«Охота на Снарка»

1200

Описание

«Охота на Снарка» (англ. The Hunting of the Snark) — поэма Льюиса Кэрролла, написанная в 1876 году, образец литературы абсурда. Основа сюжета — охота команды из девяти человек и Бобра за таинственным Снарком.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Льюис Кэрролл. ОХОТА НА СНАРКА

Так что не спрашивай, любезный читатель, По ком звонит колокольчик Балабона.

Мартин Гарднер

Охота пуще неволи

Русская поговорка

ПРОЛОГ ПЕРЕВОДЧИКА

Сперва — два слова о том,

что такое Снарк и с чем его едят.

(Разумеется, испросив прощения

   у тех читателей, которые отлично знают,

       что такое Снарк

       (хотя, по правде сказать,

знать этого не может никто

(даже автор этого не знал)).)

        Итак,

Во-первых, во-вторых и в-третьих

Во-первых, было два основоположника литературы абсурда — Эдвард Лир, издавший несколько «Книг нонсенса», и Льюис Кэрролл, издавший сперва «Алису в стране чудес», потом «Алису в Зазеркалье», а потом (в марте 1876 года) «Охоту на Снарка».

Во-вторых, Льюис Кэрролл тридцать лет преподавал математику в Колледже Церкви Христа, что в городе Оксфорде, написал за свою жизнь много ученых книг и чуть ли не сто тысяч писем разным людям — взрослым и детям, немножко заикался и замечательно фотографировал.

В-третьих, написал он свою поэму для детей и посвятил маленькой девочке (но не Алисе Лиддел, дочери декана Колледжа, которой он посвятил «Страну Чудес», а другой — Гертруде Чатауэй, с которой он познакомился на каникулах. Вообще, Кэрролл дружил и переписывался со многими девочками. И правильно делал, потому что разговаривать с ними намного интереснее, чем с профессорами.) Написал-то он для детей, да взрослые оттягали поэму себе: дескать, глубина в ней необыкновенная, не дай Бог ребеночек провалится. Только, мол, sages and grey-haired philosophers (то есть, мудрецы и поседелые философы) способны понять, где там собака зарыта. И пошли толковать так и сяк.

Главное ведь что? Искали, стремились, великие силы на это положили… Доходили, правда, до них слухи, люди-то добрые предупреждали, что Снарк может и Буджумом оказаться, да все как-то надеялись, что обойдется, что — не может того быть. Тем более, когда такой пред водитель с колокольчиком!

Не обошлось. Ситуация обыкновенная, очень понятная. Тут можно представить себе и предприятие обанкротившееся, и девушку, разочаровавшуюся в своем «принце», и… Стоит ли продолжать? Все, что начинается за здравие, а кончается за упокой, уложится в эту схему.

В 40-х годах появилась такая теория, что Снарк — это атомная энергия (и вообще научный прогресс), а Буджум — ужасная атомная бомба (и вообще все, чем мы за прогресс расплачиваемся).

Можно думать (и это едва ли не всего естественнее для нас с вами), что Снарк — это некая социальная утопия, а Буджум — чудовище тоталитаризма, в объятья которого попадают те, что к ней (к утопии) стремятся. Так сказать, за что боролись, на то и напоролись.

Можно мыслить и более фундаментально. Тогда «Охота на Снарка» предстанет великой экзистенциальной поэмой о бытии, стремящемся к небытию, или новой «Книгой Экклезиаста» — проповедью о тщете (но проповедью, так сказать, «вверх тормашками»).

А может быть, дело как раз в том, что перед нами творение математика, то есть математическая модель человеческой жизни и поведения, допускающая множество разнообразных подстановок. Искуснейшая модель, честное слово! Недаром один оксфордский студент утверждал, что в его жизни не было ни единого случая, чтобы ему (в самых разнообразных обстоятельствах) не вспомнилась строка или строфа из «Снарка», идеально подходящая именно к этой ситуации.

Страшно и подступиться к такой вещи переводчику. Вот ведь вам задача:

Блоху подковать!

Вообще, переводить игровые, комические стихи непросто. Как ни исхитряйся, как ни тюкай молоточком, хотя и дотюкаешься до конца и вроде бы сладишь дело, — не пляшет аглицкая блошка, не пляшет заморская нимфозория! Тяжелы подковки-то.

А нужно ли это делать, вообще, — вот вопрос. Ведь и сам Снарк — зверюга абсурдная, а тут его еще надо переснарковать, да перепереснарковать, да перевыснарковать. Суета в квадрате получается и дурная бесконечность. Но в конце концов сомнения были отброшены и к делу приступлено. Принцип перевода выбран с особым расчетом: хотелось, чтобы вещь оставалась английской и в тоже время естественно приложимой к русской ситуации. Снарк остался Снарком и Буджум Буджумом ввиду их широкой международной известности, других же персонажей пришлось малость перекрестить. Предводитель Bellman получил имя Балабона (за свой председательский колокольчик и речистость), другие члены его команды выровнялись под букву «Б»: дело в том, что у Кэрролла они все начинаются на одну букву, и это ох как неспроста! Мясник (Butcher), весьма брутальный тип, благополучно превратился в брутального же Браконьера. Оценщик описанного имущества (Broker) — в Барахольщика. Гостиничный мальчишка на побегушках (Boots), не играющий никакой роли в сюжете, — в Билетера (а почему бы нет?). Адвокат (Barrister) претерпел самую интересную метаморфозу — он сделался отставной козы Барабанщиком и при этом Бывшим судьей. Значит, так ему на роду написано. Ничего, пусть поддержит ударную группу (колокольчик и барабан) этого обобщенного человеческого оркестра, где каждый трубит, как в трубу, в свою букву «Б» — быть, быть, быть! На этой опти-мистической (то есть отчасти и мистической) ноте мы закончим и плавно выпятимся за кулису.

ОХОТА НА СНАРКА

Действующие лица

Балабон, капитан и предводитель,

Билетер,

Барахольщик,

шляпный Болванщик,

отставной козы Барабанщик, он же Бывший судья,

Бильярдный маэстро,

Банкир,

Булочник, он же Огрызок, Дохляк и пр.;

Бобер,

Браконьер,

А также

Снарк,

Буджум,

Хворобей,

Кровопир,

Призрак дядюшки,

Видения Суда,

Обитатели гор и другие.

Вопль первый ВЫСАДКА НА БЕРЕГ

«Вот где водится Снарк!» — возгласил Балабон.          Указав на вершину горы; И матросов на берег вытаскивал он,          Их подтягивал за вихры. «Вот где водится Снарк! Не боясь, повторю:          Вам отваги придаст эта весть. Вот где водится Снарк! В третий раз говорю.          То, что трижды сказал, то и есть». Был отряд на подбор! Первым шел Билетер          Дальше следовал шляпный Болванщик, Барахольщик с багром, чтоб следить за добром          И козы отставной Барабанщик. Биллиардный маэстро — отменный игрок          Мог любого обчистить до нитки; Но Банкир всю наличность убрал под замок          Чтобы как-то уменьшить убытки Был меж ними Бобер, на уловки хитер,          По канве вышивал он прекрасно И, по слухам, не раз их от гибели спас.          Но вот как — совершен но неясно. Был там некто, забывший на суше свой зонт,          Сухари и отборный изюм, Плащ, который был загодя отдан в ремонт,          И практически новый костюм. Тридцать восемь тюков он на пристань привез.          И на каждом — свой номер и вес; Но потом как-то выпустил этот вопрос          И уплыл в путешествие без. Можно было б смириться с потерей плаща          Уповая на семь сюртуков И три пары штиблет; но, пропажу ища,          Он забыл даже, кто он таков. Его звали: «Эй, там!» или «Как тебя бишь!»          Отзываться он сразу привык И на «Вот тебе на» и на «Вот тебе шиш»,          И на всякий внушительный крик. Ну а тем, кто любил выражаться точней          Он под кличкой иной был знаком. В кругу самом близком он звался «огрызком»          В широких кругах — «дохляком». «И умом не Сократ, и лицом не Парис, —          Отзывался о нем Балабон. — Но зато не боится он Снарков и крыс,          Крепок волей и духом силен!» Он с гиенами шутки себе позволял,          Взглядом пробуя их укорить, И однажды под лапу с медведем гулял.          Чтобы как-то его подбодрить. Он как Булочник, в сущности, взят был на борт,          Но позднее признаньем потряс, Что умеет он печь только Базельский торт,          Но запаса к нему не запас. Их последний матрос, хоть и выглядел пнем, —          Это был интересный пенек: Он свихнулся на Снарке, и только на нем,          Чем вниманье к себе и привлек. Это был Браконьер, но особых манер:          Убивать он умел лишь Бобров, Что и всплыло поздней, через несколько дней,          Вдалеке от родных берегов. И вскричал Балабон, поражен, раздражен:          «Но Бобер здесь один, а не пять! И притом это — мой, совершенно ручной,          Мне б его не хотелось терять». И, услышав известье, смутился Бобер,          Как-то съежился сразу и скис, И обеими лапками слезы утер,          И сказал: «Неприятный сюрприз» Кто-то выдвинул робко отчаянный план:          Рассадить их по двум кораблям. Но решительно не пожелал капитан          Экипаж свой делить пополам. «И одним кораблем управлять нелегко,          Целый день в колокольчик звеня, А с двумя (он сказал) не уплыть далеко,          Нет уж, братцы, увольте меня!» Билетер предложил, чтобы панцирь грудной          Раздобыл непременно Бобер И немедленно застраховался в одной          Из надежных банкирских контор. А Банкир, положение дел оценя,          Предложил то, что именно надо: Договор страхованья квартир от огня          И на случай ущерба от града. И с того злополучного часа Бобер,          Если он с Браконьером встречался, Беспричинно грустнел, отворачивал взор          И как девушка скромно держался.

Вопль второй РЕЧЬ КАПИТАНА

Балабона судьба им послала сама:          По осанке, по грации — лев! Вы бы в нем заподозрили бездну ума,          В первый раз на него поглядев. Он с собою взял в плаванье Карту морей,          На которой земли — ни следа; И команда, с восторгом склонившись над ней          Дружным хором воскликнула: «Да!» Для чего, в самом деле, полюса, параллели,          Зоны, тропики и зодиаки? И команда в ответ: «В жизни этого нет,          Это — чисто условные знаки. На обыденных картах — слова, острова,          Все сплелось, перепуталось — жуть! А на нашей, как в море, одна синева,          Вот так карта — приятно взглянуть!» Да, приятно… Но вскоре после выхода в море          Стало ясно, что их капитан Из моряцких наук знал единственный трюк —          Балабонить на весь океан. И когда иногда, вдохновеньем бурля,          Он кричал: «Заворачивай носом! Носом влево, а корпусом — право руля!» —          Что прикажете делать матросам? Доводилось им плыть и кормою вперед,          Что, по мненью бывалых людей, Характерно в условиях жарких широт          Для снаркирующих кораблей. И притом Балабон — говорим не в упрек —          Полагал, и уверен был даже, Что раз надо, к примеру, ему на восток,          То и ветру, конечно, туда же. Наконец с корабля закричали: «Земля!» —          И открылся им брег неизвестный. Но, взглянув на пейзаж, приуныл экипаж:          Всюду скалы, провалы и бездны. И, заметя броженье умов, Балабон          Произнес утешительным тоном Каламбурчик, хранимый до черных времен, —          Экипаж отвечал только стоном. Он им рому налил своей щедрой рукой,          Рассадил, и призвал их к вниманью, И торжественно (дергая левой щекой)          Обратился с докладом к собранью: «Цель близка, о сограждане! Очень близка!»          (Все поежились, как от морозу. Впрочем, он заслужил два-три жидких хлопка,          Разливая повторную дозу.) «Много месяцев плыли мы, много недель,          Нам бывало и мокро, и жарко, Но нигде не видали — ни разу досель! —          Ни малейшего проблеска Снарка. Плыли много недель, много дней и ночей,          Нам встречались и рифы, и мели; Но желанного Снарка, отрады очей,          Созерцать не пришлось нам доселе. Так внемлите, друзья! Вам поведаю я          Пять бесспорных и точных примет, По которым поймете — если только найдете, —          Кто попался вам — Снарк или нет. Разберем по порядку. На вкус он не сладкий,          Жестковат, но приятно хрустит, Словно новый сюртук, если в талии туг,          И слегка привиденьем разит. Он встает очень поздно. Так поздно встает          (Важно помнить об этой примете), Что свой утренний чай на закате он пьет,          А обедает он на рассвете. В-третьих, с юмором плохо. Ну, как вам сказать?          Если шутку он где-то услышит, Как жучок, цепенеет, боится понять          И четыре минуты не дышит. Он, в-четвертых, любитель купальных кабин          И с собою их возит повсюду, Видя в них украшение гор и долин.          (Я бы мог возразить, но не буду.) В-пятых, гордость! А далее сделаем так:          Разобьем их на несколько кучек И рассмотрим отдельно — Лохматых Кусак          И отдельно — Усатых Колючек. Снарки, в общем, безвредны. Но есть среди них.          (Тут оратор немного смутился.) Есть и БУДЖУМЫ…» Булочник тихо поник          И без чувств на траву повалился.

Вопль третий РАССКАЗ БУЛОЧНИКА

И катали его, щекотали его,          Растирали виски винегретом, Тормошили, будили, в себя приводили          Повидлом и добрым советом. И когда он очнулся и смог говорить,          Захотел он поведать рассказ. И вскричал Балабон: «Попрошу не вопить!»          И звонком возбужденно затряс. Воцарилася тишь. Доносилося лишь,          Как у берега волны бурлили Когда тот, кого звали «Эй, как тебя бишь»,          Речь повел в ископаемом стиле. «Я, — он начал, — из бедной, но честной семьи…»          «Перепрыгнем вступленье — и к Снарку! — Перебил капитан. — Если ляжет туман,          Все труды наши выйдут насмарку». «Сорок лет уже прыгаю, боже ты мой! —          Всхлипнул Булочник, вынув платок. — Буду краток: я помню тот день роковой,          День отплытья — о, как он далек! Добрый дядюшка мой (по нему я крещен)          На прощание мне говорил…» «Перепрыгнули дядю!» — взревел Балабон          И сердито в звонок зазвонил. «Он учил меня так, — не смутился Дохляк, —          Если Снарк — просто Снарк, без подвоха, Его можно тушить, и в бульон покрошить,          И подать с овощами неплохо. Ты с умом и со свечкой к нему подступай,          С упованьем и крепкой дубиной, Понижением акций ему угрожай          И пленяй процветанья картиной…» «Замечательный метод! — прервал Балабон. —          Я слыхал о нем, честное слово. Подступать с упованием (я убежден) —          Это первый закон Снарколова!» «… Но, дружок, берегись, если вдруг набредешь          Вместо Снарка на Буджума. Ибо Ты без слуху и духу тогда пропадешь,          Не успев даже крикнуть „спасибо“. Вот что, вот что меня постоянно гнетет,          Как припомню — потеет загривок, И всего меня этак знобит и трясет,          Будто масло сбивают из сливок. Вот что, вот что страшит…» — «Ну, заладил опять!»          Перебил предводитель в досаде. Но уперся Дохляк: «Нет, позвольте сказать!          Вот что, вот что я слышал от дяди И в навязчивом сне Снарк является мне          Сумасшедшими, злыми ночами; И его я крошу, и за горло душу,          И к столу подаю с овощами. Но я знаю, что если я вдруг набреду          Вместо Снарка на Буджума — худо! Я без слуху и духу тогда пропаду          И в природе встречаться не буду».

Вопль четвертый НАЧАЛО ОХОТЫ

Балабон покачал головой: «Вот беда!          Что ж вы раньше сказать не сумели? Подложить нам такую свинью — и когда! —          В двух шагах от намеченной цели. Все мы будем, конечно, горевать безутешно,          Если что-нибудь с вами случится; Но зачем же вначале вы об этом молчали,          Когда был еще шанс воротиться? А теперь — подложить нам такую свинью! —          Снова вынужден вам повторить я». И со вздохом Дохляк отвечал ему так:          «Я вам все рассказал в день отплытья. Обвиняйте в убийстве меня, в колдовстве.          В слабоумии, если хотите; Но в увертках сомнительных и в плутовстве          Я никак не повинен, простите. Я в тот день по-турецки вам все объяснил,          Повторил на фарси, на латыни; Но сказать по-английски, как видно, забыл          Это мучит меня и поныне». «Очень, очень прискорбно, — пропел Балабон.          Хоть отчасти и мы виноваты. Но теперь, когда этот вопрос разъяснен,          Продолжать бесполезно дебаты. Разберемся потом, дело нынче не в том,          Нынче наша забота простая: Надо Снарка ловить, надо Снарка добыть —          Вот обязанность наша святая. Его надо с умом и со свечкой искать,          С упованьем и крепкой дубиной, Понижением акций ему угрожать          И пленять процветанья картиной! Снарк — серьезная дичь! Уж поверьте, друзья,          Предстоит нам совсем не потеха; Мы должны все, что можно, и все, что нельзя,          Совершить — но добиться успеха. Так смелей же вперед — ибо Англия ждет!          Мы положим врага на лопатки! Кто чем может себя оснащай! Настает          Час последней, решительной схватки!» Тут Банкир свои слитки разменял на кредитки          И в гроссбух углубился угрюмо, Пока Булочник, баки разъерошив для драки,          Выколачивал пыль из костюма. Билетер с Барахольщиком взяли брусок          И лопату точили совместно, Лишь Бобер продолжал вышивать свой цветок,          Что не очень-то было уместно, — Хоть ему Барабанщик (и Бывший судья)          Объяснил на примерах из жизни, Как легко к вышиванию шьется статья          Об измене гербу и отчизне. Бедный шляпный Болванщик, утратив покой,          Мял беретку с помпончиком белым, А Бильярдный маэстро дрожащей рукой          Кончик носа намазывал мелом. Браконьер нацепил кружевное жабо          И скулил, перепуган до смерти; Он признался, что очень боится «бо-бо»          И волнуется, как на концерте. Он просил: «Не забудьте представить меня,          Если Снарка мы встретим в походе». Балабон, неизменную важность храня,          Отозвался: «Смотря по погоде». Видя, как Браконьер себя чинно ведет,          И Бобер, осмелев, разыгрался; Даже Булочник, этот растяпа, — и тот          Бесшабашно присвистнуть пытался. «Ничего! — предводитель сказал. — Не робей!          Мы покуда еще накануне Главных дел. Вот как встретится нам ХВОРОБЕЙ          Вот тогда пораспустите нюни!»

Вопль пятый УРОК БОБРА

И со свечкой искали они, и с умом,          С упованьем и крепкой дубиной, Понижением акций грозили притом          И пленяли улыбкой невинной. И решил Браконьер в одиночку рискнуть,          И, влекомый высокою целью, Он бесстрашно свернул на нехоженый путь          И пошел по глухому ущелью. Но рискнуть в одиночку решил и Бобер,          Повинуясь наитью момента И при этом как будто не видя в упор          В двух шагах своего конкурента. Каждый думал, казалось, про будущий бой,          Жаждал подвига, словно награды! — И не выдал ни словом ни тот, ни другой          На лице проступившей досады. Но все уже тропа становилась, и мрак          Постепенно окутал округу, Так что сами они не заметили, как          Их притерло вплотную друг к другу. Вдруг пронзительный крик, непонятен и дик,          Над горой прокатился уныло; И Бобер обомлел, побелев точно мел,          И в кишках Браконьера заныло. Ему вспомнилась милого детства пора,          Невозвратные светлые дали — Так похож был тот крик на скрипенье пера,          Выводящего двойку в журнале. «Это крик Хворобья — громко выдохнул он          И на сторону сплюнул от сглазу. — Как сказал бы теперь старина Балабон,          Говорю вам по первому разу. Это клич Хворобья! Продолжайте считать,          Только в точности, а не примерно. Это — песнь Хворобья! — повторяю опять.          Если трижды сказал, значит, верно». Всполошенный Бобер скрупулезно считал,          Всей душой погрузившись в работу, Но когда этот крик в третий раз прозвучал,          Передрейфил и сбился со счету. Все смешалось в лохматой его голове,          Ум за разум зашел от натуги. «Сколько было вначале — одна или две?          Я не помню» — шептал он в испуге. «Этот палец загнем, а другой отогнем..          Что-то плохо сгибается палец; Вижу, выхода нет — не сойдется ответ», —          И заплакал несчастный страдалец «Это — легкий пример, — заявил Браконьер.          Принесите перо и чернила; Я решу вам шутя этот жалкий пример,          Лишь бы только бумаги хватило». Тут Бобер притащил две бутылки чернил,          Кипу лучшей бумаги в портфеле… Обитатели гор выползали из нор          И на них с любопытством смотрели. Между тем Браконьер, прикипая к перу,          Все строчил без оглядки и лени, В популярном ключе объясняя Бобру          Ход научных своих вычислений. «За основу берем цифру, равную трем          (С трех удобней всего начинать), Приплюсуем сперва восемьсот сорок два          И умножим на семьдесят пять. Разделив результат на шестьсот пятьдесят          (Ничего в этом трудного нет), Вычтем сто без пяти и получим почти          Безошибочно точный ответ. Суть же метода, мной примененного тут,          Объяснить я подробней готов, Если есть у вас пара свободных минут          И хотя бы крупица мозгов. Впрочем, вникнуть, как я, в тайники бытия,          Очевидно, способны не многие; И поэтому вам я сейчас преподам          Популярный урок зоологии». И он с пафосом стал излагать матерьял          (При всеобщем тоскливом внимании) Забывая, что вдруг брать людей на испуг          Неприлично в приличной компании. «Хворобей — провозвестник великих идей,          Устремленный в грядущее смело; Он душою свиреп, а одеждой нелеп,          Ибо мода за ним не поспела. Презирает он взятки, обожает загадки,          Хворобейчиков держит он в клетке И в делах милосердия проявляет усердие,          Но не жертвует сам ни монетки. Он на вкус превосходней кальмаров с вином,          Трюфелей и гусиной печенки. (Его лучше в горшочке хранить костяном          Или в крепком дубовом бочонке.) Вскипятите его, остудите во льду          И немножко припудрите мелом, Но одно безусловно имейте в виду:          Не нарушить симметрию в целом!» Браконьер мог бы так продолжать до утра,          Но — увы! — было с временем туго; И он тихо заплакал, взглянув на Бобра,          Как на самого близкого друга. И Бобер ему взглядом признался в ответ,          Что он понял душою за миг Столько, сколько бы он и за тысячу лет          Не усвоил из тысячи книг. Они вместе в обнимку вернулись назад,          И воскликнул Банкир в умилении: «Вот воистину лучшая нам из наград          За убытки, труды и терпение!» Так сдружились они, Браконьер и Бобер          (Свет не видел примера такого!), Что никто и нигде никогда с этих пор          Одного не встречал без другого. Ну а если и ссорились все же друзья          (Впрочем, крайне беззубо и вяло), Только вспомнить им стоило песнь Хворобья          И размолвки их как не бывало!

Вопль шестой СОН БАРАБАНЩИКА

И со свечкой искали они, и с умом,          С упованьем и крепкой дубиной, Понижением акций грозили притом          И пленяли улыбкой невинной. И тогда Барабанщик (и Бывший судья)          Вздумал сном освежить свои силы, И возник перед ним из глубин забытья          Давний образ, душе его милый. Ему снился таинственный сумрачный Суд          И внушительный Снарк в парике И с моноклем в глазу, защищавший козу,          Осквернившую воду в реке. Первым вышел Свидетель, и он подтвердил,          Что артерия осквернена. И по просьбе Судьи зачитали статьи,          По которым вменялась вина. Снарк (защитник) в конце выступления взмок —          Говорил он четыре часа; Но никто из собравшихся так и не смог          Догадаться, при чем тут коза. Впрочем, мненья присяжных сложились давно,          Всяк отстаивал собственный взгляд, И решительно было ему все равно,          Что коллеги его говорят. — Чтозагалиматья! — возмутился Судья.          Снарк прервал его: — Суть не в названьях, Тут важнее, друзья, сто восьмая статья          Уложения о наказаньях. Обвиненье в измене легко доказать,          Подстрекательство к бунту — труднее, Но уж в злостном банкротстве козу обвинять,          Извините, совсем ахинея. Я согласен, что за оскверненье реки          Кто-то должен быть призван к ответу, Но ведь надо учесть то, что алиби есть,          А улик убедительных нету. Господа! — тут он взглядом присяжных обвел. —          Честь моей подзащитной всецело В вашей власти. Прошу обобщить протокол          И на этом суммировать дело. Но Судья никогда не суммировал дел —          Снарк был должен прийти на подмогу; Он так ловко суммировать дело сумел,          Что и сам ужаснулся итогу. Нужно было вердикт огласить, но опять          Оказалось Жюри в затрудненье: Слово было такое, что трудно понять,          Где поставить на нем ударенье. Снарк был вынужден взять на себя этот труд,          Но когда произнес он: ВИНОВЕН! — Стон пронесся по залу, и многие тут          Повалились бесчувственней бревен. Приговор зачитал тоже Снарк — у Судьи          Не хватило для этого духу. Зал почти не дышал, не скрипели скамьи,          Слышно было летящую муху. Приговор был: «Пожизненный каторжный срок,          По отбытьи же оного — штраф». — Гип-ура! — раза три прокричало Жюри,          И Судья отозвался: Пиф-паф! Но тюремщик, роняя слезу на паркет,          Поуменьшил восторженность их, Сообщив, что козы уже несколько лет,          К сожалению, нету в живых. Оскорбленный Судья, посмотрев на часы,          Заседанье поспешно закрыл. Только Снарк, верный долгу защиты козы,          Бушевал, и звенел, и грозил. Все сильней, все неистовей делался звон —          Барабанщик очнулся в тоске: Над его головой бушевал Балабон          Со звонком капитанским в руке.

Вопль седьмой СУДЬБА БАНКИРА

И со свечкой искали они, и с умом,          С упованьем и крепкой дубиной, Понижением акций грозили притом          И пленяли улыбкой невинной. И Банкир вдруг почуял отваги прилив          И вперед устремился ретиво; Но — увы! — обо всем, кроме Снарка, забыв,          Оторвался он от коллектива. И внезапно ужасный пред ним Кровопир          Появился, исчадие бездны, Он причмокнул губами, и пискнул Банкир,          Увидав, что бежать бесполезно. — Предлагаю вам выкуп — семь фунтов и пять,          Чек выписываю моментально! — Но в ответ Кровопир лишь причмокнул опять          И притом облизнулся нахально. Ах, от этой напасти, от оскаленной пасти          Как укрыться, скажите на милость? Он подпрыгнул, свалился, заметался, забился,          И сознанье его помутилось… Был на жуткую гибель Банкир обречен,          Но как раз подоспела подмога. — Я вас предупреждал! — заявил Балабон,          Прозвенев колокольчиком строго. Но Банкир слышал звон и не ведал, где он,          Весь в лице изменился, бедняга, Так силен был испуг, что парадный сюртук          У него побелел как бумага. И запомнили все странный блеск его глаз,          И как часто он дергался, будто Что-то важное с помощью диких гримас          Объяснить порывался кому-то. Он смотрел сам не свой, он мотал головой,          Улыбаясь наивней ребенка, И руками вертел, и тихонько свистел,          И прищелкивал пальцами звонко. — Ах, оставьте его! — предводитель сказал.          Надо думать про цель основную. Уж закат запылал над вершинами скал:          Время Снарком заняться вплотную!

Вопль восьмой ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

И со свечкой искали они, и с умом,          С упованьем и крепкой дубиной, Понижением акций грозили притом          И пленяли улыбкой невинной. Из ущелий уже поползла темнота,          Надо было спешить следотопам, И Бобер, опираясь на кончик хвоста,          Поскакал кенгуриным галопом. — Тише! Кто-то кричит! — закричал Балабон.          — Кто-то машет нам шляпой своей. Это — Как Его Бишь, я клянусь, это он,          Он до Снарка добрался, ей-ей! И они увидали: вдали, над горой,          Он стоял средь клубящейся мглы, Беззаветный Дохляк — Неизвестный Герой —          На уступе отвесной скалы. Он стоял, горд и прям, словно Гиппопотам,          Неподвижный на фоне небес, И внезапно (никто не поверил глазам)          Прыгнул в пропасть, мелькнул и исчез. «Это Снарк!» — долетел к ним ликующий клик,          Смелый зов, искушавший судьбу, Крик удачи и хохот… и вдруг, через миг,          Ужасающий вопль: «Это — Бууу!..» И — молчанье! Иным показалось еще,          Будто отзвук, похожий на «-джум», Прошуршал и затих. Но, по мненью других,          Это ветра послышался шум. Они долго искали вблизи и вдали,          Проверяли все спуски и списки, Но от храброго Булочника не нашли          Ни следа, ни платка, ни записки. Недопев до конца лебединый финал,          Недовыпекши миру подарка, Он без слуху и духу внезапно пропал —          Видно, Буджум ошибистей Снарка!

Оглавление

  • ПРОЛОГ ПЕРЕВОДЧИКА
  •   Во-первых, во-вторых и в-третьих
  •   Блоху подковать!
  • ОХОТА НА СНАРКА
  •   Действующие лица
  •   Вопль первый ВЫСАДКА НА БЕРЕГ
  •   Вопль второй РЕЧЬ КАПИТАНА
  •   Вопль третий РАССКАЗ БУЛОЧНИКА
  •   Вопль четвертый НАЧАЛО ОХОТЫ
  •   Вопль пятый УРОК БОБРА
  •   Вопль шестой СОН БАРАБАНЩИКА
  •   Вопль седьмой СУДЬБА БАНКИРА
  •   Вопль восьмой ИСЧЕЗНОВЕНИЕ Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Охота на Снарка», Льюис Кэрролл

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства