она у меня не кормлена…

— Как, вы разве ничего не знаете? — восклицает Нина.

Отец останавливает ее, спрашивает Аришу:

— А давно Юра ушел?

— Граждане, я же вам объясняю: не знаю, прихожу, никого нет, в дверях записка торчит.

— Покажите-ка записку, — просит отец Нины.

Он читает вслух:

— «Мама! Я не могу оставаться дома, если я виновник всего. Я должен уйти навсегда. Никто меня не найдет. Если я такой негодный человек, я должен уйти и загладить свою вину.

Твой бывший сын Юра».

Нина вскрикивает:

— Это я во всем виновата, я его одного оставила! Папа, бежим его искать!

Отец говорит:

— Так, ну вот, наконец, папе нашлась работа.

— Ты всегда шутишь, папа!

— Какие же шутки, когда я бросил все дела и приехал сюда.

— Ну, идем скорее, папочка!

— Подожди, я сейчас предупрежу, чтобы меня не ждали… Поедем на вокзал.

Отец Нины снимает трубку, набирает номер:

— Товарищ Глебов, это я — Николай Михайлович… Передайте Смирнову, что все утверждено… Ах, да?! А он не сказал, в чем дело? Нет, я же сегодня уезжаю… Попробуйте позвонить сюда, может, я вернусь еще сюда… Товарищ! — обращается отец Нины к Арише: — Какой номер вашего телефона?

Ариша:

— Чей? Наш? Нас переключили на крутилку, вы берете трубку, и когда у вас в ухе загудит, вы набираете какой хотите номер.

— Я спрашиваю, какой номер вашего телефона?!

— Я же вам объясняю: АТС, Ке… двести шесть двадцать один ноль три… Нет — ноль три от старого телефона, Ке, двести шесть двадцать один. Ке!

Отец Нины в трубку:

— Центр двести шесть двадцать один, только скажите Смирнову, чтобы он сюда звонил в самом крайнем случае.

Раздался телефонный звонок.

Николай Михайлович берет трубку.

— Да, квартира Мухиных. Нет, не отец, а в чем дело? Так, так. Продает коллекцию? Спасибо. Не отпускайте его. Я сейчас за ним приеду.

Знакомые нам супруги с Наташей подъезжают к вокзалу. Они выходят из троллейбуса.

Площадь перед вокзалом. Они переходят площадь.

У вокзала толпа. Они пробираются через толпу к кассам. Берут билеты.

Супруги выходят на перрон. Масса народа. Кого-то ждут. Готовится торжественная встреча. Суетятся фоторепортеры. Люди с повязками распорядителей на рукавах.

Ляленька:

— Муля, постой тут с Наташей, я сейчас вернусь.

Один распорядитель с букетом цветов объясняет другому:

— Как только поезд подойдет к платформе, вы поднимете девочку на руки, и она преподнесет букет футболистам. Понятно? Где девочка? Возьмите букет. Где же девочка, которая должна подносить цветы?

Кто-то услужливо проталкивает вперед Наташу.

— Вот девочка.

Мулю оттерли. Распорядитель берет Наташу за руку и спрашивает:

— Это ты?

— Это я, — отвечает Наташа.

Он дает ей в руки большой букет.

— На, держи.

Толпа перед ними расступается. Волнение на перроне. Приближается поезд.

Мы видим нарядно одетую девочку с матерью, которые стараются пробраться через толпу.

— Пустите нас! Моя девочка должна преподносить цветы футболистам. Ее выдвинули на трех собраниях в одаренные дети. Пустите!

Кто-то из толпы утешительно объясняет:

— Поздно, мамаша. Там уже другое юное дарование нашли.

У вагона Наташа подносит большой букет цветов футболисту. Футболист берет ее на руки, идет с нею через расступившуюся толпу к выходу. За ним толпа провожающих.

На перроне киоск с игрушками.

Подходит Ляленька, просит продавщицу:

— Пожалуйста, быстренько какую-нибудь игрушку для девочки.

Продавщица читает книгу, нехотя отрывается от чтения.

— Могу предложить игры «Ходи влево», «Летающие червячки»… А вот сегодня к нам заслали новую игру «Стимулируй сам».

Продавщица протягивает Ляленьке коробки и снова принимается читать.

Ляленька нерешительно:

— А как в это играть?

Продавщица, не отрываясь от книги:

— Там все написано.

Ляленька читает:

— «Объяснение. Трое играющих берут четыре фишки, при чем пятый игрок все время выкидывает… Когда лиса оказывается съеденной, она делает четыре хода назад».

— Так, понятно, — говорит растерянная Ляленька. — Покажите мне еще что-нибудь. Может, что-нибудь музыкальное, пищащее?

Продавщица протягивает детскую гармошку.

Ляленька пробует играть на ней.

— Нет, это не подойдет. Дайте вон ту дудочку.

Ляленька дудит в дудку.

— Нет, мне мотив не нравится. Покажите-ка мне эту трубу.

Ляленька показывает на большой пионерский горн.

Продавщица:

— Что вы, это вам не годится!

Ляленька с апломбом:

— Именно это мне вполне подходит.

Продавщица пожимает плечами:

— Платите двадцать четыре рубля.

Площадь перед вокзалом. Футболист с Наташей на руках садится в машину. Рядом с ними женщина с повязкой распорядителя на рукаве. Она предлагает взять Наташу к себе на колени.

Футболист, принимая женщину за мать Наташи, спрашивает:

— Хочешь к маме?

— Да, хочу. Только сначала покатаюсь.

Все в машине смеются. Машины трогаются.

На опустевшем перроне мечутся супруги, потерявшие Наташу. Они в отчаянии. Жена упрекает Мулю:

— Я же говорила тебе — держи ее за руку!

К супругам подходит Сергеев.

— При вас должна быть девочка Наташа Мухина. Где она? Я сотрудник группы розыска.

Супруги смущены. Жена:

— Девочка? Мы решили ее усыновить. Но мы ее временно потеряли!

Сергеев настойчиво:

— Куда вы девали ребенка?

Жена все сваливает на Мулю:

— Это он ее потерял. Он с его железным характером…

Муля растерянно:

— Да, я ее, кажется, потерял, тут встречали каких-то футболистов…

Сергеев быстро направляется к выходу.

— Что ты наделал, Муля! — огорченно говорит Ляленька. — Теперь, когда у нас наконец появился ребенок, ты его потерял!

— Не огорчайся, душенька, мы найдем другую девочку…

Ляленька искренно огорчена.

— Такую не найдем, — вздыхает она, вытирает слезы и протягивает Муле горн. — Пойди отдай, возьми деньги обратно.

Улица. Юра, Николай Михайлович и Нина едут в машине. Юра держит в руках свой альбом с марками.

Николай Михайлович говорит Юре:

— Значит, чтобы успокоить маму, ты решил убежать на Дальний Восток?

Юра молча отворачивается.

— Девочка пропала, сын убежал, — вот мама обрадуется, — продолжает Николай Михайлович.

Нина дергает отца за рукав, шепчет умоляюще:

— Папочка!

— Вот что, Юра, — говорит Николай Михайлович, — ты сейчас должен быть дома. Мама может вернуться каждую минуту. Нужно ее подготовить, сказать, что Наташу ищут…

Навстречу едет машина, в которой сидит футболист с Наташей на коленях. Юра увидел Наташу. Он громко вскрикивает:

— Вот она!

Но машина уже проехала. Отец Нины спрашивает:

— Кто, кто?

Юра кричит:

— Это — Наташка! Это она с цветами! Я ее видел!

Николай Михайлович не верит:

— Юре показалось. Это девочка в белом платье, а не в пестром.

Юра настаивает:

— Это она! Она!

Николай Михайлович успокаивает его:

— Ты ошибся, эта девочка в белом платье.

Нина упрашивает отца:

— Папочка, а вдруг это она?

— Надо догнать ту машину, — говорит Николай Михайлович шоферу.

Машина футболиста возле его дома. У подъезда много людей. Футболист вышел из машины. Наташа спит у него на руках.

— Получайте вашу дочку, — говорит футболист женщине, сидевшей с ним в машине, — она заснула.

Женщина смущена:

— Это не моя дочка.

— Не ваша? Чья же это девочка? — недоумевает футболист.

Площадь. Милиционер стоит на перекрестке. Дорогу переходят двое людей с девочкой. Девочка хнычет. Она в пестром платье. Милиционер подходит к ним и спрашивает:

— Почему девочка плачет?

— Я хочу на метро, а мама хочет опять идти этим противным пешком, — ревет девчонка.

Милиционер вынимает из кармана фотографию Наташи; смотрит на фотографию, потом на девочку и говорит:

— Проходите.

К дому футболиста подъезжает машина Николая Михайловича. Все разошлись. Дворник подметает улицу. Николай Михайлович обращается к нему:

— Сюда сейчас приехал футболист…

Дворник:

— Дайте отдохнуть человеку… Завтра приходите…

Юра нетерпеливо:

— Нет, он нам не нужен… Девочка с ним была? Он на каком этаже? Он ее куда девал?

Дворник:

— Девочку?.. Девочку увезли.

Нина и Юра испуганно:

— Куда увезли? Кто?

Дворник:

— А кто ж его знает, куда! Какой-то мужчина за ней приехал на такси. Вот только что отъехала машина.

Нина:

— Юра, может, это твой папа?..

Дворник:

— Полный такой мужчина, высокий…

Юра:

— Нет, нет, это не папа!..

— Какая машина — заметили? — спрашивает отец Нины.

— Эмочка, синяя, — говорит дворник.

Отец Нины с детьми садится в машину. Едут в том направлении, которое им указал дворник.

Вдали они увидели синюю «М-1».

Машина пролетает светофор.

Красный свет. Остальные машины остановились.

Юра и Нина страшно волнуются:

— Скорее, скорее! Дальше!

Из улицы в улицу они преследуют уходящую синюю машину. Наконец они ее настигают. Бросаются к дверцам. Дверцы раскрываются, выходит человек с большим чемоданом.

— Куда вы ее девали? Откройте чемодан! — кричит Юра.

Гражданин смотрит с удивлением. К нему подходит отец Нины. Недоразумение быстро выясняется: машина не та. Юра в полном отчаянии. Отец Нины говорит:

— Нужно ехать к вам домой. Сейчас вернется твоя мать. Надо ее подготовить.

На лестнице возле Юриной квартиры стоят Нина, ее отец и Юра. Юра чуть не плачет. Он отказывается войти в дом: он боится встречи с матерью.

— Пойдем, я сама ей все расскажу, — предлагает Нина.

Звонят. Ариша открывает дверь. Юра спрашивает:

— Где мама?

— Иди, иди, она тебе, мама, скажет, где она, — сердито встречает Юру Ариша.

Ариша останавливает Николая Михайловича:

— Вы меня извините, что я вас жуликом назвала. Вам же звонили… одиннадцать раз… звонил Глебов и сказал, что Смирнов потерял голову…

— Голову потерял? — улыбается Николай Михайлович, — ну, ничего, ничего… Я ему позвоню.

— Ну, тогда другое дело, — успокаивается Ариша.

Юра с криком бросается в комнату.

В кроватке лежит Наташа. Она подымается и говорит:

— Юра, я уже нашлась!

Юра бросается к Наташе, обнимает ее. В комнату входит мать с товарищем Сергеевым. Мать говорит:

— Большое спасибо вам и всей группе розыска. В особенности вам, товарищ Сергеев.

Юра бросается к матери:

— Мама, это я во всем виноват!

— Тише! — говорит мать. — Она и так уснуть не может.

Мать берет Наташу на колени. Укачивает ее: баюкает.

Отец Нины шепотом спрашивает сотрудника Сергеева:

— Это вы ее увезли из квартиры футболиста?

— Да, целый день я за ней гонялся, наконец поймал ее, — улыбается довольный Сергеев.

— Который час? — вдруг вспомнила Нина.

Отец говорит шепотом:

— Уже половина восьмого. Сегодня мы опоздали из-за твоих важных дел.

Собачий лай. В комнату врывается Алеша со своим щенком. Щенок со страшным лаем бросается к Наташиной кроватке.

Алеша торжествующе кричит:

— Нашла, нашла! Я говорил, что она найдет!

Горит маленькая лампа.

Наташа на коленях у матери.

Мать поет ей колыбельную песенку.

О том, что дочка ее заблудилась, могла потеряться, беда могла случиться с маленькой девочкой в большом городе, но в этом городе любят детей, и вот Наташа у мамы.

Наташа, сонная, говорит, обняв мать за шею:

— Мама, давай завтра заблудимся вместе.

1939

Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

Комментарии к книге «Подкидыш», Агния Львовна Барто

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства