«Рукоять»

1520

Описание

Статья опубликована в журнале "Прорез" №6, 2008 (№44).



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Сергей Митин РУКОЯТЬ

Хоть режущей и вроде бы главной частью ножа принято считать именно клинок (а клинком иногда называют весь нож, кинжал, меч, саблю и тому подобные «предметы домашнего обихода»), несомненно, рукоять не менее важная его часть.

И чтобы в этом окончательно убедиться, иногда не мешало бы представить себе, что приходится что-то делать ножом, вообще не имеющим никакой рукояти. Мне раз в жизни пришлось работать клинком, начисто отломанным от рукояти, и уверяю вас, это не было ни удобно, ни производительно, ни — тем более — безопасно. Хотя я и постарался обернуть клинок как можно более толстой тряпкой и держать его так, чтобы по возможности не нажимать на лезвие даже через эту самую тряпку.

Это, конечно же, крайний случай. В повседневной жизни мы рукояти как-то не замечаем, хотя именно она соединяет клинок с нашей рукой. А точнее говоря, не замечаем, пока она удобно укладывается в руке, воспринимая это как что-то само собой разумеющееся. И только когда вдруг оказывается, что рукоять при длительной работе ножом немилосердно натирает мозоли, или жмет, или — что еще хуже — норовит вывернуться из усталой, мокрой, замерзшей, загрязненной (или все это вместе) ладони — вот тут-то мы начинаем чертыхаться почем зря и вспоминать в бога, в душу и в печенки того, кто эту самую рукоять сделал так, а не иначе. А ведь такие вещи легко предсказуемы, если припомнить старозаветное правило «зри в корень!». Нож — это все-таки не космический корабль и даже не компьютер — все видно, все на поверхности, надо только присмотреться с соответствующим пониманием. Вот и давайте зрить в этот корень вместе!

Начнем с формы рукояти. Она в наибольшей степени зависит от предполагаемого применения ножа. Например, рукоять, развитая спереди, со стороны клинка, успешно препятствует перемещению по ней ладони именно вперед, на клинок. У неопытного пользователя такая рукоять может ассоциироваться с максимальной безопасностью работы ножом. А уж пыряться таким — просто одно удовольствие! Особенно если нож снабжен развитой гардой. Может быть, именно поэтому наличие гарды так долго воспринималось (да и теперь воспринимается) как особенность ножа, однозначно квалифицирующая его как холодное оружие. Хотя в типичном холодном оружии — мечах, шпагах, саблях, кортиках на худой конец — роль гарды (эфеса, окрестья) была несколько иная. Первым и главным ее назначением было предохранять руку бойца от клинка противника, соскальзывающего вдоль собственного клинка в направлении руки при фехтовании. Вторым — роль своего рода щита, последней линии обороны, чтобы было чем парировать удар противника, если его уже поздно парировать клинком. На третьем месте можно упомянуть роль ловушки, в которую можно пробовать поймать и заблокировать в ней клинок противника, чтобы в следующий момент резким движением постараться вырвать оружие из его руки. Предохранение руки от соскальзывания вперед на клинок при колющем ударе находится в этом списке функций гарды на сорок последнем месте. Хотя, возможно, некоторые любители пыряния в это не поверят. Да это и понятно. Много раз, проверяя множество ножей по всем возможным параметрам, в том числе сильно пыряя в доску, я ловил себя на том, что чувствую себя более уверенно и более защищенным, когда между моей ладонью и клинком находится несокрушимый кусок металла или хотя бы прочной пластмассы или древесины. Ни разу еще не случилось, чтобы моя ладонь соскользнула по рукояти, и от контакта с клинком ее предохраняла именно гарда. Но подсознание берет свое, и рука невольно ослабляет удар, если гарды нет. Так что — каждому, кто собирается фехтовать ножом, пырять закованного в стальные доспехи противника или хотя бы железную бочку, я настоятельно советую обзавестись ножом с порядочной гардой.

Смеетесь? А зря! Пыряние топливной бочки я собственными глазами видел на одной из московских ножевых выставок. Хочется верить, что теперь уже перестали так извращаться. А еще два назначения гарды, как нельзя более современные, — это уже «секретное оружие» изготовителя ножа. Первое назначение — формально-правовое. Чтобы не нести ответственности, если какой-нибудь балбес порежется и подаст на продавца или изготовителя ножа в суд с претензией «вот если бы рукоять ножа имела гарду…». А что, думаете, не имел бы шансов выиграть? Ну, не знаю… Выиграла же в свое время шумный процесс против сети «быстрого кормления» некая американская «блондинка» (я имею в виду не цвет волос и даже не профессию, а призвание), которая вылила горячий кофе себе за декольте и повредила таким образом свой прекрасный силиконовый бюст… Второе назначение — маркетинговое. Пользователю, применяющему нож в мирных целях для работы, гарда ни к чему, при работе она только мешает. Да и при использовании ножа в качестве оружия самообороны, при «умеренном» нырянии бездоспешного противника, гарда тоже не пригодится. Но пользователь должен свято верить, что именно гарда предохранит его руку в случае чего. И ведь верят!

Вот что интересно. Традиционные ножи скандинавов, да и многих других народов, не имеют гарды даже в чисто символическом виде. Как, впрочем, и никакого иного предохранения удерживающей рукоять ладони от перемещения на клинок при работе ножом. Именно потому, что так намного удобней работать. Что же, все скандинавы традиционно ходят с отрезанными пальцами, что ли? Да нет, как-то не замечал… Говоря по-простому, человеку уравновешенному, совершающему точные, соразмерные с выполняемой задачей движения, к тому же умеющему пользоваться ножом, гарда ни к чему. Чтобы не порезаться, ему будет достаточно удобной формы и соответствующего материала рукояти. С другой стороны, если какой-то горе-пользователь не соизмеряет силу и амплитуду своих движений с реальной необходимостью и к тому же не умеет пользоваться ножом, то ему и полностью закрытая гарда вроде эфеса сабли не поможет. Потому что никакая гарда не защитит его другую руку, грудь, живот, бедра или что-то там между ними от пореза, если нож болтается в его руках как… сосиска в проруби.

В свою очередь, развитый задний конец рукояти, ее навершие, как это надлежало бы называть, имея дело с холодным оружием, препятствует выскальзыванию рукояти из ладони, если мы что-то режем с потягом. Или стараемся вытащить нож, воткнутый во что-то очень вязкое, что держит клинок и ни за что не хочет его отпустить. Так, по крайней мере, следует из теории и здравого смысла. Подтверждение найдем в тех же самых скандинавских ножах, рукояти которых имеют явно выраженный грибок на заднем, противоположенном по отношению к клинку, конце. И все же я не буду столь категоричен. На практике все выглядит несколько иначе. Кто-нибудь задавался вопросом, во что такое втыкают свои ножи скандинавы, что их и не вытащишь, если на заднем конце рукояти нет развитого грибка? Или что такое режут, что без грибка рукоять не удержать в ладони? Да нет ничего такого! Просто грибок на рукояти имеет иное назначение, а именно облегчить вытаскивание ножа из ножен, закрывающих не только клинок, но и большую часть рукояти, из которых в принципе только этот грибок и торчит. А ножны такие нужны, чтобы нож со сравнительно коротким и легким клинком не переворачивался вверх «ногами» и не выпадал самопроизвольно из незастегивающихся ножен, свободно болтающихся на низком подвесе где-то на высоте середины бедра. А болтается он так низко потому, что иначе его было бы не достать, будучи одетым в надеваемую через голову зимнюю куртку-парку. Как видите, все логично, все продумано, все проверено практикой и многовековым опытом, хоть и не всегда дело обстоит именно так, как кажется на первый взгляд. Поэтому ведь и агитирую постоянно — давайте зрить в корень!

Несколько слов надлежало бы сказать о современных «эргономических» рукоятях, которые, если верить рекламе изготовителей и восхищенным отзывам испытателей, «прекрасно укладываются в ладони и обеспечивают ни с чем не сравнимые удобство и безопасность пользования». Может быть, и обеспечивают, но только при одном условии. А именно, что все эти фасонные вырезы под пальцы, и, соответственно, довольно-таки острые ребра и выступы, их разделяющие, действительно уложатся в ладони именно так, как предусмотрел изготовитель. А если нет? Если ладонь формой и размерами не соответствует тому, что предполагал проектировщик? Или, например, если ладонь «правильная», но хватает рукоять в большой спешке и не обязательно попадает пальцами в предназначенные для них вырезы? Или просто пользователю захотелось держать нож несколько иначе, чем предусмотрел проектировщик? И теперь под пальцами оказались не заботливо приготовленные для них углубления, а именно разделяющие их угловатые выступы — что тогда?

Обратите, пожалуйста, внимание — рукояти спортивных пистолетов тщательно подгоняются к руке стрелка, но никогда это не делается с рукоятями боевого оружия. Кстати, вы пробовали когда-нибудь стрелять из спортивного пистолета, рукоять которого тщательно подогнана к руке, но не к вашей? Да уж лучше бы вообще не была подогнана ни к какой! А если присмотреться в музее повнимательней к рукоятям старинного холодного оружия, то окажется, что по своей эргономике они не слишком отличаются от черенка метлы. А ведь размахивали этим оружием вовсю и не жаловались! Может быть, просто не знали, что надо жаловаться и носиться с эргономикой как с писаным яйцом?

Рассматривая формы рукояти, нельзя не упомянуть также извращения в виде рукоятей пеналов, в которые изготовитель старается запихнуть всяческие гаджеты и побрякушки «выживания». Не особенно задумываясь над тем, что такого туда можно вложить, что не поместилось бы в рюкзаке, карманах, на поясе. Разве что предположить, что воин или путешественник вдруг потеряет все свое снаряжение и даже одежду, но каким-то чудом сохранит именно нож… Не говоря уж о том, что не существует абсолютно универсальных комплектов выживания, пригодных в любых условиях, даже величиной и весом с порядочный рюкзак, не то что помещающихся в рукояти ножа. А особенно «пригодятся» впихнутые в рукоять рыболовная леска и крючки… в пустыне.

Пустая рукоять, в свою очередь, соединяется с толстенным, тяжеленным, но изготовленным из барахляной стали клинком чисто символически, держится на рекламе и «честном» слове изготовителя. Ничего удивительного, что такие вот «изобретения» предлагают, главным образом, изготовители ширпотребовской дешевки, и упаси вас господи обзавестись таким ножом, собираясь в действительно серьезное путешествие. Что-то вроде святых мощей, которые попы впихивали в рукояти мечей и которые действовали по принципу веры — помогали тому, кто верил, что помогут. Да и то далеко не всегда…

Ладно, шарлатанство и шаманство стары как мир, только теперь они иначе именуются — маркетингом. Давайте-ка лучше поговорим о вещах земных и реальных, например о том, из чего может и должна быть изготовлена рукоять приличного ножа. И как она должна быть изготовлена, по какой конструкции.

В старину, даже не такую уж глубокую, ножи ковали. При ковке кузнец ударами молотка по раскаленной заготовке вытягивал хвостовик клинка так, что он становился намного уже клинка, но несколько толще. И придавал ему более или менее круглую в поперечном сечении форму. На такой хвостовик насаживали рукоять из твердого дерева, рога, кости, которую сзади удерживало навершие, приклепанное к хвостовику или навинченное на резьбу на его заднем конце. Часто встречались наборные рукояти из кружков толстой твердой кожи, коры пробкового дерева, бересты.

В наше время технология изготовления ножей изменилась довольно радикально. Клинки изготавливают, вырубая или вырезая из листовой стали, как правило, именно такой толщины, как габаритная толщина клинка. Изготовленный таким образом хвостовик может заметно ослабить конструкцию ножа, так как его толщина равняется толщине клинка, а ширина заметно меньше. Опять же вопрос — насколько? Если сделать хвостовик узким, то ослабим его конструкцию. Критическим, самым слабым местом становится соединение рукояти с клинком. Именно в этом месте и сломался единственный нож, который мне в жизни удалось сломать. А если сделаем хвостовик пошире, то окажется, что в наборных элементах рукояти отверстия под хвостовик находятся слишком близко к краям и таким образом ослабляют рукоять. Так или иначе, вопрос этот чисто теоретический, поднимаю его только для того, чтобы лучше объяснить особенности и свойства конструкции. Если конструкция ножа неразборная, то ширину хвостовика в домашних условиях, а тем более при покупке ножа, мы проверить не сможем. Поэтому остается полагаться на здравый смысл и реноме изготовителя. Неизвестно также, насколько плотно к хвостовику прилегают элементы рукояти, какие между ними остались зазоры или даже скрытые полости. А уж что в них соберется и как будет оно воздействовать на сталь хвостовика и материал рукояти, если мы, например, один раз искупаем нож в морской воде, другой раз в слизи, крови и жире разделываемой туши, пару раз вымажем грязью, — остается только гадать.

Однако ножи такой конструкции в наше время редки. Значительно чаще хвостовик клинка вырезается (или вырубается) из листовой стали по форме рукояти и к нему приклепываются или привинчиваются с двух сторон плашки рукояти. Минус такой конструкции заключается в том, что под плашками неизбежно будет собираться всяческий микроскопический мусор, который может ускорить коррозию хвостовика. Все-таки лучше, если плашки привинчены, а не приклепаны. Тогда рекомендуется время от времени, особенно возвращаясь из путешествия в тяжелых условиях, отвинтить их, вычистить и смазать хвостовик клинка.

Существует еще одна конструкция рукояти, которая была популярна во времена простых углеродистых сталей, но отходящая в прошлое в эпоху нержавеющих. Это ножи, изготовленные в процессе матричной ковки, которые иногда в ножевом мирке называют «интегральными». Из круглого прутка, который толще клинка, но тоньше рукояти, в соответствующей матрице выковывается, как правило одним ударом мощного механического молота, заготовка с передним и иногда задним окончанием рукояти полной ее толщины. Плашки подгоняются так, чтобы придать рукояти окончательную форму. Получается красиво, породисто, но исключительно нетехнологично. Тем более что современные нержавеющие клинковые стали куются очень неохотно, а реальных преимуществ такой нож по сравнению с намного более простыми и технологичными не имеет абсолютно никаких.

И еще одна конструкция, совершенно уж высокотехнологичная и довольно-таки часто встречающаяся в современных ножах. Рукоять из термопластичной массы отливается в соответствующей форме прямо на хвостовике клинка. Хвостовик может проходить через всю рукоять насквозь, и его задний конец может быть виден в навершии рукояти. Или даже немного выступать из него. Тогда его можно использовать в роли импровизированного полевого молотка, когда надо что-нибудь вбить или раздолбать. Иногда хвостовик может заканчиваться внутри рукояти, не доставая до ее заднего конца. Тут, опять же, приходится полагаться на реноме изготовителя и верить, что он знает, что делает, и в результате прочность ножа получается достаточная для использования согласно предназначению. Рукояти, отлитые из термопластика непосредственно на хвостовике клинка, оказываются обычно наиболее удобными в эксплуатации, так как требуют минимум внимания и не нуждаются в уходе.

Конструкции рукоятей складных ножей — это особый вопрос, и о них мы поговорим в одном из следующих номеров журнала. А сейчас рассмотрим, из какого материала имеет смысл изготавливать рукоять.

Стальные рукояти на охотничьих, туристических и тому подобных ножах встречаются очень редко. Прежде всего, тяжеловатыми они получаются, на себе ведь надо таскать. Кроме того, изготовление такого ножа — ничем не обоснованное расточительство. Надо его вырезать из болванки толщиной в рукоять и перерабатывать в стружки и опилки огромное количество дорогой высококачественной стали, спуская болванку до толщины клинка. Стоимость стали еще можно бы было пережить, а вот стоимость ее обработки ни в какие ворота не лезет, так как современные клинковые стали обрабатывать резанием совсем не просто и не дешево. А если изготовить весь нож из стали поплоше, более дешевой и легче обрабатываемой, то клинок получится никудышный. Поэтому у нескладных ножей металлические или облицованные металлом рукояти встречаются настолько редко, что нет смысла на них останавливаться.

Пробка, береста, кожа и другие подобные материалы, используемые для изготовления наборных рукоятей, как правило, очень комфортно укладываются в ладони и обеспечивают удобный и безопасный хват благодаря своей пористости. Однако именно пористость может сыграть злую шутку при их контакте с некоторыми веществами, особенно животным жиром или минеральным маслом. Пористая рукоять их попросту впитывает и в результате теряет значительную часть своих положительных свойств.

Рукояти костяные или из рога достойно, благородно выглядят и, как правило, ассоциируются с охотничьими ножами — классика все-таки! Классика классикой, а вот разделывать тушу охотничьей добычи ножом с костяной или роговой рукоятью не слишком удобно, можете мне поверить. Такие рукояти просто не обеспечивают уверенного хвата в мокрой, жирной, окровавленной или сильно загрязненной руке. К тому же это материалы тоже довольно-таки пористые и, будучи использованы для грязной работы, быстро потеряют свой благородный вид. Что касается традиции, думаю, что у ее истоков лежат охотничьи кинжалы и кортики, которыми во времена арбалетов и огнестрельных кремневых ружей добивали раненого зверя, но не потрошили и не освежевывали его. А вообще-то, в те времена одни охотились, а другие за них разделывали добычу, так что на малую практичность костяных и роговых рукоятей охотничьих кинжалов никто особенно и внимания-то не обращал. Главное, что выглядели красиво!

Деревянные рукояти при грамотном подборе древесины и правильной ее обработке выглядят вполне классическими и на практике зарекомендовали себя достаточно хорошо. К сожалению, при покупке ножа рядовому пользователю трудно оценить, насколько правильно обработана древесина рукояти, а именно от этого зависит, насколько долго она сохранит свой первозданный вид и потребительские качества. Очень хорошо в этом смысле зарекомендовали себя рукояти, изготовленные из так называемой стабилизированной древесины, а именно древесины экзотических пород, пропитанной под высоким давлением синтетическими полимеризирующимися смолами. Сохраняя внешний вид древесины, такой материал приобретает прочность и долговечность современных ламинатов на синтетической основе.

Один из часто применяемых в изготовлении рукоятей ламинатов известен под коммерческим названием Micarta. В принципе, это какой-нибудь пористый натуральный материал, например бумага или хлопчатобумажная ткань, набранный в пакет, пропитанный бакелитовой смолой и полимеризированный под прессом. Типов и сортов микарты существует великое множество. Комбинируя разные цвета и толщину материала, от тончайшего батиста до «пожарного» брезента, окрашивая связывающую его смолу в различные цвета, можно получить практически неограниченное количество прекрасно выглядящих и очень прочных материалов для изготовления плашек рукояти. Насколько удобно микарта лежит в ладони и насколько хорошо к ней прилегает — это уже зависит от конкретного ее исполнения и отделки. Интересная деталь. Коммерческое название Micarta используется сравнительно недавно, а вот сам материал известен уже более чем полвека. Да-да, появившийся где-то в середине XX века материал, именовавшийся сначала дельта-древесиной, а позже текстолитом — это не что иное, как бумажный ламинат на основе бакелитовой смолы. Вот и получается, что, пользуясь еще во времена моей молодости этим довольно-таки прозаическим и не слишком привлекательным в те времена на вид материалом, мы в действительности имели дело с микартой. Прямо как мольеровский Журден, сам того не ведая, говорил прозой…

Еще прочнее микарты ламинат из стекловолокна, связанного эпоксидной смолой, известный под коммерческим именем G-10. Его тоже можно окрасить практически в любой цвет и придать множество различных структур и рисунков, хотя в серийном производстве ножей чаще всего встречается черный. Обработка поверхности тоже может быть различной — от декорационной, отполированной до зеркального блеска, до шершавой, прямо-таки цепляющейся за ладонь, даже мокрую или измазанную жиром.

Заменяя в ламинате стекловолокно углеволокном, получим углепластик, называемый в англоязычной литературе carbon fiber. Это уже совершенно космический несокрушимый материал, который тоже предоставляет широкую гамму возможностей внешней отделки поверхности. Механическая прочность G-10 и углепластика позволяют конструкторам складных ножей предельно уменьшить металлическую несущую рамку рукояти или даже вовсе без нее обойтись. С другой стороны, изготавливать из углепластика плашки рукояти нескладного ножа — это уже явный перебор, совершенно бессмысленное и к тому же дорогостоящее баловство. Даже плашки из G-10 не часто встречаются на рукоятях нескладных ножей.

На другом конце ценовой шкалы среди синтетических материалов, применяемых для изготовления рукоятей, находятся всяческие термопластики. Они имеют множество различных структур и коммерческих наименований. Часто встречающийся Zytel — это не что иное, как нейлоновый полимер, богато насыщенный коротенькими (около 3 мм, чтобы проходили через инжектор) отрезками стекловолокна. Отличный материал для рукоятей современных ножей, очень прочный и нечувствительный практически ни к каким внешним воздействиям, кроме высокой, выше 200 градусов Цельсия, температуры. Можно его отлить практически в любой форме. Немного скользковат, но это легко компенсировать соответствующей обработкой поверхности. Или вставками из несколько более мягкого резиноподобного пластика, известного под коммерческой маркой Kraton. Иногда из кратона изготавливают всю рукоять полностью.

В завершение практический совет. Приобретая нож, возьмите его рукоять в ладонь и постарайтесь хорошенько ее прочувствовать, представляя себе работу, которую собираетесь выполнять этим ножом. Оцените то, как рукоять укладывается в ладони, насколько уверенный и удобный хват обеспечивает. Дело в том, что рукоять, которая в магазине вроде бы «сойдет», может оказаться не слишком удобной во время работы ножом, и тяжелой работы — особенно. И никогда не рассчитывайте, что рукоять неудобная уже в магазине, потом «притрется» к ладони, даже если вы протрете эту самую ладонь до дыр.

Иллюстрации

На этом и последующих снимках я постарался представить по возможности более широкий спектр всевозможных конструкций и типов рукоятей, а также ассортимент материалов, которые используются для их изготовления. Повторяю — пока что говорим исключительно о рукоятях нескладных ножей. Вот ножи, рукояти которых представляют собой фасонный профиль из термопластичного материала, насаженный на хвостовик клинка и ограниченный спереди гардой, а сзади навершием рукояти, тоже насаженным на хвостовик. Конструкция всех ножей неразборная, и, чтобы узнать размеры хвостовика, надо или испортить нож, или воспользоваться рентгеном или ультрасонографом, или спросить изготовителя. Гарды и навершия во всех этих ножах стальные, навершия приклепаны к хвостовику, проходящему насквозь до самого конца рукояти (full tang construction в англоязычной литературе). Сверху вниз: SOG Tech Bowie, SOG Daggert 2, KA-BAR D2 Extreme, KATZ KNIVES Lion Cub. Материал черенка рукояти у ножа KA-BAR — армированный стекловолокном нейлоновый термопластик Zytel, остальные ножи имеют черенки рукоятей из резинообразного термопластика Kraton.

А вот несколько ножей с псевдогардой, если можно так это назвать. Роль «барьера безопасности» между рукоятью и клинком исполняет выступ стального клинка (хвостовика), как на двух верхних ножах, или пластмассовая облицовка рукояти (третий сверху нож), или все вместе (внизу). Ножи: Nightwing от BLACHHAWK, Hunter от BENCHMADE, S1 от FÄLLKNIVEN, Field Knife от SOG. Рукоять ножа S1 отлита в форме из термопластичной массы Thermorun Elastomer непосредственно на хвостовике клинка, проходящем через нее насквозь, так что задний конец хвостовика выступает за пластмассовую облицовку. Рукояти остальных ножей облицованы плашками, привинченными к вырезанному по форме рукояти хвостовику клинка. Все три рукояти разборные. Материал плашек ножа Nightwing — Zytel со вставками, отделанными очень шероховатым абразивным порошком, вплавленным в поверхность пластика. Рукоять ножа Hunter отделана плашками из стабилизированной древесины. Плашки рукояти Field Knife — это опять же популярный благодаря своим высоким потребительским качествам Zytel. Отформованная в прессформе шероховатая поверхность препятствует скольжению в ладони.

Роль «барьера безопасности» может играть также более или менее глубокий вырез (углубление) под указательный палец, иногда в сочетании с выступом клинка, а иногда и сам по себе. BENCHMADE Nimravus (сверху) берет свое название от доисторического саблезубого котища, исчезнувшего за несколько десятков тысяч лет до Рождества Христова, а окрестил так нож известный американский журналист, коллекционер и знаток ножей, светлой памяти Джеймс Маттис. Плашки рукояти из стеклопластика G-10 привинчены к хвостовику клинка. GERBER Yari (второй сверху) имеет плашки рукояти, выполненные из ламината Micarta на основе толстого «пожарного» брезента. Рукоять ножа SPYDERCO Street Bowie (третий сверху), отлитая на хвостовике из термопластика Zytel, имеет по бокам вставки из более мягкого рези-нообразного пластика Kraton, которые препятствуют скольжению рукояти в ладони. Тут хвостовик клинка заканчивается примерно на 2/3 длины рукояти, но никому еще не удалось стащить рукоять с хвостовика — так по, крайней мере, утверждает владелец фирмы Сал Глессер. KATZ KNIVES Kagemusha (внизу) имеет плашки из красного дерева, привинченные к хвостовику рукояти. Обратите, пожалуйста, внимание, что практически все марочные ножи известных изготовителей имеют плашки привинченные, а не приклепанные.

Классика — ножи, изготовленные методом матричной ковки из одной заготовки стали. BOKER Integral (сверху) имеет утолщение только в области гарды, плашки из древесины палисандра подогнаны по месту. Внизу нож польской фирмы K0PR0MED, у которого в матрице откованы утолщения и при гарде, и при навершии рукояти. Плашки изготовлены из натурального оленьего рога. Получается очень красиво, благородно на вид, но не слишком технологично, а посему довольно-таки дорого. А вот реальных преимуществ для пользователя никаких. Даже наоборот — поскольку плашки приклепаны к хвостовику намертво, нельзя разобрать рукоять и вычистить всяческий микромусор, который неизбежно будет под ними откладываться. Такой нож хорошо иметь в коллекции и прикреплять к поясу стилизованного костюма, отправляясь на какое-нибудь торжественное охотничье мероприятие. А вот потрошить охотничью добычу… хм… Существует много ножей более дешевых, но лучше подходящих для этой цели.

Немного экзотики. Кольцо в рукояти служит двояким целям. Во-первых, делает хват на рукояти намного более уверенным и безопасным, что особенно ярко проявляется при очень маленькой или очень плоской рукояти. Во-вторых, позволяет разжать удерживающие рукоять пальцы и делать ими что-то другое, не откладывая при этом ножа. Для любителей художественного кишковыпускания — обезоружить противника, размахивающего таким ножом, намного труднее именно потому, что нож не выпадет из его ладони, разжавшейся в результате применения болевого приема. А в нормальном, повседневном использовании — если бы такие рукояти были всегда и во всех случаях предпочтительны, то все без исключения ножи были бы ими оборудованы. Сверху CRKT Bear Claw (медвежий коготь). В оригинальном варианте плашки были изготовлены их термопластика Zytel, но мне это показалось слишком прозаическим, и я заменил из самодельными плашками из самодельной микарты. А изготовил ее, полимеризуя под давлением нескольких кирпичей сжатый между двумя кусками стекла пакет из полотняных обрезков, пропитанных эпоксидной смолой с тальком в качестве наполнителя. Такой материал, пока был новый, неплохо имитировал кость, но через несколько лет потемнел. Только (внимание!), если захотите повторить эксперимент, не забудьте проложить полиэтиленовую пленку между пакетом и кусками стекла, чтобы не склеились. Второй сверху — нож для потрошения CRKT Alaska Carcajou Hunter, плашки из термопластика Zytel. Третий сверху — нож для ныряльщиков SPYDERCO Caspian Salt, плашки из Zytel. Внизу — SPYDERCO S.P.O.T., плашки, а точнее, облицовка рукояти из тонкобумажной микарты. Облицовка рукоятей ножей Salt и S.P.O.T. приклепана к хвостовику, у ножей CRKT привинчена.

Ножи, не имеющие гард даже чисто символических. Сверху — нож ижевской фирмы БАСКО, деревянная рукоять, насаженная на проходящий через нее насквозь хвостовик, с титановым передним ограничителем. Я этот нож использовал полгода в качестве кухонного, разделывал им рыбу, мясо, резал овощи, фрукты. Множество раз нож был вымазан в крови, жиру, слизи и, конечно, мыт — а рукоять практически не изменила свой вид. Вот что значит хорошо подобранная и грамотно обработанная древесина! Следующие два ножа имеют наборные рукояти из бересты. Второй сверху — фирмы «АиР», пока не пользованный; береста свеженькая, не запачканная, даже на фотографии это видно. Берестяной пакет нанизан на хвостовик и удерживается с двух сторон ограничителями из прозаического отечественного текстолита, который на поверку оказывается экзотической «заграничной» микартой. Да, микарта — это звучит гордо! Рукоять третьего сверху ножа фирмы «Южный Крест» изготовлена согласно уж совершенно классической скандинавской, да и ничем не отличающейся от нее северно-российской технологии. Берестяной пакет, образующий черенок рукояти, ограничен спереди латунной пластинкой, по-моему, несколько толстоватой. Сзади рукоять венчает развитый грибок из твердой древесины (по-моему, это дуб), отделенный от берестяного пакета декоративной проставкой из светлой древесины — вроде бы березы. Латунная трубка, облицовывающая отверстие для темляка, одновременно служит поперечной заклепкой, крепящей грибок на хвостовике клинка. А вот береста довольно-таки быстро потемнела от контакта с ладонью, жиром, водой и другими такими делами. Своих положительных свойств до конца не утратила, но я и пользовался этим ножом совсем немного. Внизу: классическая форма в высокотехнологичном исполнении — нож H1 шведской фирмы FÄLLKNIVEN. Рукоять из полумягкого резинообразного полимера Kraton, отформованная непосредственно на проходящем через нее насквозь хвостовике клинка. И что вы думаете — такими ножами нельзя безопасно работать? Можно! И намного удобней и производительней, чем всеми этими «смертоубийственными» с развитыми гардами! А пыряться? Знаете, что я вам скажу? Если «злодейка-судьба» действительно когда-нибудь припрет к стене и если действительно вам когда-нибудь придется использовать нож в качестве оружия для самообороны, чтобы спасти свою жизнь, — ну что ж, возможно, ваша рука и соскользнет на лезвие при нанесении колющего удара, особенно неумело выполненного. Возможно, вы и порежетесь собственным ножом. Но — уверяю вас! — будет это далеко не самый страшный ваш порез и далеко не самая тяжелая рана, даже если победите. Тогда, лежа в больнице, сможете хорошенько подумать на тему, стоит ли плакать по волосам, снявши голову.

Очень красивый черенок рукояти ножа «Попутчик» фирмы «Росвооружение» изготовлен из березового капа; миниатюрная, практически не мешающая при работе псевдогарда и навершие рукояти — из текстолита. Кстати, очень, по-моему, хорошее сочетание с эстетической точки зрения. Насколько такая рукоять практична? Это зависит от правильности обработки древесины, подробно можете об этом прочитать во втором номере нашего журнала за 2008 год.

Многоликая Micarta. Справа налево. Нож Cuda блаженной памяти фирмы Camillus Cutlery — плашки рукояти из микарты на основе брезента, приклепанные к хвостовику. GERBER Yari — еще более сермяжная микарта на основе толстенного «пожарного» брезента серо-зеленого цвета обеспечивает исключительно удобный и уверенный хват на рукояти, даже в мокрой, грязной, замерзшей (или все сразу) ладони. Очень красивая черно-зеленая микарта на основе полотна средней толщины, из которой изготовлены плашки рукояти спайдерковского ножа Dayhiker. Прямо-таки парадно-выходное оружие современного рыцаря плаща и кинжала — нож SPYDERCO Street Beat имеет рукоять с плашками из полированной до зеркального блеска черно-серебристой микарты на основе тонкого полотна. Этот же самый материал, но более скромно, по-рабочему, обработанный, видим на рукояти охотничьего ножа швейцарского мастера Ганса Петера Клоцли (Hans Peter Klotzli). А прозаический отечественный текстолит, который, если соответственно его обработать, выглядит совсем не хуже, — это, оказывается, тоже микарта, если называть по-заграничному, так, чтобы буржуи-западники поняли.

Оглавление

  • Иллюстрации
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Рукоять», Сергиуш Митин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства