На дворе попрыгивал мороз. Пар укрывал зори, а звуки звенели на морозе. В перерыве катали бабу, скользили по льду, швырялись снежками. На уроках вздыхали и тайком поглядывали на окна.
— Жу-жу… Жу-жу… — это учитель рассказывает о реках, что текут в далеких странах и впадают в неведомые моря.
— Жу-жу… Жу-жу…
А в окно просится белая зима, лезут белые солнечные пятна и старается вползти розовый пар.
— Жу-жу… Жу-жу…
— А Васька Колосов накатал здо-о-ро-о-вую гору… Эх, бы… на санках с нее!
— Панкратов!
— Я!
— О какой реке я только-что рассказывал?
— Э… э… о реке… вы рассказывали… о… о… реке… реке…
— Попрошу вас к доске! Укажите истоки Ганга и течение… Притоки знаете какие-нибудь?
Панкратов жмется у доски. Ему стыдно. Он ничего не слышал и ничего не учил.
Учитель некоторое время внимательно смотрит на склоненную голову, потом обращается к классу:
— Ну, ребята, кто хочет выручить Колю?
И из глубины доносится чей-то звонкий, уверенный голос:
— Позвольте мне, Александр Степанович!
— Я так и знал… — говорит Александр Степанович, — кому же еще, как не тебе, Микола? Ну, брат, иди, иди показывай, как течет Ганг, откуда, куда, притоки…
Микола Омельченко у доски. Старательно водит он указкой по большой карте, ровно звучит его уверенный голос. Он называет местности, по каким течет река, указывает, какое значение имеет она для того или иного края. Больше: указывает, в каких местах Ганг судоходен и где непроходим… По мере того, как мальчик углубляется в джунгли, голос его становится глуше, в глазах появляются огни, щеки загораются румянцем…
— Вот, Панкратов, — говорит удовлетворенный учитель, — учитесь. Берите пример. Вы знаете, что Микола сможет свободно ориентироваться в чужом краю.
География была самым любимым предметом Миколы. Когда ему приходилось читать о природе и обычаях в далеких странах, сердце его начинало колотиться, болеть, и все существо переполнялось какой-то тоской, сладкой и щемящей.
Комментарии к книге «Вокруг света в пятьдесят дней», Яков Исаакович Кальницкий
Всего 0 комментариев