«Путь изобретателя»

1058

Описание



1 страница из 5
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

К.Комаров

Путь изобретателя

Двадцать восемь авторских свидетельств получил за свои

изобретения инженер Михаил Семенович Козодон. Но если

спросить у него о самом значительном из этих изобретений, он

не задумываясь назовет то, которое сейчас, уже давно

рассекреченное, числится под номером 425832. Потому что оно

не просто что-то улучшало, совершенствовало, экономило. В

грозные дни войны оно спасало жизни людей.

От имени спасенных

Еще до войны советская авиация получила пикирующий бомбардировщик Пе-2. Это была отличная машина. Но еще на испытаниях, а потом и на учебных бомбометаниях выявилось: иногда самолет не выходил из пике и врезался в землю.

Выяснилось, что сама конструкция машины здесь ни при чем, а виновата многократная перегрузка, которую испытывает организм летчика при выводе самолета из крутого пике. Чаще всего перегрузка не сказывалась на действиях летчика. Но иногда пилот на секунду-другую терял сознание, и этих коротких мгновений было достаточно для трагедии...

Михаил Семенович Козодон изобрел автомат, который сразу же после сброса бомб выводил самолет из пике без участия летчика.

Как работал этот автомат?

На задней кромке руля высоты располагается небольшая плоскость, которая называется триммером. У этой детали есть вполне определенное назначение. Бывает, из-за не совсем удачной загрузки или по другим причинам машина в полете стремится поднять или опустить нос. Не будь триммера, летчику приходилось бы все время поддерживать горизонтальный полет штурвалом. А триммер, поставленный летчиком в нужное положение, под напором встречного потока воздуха сам отклоняет руль высоты на постоянный, обычно небольшой, угол вверх или вниз, избавляя пилота от лишних хлопот. Триммерами оснащаются и элероны - на тот случай, если самолет стремится к крену.

Так вот, главной действующей деталью автомата стал триммер руля высоты. Одновременно с нажатием на кнопку бомбосбрасывателя триммер автоматически отклонялся и устанавливал руль в положение, необходимое для вывода самолета из пике.

К началу войны бомбардировщики Пе-2 уже были оснащены автоматом Михаила Семеновича Козодона. Конечно, война есть война, и не всегда машины возвращались на свою базу после боевого задания. Однако случаи гибели экипажа из-за потери летчиком сознания во время перегрузки были полностью исключены.

Комментарии к книге «Путь изобретателя», К. Комаров

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства