Еще первобытный человек открыл и оценил свойства горячего пара, – об этом говорят многие находки археологов. В разных местах земного шара обнаружены следы сооружений, предназначенных для ухода за телом. Различаясь внешне, они приходятся родственниками друг другу и являются предками современной бани: источником тепла в них были горячая вода или раскаленные камни.
Существует множество версий-легенд о происхождении бани. Любая из них правдоподобна и может быть истинной, ибо баню «изобретало» все человечество. Судите сами. Вот несколько таких версий: капли дождя через ветхую крышу попали на горячие камни домашнего очага, и заклубившийся пар окутал людей приятным теплом. Или: нерасторопная хранительница очага пролила воду на очаг. Или: возвращаясь с утомительной охоты, наш далекий предок присел отдохнуть возле бьющего из-под земли горячего источника и почувствовал, как быстро восстановились силы. Все это могло быть.
Да, открыть благотворное воздействие горячего пара древнему человеку помог случай. Эти ситуации повторялись в его жизни неоднократно, пока он не научился их создавать и использовать. Когда именно человек сознательно сделал первый шаг к тому, что мы сейчас называем банной процедурой, сказать трудно. Но можно с утверждать, что в тот момент он ощутил радость от чистоты и тепла, прилив сил, облегчение боли.
Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар, то происхождение бани можно отнести к каменному веку. По мнению древнегреческого историка Геродота (около 484–425 гг. до н. э.), первые бани появились у разных народов почти одновременно. В одних случаях использовались естественные водоемы с горячими источниками, в других – сооружались парильни с горячим сухим или влажным воздухом. Геродот приводит интересные факты о банных обычаях разных народов. Он побывал в Египте, Сирии, Вавилоне. Интересовал его и быт скифских племен, живших на территории современной Украины. По описаниям Геродота, скифы устраивали себе бани в шалашах. Они добывали пар, бросая на горячие камни конопляное семя.
Комментарии к книге «Целебный пар», Илья Мельников
Всего 0 комментариев