Б. Г. Деревенский Византия
Герб династии Палеологов, Святой Федор Стратилат, 1290 г.
Влияние Византии на Россию, на становление российской государственности и Церкви трудно переоценить. Российская империя сложилась под влиянием Византийской, была построена по ее образцу, стала ее продолжением. Государственные учреждения, почти вся светская и религиозная жизнь русских берут начало оттуда. Даже герб Российской империи — смотрящий в две стороны двуглавый орел — раньше был одним из символов на знаменах византийских императоров.
«Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». В этой концепции, предложенной в России XIV в., заключен такой смысл: издревле было два великих Рима (то есть великих державы) — древний Рим и Константинополь, столица Византии, и оба они пали, и теперь к Москве, столице России, переходят вся их слава, все их величие, их значение и их огромная роль в мире. И Москва, то есть Россия, в отличие от двух первых держав, будет существовать вечно. «Четвертому Риму не бывать».
В России давно осознали исключительное значение Византии. Видный ученый XIX в. Т. Н. Грановский писал: «Нужно ли говорить о важности византийской истории для нас, русских? Мы приняли от Царьграда (Константинополя) лучшую часть народного достояния нашего — религиозные верования и начатки образования. Восточная империя ввела молодую Русь в среду христианских народов. Но кроме этих отношений, нас связываете судьбой Византии уже то, что мы славяне».
Образование государства. Константинополь и провинции. Роль Церкви (IV–V вв.)
Византийская держава возникла в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения восточной ее половины в самостоятельное государство. Византия во многом была наследницей Рима, сохранившей традиции его государственного строя и политической жизни. Самое начало Византии связано с именем римского императора Константина I Великого (306–337; здесь и далее в скобках указаны годы правления). Сын Констанция Хлора, одного из соправителей Римской империи, и бывшей рабыни с Востока — прекрасной Елены, Константин был провозглашен императором войсками в Галлии после смерти своего отца в 306 г. В то время в Римской державе одновременно правили три-четыре императора, которые нередко вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Правитель восточной части империи Галерий признал власть Константина, но в Риме императором был провозглашен Максенций. Вскоре Галерия сменил Лициний, и Константин вместе с Лицинием начал борьбу против Максенция.
В 312 г. Константин выступил из Галлии, перешел зимою через Альпы с 25 тысячами солдат, тогда как Максенций ожидал его в Италии с 200-тысячным войском. Поведение Константина казалось безумием, и он мог надеяться только на чудо. Христианские историки и биографы Константина, каждый немного по-своему, но в целом довольно согласно рисуют такую картину. Перед решающей битвой с Максенцием около полудня в небе над солнцем Константину и его воинам явилось знамение креста и надпись на латинском: «сим побеждай». Этим видением объясняют то, что вскоре Константин обратился в христианство и поддержал Церковь, а также то, что на знаменах и щитах своих воинов он стал изображать монограмму Иисуса Христа.
Константин I Великий во главе войска
Константин силой оружия доказал: своё право называться императором
28 октября 312 г. армия Максенция была наголову разбита у Мульвийского моста, сам полководец погиб, утонув в реке Тибр, а Константин торжественно вступил в Рим. По словам одного современника, умеренность и справедливость были отличительными качествами Константина. Всем сторонникам Максенция он оставил имущество и принял их в число своих друзей. Пробыв недолгое время в Риме, он отправился в Медиолан (Милан), навстречу Лицинию, где оба императора издали эдикт, окончательно положивший конец гонениям на христианство. В эдикте говорилось: «Руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит». Миланский эдикт был в сущности декларацией о веротерпимости и равенстве перед государством всех религий, как старых, так и новых. Это была еще не победа христианства в Римской империи, но ее предчувствие и приготовление. Когда равенство объявлено для всех верований, то, естественно, главенствующее положение занимает та религиозная община, которая наиболее многочисленна и хорошо организована. К началу IV в. христианская Церковь, пройдя череду жестоких гонений, достаточно окрепла; она теперь имела очень четкую и жесткую структуру в виде епархий почти во всех римских провинциях, имела своих представителей в армии и органах власти, а также обладала немалыми финансовыми средствами.
Воины Константина I (IV в.)
Сам Константин все больше поддерживал христиан, давал большие деньги на строительство христианских церквей и сам основал несколько храмов в Риме, в том числе знаменитый Ватиканский собор. Постепенный отход его от традиционной религии (язычества) выразился в том, что он запретил ставить в храмах свои изображения, а потом и вовсе перестал участвовать в празднествах в честь Юпитера Капитолийского и других древних богов. Биографы Константина сообщают, что он дни и ночи проводил за изучением Священного Писания и в общении с христианскими проповедниками. Возможно, какое-то влияние на сына оказала его мать — ревностная христианка Елена. Но, главным образом, дело было в том, что император хотел опереться на Церковь как на могущественную организацию, которая может поддержать и укрепить его власть.
Поддержка Церкви требовалась Константину в преддверии предстоящей жестокой войны. После того как в Римской империи осталось только два властелина — Константин и Лициний, соперничество между ними стало неизбежным и грозило перерасти в вооруженное столкновение. В 314 г. началась междоусобная война. После нескольких кровопролитных сражений соперники были вынуждены заключить перемирие, но в 324 г. борьба вспыхнула с новой силой. У города Адрианополя армия Лициния потерпела сокрушительное поражение, а его флот был разгромлен на море. Константин остался единственным правителем Римской империи.
Важнейшим из деяний Константина Великого можно считать основание новой столицы империи. Находясь на Балканах, он облюбовал старинный греческий город Византий, стоящий на Босфорском проливе, на скрещении морских и сухопутных путей. Сама природа оберегала город от неприятельских нападений, а его местоположение с точки зрения торговли было исключительно выгодным. Это был «золотой мост» между Европой и Азией. Именно здесь император решил основать свою главную резиденцию, Новый Рим. Строительство шло бурно, город был значительно расширен и обнесен новыми стенами. Только на сооружение городских укреплений, ипподрома, крытых колоннад и водопроводов было израсходовано 60 000 фунтов золота. Многие выдающиеся памятники были перевезены в новую столицу из Афин, Пергама, Эфеса и других городов. В новый город привлекалось население со всего Востока и из Италии. Уже в 325 г. город был освящен, а в 320 г. официально объявлен столицей империи. Детище Константина, после его смерти получившее название Константинополя (ныне турецкий город Стамбул), быстро развивалось, расцветало и в короткий срок затмило старую столицу. Прежнее название города — Византий — дало основания историкам Нового времени называть Восточно-Римскую империю, просуществовавшую тысячу лет, Византийской, а ее население — византийцами. Сами жители Восточно-Римской империи этих названий не употребляли.
Строительство Константинополя
Прибыв на Восток, Константин Великий и его мать Елена сделали все для утверждения власти и влияния Церкви. Весной 325 г. Константин созвал I Вселенский собор в городе Никее (Малая Азия). На него собралось более 300 епископов и священников. Собор проходил под председательством императора и впервые принял символ веры, с тех пор называемый Никейским, или Никео-Цареградским. В 326–327 гг. стараниями царицы Елены в Палестине были установлены практически все места, связанные с евангельскими событиями: в Иерусалиме была найдена гробница Христа, а также крест распятия (это событие отмечается Православной церковью как Обретение Святого Креста), в Вифлееме — обнаружен грот Рождества и т. д. Над всеми этими местами были возведены роскошные христианские храмы и базилики.
В 337 г. Константин I умер. Его погребали с небывалыми почестями. Римский сенат, по сообщению одного историка (Евтропия), счел его, как в свое время Цезаря и Августа, достойным обожествления, потомки признали его Великим, а Церковь — Святым и Равноапостольным. Евсевий Кесарийский в своем панегирике Константину писал: «Единая мощь, Римская империя, поднялась и достигла расцвета. В то же время по ясному знаку Единого Господа два источника благословения — Римская империя и доктрина христианского благочестия — слились вместе для блага человечества… Римская империя под скипетром самодержца и христианская религия подчинили все противоречивые силы». Однако победа христианства в Римской империи не была еще окончательной и неоспоримой. Самого Константина под конец жизни подозревали в сочувствии арианам — крупному еретическому направлению в Церкви. Еще была жива и сильна традиционная греко-римская религия (то есть язычество). Наконец, у Церкви имелись сильные соперники: исекеи, митраисты, позже — манихеи, — религиозные движения, также зародившиеся на Востоке и также стремящиеся проникнуть на Запад.
После смерти Константина I его сыновья разделили между собою империю, и междоусобица, на время притушенная единовластием Константина, разгорелась с новой силой. Двое из братьев погибли в гражданских войнах, третий — Констанций II воцарился на Западе и правил до 361 г. В это время империя формально считалась единым государством. Времена она испытывала тяжелые. То в одной провинции, то в другой вспыхивали восстания. Нескончаемые нашествия варваров с Востока подтачивали основы государства. В 378 г. восточно-римский император Валент был разбит под Адрианополем и погиб. Полчища варваров овладели Фракией, Дакией и дошли до стен Константинополя. Это поражение ускорило распад единого государства.
Византийский всадник (IV в.)
После смерти императора Феодосия I (379–395) империя окончательно разделяется на две части — западную, со столицей в Риме, доставшуюся сыну Феодосия Гонорию, и восточную, со столицей в Константинополе, и доставшуюся другому сыну Феодосия — Аркадию. Гонорий и Аркадий основали собственные династии, и верховная власть переходила уже в пределах только этих династий. Под властью Аркадия и его потомков оказалась восточная часть империи. Этот момент можно считать фактическим началом Византийского государства, или Восточной Римской Империи, как было принято называть это государство в те времена (или, в переводе с греческого, Ромейского царства), а граждане назывались ромеями (римлянами).
Варвары идут!
Волны новых нашествий кочевников хлынули на обе части огромной державы. Осенью 395 г. готы во главе с Аларихом подступили к Константинополю, но не смогли овладеть столь мощной крепостью и предпочли отправиться на Запад. V век — пик активности воинственных кочевников в Европе. Западной Римской империи в этом отношении особенно не повезло. В 410 г. Аларих взял и разграбил Рим. Варвары вторглись в Испанию и в Северную Африку. За несколько десятилетий западная часть империи была полностью завоевана варварами и перестала существовать как самостоятельное государство. На его территории возникли варварские царства вестготов, остготов, вандалов и других, которые позже в процессе развития превратились в европейские королевства Средневековья. Восточно-Римской империи удалось сохранить свою государственность и почти на тысячу лет пережить свою западную половину.
Византийские воины (V в.)
На момент образования Византийская держава была, пожалуй, самым большим государством в мире. Она владела богатейшими, густо населенными провинциями: на Балканах — Фракией, Мезией, Иллириком, всей Грецией с островами Кипр, Крит и другими, далее — Малой Азией, Сирией, Палестиной, Египтом, Киренаикой, а также частью Армении и Месопотамии. Из Египта в Византию привозилось большое количество хлеба, льняные ткани, стеклянные изделия, папирус. Малая Азия поставляла оливковое масло, вино, а также кожи, меха, железо и изделия из них. Сирия, Финикия, Палестина славились своей пшеницей, маслом, изысканными винами, полотняными тканями, красками, предметами роскоши, особенно изделиями из серебра, вывозившимися во все! крупнейшие города империи. В Греции были развиты прикладные ремесла, виноградарство. Македония вела торговлю солониной и дарданским сыром. На островах в Средиземном море добывался строительный камень и мрамор. Воды внутренних морей изобиловали рыбой. На Балканах добывалось железо и золото, в Пергаме — свинец, в Аравии — медь. Византия поставляла в Западную Европу восточные ткани и выделанные кожи, сирийские вина и серебряные изделия, папирус, драгоценные камни и жемчуг, украшения и предметы роскоши, шелковые и льняные ткани, стеклянные изделия, вышивки.
С востока пришли гунны
Варвары на улицах Рима
Византийский всадник (VI в.)
Византийскую империю населяли самые разные народы. Общее количество жителей, по подсчетам исследователей, достигало 50–65 миллионов. Наиболее многочисленную часть населения составляли греки и эллинизированные местные жители негреческих областей. Греческий язык был самым распространенным, а греки фактически — господствующей народностью. Недаром древние русичи часто называли Византию «Греческим царством». Оно таким, по сути, и являлось. В VII в. императоры официально отменили латинский язык как государственный и заменили его греческим. Эллинистическое население жило в окружении других многочисленных народов. На Балканах — фракийцев и иллирийцев. Значительную часть Сирии занимали сирийцы, имевшие свой язык и свои вековые культурно-исторические традиции. Широко рассеянные по всем областям империи евреи сохраняли свою этническую самобытность, религию, язык. Большие общины евреев проживали в Константинополе, Антиохи, Александрии и других городах.
С историей Византии неразрывно связана история Восточной, или Православной, Церкви. К началу IV в. практически во всех провинциях были организованы христианские общины (епископства), тесно сносившиеся между собой. Широкой благотворительностью, проповедью милосердия, надеждой на загробное блаженство Церковь привлекала к себе массы населения, разочаровавшегося в ценностях традиционной греко-римской религии. Константин I и его преемники не скупились на богатые пожертвования церкви. Священники были освобождены от муниципальных повинностей, от службы в армии, суд епископов был приравнен к государственному. Церковь сосредоточила у себя огромное имущество. Менее чем за столетие она сделалась обладательницей десятой части всех земель империи.
Вселенский собор 325 г.
Раздел римского государства предопределил и раздел общин и епархий христианства на западные, подчинявшиеся Римскому епископу (позже — папе), и восточные, имевшие свои центры в Константинополе, Антиохии, Александрии Египетской и др. Между ними росли и углублялись противоречия в подходах к богослужению и церковной доктрине. Процесс разделения был длительным, болезненным и окончательно завершился только в X в., когда римский папа предал анафеме Константинопольского и всех восточных патриархов. С тех пор мы говорим о двух крупнейших ветвях христианства — римско-католической и православной церквях. Но еще драматичней и острее происходила внутрицерковная борьба между официальным направлением и разными еретическими уклонами. О ереси ариан мы уже упоминали. Основателем арианства был александрийский священник Арий, отрицавший основной догмат официальной Церкви, согласно которому Бог Сын так же предвечен, как и Бог Отец. Арий учил, что Бог Сын — творение Бога Отца, а потому не может быть предвечен. Вся Церковь разделилась на сторонников Ария и сторонников предвечности Христа и Бога Отца. Никейский собор 325 г. осудил ересь Ария, указав на единую природу Господа Христа: человеко-божественную. Но ариане не думали отступать.
При императоре Констанции II (337–361)они нетолько подчинили себе царский двор, но и потеснили со своих мест «ортодоксальных» епископов и священников, многие из которых были отправлены в ссыл ку. Арианская ересь была первой большой опасностью для Церкви. Но не единственной.
Юлиан Флавий, сын Юлия Констанция, племянник Константина I, воспитанием которого занимались и учителя-христиане, в душе был тайным недругом новой религии. Когда в 361 г. после смерти отца он был провозглашен императором, то, прибыв на Восток, открыто заявил о своем разрыве с христианством, лишил клир всех привилегий и приказал восстановить греко-римские храмы и культ. За это Церковь прозвала Юлиана Отступником. Хотя открытых гонений на христиан не последовало, мероприятия Юлиана подрывали могущество Церкви, которое уже стало казаться незыблемым. Специальным указом Юлиан запретил христианам преподавать в общественных школах. Этот указ вызвал особенное негодование Церкви, поскольку лишал ее возможности нести свое учение в массы, расширять свое поле деятельности. Понимая, что саму по себе традиционную религию (язычество) уже не возродить в прежнем величии, что оно безнадежно проиграло идейную борьбу с христианством, Юлиан задумал использовать в борьбе против Церкви другие популярные восточные религии. Иудеям он обещал восстановить Иерусалимский храм и даже будто бы приступил к его строительству. Обратил Юлиан внимание и на митраизм — серьезный конкурент христианства по популярности у населения. Поклонники солнечного бога Митры имелись в войсках и почти во всех провинциях. Юлиан написал хвалебную речь в честь Непобедимого Солнца (Митры) и в борьбе с христианством планировал опереться на разветвленную организацию митраистов. Только недолгое правление Юлиана и его неожиданная гибель в персидском походе (в 363 г.) вернули христианской Церкви господствующее положение в империи. Последующие римские правители отменили все нововведения Юлиана и восстановили престиж христианства.
Юлиан Флавий
В 390 г. император Феодосий I издал эдикт, по которому христианство становилось единственной религией государства, а всякий, кто смел исповедовать другую веру, подвергался наказанию. По мнению Феодосия I, все нехристиане были еретиками, подлежащими уничтожению. Еще Константин I Великий активно участвовал в делах Церкви. Со времени Феодосия императоры сосредоточили в своих руках еще большую светскую и духовную власть. В том-то и было отличие византийских венценосцев от европейских королей: византийские монархи считали себя вправе управлять делами Церкви и указывать своим подданным, во что и как им верить. В истории это явление называется цезарепапизмом. С другой стороны, ни в одном европейском государстве Церковь не оказывала столь большого влияния на общественную жизнь, как в Византии. Нигде иноверцы так не притеснялись, как на территории Ромейского царства. Почти все Вселенские церковные соборы происходили на территории Византии, при том, что в них участвовали представители западно-христианской Церкви. На II Вселенском соборе, состоявшемся в 381 г. в Константинополе, еще раз были осуждены ересь ариан и другие ереси. В одном из правил собора говорилось, что «Константинопольский епископ да имеет честь после епископа Римского, так как Константинополь есть новый Рим». III Вселенский собор 431 г. осудил несторианство. Константинопольский патриарх Несторий отвергал божественную природу Девы Марии и учил, что она не Богородица, а Христородица. После осуждения на соборе Нестория сослали в края весьма отдаленные. Правда, учение Нестория было принято кое-где на Востоке. В следующем IV Халкидонском соборе 451 г. участвовало 600 епископов. Он проходил под руководством Римского епископа (папы) Льва I и подтвердил Никейский символ веры и другие постановления первых соборов.
Расцвет Византии. Войны с персами и арабами. Иконоборчество (VI–VIII вв.)
В Византии любой человек, даже самого низкого происхождения, мог достигнуть высот государственной власти. Император Юстин I (518–527) был выходцем из иллирийских крестьян. Начав службу простым солдатом, в конце концов он сделался верховным самодержцем и передал престол своему племяннику Юстиниану I (527–565), очень способному администратору, человеку честолюбивому и деятельному, получившему в столице прекрасное образование. За огромную работоспособность его называли «император, который никогда не спит». При нем Византийская держава пережила свой расцвет.
Вверху монета Юстина I; середина и низ: аверс и реверс монеты Юстиниана I
Юстиниан мечтал восстановить Римскую империю в полноте ее территории. Главнокомандующим он назначил лучшего полководца своего времени — Велисария. Византийские воины отличались прекрасной выучкой и высокой боеспособностью. Особенной сильна была конница, в которой имелись тяжеловооруженные всадники, почти полностью закованные в доспехи; они прекрасно владели палицами, длинными пиками и мечами. Их называли катафрактами. Атаку такой конницы противник обычно не выдерживал — обращался в бегство.
Флот византийцев состоял из разнообразных судов, в том числе очень больших, перевозивших по нескольку сотен человек. В морских сражениях византийцы эффективно использовали изобретенные ими технические средства и приспособления, самым известным из которых был так называемый греческий огонь. Это горючая смесь, которую поджигали и при помощи специальных орудий метали во вражеские корабли, вызывая на них пожар; забрасывали ею и осажденные крепости. Секрет приготовления горючей смеси хранился у византийцев в строгом секрете. Действие этого страшного оружия испытали на себе многие средневековые войска, в том числе древние славяне. Вот как описывает «греческий огонь» современник-очевидец: «Его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади, похож на гигантское копье.
Юстиниан I со своими приближенными. Византийская мозаика
Византийцы сражаются с вандалами
Полет его сопровождается страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. Причиной тому — огромная огненная масса и блеск, заключенные в него».
В 533 г. на шестистах судах 15-тысячное войско Велисария переправилось в Африку, высадилось на сушу в районе Карфагена и в нескольких сражениях разбило хозяйничающие там полчища вандалов. Северная Африка стала византийской провинцией. Почти одновременно началась война с остготами, захватившими Италию. Велисарий переправился с войском в Сицилию и в короткое время овладел этим островом. Византийцы развивали успех: в 536 г. армия Велисария перебралась в Италию и повела наступление на север. Сначала были взяты южные города, затем Неаполь, Рим, осаждена Равенна. Испуганные натиском византийцев остготы предложили Велисарию стать их королем, но он отказался и довел дело до полной победы. После взятия Равенны Италия также оказалась под властью Константинополя. Казалось, еще немного и византийцы очистят от варваров всю территорию Римской империи.
Но тут наступление Велисария приостановилось. Слава победоносного полководца вызвала зависть у Юстиниана. Особенно встревожила императора весть о том, что остготы предлагали Велисарию стать королем. Всевластный владыка Византии опасался, что его полководец может стать самостоятельным правителем. Поэтому Юстиниан отозвал Велисария из Италии под предлогом предстоящей войны с Персией. В дальнейшем император все больше отстранял Велисария от государственных должностей, и наконец прославленный герой вообще остался не у дел. Остаток жизни Велисарий провел в полной бедности и забвении. Такова была императорская «награда» за слишком громкие победы удачливого полководца.
Византийский флот в сражении
Византийцы недолго владели Италией, Северной Африкой и другими провинциями бывшей Западно-Римской державы. Со временем другие завоеватели вытеснили их оттуда. Тем не менее при Юстиниане казалось, что Римская империя восстановлена со столицей в Константинополе. В своих указах Юстиниан именовал себя императором франкским, алеманским и прочими титулами, подчеркивая свои претензии на господство в Европе. Он наладил связи с римским папой Иоанном, которого с почетом встречал в своей столице. Ни до, ни после Юстиниана I Византия не была так могущественна.
Богатство и пышность императорского двора вошли в легенды.
Осада крепости
Вот как описывает европейский путешественник прием у византийского императора: «Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные. Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали своеобразные стражи — медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасти и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении львы заревели, а птицы запели каждая свою мелодию. После того как я согласно обычаю в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины…».
Византийская империя при Юстиниане I
Портреты Юстиниана I и Феодоры. Византийская мозаика
Интереснейшей личностью была супруга Юстиниана, императрица Феодора. Ее по праву считают самой замечательной женщиной византийской истории. Дочь циркового смотрителя, в юности актриса и танцовщица, она встретилась с Юстинианом, когда он был еще наследником престола, и навсегда пленила его. Красивая, решительная, умная, она стала верной опорой своему мужу в его честолюбивых начинаниях и оказывала на него огромное влияние. Никто из высших сановников не мог рассчитывать на милость императора, если не заслужил расположения его супруги. Поэтому перед Феодорой заискивали все. Прекрасное изображение ее вместе с императором Юстинианом и его приближенными мы можем видеть на мозаике в соборе Сан-Витале в Равенне. Феодора облачена в великолепные одеяния. Ее покрывает длинная мантия из фиолетового пурпура, отливающая огнями внизу, в мягких складках вышитой золотом каймы; на голове ее, окруженной нимбом, высокая диадема из золота и драгоценных камней, волосы переплетены жемчужными нитями, усыпанными драгоценными камнями, и такие же украшения сверкающими струями ниспадают ей на плечи.
Юстиниан I и Феодора
Во время Юстиниана I Константинополь превратился в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств». Именно при Юстиниане были построены замечательные храмы, сохранившиеся до наших дней: собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне. Святая София создавалась как главный храм империи. Ее размеры, высота купола и богатство внутренней отделки поражали современников. Говорят, что, освятив собор Софии, Юстиниан воскликнул: «Слава Богу, признавшему меня достойным для свершения такого чуда. Я победил тебя, о Соломон!» (библейский царь Соломон построил величественный храм в Иерусалиме). Не только в столице — по всей стране шло бурное строительство. В древних городах возводились новые прекрасные здания, во множестве строились церкви, а на пустующих территориях возникали новые крепости и города.
Софийский собор в Константинополе
Внешне вполне успешное и благополучное правление Юстиниана I не всегда было безоблачным. Начало его царствования (532 г.) было отмечено мощным восстанием жителей Константинополя, известным как восстание «Ника». Недовольные произволом царских чиновников горожане подожгли город, осадили дворец и требовали, чтобы на престол вступил другой император. Напуганный Юстиниан готов был отказаться от власти, но приближенные успокоили его и уговорили остаться на троне. Весьма решительно повела себя и императрица Феодора, которая заявила Юстиниану, что лучше умереть, будучи царем, нежели отречься от престола. «Мне нравится древнее изречение, что пурпур — лучший саван», — сказала она. Воодушевленный ею император приказал своему войску разгромить мятежников. Солдаты беспощадно избивали горожан на ипподроме и по всему городу — восстание было потоплено в крови.
Будучи умным и дальновидным политиком, Юстиниан понимал, что одной лишь жестокостью и грубой силой положения в стране не улучшить. Нужны реформы и глубинные изменения. Большую работу проделали Юстиниан и его администрация по сбору и кодификации римского законодательства. В итоге появился обширный «Свод гражданского права», значение которого не пропало до сих пор. Последовательно проводя реформы, Юстиниан стремился ограничить произвол и коррупцию чиновников, а также защитить мелких собственников от посягательств крупных владельцев.
Интерьер Софийского собора
Восстание «Ника» (532 г.)
С особенным старанием император увеличивал богатство и могущество Церкви, предоставлял ей экономические льготы, земли и имущество. Юстиниан ворил, что «источником всех богатств Церкви является щедрость императора». Христианство рассматривалось им как инструмент укрепления императорской власти. Церковь все более привязывалась к государству, к его политике, делалась союзником императора по смягчению остроты социальных противоречий. Именно с этой целью Юстиниан всячески поощрял создание новых монастырей. С созданием новых монастырей вводились в сельскохозяйственный оборот заброшенные земли, сокращалось число недовольного населения, не имевшего средств для ведения самостоятельного хозяйства.
Рынок рабов
Как и в Римской империи, из которой выросла Византия, высшим сословием были сенаторы. Из сенаторских семей выходили императорские чиновники, военачальники, правители провинций. Основу социальной структуры составляли свободные граждане, внесенные в воинские списки, платившие налоги государству. Обычно их называли стратиотами (воинами). Каждое поселение стратиотов являлось общиной. На общинной сходке решались все внутренние дела. В городах большой вес имели ремесленники и торговцы. Наиболее богатые и влиятельные граждане становились аристократами, крупными собственниками. С течением времени различия между городским и сельским населением почти стерлись.
Зависимые от крупных магнатов крестьяне назывались париками. Они платили подати господину и исполняли повинности в его пользу. Внизу социальной лестницы находились рабы, основной частью которых были взятые в плен иноплеменники. Рабов продавали также иноземные купцы: в Константинополе торговля рабами шла на площади Тавра. Рабская доля была незавидной, но часть рабов отпускалась на свободу и становилась париками.
Церковь, со своими огромными владениями, составляла особую корпорацию. Она располагала и поселениями стратиотов, и париками, и рабами.
Сражение византийцев с персами
Преемники Юстиниана I унаследовали могущественное государство, но не смогли сохранить его во всем блеске и величии. В этом была не только их личная вина, но и обстоятельства складывались для Византии не лучшим образом. Соседние страны все больше усиливались, а Византия слабела. В начале VII века империя вступила в кровопролитную войну с Персией. Многочисленные персидские полчища оккупировали значительную часть Сирии, всю Палестину, проникли даже в Египет. В 614 г. персы взяли священный Иерусалим, а захваченные в нем христианские святыни отправили ко двору своего шаха. Византия переживала тяжелые времена. Император Ираклий I (610–641) приложил колоссальные усилия, чтобы переломить ход войны. Из-за недостатка средств на содержание войска он занял деньги у богатых родов, изъял у Церкви священные сосуды и переплавил их в деньги. Деморализованная византийская армия была перестроена и переучена. После этого Ираклий смог перейти от обороны к наступлению. Его войско нанесло самоуверенным персам несколько крупных поражений, отвоевало Армению, Албанию, Сирию, Палестину и освободило Иерусалим. В 628 г. Ираклий I перенес боевые действия на персидскую территорию, вторгся в Месопотамию, захватил персидскую столицу Ктесифон и все окрестные земли.
Арабские всадники
«Греческий огонь»
Теперь уже объятый ужасом персидский шах вынужден был спасаться бегством. Византийцы вернули увезенные из Иерусалима святыни и сокровища. Христианская Церковь до сих пор отмечает возвращение в Иерусалим Животворящего Креста, случившееся в 630 г.
К сожалению, византийцы недолго наслаждались победой. В это время возникла новая опасная держава — арабский исламский Халифат, основанный пророком Мухаммедом. Мусульмане поставили целью обратить в свою веру и подчинить себе весь мир. Первые удары мусульман пришлись по ослабленным кровопролитной войной Византии и Персии. В течение двух десятилетий арабы полностью завоевали Персию (Иран). Византия лишилась значительной части своей территории. Арабские войска заняли Палестину и Сирию, а в 641 г. ими был завоеван Египет. Потеря такой большой и богатой провинции, как Египет, явилась сильным ударом по Византии. Она перестала быть великой империей.
Иконоборчество
Арабы продолжали наступление всю вторую половину VII и начало VIII в. Несколько раз полчища завоевателей доходили до самого Константинополя. Византийцы упорно оборонялись и каждый раз отгоняли неприятеля от столицы. Против арабских кораблей применялся знаменитый «греческий огонь», и две флотилии арабов, направлявшиеся к византийской столице, были подожжены этими адскими снарядами. Натиск мусульманских войск удалось остановить дорогой ценой. К середине VIII в. южная граница Византии проходила по Киликии и северной Сирии, потом поворачивала к Каппадокии и Черному морю. От былой великой державы Юстиниана I оставалось менее трети.
Почти весь VIII век прошел в Византии под знаком необычной борьбы, разделившей население на две части: на сторонников и противников почитания икон. Историки называют этот период иконоборческим. С течением времени в Церкви развилось поклонение всевозможным реликвиям — мощам святых, частицам Святого Креста, а также иконам с изображением Спасителя, Богородицы и христианских подвижников. Поклонение им принимало такие размеры и формы, что начинало походить на идолопоклонство. А это вызывало раздражение некоторых императоров, пекущихся о чистоте религии.
В 726 г. император Лев III Исавр обнародовал указ, которым запрещалось поклоняться иконам и давалось указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство в своем большинстве встретило этот указ с негодованием: императора обвинили в оскорблении христианских святынь. Отказался исполнять монаршую волю и сам патриарх Герман I. Но у верховной власти нашлось и немало сторонников, готовых силой проводить в жизнь волю императора. Немедленно начались кровавые стычки между иконоборцами и иконопочитателями. Где только пытались публично уничтожить икону Христа или Богородицы, там тут же появлялись толпы негодующих, и подчас взаимные оскорбления кончались вооруженным столкновением.
Византийские монеты: Лев III Исавр (слева); Константин V Копроним (справа)
Император сместил недовольного патриарха и вообще наложил запрет на церковные изображения. Смута, вызванная борьбой с иконопочитанием, все более усиливалась. Случилось и то, чего никто не ожидал: византийский флот открыто высказался в пользу иконопочитания и даже двинулся на столицу, чтобы низложить императора. Верные престолу войска едва отбили его нападение. Настоящая гражданская война длилась до самой смерти Льва III и продолжалась при его преемнике Константине V Копрониме (720–775). Сторонники императоров явно побеждали. Все больше церквей «очищалось» от икон и мозаик, а иконописцы изгонялись со своих мест. С монастырями императоры вели особую борьбу: жилища монахов обращались в воинские казармы, а их земли конфисковывались. Несмотря на общее недовольство Церкви, Константин V в 753 г. созвал собор, на котором настоял на том, чтобы на почитание икон был наложен церковный запрет.
Почему иконоборчество вызвало такую смуту по всей стране? Мы уже говорили о том, какое большое влияние оказывала церковная жизнь на политическое положение внутри Византии. Вообще роль Церкви в империи была непомерно велика, самые разные социальные слои и группы населения не оставались равнодушными к вопросам религии. Поэтому мало кто оставался в стороне, когда в Церкви происходили такие важные изменения. Иконопочитатели — это, в первую очередь, ослабленное, но многочисленное старое городское духовенство и монашество, а также остатки прежней гражданской знати и большая часть зависимого от них городского населения и бедноты. Им противодействовали другие социальные слои. Во главе иконоборческого движения стояла военно-служилая знать, которая стремилась умерить влияние духовенства и обогатиться за счет раздела обширных церковных владений. Особенно много противников икон находилось в азиатской части Византии, где хорошо были знакомы с исламом, в котором вообще осуждаются изображения человека и животных. Зато в европейской части страны преобладали почитатели икон. Они имели мощную поддержку в Европе. Духовенство за пределами Византии сочло иконоборчество ересью, а римский папа даже предал иконоборцев анафеме.
В конце VIII в. борьба с иконами пошла на убыль. Регентша византийского престола Ирина, родом из Афин, женщина властная и коварная, была ревностной почитательницей икон. Она созвала VII Вселенский собор, который открылся в 786 году в Константинополе. На соборе присутствовали представители римского папы. Иконопочитание победило. Собор постановил: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам». Иконы были признаны «напоминательными начертаниями» и почести им разрешалось воздавать только как образам.
Храм святой Ирины в Константинополе (современный Стамбул)
Византия в IX–XI вв. Отношения с Древней Русью
Основатель Македонской династии (867-1056) Василий I происходил из крестьян. Он выдвинулся на воинской службе при царском дворе. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу император Михаил III приблизил его к себе и в конечном счете сделал своим соправителем. После смерти Михаила Василий I укрепился на троне и основал собственную династию, которая почти два века правила страной. Среди потомков Василия были весьма образованные люди, благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII Багрянородный, страстный любитель книг; Лев VI, богослов и поэт). Знатоками и ценителями античности были также некоторые патриархи этого времени, — например, Фотий, среди произведений которого сохранились выписки из 260 произведений древних писателей, в том числе таких, которые считаются давно утраченными, и мы знаем о них только по конспектам Фотия.
В период Македонской династии отмечался расцвет математики, естественных наук; были составлены энциклопедии по медицине, агротехнике, военному делу. Процветали науки, богословие, философия, поэзия, история, ораторское искусство. Император Константин VII Багрянородный (913–959) взялся за титанический труд — привести в порядок всю сумму знаний своей эпохи. Обладая недюжинным литературным талантом, он написал ряд медицинских, исторических и сельскохозяйственных трактатов. Он также собрал воедино и обработал множество жизнеописаний святых. Много трудилась и императорская мастерская для создания копий античных рукописей. До нас дошли удивительные по красоте и изяществу миниатюры так называемой Парижской Псалтири, видимо, скопированные с александрийской рукописи IV века.
Представление о величии Византии, ее военном могуществе нашло яркое отображение в первой миниатюре Псалтири, изготовленной для Василия II около 1019 г.
Константин VII
Миниатюра изображает императора в костюме воина, стоящего на возвышении. В одной руке у императора копье, которое вручает ему архангел Михаил, с другой стороны архангел Гавриил венчает его золотой короной, усыпанной драгоценными камнями. Вверху, в центре композиции, Христос спускает на голову императора золотой венец. По сторонам картины изображены портреты шести святых воинов в боевом снаряжении, а внизу, простершись в знак полной покорности, восемь коленопреклоненных фигур олицетворяют подчиненные Византии народы.
Василий II, миниатюра
Столица империи в это время поражала своим почти сказочным богатством и великолепием. Полная парадного блеска, роскошных храмов, драгоценных украшений, сверкающих дворцов, она производила неотразимое впечатление на путешественников. Наши предки уважительно называли Константинополь Царьградом или Цареградом, то есть «царским городом». Побывавшие в столице восхищенно рассказывали о ней. В Константинополе помимо десятков общественных сооружений было 4488 каменных домов знати, 52 аркады-портика, 8 общественных и 153 частные бани, 20 общественных и 120 частных хлебопекарен, 5 хлебохранилищ, 5 боен, 14 церквей, гавани, рынки, театры. Население столицы достигало 400 тыс. человек — громадный город по тогдашним меркам. От ипподрома через весь город тянулась его самая широкая, главная улица — Меса. Вымощенная каменными плитами, окруженная двухэтажными портиками и колоннадами, она пересекала крупнейшие площади — форумы Константина, Тавра, Анастасия, Аркадия — и выходила к Золотым воротам. На ней были расположены общественные здания — сенат, преторий градоначальника, а также палаты константинопольского архиепископа, церкви, общественные бани, дворцы виднейших сановников империи. В то же время Меса и ее площади были средоточием торговой жизни столицы. Значительная часть столичных жителей — придворные, чиновники, гвардия, владельцы домов, беднота — получала хлеб бесплатно.
Константинополь был богатейшим городом своего времени
Изобразительное искусство, связанное с Церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов. Но случались и поразительные исключения из правил. Такова мозаика Богоматери в алтаре Софийского собора. Созданная неизвестным автором, эта мозаика не подчиняется иконографическим правилам. Богоматерь здесь гораздо больше напоминает мадонн эпохи Возрождения. И все же изображенная сидящей в золотом сиянии женщина и ее сын настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: «Видимо, искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он природе».
Константинопольский рынок
Святой Дмитрий. Резная икона из слоновой кости (X в.)
В византийском обществе растет тяга к роскоши и изяществу. Люди обзаводятся драгоценностями, стремятся обставить свой дом красивыми вещами. Поэтому процветают ювелирное дело, прикладные искусства. При украшении изделий вместе с христианскими используются и античные сюжеты. Византийские изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани весьма ценились в Европе и Азии и имели широкое распространение за пределами империи.
Своеобразен был быт византийцев. Питались они обычно два раза в день — утром и вечером; причем утром ели много и плотно (блюда из рыбы, сыра, бобов и капусты), а вечером ограничивались хлебом, к которому добавляли овощи или фрукты. В середине дня застолье, как правило, не устраивалось. Богатые люди ели, конечно, куда обильнее и вкуснее. На императорский же стол подавались горы дичи, рыбы и хлеба.
В отличие от римлян, византийцы носили штаны — обычай, заимствованный у азиатов. Поверх штанов надевали хитон (рубаху) и длинный плащ, застегивавшийся булавкой на правом плече. Женская одежда была длиннее и просторнее мужской. У состоятельных людей хитон и плащ отличались богатой вышивкой.
Период Македонской династии, особенно X век, отмечен расцветом византийской эпической поэзии и народных песен, главным героем которых был Василий Дигенис Акрит. Прозвище Дигенис можно перевести как «рожденный от двух народов»: объясняется оно тем, что отец его был араб-мусульманин, а мать — гречанка-христианка. Эпический герой Дигенис проводит всю жизнь в борьбе с мусульманами и апелатами. Последними обычно называли грозных горных разбойников. В народных песнях Дигенис совершает великие подвиги, сражаясь за христиан и за благоденствие империи. В его понимании православная вера и «Ромейская империя» нераздельны.
Богоматерь
Иисус Христос, мозаики Софийского собора
В сознании современников Македонской династии империя как государство, ее законы, традиции и даже особенности бытовой культуры воспринимались как идеальные, установленные свыше. Власти не уставали подчеркивать главенствующую роль Византии в судьбах христианского мира.
1 — кресло, 2 — диптих с 12-ю праздничными сценами (X в.), 3 — ларец
Путь из варяг в греки (X в.)
В IX в. внешнеполитическое положение Византии оставалось довольно сложным. Продолжались кровопролитные войны с арабами. С севера участились набеги славянских племен. На Балканском полуострове возникло Болгарское царство, угрожавшее непосредственно Константинополю. Одно время византийские императоры вынуждены были платить болгарам дань. Отнюдь не безоблачными были отношения Византии с Древней Русью. Оживленные торговые связи Константинополя со славянскими землями существовали с незапамятных времен. Однако торговлю часто прерывали захватнические набеги славянских дружин на византийские владения. Один из соковару телей Киевской Руси — князь Олег Вещий — в 907 г. напал на сам Константинополь, упорно осаждал его с суши и с моря и ушел, лишь получив от императора богатый откуп. Русь до принятия христианства вообще рассматривалась византийцами как дикое варварское государство, от которого ничего доброго ожидать нельзя. Один царедворец писал в то время о русичах: «Это варварское племя все время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе».
Вещий Олег осаждает Константинополь
Сверх денежного выкупа князь Олег истребовал от императора ряд привилегий для своих соплеменников. Купцам разрешалось беспошлинно торговать в Царьграде. Вдобавок они получали право… мыться в общественных банях. Так и было записано в отдельной строке договора. Курьезным это условие мирного соглашения кажется нам только сегодня. Дело в том, что бани в столице Византии могли посещать только собственные полноправные граждане; радам и иностранцам ходить туда запрещалось.
Княгиня Ольга в гостях у императора Константина VII
Князь Олег
Князь Святослав
Несколько раз воевал с Византией и преемник Олега — князь Игорь (912–945). Однако супруга Игоря, княгиня Ольга, сменившая его на киевском престоле, повела другую политику, которая учитывала международный вес Византии и ее огромное влияние на Древнюю Русь. Более того, Ольга стремилась уподобить свое государство византийскому, построить его по образцу Византии. В 955 г. она совершила путешествие в Константинополь и произвела неотразимое впечатление на императора Константина VII. «Увидев, что она очень красива лицом и разумна, — читаем в древнерусской хронике — Повести Временных лет — подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: „Достойна ты царствовать с нами в столице нашей“. Она же, поразмыслив, ответила царю: „Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь“. И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: „Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих“».
Битва дружины Святослава с византийцами
Ольга была первой русской правительницей, которая приняла христианство. Однако ее сын Святослав Игоревич (969–972), взойдя на престол, оставался приверженцем «веры отцов». Отношения с Византией обострились после того, как русичи вторглись на Балканы, угрожая Константинополю. В 970 г. Святослав со своей военной дружиной явился в Болгарию и вступил в ее столицу Пред славу. Против русичей выступили византийские отряды, а затем и император Иоанн I Цимисхий (969–976) с отборным войском. У стен Предславы разгорелось ожесточенное сражение. Ни одна сторона не могла взять верх, пока император не бросил в бой тяжелую конницу — так называемых «бессмертных». Русичи не выдержали натиска и стали отступать. Наконец дружина Святослава укрылась в придунайском городке Доростоле. Византийцы начали его планомерную осаду. По Дунаю к крепости подошел императорский флот — 300 огненосных кораблей — и перекрыл возможное отступление русичей на ладьях по реке. Оказавшись в окружении, дружинники Святослава храбро оборонялись, делая смелые вылазки и нанося ответные удары. Эти бои настолько обескровили и измотали обе стороны, что они стали искать мирного соглашения. По договору с императором Святослав выпускался из Доростола со всеми воинами, но должен был оставить Болгарию и вернуться на Русь. Хотя некоторые историки не считают Святослава проигравшим в этой войне, ее итоги все же давали преимущество византийцам.
Крещение на Днепре
В зависимость от Константинополя попадало Болгарское государство.
Вопрос, воевать ли с «Греческим царством» или налаживать с ним добрососедские отношения, отпал, когда Русь приняла христианскую веру. Это случилось в 988 г. при князе Владимире Святославовиче, который взял в жены дочь византийского императора. Сначала крестились князь и его дружина, а затем новая религия стала распространяться по всей стране. На берегах Босфора расценивали это событие как свой большой успех. Отныне судьба Руси была связана с судьбой Византии. Церковь новообращенного государства подчинялась византийскому митрополиту, и несколько веков духовенство на Руси возглавляли греки, назначаемые из Константинополя. Княжескими уставами «О церковных судах» вводится особая церковная юрисдикция. Византийское законодательство начинает доминировать на славянских землях. Из «Греческого царства» пришли и духовные просветители славян — братья Кирилл и Мефодий, с именами которых связано возникновение славянской письменности.
Воины Киевской Руси
Ослабление государства. Византия и крестоносцы. Упадок и падение Константинополя (XI–XV вв.)
Упадок Македонской династии начался в XI веке. После императора Василия II (976-1025) ни один из его преемников не сумел прочно держать в своих руках власть, что привело к нарастанию внешних и внутренних проблем. В 1056 г. в Малой Азии подняли мятеж представители знатного семейства Комнинов. Мятежники двинулись к столице империи и положили конец Македонской династии. Но Комнины воцарились не сразу, а два десятилетия спустя, когда на престол вступил основатель их династии Алексей I (1081–1118).
Правление Комнинов принесло стране стабильность. С 1081 г. в течение столетия византийский престол занимали три представителя этого семейства: Алексей I, Иоанн II и Мануил I. Внутренние смуты были прекращены. Комнины были связаны родственными узами с другими аристократическими фамилиями, и на важные посты в государстве выдвигали только своих родственников. Такая система хороша только до поры до времени.
Византия и соседи (XI в.)
Икона «Сошествие Святого Духа», Афон
Когда возникают неожиданные трудности, она дает сбои и перестает эффективно работать.
Во времена Комнинов усилился авторитет Церкви, выросло ее экономическое могущество. Резко увеличилось количество монастырей. Особенно много их было построено на горе Афон, в Северной Греции. С XI в. Афон считается центром духовной жизни Византии и всего православного мира. Каждый император, видный сановник, полководец возводил свои монастыри, наделяя их богатыми владениями. Монашество приобрело широкое влияние. Крупнейшие монастыри вмешивались в политику, светские же лица в борьбе за власть искали поддержки монашества.
Переживали подъем церковные изобразительное искусство и архитектура. В XI–XII вв. византийцы перешли к строительству крестово-купольных храмов. Такова церковь монастыря Хора в Константинополе и церковь святого Пантелеймона в Фессалонике. Этот тип архитектуры перешел на Русь и получил у нас широкое распространение.
Христос Вседержитель, мозаика храма Святой Софии, Стамбул
Архангел Гавриил, византийская икона
Стиль, созданный византийскими художниками, в особенности иконография, проник далеко за пределы государственных границ Византии. Его влияние ощущается в европейском церковном искусстве. Широкое распространение нашел он и у славян. В столице Древней Руси Киеве при участии византийских мастеров был расписан храм Софии. До сих пор замечательная живопись этого храма восхищает взоры людей.
Церковь в Мистре (конец XIII в.)
Большие перемены произошли во времена Крестовых походов. Поначалу византийские императоры заключили союз с крестоносцами и всячески поддерживали их.
Крестоносцы на марше
Византийцы надеялись, что рыцари помогут им в борьбе против турков-сельджуков, вторгшихся на их землю с востока и захвативших большую часть Малой Азии. Некоторое время войска империи и рыцари из Западной Европы действовали совместно. Но очень скоро союз этот распался. Крестоносцы преследовали свои интересы, а нуждами Византии пренебрегали. Единая христианская Церковь в то время окончательно распалась на восточную (православную) и западную (католическую), 1054 г. Каждая из Церквей обвиняла другую в ереси. Напряжение нарастало. Православное население империи с трудом терпело у себя вооруженные отряды католиков из Европы. Отношения между ними переходили из недружелюбных в открыто враждебные.
Турки-сельджуки — новая угроза для Византии
В последние годы правления Мануила I Комнина положение Византии резко ухудшилось. Император перестал заниматься государственными делами, увлекшись астрологией и гаданием. При дворе плелись бесконечные интриги, а в стране ширилась политическая и социальная борьба. «Кажется, будто божественной волей было решено, чтобы вместе с императором Мануилом Комнином умерло все здоровое в царстве ромеев и чтобы с заходом этого солнца все мы были погружены в непроглядную тьму», — писал встревоженный событиями современник. Со смертью Мануила I (1180 г.) в столице начались беспорядки и вооруженные столкновения. Следующие императоры правили недолго и большей частью становились жертвами дворцовых заговоров. Страну захлестнула смута. Редкий год не был отмечен народным восстанием или воинским мятежом. Силы Византии таяли на глазах.
Мануил I Комнин
Захват Константинополя крестоносцами (1204 г.)
Против слабеющей империи ополчились Сербия, Венгрия и другие соседние государства. Еще острее развивался конфликт с крестоносцами. Римский папа призвал католиков к походу на Византию. В ходе боевых действий рыцари захватили остров Кипр и вторглись на Балканы. Четвертый крестовый поход, в котором участвовали итальянские и французские рыцари и венецианский флот, поставил своей целью взять Константинополь. Венецианские корабли переправили «за море» 4500 всадников с лошадьми, 9 тысяч щитоносцев и 20 тысяч легковооруженных пехотинцев. Жаждущих наживы рыцарей не смущало то, что они далеко отклонились от своей первоначальной цели — освобождения Святой земли (Палестины) от мусульманских завоевателей — и обрушились на христианское государство. В апреле 1204 г. крестоносцы штурмом взяли столицу Византии и почти полностью разграбили ее. Соборы и церкви также пострадали от захватчиков, которые похитили из них священные реликвии и предметы богослужения.
В конном и пешем строю
Победители разделили между собой византийские владения. На императорский престол был возведен граф Балдуин I, а страна переименована в Латинскую империю. В стране бесцеремонно насаждались католические традиции и обычаи, что вызвало сопротивление православного населения и оставшейся части византийского воинства. Особенно сильное неприятие латинизации возникло в малоазийских областях — Вифинии, Понте и Пафлагонии.
В 1208 г. вождями сопротивления была образована Никейская империя, куда стали стекаться силы византийцев. Там же появился и православный патриарх. Город Никея стал центром православного богословия и церковного искусства. На южном побережье Черного моря возникла также Трапезундская империя, где главенствовала Православная церковь.
Византийские воины
Никейский император Михаил VIII (1259–1282) из династии Палеологов задумал вернуть Константинополь и возродить былую империю. Он сумел договориться с торговыми и политическими соперниками венецианцев — генуэзцами, и те помогли ему своим флотом. В 1261 г. императорские войска заняли Константинополь. Латинская империя перестала существовать. Михаил VIII был вторично коронован и помазан в соборе Святой Софии.
Казалось бы, Византийская империя была восстановлена. Но это государство было лишь бледной тенью прежней державы. Многие провинции были утрачены безвозвратно. На западе Византии грозили крестоносцы, папский Рим призывал их к новому походу на Константинополь.
Никейский император Михаил VIII
На Балканах не прекращались столкновения с сербами и болгарами. Страна раздиралась внутренними смутами, непрекращающейся борьбой между группировками знати. Население также бралось за оружие, и тогда начиналась настоящая гражданская война. Византийский летописец писал: «Можно было видеть весь род ромеев расколовшимся на две части в каждом городе и в каждой деревне — на разумную и неразумную, на обладавшую богатством и славой и на терпящую лишения, на познавшую благородное воспитание и на совершенно чуждую всякого воспитания, на благоразумную и подчиненную порядку и на неразумную, мятежную и кровожадную. Ужасное смятение и беспорядок охватили города».
Монеты с изображением: графа Балдуина I (слева); Михаила VIII (в середине и справа)
Погруженная в хаос страна не способна защищать свои границы, отражать внешнюю агрессию. В XIV в. на восточных рубежах появился новый грозный противник — воинственные турки-османы, исповедующие ислам. Под их натиском византийцы отступали, теряя в Малой Азии один город за другим. Походы захватчиков сопровождались ограблением занятых территорий, опустошениями, пожарами и резней. Завоеванное население угонялось в рабство или насильно обращалось в ислам. Один монах писал в те дни: «Опустела земля, лишилась всех благ, погибли люди, исчезли скот и плоды. Тогда живые завидовали тем, которые умерли раньше». Турки взяли Никею и Никомидию, переправились на европейское побережье и готовились к решающему броску на Константинополь. Истощенная Византия не могла им долго противостоять. Обескровленное население не оказывало помощи константинопольскому правительству в борьбе с могущественными врагами, а правительство и не искало помощи у народа. В обществе усиливались состояние подавленности, чувство обреченности, ощущение надвигающегося краха.
Новая беда пришла с востока: турки-османы
Напрасно византийские императоры взывали к помощи западноевропейских стран, обещая взамен подчиниться Католической церкви. Им обещали содействие, но всерьез никто на Западе не собирался спасать Византию. Император Иоанн V (1341–1391) даже отправился к римскому папе и принял католичество, но и это в сущности ничего не изменило. А после слабой попытки отразить наступление турок в 1396 г., закончившейся поражением крестоносцев, Европа вообще бросила Константинополь на произвол судьбы. Он мог пасть со дня на день, и только неожиданное нападение на турок с тыла полчищ Тимура (Тамерлана) в 1402 г. на время отвлекло силы османов и отсрочило гибель Константинополя. Но конец его надвигался неотвратимо.
Население Константинополя, возбуждаемое фанатичными монахами, и слышать не хотело о переходе в католичество. Толпы народа собирались на площадях и кричали: «Не нужно нам ни помощи латинян, ни единения с ними! Лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару!» Такое ожесточенное упрямство удивительно в виду малочисленности византийского войска и грозящей стране смертельной опасности. Константинополь был обречен.
Накануне турецкой осады только генуэзцы, имевшие свои интересы в Византии, прислали на помощь 700 солдат. Это было все, чем расщедрилась Европа для защиты древнего христианского государства.
В 1453 г. султан Мехмед II привел под стены византийской столицы огромную армию: 200 тысяч воинов, 400 боевых кораблей и большое число пушек. Им противостояло всего 7 тысяч вооруженных византийцев и генуэзских наемников. Силы были слишком неравны. В течение сорока дней осаждавшие день и ночь обстреливали город и его укрепления из пушек и метательных орудий. Султан особенно надеялся на свою мощную артиллерию. Жесточайший обстрел города повлек большие пожары, разрушения и смятение в рядах обороняющихся. Тогдашние историки отмечали: «пушки решили все». Увидев, что город объят пламенем, Мехмед II приказал начать общий штурм. 29 мая турки с боем овладели Константинополем. Последний византийский император Константин XI Палеолог сражался на улицах города как простой воин и был убит. Жители города в ужасе искали спасения в храме Святой Софии, но тщетно. Турки беспощадно избивали их во всех соборах и церквях. Большинство горожан было истреблено, а уцелевшую часть победители обратили в рабство.
Мехмет II во главе войска
Падение Константинополя (1453 г.)
Известие о падении Константинополя облетело все страны и народы Европы, вызывая ужас и печаль, злорадство и насмешки. Большинство христиан горько оплакивало судьбу Ромейского царства. Европейские историки стали говорить об этом как о крупнейшей исторической трагедии. Византийское государство исчезло навсегда. На его месте возникла держава турок-османов. Христианские соборы были переделаны в мусульманские мечети. Константинополь стал называться Стамбулом.
Правда, остались православные патриархаты: Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский, Александрийский. Православная Церковь на Востоке пользуется авторитетом и ныне. Остались замечательные памятники византийской культуры. Россия как наследница Византии сохраняет множество атрибутов своего великого предшественника, начиная с государственного герба — двуглавого орла. В православных церквях и по сей день звучат греческие слова и песнопения, написанные византийскими авторами. А российские туристы, посещающие турецкий Стамбул, называют его по традиции Константинополем.
1. Спас Вседержитель, XIII в. 2. Снятие с креста, XI–XII вв. 3. Святой Дмитрий Солунский, икона около 1300 г. 4. Икона Покрова Богоматери, 1399 г. 5. Святой Меркурий, 1295 г.
6. Святые Георгий и Дмитрий, около 1180 г. 7. Взятие Христа под стражу. Фреска XIV в. Кипр 8. Бой византийцев (слева) с болгарами. Миниатюра XII в.
Именной указатель
Алексей I — Комнин, виз. император 74, 75
Арий, глава арианской ереси — 22
Аркадий, рим. и виз. император — 14
Балдуин I, латинский правитель — 83, 85
Валент, рим. император — 14
Василий I, виз. император — 55
Василий II, виз. император — 55, 57, 74
Василий Дигенис Акрит 64
Велисарий, виз. полководец — 28, 31
Владимир Святославович, князь — 73
Галерий, рим. император — 4
Герман I, патриарх — 52
Гонорий, рим. император — 14
Грановский Т. Н., ученый — 3
Евсевий Кесарийский, церковный писатель — 12
Евтропий, историк — 12
Елена, мать Константина I — 9, 12
Игорь, князь — 68
Иоанн, римский папа — 33
Иоанн I Цимисхий, виз. император — 70
Иоанн II Комнин, виз. император — 75
Иоанн V Палеолог, виз. император — 88
Ираклий I, виз. император — 46, 47
Ирина, виз. императрица — 53, 54
Кирилл, просветитель — 73
Константин I Великий, рим. император — 4, 5, 8, 9, 11–13, 22, 25, 59
Константин V Копроним, виз. император — 52, 53
Константин VII Багрянородный, виз. император — 55, 56, 68
Константин XI Палеолог, виз. император — 92
Констанций II, рим. император — 13, 22
Констанций Хлор, рим. император — 4
Лев III Исавр, виз. император — 52
Лев VI, виз. император — 55
Лициний, рим. император — 4, 9
Максенций, рим. император — 4, 5
Мануил I Комнин, виз. император — 75, 79
Мефодий, просветитель — 73
Мехмед II, султан — 88, 91
Михаил III, виз. император — 55
Михаил VIII Палеолог, виз. император — 83–85
Мухаммед, пророк — 49
Несторий, глава несторианской ереси — 25
Олег Вещий, князь — 66–68
Ольга, княгиня — 68, 70
Cвятослав, князь — 68, 70, 71
Соломон, библейский царь — 37
Тимур (Тамерлан) — 88
Феодора, виз. императрица — 35, 37, 38
Феодосий I, рим. император — 14, 25
Фотий, патриарх — 55, 62
Юлиан, рим. император — 22, 24, 25
Юлий Констанций — 22
Юстин I, виз. император — 26
Юстиниан I, виз. император — 26, 27, 30–35, 37–40, 43, 44, 50
Книги в этой серии
Земля и человек:
Анатомия человека, Летающие ящеры и древние птицы, Динозавры, Происхождение жизни, Происхождение человека
История:
Библейские предания (Ветхий Завет, Новый Завет), Византия, Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция, Древняя Месопотамия, Древняя Русь, Индейцы, История архитектурных стилей, Книга будущего адмирала, Книга будущего командира, Крестоносцы, Монастыри России, Пираты, Православные святые, Религии мира, Рыцари, Чудеса света
Мифология:
Боги Олимпа, Герои Древней Греции, Драконы и легенды, Мифологические животные
Наука и техника:
Автомобили, Великие открытия и изобретения, Корабли, Космос, Мотоциклы, От паровоза до магнитоплана, Самолеты, Стрелковое оружие, Танки и самоходные орудия, Часы и время
Природа:
Акулы и скаты, Бабочки, В морях и океанах, Грибы и ягоды, Деревья, Жизнь в пресной воде, Жизнь в соленой воде, Жуки и другие удивительные насекомые, Земноводные, Кошки, Лошади, Минералы и драгоценные камни, Млекопитающие, Насекомые, Пауки, Птицы, Рептилии, Самые удивительные растения, Собаки, Хищники, Цветы
Страны и континенты:
Знакомьтесь: Австралия и Океания, Азия, Арктика и Антарктика, Африка, Европа, Россия, Северная Америка
Комментарии к книге «Византия», Борис Георгиевич Деревенский
Всего 0 комментариев