«Чеканка, басма, насечка»

3325

Описание

В доступной форме рассказывается о таких старинных видах художественной обработки металла, как чеканка, басма, насечка, просечное железо. Подробно описываются приемы работы и инструменты, используемые современными мастерами, приводятся технологии изготовления paзличных поделок и украшений из металла. Предназначено домашним умельцам и всем тем, кто хочет научиться новому для себя делу.



1 страница из 48
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Г.Я. Федотов Чеканка, басма, насечка

С древнейших времен из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные украшения. Особенно разнообразной была кухонная и столовая утварь – котлы, братины, ковши, черпаки, блюда, кувшины, вазы, чайницы имногое другое. Мастера не только стремились сработать добротную и удобную посуду, но и старались сделать ее эстетически привлекательной. Среди различных приемов декоративной отделки посуды значительное место занимала чеканка, с помощью которой на поверхности изделий создавались орнаментальные и сюжетные рельефы. Древние мастера знали множество приемов чеканки, позволяющих создавать как низкий, так и высокий рельеф. При, отделке чеканного рельефа они умело сочетали гладкие блестящие элементы узора или сюжетного изображения с матовым «канфарепным» фоном, гравировкой, чернью изолотой наводкой. Во многих музеях нашей страны хранятся прекрасные образцы изделий с чеканными рельефами, выполненными на высоком профессиональном уровне мастерами разных поколений. Вам не раз приходилось их видеть не только в музеях, но и на репродукциях в книгах и альбомах по искусству. Но мало кому известно, что приемы чеканки хорошо знал и умело применял великий русский ученый М. В. Ломоносов. Среди экспонатов Исторического музея в Москве находится куб для перегонки нефти, под который ученый приспособил одну из красномедных четвертин, выпускавшихся в XVII–XVIII веках на заводах Урала. М. В. Ломоносов впаял в крышку пароотводную трубку исобственноручно украсил поверхность четвертины чеканным орнаментом.

Пришедшая из глубокой древности техника чеканки хорошо применяется современными мастерами при создании декоративных панно ипосуды, служащих украшением интерьера, а также различных ювелирных украшений.

Рельеф на листовом металле формируютс помощью специальных инструментов – чеканов и выколоточных молотков, большинство ил которых мастера изготавливают сами. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров. Но несмотря на большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы бойка и назначения можно разделить на семь основных видов: расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, зернильники – «трубочки» и пуансоны (рис. 1).

Комментарии к книге «Чеканка, басма, насечка», Геннадий Яковлевич Федотов

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства