В результате истощения организм начинает испытывать чувство голода, которое способствует изменению поведения в сторону удовлетворения потребности. Этому сопутствуют изменения в области центральной нервной системы, способствующие организации необходимого поведения.
Данные изменения и сопровождающая их деятельность нервной системы называются мотивацией. Мотивация определяется степенью выраженности и качеством потребности. Таким образом, мотивацию можно определить как осознанное желание.
Являясь причиной поведения, потребность, в свою очередь, является и причиной научения, поскольку, стремясь к удовлетворению потребности, собака приобретает навыки, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
Целью научения является выработка способностей для удовлетворения потребности. Иными словами, научение необходимо для сохранения и поддержания жизни. Выделяют несколько классификаций потребностей. Приведем классификацию потребностей П. В. Смирнова. Согласно этой классификации, все потребности можно разделить на 3 группы:
— потребности, направленные на сохранение организма (потребность в пище, питье, самозащите, сне, двигательной активности и т. д.). Неудовлетворение одной из перечисленных потребностей приводит к гибели животного;
— потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими видами животных (территориальные, иерархическое, половые и родительские потребности). Эти потребности необходимы как для сохранения отдельного индивида, так и вида в целом;
— потребности саморазвития представляют собой приобретение опыта, необходимого для существования организма в разных условиях (потребность в свободе, игре, получении новой информации и т. д.).
Перечисленные потребности, а также способы их удовлетворения заложены в генетической программе собаки. Нередко наблюдается преобладание какой-либо потребности над остальными. Это происходит под влиянием воспитания и условий существования.
Важность использования потребностей и их мотиваций обусловлена их биологически значимыми свойствами, а именно:
— повышением двигательной активности животного в результате воздействия раздражителей;
— повышением активности вегетативной нервной системы и ускорением процесса обмена веществ, что повышает эффективность двигательных реакций животного;
Комментарии к книге «Научитесь понимать вашу собаку», Ирина Александровна Зайцева
Всего 0 комментариев