Елена Качур Как жили на Руси
По мотивам произведения Н. Манушкиной
Иллюстрации Анастасии Балатёнышевой и Анастасии Холодиловой
Автор текстов заданий Анастасия Ванякина
© Текст. ООО «Детское издательство Елена», 2016
© Издание, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017
Давайте знакомиться!
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чевостик. Я живу на книжной полке в библиотеке у дяди Кузи. Не удивляйтесь, я небольшого роста, а нижняя полка в книжном шкафу дяди Кузи очень высокая и просторная, поэтому мне на ней хорошо и удобно. Какой я? Похож на обыкновенного мальчишку, волосы рыжие, характер весёлый. Дядя Кузя в шутку зовёт меня Чевочка с хвостиком. Но никакого хвоста у меня нет, зато есть ушки на макушке. Больше всего на свете я люблю узнавать новое, поэтому всё время задаю дяде Кузе всякие вопросы. О чём бы я ни спросил, он всё знает и мне рассказывает. Это потому, что дядя Кузя очень умный. Он прочитал много-много разных книг. А ещё мы с ним любим путешествовать! В путешествиях нам помогает времяскок. Это такой прибор, его дядя Кузя изобрёл. Набираешь на времяскоке место и время, куда хочешь попасть, раз-два – и уже там! Сегодня мы наверняка тоже куда-нибудь отправимся!
Жители Древней Руси Кто такие славяне?
– Чевостик!
– Чего?
– Чевочка с хвостиком! Привет! Собирайся, нам пора.
– Куда пора?
– А вот тебе загадка, разгадка да семь вёрст правды. Ты ж у меня на сажень сквозь землю видишь!
– Дядечка Кузечка, ты на каком языке со мной разговариваешь? Я ничего не понимаю! Верста, сажень – что это за слова такие?
– Хорошие слова. Русские. И разговариваю я с тобой на русском языке. Только не на современном, а на старом, на котором говорили славяне.
– Кто?
– Славяне. Это наши предки, малыш. Давным-давно славянские племена расселились в лесах и степях от рек Эльбы и Одера на западе до Донца, Оки и Волги на востоке, от Балтийского моря на севере до Чёрного моря на юге.
– Ого! Это, наверное, очень много земель!
– Много! И почти все земли – очень суровые.
– Почему суровые?
– Потому что лето в наших краях короткое, а зима длинная и холодная. Климат суровый.
– Зато природа красивая! И зимой, и летом!
– Ты прав. Когда-то Древнюю Русь, славянские земли, сплошь покрывали леса. Среди лесов протекали широкие полноводные реки, блестели чистые прохладные озёра… И в такой красоте вся жизнь восточных славян была связана с природой, с лесом.
– Почему ты сказал «восточных славян»? А ещё какие есть?
– Есть ещё славяне южные, западные. А мы, русские, – из восточных славян.
– Ясно.
– Но и восточные славяне делились на разные племена: древляне, поляне, волыняне, северяне, вятичи, кривичи, дреговичи и другие. Потом, со временем, эти племена объединились, и образовалось государство Русь, будущая Россия.
– Ну ничего себе! А поляне – потому что в полях жили?
– Угадал. Поляне – от слова «поле», это земледельцы, жители полей.
– А древляне? Среди деревьев?
– Да, Чевостик.
– А дреговичи где?
– Среди болот. «Дрегва», «дрягва» значит «болото».
– А как жили люди в славянских племенах? Что они ели? Какую одежду носили?
– Об этом я и собираюсь тебе сегодня рассказать. А поможет мне моё изобретение – времяскок. С его помощью мы с тобой перенесёмся в давние времена и всё увидим своими глазами. Мы попадём на древнюю новгородскую землю, на ильменские берега.
– Что значит «ильменские»?
– От названия озера Ильмень. Здесь славяне жили вместе и в самом Новгороде, и в его округе. Ты готов, малыш?
– Готов!
– Переводим наш времяскок на восемь веков назад… Поехали!
Восточные славяне сначала делились на разные племена, а позже объединились. Образовалось государство Русь.
Карта расселения восточных славян
Поселение Где жили славяне?
– Ух ты! Где это мы? Там речка течёт, за ней лес подходит. А рядом какой-то забор из толстых брёвен… Высоченный! С острыми концами.
– Это частокол. Он огораживает славянское поселение. Пройдём через ворота.
– Ага! Здесь дома, тоже из брёвен, с маленькими окошками. Много домов!
– Домов много, а семей живёт всего семь.
– Как это? А остальные дома что, пустые?
– Нет, не пустые. Просто семьи раньше были не такими, как теперь – мама, папа и один-два ребёнка. Раньше семьи были большими! Вот три дома рядом стоят, видишь?
– Вижу.
– Все они принадлежат одной семье.
– Все три?
– Вот именно. Раньше, Чевостик, славяне жили родами, а потом стали селиться большими семьями. Сыновья строили свои дома рядом с домом родителей. А порой даже жили все вместе в одном большом доме.
– А почему окошки в домах такие маленькие?
– Вспомни, какие у нас зимы?
– Холодные!
– Значит, дома должны быть какими?
– Тёплыми!
– Верно! Из дома тепло уходить не должно, ни через окна, ни через двери. Поэтому и двери прорубали узкие и низкие. А стёкол тогда не было, и маленькие окошки или ничем не закрывали, или, в сильные холода, просто затыкали мешком с соломой. А самое большое окно затягивали мутноватым, плохо пропускающим свет бычьим пузырём. Зайдём-ка внутрь!
– Ой, темно!
– Сейчас глаза привыкнут к сумраку…
– И дымом приятно пахнет!
– Мы в курной избе.
– Здесь что, куры живут?
– Почему куры? Люди. А «курной» избу называют потому, что изнутри она окуривается дымом. Избы славяне топили по-чёрному.
– Что значит «по-чёрному»?
– Смотри! Там, в углу, печь. Что в ней необычного?
– Трубы нет! Дым прямо под потолок уходит. Потолок поэтому весь чёрный, закопчённый. Дым там, наверху, клубится, а потом через крошечное окошечко на улицу выползает.
– Правильно. Так и дров меньше расходуется, и тепла больше. А огонь в печи и согревает, и освещает дом. И еду на нём готовят. Славяне огонь почитали и любили! Огонь для них живым был! А о чёрной печи была загадка: «Мать черна, дочь красна, сын голенаст, изгибаться горазд».
– Мать – это, наверное, печка? Дочь – огонь! А сын – дым?
– Молодец, Чевостик!
– Дядя Кузя, а дышится в избе всё равно легко!
– Да, в курной избе воздух сухой и тёплый. Потолки здесь высокие, и под потолком, в дыму, удобно просушивать рыбачьи сети. Вон они висят!
Прокопчённое дерево крепкое и не портится. Изба могла простоять сто лет! Ну что, Чевостик, глаза твои к темноте привыкли? Что ещё в доме разглядел?
– Стол длинный. Широкие лавки прямо из стены. Ящики большие…
– Это сундуки. В них хранили всякое добро. А на самих сундуках и сидели, и даже спали.
– …А ещё я вижу деревянную бочку с водой, всякие горшки, кувшины… У окна какая-то штука с мочалкой, ниткой и мотком…
– Прялка.
Устройство древнерусской избы
– Дядя Кузя, а почему людей нет?
– Сейчас появятся.
Задание
Представь, что все твои родственники, которые, возможно, живут на разных улицах, в разных городах и странах, поселились бы с тобой в одной деревне. Посчитай, сколько домов вам бы понадобилось? Получилось бы ваше поселение большим или маленьким? А если бы к вам ещё присоединились семьи всех твоих друзей?
Русский стол Что ели и как готовили?
– Ого! В избе сразу тётенька и две девочки появились! И вкусно как запахло!
– Хозяйка Настасья хлеба напекла, из печи каравай вынимает. А средняя дочка Лада ей помогает. В печке хлеб из ржаной муки, мягкий, ноздреватый, с корочкой.
– Дядя Кузя, а Настасья вместо каравая в печь какую-то круглую кастрюлю на палке отправила!
– Это не кастрюля, а горшок. А палка с полукруглыми железными рогульками – ухват, чтобы горшки в печь ставить и из печи доставать.
– Да, в микроволновке удобнее: включил – она всё быстренько разогрела и сама выключилась!
– Зато в печи еда получалась особенно вкусная! А Настасья сейчас как раз готовит обед на всю большую семью. Как положено, после хлебов.
– Как это «после хлебов»?
– Это значит после того, как хлеб испечётся. Русскую печь, Чевостик, дровами растапливали долго, она медленно разогревалась, зато и остывала постепенно. Часть еды готовили «до хлебов», пока печь нагревается, а на остывающем тепле варили-парили-жарили другие блюда.
– А что тогда варили? Что у Настасьи в горшке? Картошка, наверное?
– Нет, малыш. Картошка на Руси появилась на несколько столетий позже. Настасья варит гречневую кашу. В русской кухне было много всяких кашиц.
– Я гречку тоже люблю! А супчики у славян были?
– Были. Готовили хозяйки наваристые щи, уху – окунёвую, ершовую, налимью, стерляжью. Всякие похлёбки и хлёбова.
– Смешное слово – «хлёбово»! А вот ещё одна девочка в дом вошла!
– Младшая, Алёнка.
– Корзинку тащит. Ух, сколько грибов! Сейчас будут суп варить?
– Наверное. Грибные блюда славяне очень любили. Лес и здесь выручал. А ещё любили рыбу.
– Значит, речки тоже выручали! В них рыбу можно ловить!
– Смотри, Алёнка из погреба уже две крынки тащит.
– Откуда?
– Из погреба! В давние времена холодильников ещё не было. Съестные припасы, чтобы не испортились, хранили в ледниках и погребах, где даже летом было прохладно.
– А что в крынках? Ну-ка, загляну… Ага! В одной – сметанка. Вон как кошка облизывается!
– А в другой крынке – маслице. Конопляное или ореховое.
– Или подсолнечное.
– Подсолнечного пока нет. Славяне подсолнухи ещё не выращивали, семечки появятся на Руси позже.
– Опять позже! Дядя Кузя, а чего тогда ещё не было? Огурцы с помидорами были?
– Огурцы – да. Они на Руси давно. А помидоры привезли к нам сравнительно недавно. Давай заглянем на огород, там старшая дочка Ульяна свёклу пропалывает. Успеют ли убрать до заморозков? Посмотрим, какие ещё овощи выращивает большая славянская семья к своему столу.
– Вот она, Ульяна! В длинной рубахе. А в огороде много чего растёт! И капуста, и лук, и чеснок!.. Там вон – морковка. А это что за листики?
– Это редька, свёкла и репа. Вот я одну репку выдерну. Смотри!
– Ой, она совсем не большая! Не такая, как в сказке.
– Зато вкусная. Есть поговорка: «Проще пареной репы». Слышал?
– Ага. Только я всегда думал: что такое пареная репа?
– Репу закладывали в печку, и… всё! Она пеклась и получалась пареной.
– Правда, очень просто! Дядя Кузя, а чай славяне с чем пили? С конфетами? Или с сахаром?
– Чай вообще не пили, Чевостик! Чай, сахар, конфеты – в стародавние времена ничего этого не было!
– У-у! А что же было? Разве можно ничего не пить? И жить без сладкого?
– Чевостик, я сказал «не пили чай». Чай действительно пришёл к нам из Китая позже. Зато славяне пили вкусные квасы – их было много разных. Варили сбитни, кисели, настаивали душистые травы, листья, цветы… и мёды. И сладкого у них хватало! Вместо сахара использовали мёд. Его и с блинами ели, и пряники сладкие пекли.
– Мёд и так можно есть!
– А ещё пекли всякие пироги. Вот тут хозяйке было раздолье! Каких только начинок не придумывали! Пироги и с ягодой, и с яйцом, и с грибами, и рыбники, и курники…
– Ух, дядя Кузя! У меня от твоих рассказов и от этих вкусных запахов такой аппетит разыгрался!
– На-ка тебе, Чевостик, пирог с северной ягодой, морошкой! Я с собой захватил. И сбитень попробуй.
– Ой, горячий! Травками душистыми пахнет. Вкуснотища! Дядя Кузя, смотри-ка, средняя дочка, Лада, куда-то из дома пошла.
– Настасья послала её на речку, бельё полоскать.
– Да, она много всяких одёжек в корзине несёт… Дядь Кузь, а откуда славяне одежду брали? Тогда ведь магазинов, наверное, тоже не было?
– Не было, Чевостик. Материю для одежды в сёлах женщины ткали сами.
– А как ткали?
– Пойдём опять в избу, я тебе покажу.
Задание
Представь, что к тебе домой пришли древнерусские гости. Посмотри, что у тебя есть в холодильнике или кладовке. Сможешь ли ты приготовить для гостей ужин только из тех продуктов, которых не было в Древней Руси? И наоборот, сможешь ли ты накормить гостей привычной для них едой?
Устройте с мамой ужин в древнерусском стиле.
Одежда Из чего делали одежду и обувь?
– Вот в горнице за ткацким станком сидит баба Клаша. Она ткёт полотно.
– Бабушка сидит за станком из всяких деревянных рамочек, на которых нитки натянуты. Баба Клаша рамки двигает туда-сюда, нитки перекрещиваются то так, то эдак, а она между нитками какую-то штуку пропускает – тоже с ниткой. Туда-обратно…
– Деревянный челнок.
– …А вниз со станка уже материя готовая спускается.
– Это льняное полотно. Из него потом сошьют рубашки или что-нибудь ещё. А может быть, ткань до поры до времени в сундуки сложат.
– Бабушка старенькая, а как здорово ткать умеет!
– Между прочим, Лада, Ульяна и даже младшая Алёнка прядут и ткут ничуть не хуже! Девочек раньше с малолетства усаживали за прялки и ткацкие станки. Сначала они делали грубую мешковину, а как мастерства прибавлялось – и ткани тоньше выходили. К той поре, когда женихи к ним начинали свататься, девушки успевали себе наткать, напрясть, нашить целые сундуки приданого! Чем лучше приданое, чем трудолюбивее невеста, тем лучшего жениха она себе найдёт.
– Дядь Кузь, а давай в какой-нибудь сундук заглянем!
– Давай! Вот, смотри. В этом сундуке – половики домотканые…
– Полосатенькие такие…
– А здесь – белая и серая льняная материя, разноцветная мягкая шерсть.
– А что значит «льняная»?
– Значит – сделанная изо льна. Лён – это растение с голубыми цветочками. Его собирали, трепали…
– Трепали?!
– Да, трепали, чтобы волокно стало мягким. Затем чесали, делали пряжу, а потом и нитки. А мужчины в семьях вили верёвки. И валяли из шерсти плотную толстую материю – сукно.
– А шерсть откуда брали?
– Шерсть стригли с овец. Из неё делали не только ткани, но и войлок. А из войлока – валенки. Их зимой на ноги обували. И тепло, и удобно. Поэтому шерстяную ткань делали чаще всего.
– А осенью? Или весной? Что на ноги обували?
– Обувь мастерили из древесной коры, кожи, утепляли мехом. А самую известную славянскую обувь – лапти – носили южнее, где было не так холодно, как в Новгороде. Лапти надевали поверх чулок, носков, обмоток и крепили к ногам с помощью длинных завязок.
– Да, это, конечно, не кроссовки, но в них, наверное, было удобно! А из чего лапти сделаны?
– Из лыка. Слышал песенку «Эх, лапти мои, лапти липовые»?
– Слышал! И давно хотел узнать, почему лапти липовые?
– Потому что лыко часто драли с лип. Лыко – это тонкая прослойка мягкой древесины под корой. Из него и короба плели, и обувь.
– Значит, опять лес всем помогал!
– Да, без леса в Древней Руси и жизни не представишь! Он и одевал, и обувал, и тепло давал, и кормил…
Задание
Хочешь сплести свой коврик? Возьми четыре палки и свяжи их так, чтобы получилась прямоугольная рамка. Намотай толстые шерстяные нитки между верхней и нижней палками. У тебя получилась основа. Теперь протягивай ленточки, разноцветные нитки или травинки между нитями основы так, чтобы они проходили попеременно то над нитью основы, то под ней. Возьми вилку и каждый новый сплетённый ряд прижимай к предыдущему, чтобы коврик получился плотным. Когда закончишь, можно повесить его на стенку.
Наряды Как выглядели славяне?
– Чевостик, а теперь посмотри, вон идёт Акимка, вместо лаптей у него – кусок кожи с продёрнутой верёвкой. На кожу ставили ногу, а шнур обвязывали вокруг щиколотки. А посмотри, во что он одет?
– На нём светлая рубашка. Длинная какая! С пояском.
– Это сорочица. Такая рубаха из тонкой шерстяной или льняной ткани была очень удобна. Сорочицу шили из единого куска ткани.
– Красивая сорочица! Красными нитками вышита. И на рукавах, и по воротничку.
– Это не просто вышивка, Чевостик. Она не только украшала одежду, но и оберегала человека. Славяне верили, что обереги – и вышивка, и магические амулеты – избавляли, защищали от беды, от дурного глаза, от болезни.
– А что такое амулеты?
– Видишь, на шее у Акимки фигурки на ниточках? Коник, утица, колёсико со спицами? Это символы Солнца и разных славянских божеств. Амулеты. В те времена, куда нас с тобой перенёс времяскок, на Руси уже приняли главную в стране религию – христианство, православие. Но ещё многие столетия в народе жили отголоски древних славянских верований.
– А что это за верования?
– Люди жили в лесу, среди природы, и поклонялись силам природы. И божества древних славян были покровителями природных стихий – огня, грозы, ветра, солнца… И праздники справляли в честь урожая, прихода весны, летнего солнцеворота.
– А фигурки у Акимки на шее – это в честь тех древних богов?
– Да. Надеваешь Перуново колесо – и бог грозы Перун тебя оберегает. Надеваешь коника – символ Даждьбога, солнечного божества, – и Солнце становится твоим покровителем.
– Понятно! А я думал, у Акимки просто игрушки какие-то…
– Чевостик, раньше ведь «просто игрушек» и не было. Каждая игрушка, каждое украшение имели свою историю, свою тайну… Ух, как начнёшь рассказывать, и не остановиться! Но давай вернёмся к одежде. Вон хозяин, Игнат, на обед идёт. Как он одет?
– На нём тоже штаны и длинная подпоясанная сорочица. Рубаха за пояс подвёрнута. И получается как будто карман, куда можно всякие вещички складывать. А ещё у Игната много всего просто заткнуто за пояс.
– И кресало, чтобы огонь разжигать, и ключи, и даже топор! Настасья с Алёнкой вышли на крыльцо, отца встречают. Рассмотрим-ка и их наряды.
– На них рубахи длинные, до пяток. Тоже вышитые! На запястьях – браслеты.
– А на поясе у Алёнки – футляр для игл. Рукодельница!
– А что у Настасьи на голове? Какие-то круглые серёжки… Или колечки…
– Это височные кольца. Бронзовые, серебряные, в древности по ним определяли, из какого роду-племени женщина. В каждом племени кольца у женщин были свои. Надевали их, как правило, на какие-нибудь важные события – на праздники или похороны… А вот Настасья с Алёнкой решили принарядиться, чтобы хозяина встретить. Молодец Настасья, сохранила старые украшения.
– Какие нарядные! Хоть и немного на матрёшек похожи… Дядя Кузя, а зимой что славяне надевали?
– На ноги – валенки, на плечи – меховой кожух: как шуба, только мехом внутрь. Крестьяне и горожане носили кожухи простые, овчинные, а богатые и знатные бояре – дорогие, собольи, и снаружи обшитые красивой тканью. У Настасьи тоже кожух есть, лисий. Средний сын, Микитка, для матери расстарался. Микитка – хороший охотник.
– Я охоту не люблю! Зверей жалко.
– Ты прав, в наше время охота стала жестокой бессмысленной забавой. Но в прежние века охота была для простых людей средством к существованию. Охотники приносили дичь, а дичь – это и мясо, и тёплый мех для одежды, и всякие кожи.
– И тоже ведь всё из леса! Дядя Кузя, а как тогда, в древности, охотились?
– У охотников были луки, стрелы, копья. В лесах развешивали большие сети и расставляли маленькие ловушки. Охотились и в одиночку, и целыми артелями. Чевостик, пока семья Игната в дом вся отправилась обедать, давай-ка мы с тобой двор осмотрим.
Задание
Возьми у мамы или папы футболку или рубашку большого размера. Подпоясайся верёвочкой или поясом. Край футболки заткни за пояс, чтобы получился кармашек, как у Игната на картинке. Проверь, что поместится в таком кармане. Яблоко? Небольшие игрушки? Монетки? Шишки? Удобно ли носить вещи в таком кармане?
Двор Хозяйственные постройки
– Вот мы и во дворе. Вон амбар для зерна. Там – хлев. В нём и корова, и свиньи, и козы. Дальше – конюшня. Сеновал. Рядом – овин. Ты знаешь, что такое овин? В нём снопы (связанные колосья) сушили перед молотьбой.
– Этот овин – очень необычный! Без окон и дверей, а под него какая-то яма ведёт…
– В этой яме разводили костёр, дым от которого проникал внутрь овина. А там на жердях, которые называются «колосники», висели снопы.
– А это что за домики?
– Это клети. В них хранили всякие нужные в хозяйстве вещи…
– Целый городок получается!
– Ещё бы! Семья-то вон какая большая. И себя надо прокормить, и скот домашний, и съездить куда-то. Вон там, под навесом, кстати, телега и сани стоят. А теперь обрати внимание на тот домик!
– Какой маленький! Из брёвен, а между брёвнами – мох. И без окошек. А кто там живёт?
– Никто не живёт. Это, Чевостик, баня. В бане славяне парились, мылись и… лечились!
– Лечились? Как это?
– Давай заглянем внутрь…
– Ой, здесь тоже темно!
– Я зажгу лучину…
– Лучина – это что?
– Это такие тоненькие наструганные палочки. Их поджигали и вставляли в специальную подставку – светец.
– Вот в эту штуку со штырёчками?
– Да. Света лучина давала немного, но при ней тёмными зимними вечерами и прясть можно было, и сети рыболовные чинить…
– Лампочка электрическая, конечно, поярче светит, но всё равно теперь можно в бане осмотреться… Ого! Здесь веники из веток. Гора камней в углу. Бочка с водой. И пахнет приятно. Листвой, деревом… А в потолке – маленькое окошко.
– В бане – или, как её ещё называли, в мыльне – раньше парились так: камни раскаляли, на них лили воду, образовывался пар, люди распаривались, хлестали друг друга берёзовыми, дубовыми, можжевеловыми вениками, а потом выбегали купаться. В парилке жарко, а в речке – ух! – вода прохладная! Хорошо!
– А зимой как же?
– А зимой, бывало, и в прорубь после бани ныряли, и снегом обтирались.
– Б-р-р! Холодно же! А вениками стегаться, наверное, больно?
– И не больно, и не холодно, а очень полезно! Иноземцы удивлялись: отчего русичи такие здоровые и сильные? Отчего живут в холодных краях, а хвори их не берут?
– Потому что в банях парились?
– Да! И даже если кто заболевал, ему прописывали баню. Отвары из целебных трав давали пить и на камни раскалённые плескали. Целебным паром человек дышал, закалялся и выздоравливал. «Пар костей не ломит!» – старая поговорка.
– А я в ванне люблю купаться! Там горячая вода сразу – кран открыл, и течёт.
– В ванне тоже неплохо. Но вот я когда-нибудь, когда мы с тобой в деревню поедем, истоплю тебе баньку! Тогда ты сможешь сравнить, насколько в ней приятней, чем в обычной ванной.
– Решено. Ой, дядя Кузя, а там ворота скрипят! Кто-то из дома уходит. Посмотрим?
– Посмотрим.
– Лада! А куда она еду в корзинке понесла?
– Братцу Микитке. Он сейчас в поле, и на обед выбраться некогда. А пойдём-ка и мы за Ладой!
– Пойдём! Тропинка ведёт к широкому полю.
– Подумать только! А когда-то здесь стоял густой лес!
– Лес? Не может быть!
– А давай перенесёмся с помощью времяскока на три года назад и посмотрим, что здесь происходило.
Задание
Хочешь посмотреть, как жили люди без электрического света? Тогда устрой с родителями вечер со свечами. Ни в коем случае не включай свет, а попробуй всё делать при свечах: сначала поужинай, потом почисти зубы. А перед сном почитайте с мамой книгу, освещая страницы свечкой. Хорошо ли видны картинки?
В поле Пахота
– Правда! Мы в лес попали. Только что-то гарью потянуло… Ой, дядя Кузя, пожар! Лес горит! Надо звать людей!
– Успокойся, малыш. Вот они, люди. Все местные мужчины здесь.
– Правда… А почему они смотрят на огонь и не тушат его?
– Потому что сами его и зажгли. Присмотрись: горит-то уже сухой лес. Земледельцы очищают новый участок леса под будущую пашню. Год назад лес подрубили, или, как раньше говорили, подсекли. Подсекли – значит обрубили верхние корни, которые видны на поверхности земли, и убрали кору по кругу. За год деревья подсохли. Сейчас их сожгут, пни выкорчуют, а пепел и зола станут хорошим удобрением. В удобренную землю посеют семена. Поле даст один урожай, на следующий год – другой, может быть, будет и третий, а потом земля истощится.
В первый год деревья подрубали. На следующий год подсохший лес сгорал, и на его месте вспахивали и засеивали землю. Несколько лет эта земля давала урожай. После на ней пасли скот, а потом на этом месте постепенно вырастал новый лес.
– И что будет дальше?
– Участок постепенно снова зарастёт лесом, а земледельцам придётся выжигать новый кусок земли. Такой древний способ обработки земли назывался «подсечно-огневой».
– Очень тяжёлая получается работа! Это тебе не грядки со свёклой пропалывать!
– Ты прав, тяжёлая! Одному человеку с ней было не справиться.
– Вот и собирались все вместе!
– Да, землю обрабатывали не просто семьями – собирались целыми родами, общинами.
– Что такое община, дядя Кузя?
– Община – это когда все важные дела решаются вместе, несколькими семьями… Люди жили бок о бок друг с другом, время от времени собирались на общее собрание, сход, и обсуждали то, что их волновало. И работали вместе. Но пора нам с тобой, Чевостик, возвращаться к Ладе и Микитке. Перевожу времяскок вперёд…
– Мы снова на поле! Во-он там Микитка пашет! Лада к нему с корзинкой побежала. И мы за ней пойдём?
– Пойдём.
– Дядя Кузя, а чем это Микитка пашет? Лошадь тянет за собой какую-то деревянную рогульку, а Микитка сзади за рукоятки держит и вперёд толкает.
– Об этой рогульке есть загадка: «Баба-яга – вилами нога, весь мир кормит – сама голодна».
– Ого! Что же это такое?
– Соха. Главное орудие труда земледельца.
– А почему такое название странное – «соха»?
– Слово «соха», Чевостик, означает «развилка». Сама соха деревянная, а внизу у неё два металлических зуба, которые разрыхляют землю. Сохой крестьяне пахали, ею же закапывали удобрения, боронили…
– Микитке, наверное, тяжело… Хоть он вон какой сильный! Плечистый, высокий.
– Да, пахать сохой – дело нелёгкое. Но отец его с шести лет с собой в поле брал. Мужчине нужно было и силу иметь – пахать, косить, дом строить, – и глаз острый для охоты. И ко всему этому мальчиков с детства приучали, чтобы к юности они уже всё умели. А ещё земледельцы использовали в обработке земли борону.
– А зачем нужна борона?
– Измельчать большие комья земли, чтобы колосьям было легче расти. «Бор» значит «резать», «колоть». Первые бороны вообще делали из обычной ёлки.
– Как из ёлки?
– У ёлки отрубали верхушку и обрезали сучья, но не полностью – небольшие сучки оставляли. Такую борону-суковатку лошадь тащила по полю, а маленькие сучки на стволе разбивали комья земли. Сейчас, конечно, бороны стали делать большими и прочными, с металлическими зубьями и даже с вращающимися дисками!
– Вот здорово! Мы когда в наше время вернёмся, ты мне борону обязательно покажи! Дядя Кузя, а что на этом поле растёт?
– Сейчас – ничего. А рос овёс. Его уже убрали, и Микитка вспахивает поле наново, под ячмень. Ячмень в зиму, под снег посеют, а весной всходы раньше появятся. Здесь, на северных землях, может вырасти не всякая культура. Вот славяне, которые жили южнее, в землях, где лето длится дольше и климат теплее, сеяли ещё гречиху, пшеницу, выращивали на полях лён.
– Лён – из которого одежду делают?
– Не только одежду! Из льняной и конопляной пряжи изготавливали рыбацкие и охотничьи сети. А из грубой льняной ткани – холстины и парусины – делали военные шатры и паруса. Кроме того, на кораблях славян нужны были канаты. Их тоже делали изо льна и конопли.
– Понятно. Дядя Кузя, Лада Микитку накормила, он опять за соху взялся. А девочка назад пошла.
– И мы за ней отправимся. Ещё раз в Игнатову избу заглянем.
– Вот мы опять к крыльцу вернулись. Заходи в дом, вслед за Ладой, Чевостик!
– Хорошо, что нас никто не видит и мы никому не мешаем! Тут все за столом сидят. Уже пообедали, теперь хлеб в мёд макают и едят. Ух, душистый какой! А это кто ещё рядом с хозяином Игнатом уселся?
– Это Афанасий, брат Игната. Это он мёд принёс. Афанасий – бортник.
– Кто?
– Бортник. Так называли людей, которые мёд добывали.
– А-а, так он пчеловод? У него ульи есть?
– Нет, Чевостик. Ульев в те времена ещё не было. Пчёлы жили в лесу, в стволах деревьев. Были и стволы с настоящими дуплами, и специально вырубленные колоды. Вот их-то и называли «борти».
– А людей, которые мёд из колод доставали, поэтому звали бортниками?
– Да. Борти в лесу помечали специальными знаками и охраняли. Тех, кто чужой мёд вздумает воровать или борти ломать, штрафовали!
Пчела опыляет цветок и возвращается в дупло. Бортники достают мёд из дупла вместе с сотами.
– Вот, оказывается, какие сластёны были славяне!
– Не то чтобы сластёны. Вспомни, малыш: сахара-то тогда не было. А пчёлы давали не только сладкий мёд, но и воск. Воск очень ценился и на Руси, и за её пределами. Воском торговали, из него делали свечи.
– И Афанасий воском торгует?
– Торгует. Он к брату пришёл как раз затем, чтобы договориться сегодня выехать в город воск продавать.
– В какой город?
– В Новгород. К утру братья туда и приедут, будут на торгу стоять. Торг – это такая большая ярмарка.
– Дядя Кузя, а что на ярмарке ещё, кроме мёда, продают? А сама ярмарка очень большая? А чем там платят за товар?..
– Сколько у тебя вопросов! Может, нам лучше самим всё увидеть?
– А как, дядя Кузя? Ярмарка ведь только завтра!
– Ты забыл о нашем времяскоке? Стоит лишь перевести прибор на завтрашнее утро – р-раз!
Задание
Представь, что ты новгородский бортник, который отправляется в лес за мёдом. У тебя есть специальный инструмент – медорезка, чтобы доставать мёд из дупла, и ведро, чтобы было куда складывать мёд.
Какой ещё тебе нужен предмет, который современному пчеловоду в наши дни не требуется?
Ответ есть в конце книги, но не подглядывай – попробуй угадать сам!
На ярмарке Меры длины и деньги
– Вот мы уже на широкой рыночной площади Господина Великого Новгорода!
– А где же Игнат с Афанасием?
– Где-то здесь. Давай поищем их. А заодно вдоль торговых рядов пройдёмся.
– Вот это и есть торговые ряды?
– Это и есть. Из мастерских ремесленники доставляют сюда свои товары. Крестьяне привозят из сёл продукты. А заморские купцы выставляют свои иностранные чудеса.
– Сколько всего продаётся! Вон там – всякие материи цветастые. Подойдём?
– Подойдём. Здесь тканые ряды. Красная девица просит у купца три локтя и шесть больших пядей шёлка.
– Почему локтя и пядей?
– Это древнерусские меры длины. Малые расстояния мерили большими и малыми пядями, локтями, а большие – саженями и вёрстами.
– А сколько это? Пядь, например, это много или мало?
– Малая пядь – расстояние между кончиками раздвинутых большого и указательного пальцев, большая пядь – расстояние между кончиками большого пальца и мизинца.
– А локоть?
– Локоть меряется от локтя до конца руки, сжатой в кулак, или до конца вытянутой ладони.
– А сажень?
– Это расстояние от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой при расставленных в стороны руках.
В старину все меры длины были связаны с человеком.
– Но у каждого же сажень разная! У меня, например, будет совсем малюсенькая саженка.
– Поэтому договорились выбрать рост среднего человека и сделать эталоны длины.
– Эта… что?
– Эталоны. Был самый главный, самый точный локоть – деревянная дощечка нужной длины. Его ещё называли «иванский локоть», он находился под охраной в новгородской церкви Ивана на Опоках. С «иванским локтем» сверялись все купцы… А вот посмотри-ка, малыш, какие красивые ткани русские купцы привезли с Востока! Тут и невесомые шелка, и златотканые ленты…
– Это, наверное, только для богатых?
– Почему же? И простые новгородцы хотели выглядеть красиво. И в других городах на Руси славянки шили себе нарядную одежду. Но да, шёлк и золото не всякому по карману.
– А чем эта девица-красавица за материю купцу платит? Не деньгами, а какими-то меховыми шкурками…
– Это куницы. Когда-то вместо денег расплачивались шкурками куниц. Ещё были золотые и серебряные слитки – гривны. Гривнами сначала называли шейные украшения, а потом и деньги.
– А кругленьких монеток или бумажных денежек не было?
– Нет, в то время монет не было, да и бумажные деньги появились на Руси только несколько веков спустя. Кстати, гривенкой называли и эталон веса – гирьку, по которой сверяли свои меры веса купцы на торгу.
– Эта гирька тоже находилась под охраной, как «иванский локоть»?
– Да. Гривенка тоже хранилась в церкви Ивана на Опоках. Мы её с тобой скоро увидим. Пойдём дальше по торговым рядам!
Задание
Измерь ширину своего книжного шкафа в малых пядях. Сколько пядей получилось? Попроси маму или папу сделать то же самое. У кого получилось больше? А теперь измерь в локтях рост самого маленького и самого высокого членов твоей семьи. На сколько локтей один выше другого?
Рыночная площадь Торговые ряды
– Дядя Кузя, вон там зерно продают!
– Верно, с юга пшеницу привезли. В южных степях хлеб рос хорошо. Оттуда в Новгород везли рожь и пшеницу. Её тогда ещё мало где выращивали…
– Дядя Кузя, дядя Кузя, извини! Вон туда теперь пойдём! Там всякие стёклышки переливаются!
– А-а, в самом деле. Тоже привозные товары – стеклянная посуда и украшения… А вот рядом, смотри, узнаёшь?
– Конечно! Фасоль, орехи, масло… это какое?
– Оливковое. Его привезли с юга, может, даже из Константинополя. А западные соседи привозили нам краски, медь, олово, свинец, вино, селёдку…
– Селёдку! Дядя Кузя, а что это всё привозное да привозное? А мы-то сами кому-нибудь что-нибудь отвозили? Продавали?
– Конечно! Русь славилась своими мехами, мёдом, смолой. Продавали мы и лён, и пеньку, и канаты, и холстину, и сало, и овчину, и шкуры…
– Ну тогда ладно… Смотри, какой-то иностранец разодетый ходит! По-своему говорит. И ещё один! И там – в восточных одеждах!
– Да, в Новгород по торговым делам приезжало много заморских гостей. В городе даже были иноземные торговые дворы – готский и немецкий.
– Дядя Кузя, а что там такое белое на возу из мешочка просыпалось? Сахар! Ты же говорил, что сахара тогда не было!
– Это не сахар, Чевостик. Это соль. Что ж хозяин-то не уследил! Такая ценность, и на землю сыплется!
– Да ну, какая ценность! Подумаешь – горсть соли!
– Это как сказать! Сегодня – может быть, и «подумаешь», а в Древней Руси соль была на вес золота! История России знает времена, когда из-за соли даже бунты случались! Новгородцы добывали соль из морской воды. Воду кипятили на больших железных сковородах или в огромных котлах. Вода испарялась, оставалась соль.
– Здорово! Дядя Кузя, что-то мы Игната с Афанасием никак не найдём. Мы не заблудились?
– Нет, малыш. Мы движемся прямиком к торговцам воском. Сейчас мимо гончарных рядов пройдём, потом ещё немного, и мы на месте.
– А что это за гончарные ряды?
– Здесь продают свои изделия гончары, мастера лепки из глины. Вот, смотри!
– А вот всякие горшки, плошки, кувшины… А ещё глиняные игрушки! Ух ты! Свистульки! Дядя Кузя, я свистулечку себе в коллекцию возьму?
– На ярмарке не брать, а покупать надо. А у нас с тобой ни куниц, ни гривен. Глиняную свистульку я тебе обещаю подарить, когда мы вернёмся в наше время.
– Хорошо.
– Пойдём дальше торг смотреть. Какие ещё товары ты видишь?
– Там – всякие железяки, там – дерево, здесь – меха и полотно… А там, дальше, коровы стоят, мычат, овцы блеют, гуси гогочут, утки крякают… А лошадей сколько! Их тоже продают?
– Да, продают.
– А чем это запахло?
– Мы подошли к рыбным рядам.
– Ой, и правда! Сколько рыбы! Всякая – большая, маленькая…
– Да, рыбаки на Руси были знатные. Рек-озёр у нас несчётно, да и северные моря, хоть и студёные, а рыбы дают много. На севере Руси собирались целые рыболовецкие артели. На реке Волхов, на озере Белом ловили рыбу, которую покупали не только у нас, но и за границей.
– На удочку ловили?
– И на удочку тоже. Но на удочку столько не наловишь! Чтобы наловить рыбы на продажу, рыбаки закидывали неводы, расставляли сети, даже перегораживали небольшие речки частоколом. А ещё на ярмарке торговали рыбьим зубом.
– Чем?
– А вот, смотри!
– Ой, это же бивни! Слоновьи, что ли?
– Нет, не слоновьи. Слоны в России не водятся. Это клыки моржей. В Древней Руси их называли «рыбий зуб».
– Рыбий зуб! Ой, пчела! Кыш, кыш отсюда!
– Это мы вышли к восковым рядам. Мёдом запахло – слышишь? – вот и пчёлы налетели.
– Ага! Значит, и Игнат с Афанасием где-то здесь?
– Скорее всего! Сейчас мы их найдём…
Задание
Хочешь выпарить соль, как это делали новгородцы? Налей в кастрюлю воды и насыпь туда как можно больше соли. Размешай и представь себе, что это морская вода. Позови маму и попроси её поставить кастрюлю на огонь. Пусть мама помешивает воду, а ты наблюдай за тем, что будет происходить. Что случится, когда вся вода выпарится? Сколько времени это заняло?
Торговля Путь из варяг в греки
– Вон он, Афанасий! Сколько народу рядом с его телегой толчётся! И Игнат там же. Помогает торговать.
– Похоже, Афанасий уже весь мёд распродал. Теперь у него воск какой-то купец торгует… Ударили по рукам! Молодец, Афоня!
– А куда этот купец столько воска денет?
– Погрузит на свой корабль и отправится торговать дальше.
– Куда?
– Куда-нибудь на юг. Кто знает, может быть, доберётся воск Афанасия до самой Византии!
– А это далеко?
– Очень далеко! На юге. Там, где в наше время находится страна Турция. С Византией Русь тесно общалась. Порой воевала, но больше дружила. Торговала. Много у Византии переняла в искусстве и религии. Это был наш главный южный сосед.
– Но как же корабль с воском туда, в Византию, доедет?
– По рекам! Раньше на Руси, где дорог ещё и в помине не было, путями служили реки. Зимой их покрывал лёд – торговые караваны ехали по льду, летом в плаванье по рекам отправлялись торговые корабли. По рекам, например, пролегал знаменитый путь из варяг в греки.
Карта пути из варяг в греки
По пути из варяг в греки варяги везли железо, моржовую кость, изделия из китовой кожи, оружие, драгоценности, ткани; из Византии везли вина, пряности, ювелирные изделия, ткани, иконы, книги; из Новгорода – меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую посуду, оружие, кожи, смолу.
– А кто такой «изваряг»?
– «Из варяг» – значит «от варягов». «В греки» – значит к грекам. Варяги – это северные жители. Отважные, лихие мореплаватели, были они смелы и очень воинственны, совершали набеги на прибрежные поселения по всему северу Европы. Варягов все боялись!
– И мы тоже боялись? И на нас они нападали?
– Бывало, нападали. И даже завоёвывали наши земли. Но мы их нападения отбивали и особенно варягов не боялись. Наоборот, варяги, прослышав, что по русским рекам можно добраться до южных морей, тоже захотели торговать с Византией. Но для этого им нужно было провести свои корабли через всю Русь. Путь из варяг в греки пролегал от Балтийского, или, как его ещё называли, Варяжского моря через несколько рек – Неву, Западную Двину, Волхов, Днепр, Ловать – к Чёрному морю. А через реку Волгу можно было попасть в Каспийское море, а оттуда – в восточные страны.
– И что, русичи пропускали варягов через свои земли?
– Пропускали, но за отдельную плату. А потом сами стали брать товар у гостей на севере, везти его на юг и там выгодно продавать.
– Правильно!
– И хорошо шло у нас дело! Немало русских кораблей выходило по Днепру в Чёрное море, так что это море у нас в стране даже прозвали Русским!
– Хочется посмотреть, как этот корабль с грузом отплывает!
– Так что нам мешает? Пока Игнат с Афанасием собираются в обратный путь, пойдём на пристань, за купцом.
Задание
Представь, что ты варяг, который везёт свой товар на продажу. Нарисуй или выбери из своих игрушек что-то подходящее для торговли (посмотри, кто и чем торговал). А другой член твоей семьи пусть будет греком, который везёт собственные товары. Посмотрите по карте, в каком городе вы встретитесь и попробуйте обменять свой товар, не используя слов, ведь вы говорите на разных языках. Удачной торговли!
Водные пути На кораблях по рекам
– Ой, сколько здесь кораблей! Прямо вся речка заполнена!
– Не простыми кораблями – торговыми судами. Новгород расположен на перекрёстке водных торговых путей. Заморские суда то и дело подходят к пристани и отходят от неё. Одни разгружаются, другие загружаются…
– А у нашего купца, оказывается, тоже не один корабль, а много!
– Целая флотилия!
– А зачем так много?
– Торговому каравану предстоит долгое плавание. В пути может всякое случиться. На реках бывают пороги, на морях – шторма. Если один корабль терпит бедствие, другие ему помогают. А если купцы отправлялись по суше или зимой – по льду, повозки тоже по одной не ездили. Собирались целыми поездами, караванами.
– Если одна поломается, другие помогут починить?
– Да. Кроме того, в лесах по берегам рек встречались и лихие люди, разбойники.
– Ой!
– Да уж! Ограбить могли, если в одиночку отправишься! Поэтому купцы старались держаться вместе.
– Какой красивый у купца корабль!
– Да, красивый! Это деревянная ладья. Издревле делали лодки из гибких прутьев, обшивали их корой, а сверху – кожей. А ладьи славяне стали делать позже. Брали целые стволы деревьев, на брёвна нашивали борта и оснащали ладьи вёслами и снастями. Ладья – судно прочное и лёгкое. Его и по суше легко передвигать.
– Зачем по суше?
– В некоторых местах ладьи приходилось из воды вытаскивать и двигать с помощью катков на волоках.
– Дядя Кузя, а в ладье много гребцов?
– Да, в ладье помещается от 20 до 40 человек, и даже больше.
– И парус большой. Сзади сидит человек, который гребцами командует. А спереди – другой. Он что делает?
– Смотрит вперёд, нет ли мелей или порогов…
Задание
Возьми толстую книгу – она будет изображать большую ладью. Попробуй подвигать свою «ладью» по ковру.
А теперь возьми фломастеры. Пусть это будут «брёвна». Подкладывай их под книгу так, как мореплаватели подкладывали брёвна под свои корабли.
Попробуй катить «ладью» по «брёвнам», и ты увидишь, как славяне передвигали корабли по суше.
Военные походы Легендарные операции
– Дядя Кузя, вот ты рассказываешь, что варяги на своих кораблях на всех нападали. А наши ладьи только товар возили или тоже воевали?
– Воевали, а как же! Русские воины на морских ладьях ходили в военные походы и в шведские, и в византийские владения, и в Каспийское море, и в Чёрное. Ходили и в Белое, которое тогда звали Северным славянским. И даже в дальнее Средиземное море ходили русы. На простых судёнышках храбрые славяне атаковали вооружённые боевые корабли врагов и в жестоких боях захватывали их! На Константинополь дружины вели Аскольд, князь Игорь, князь Святослав.
– Настоящие герои!
– Вот тебе только один пример славного военного похода русичей. Князь Олег ходил в Константинополь, столицу Византии. Летописи говорят, что в его флоте было 2000 ладей по 40 человек в каждой. Поход был удачный, русичи получили у побеждённых византийцев 25 тысяч гривен дани. Это очень богатая дань! Олег повесил свой щит на воротах Константинополя. Византия запросила мира. Русь получила возможность торговать в столице Византии без всяких пошлин – без специальной платы.
– Молодец Олег! Дядя Кузя, смотри, весь караван судов от берега отплыл. За поворотом скрылся…
– Счастливого плавания! А Игнат с Афанасием тем временем на вырученные деньги ребятишкам успели накупить на ярмарке подарков. И сладостей, и игрушек. Игнат жене Настасье и матери, бабе Клаше, везёт по цветастому платку. Отправились наши герои уже восвояси.
– То-то радости будет и Ульяне, и Микитке, и Ладе, и Алёнке, и Настасье, и бабе Клаше!
– Но пора и нам с тобой, малыш, в путь отправляться…
– Куда?
– Домой. В своё время. Перевожу времяскок на двадцать первый век…
Вот мы и дома!
– Вот мы и дома!
– Как тут всё необычно! Лампочки горят… Откроешь кран – горячая вода течёт… Чайник электрический сам выключается… Мы живём – и не замечаем! А раньше люди вообще без этого жили – и ничего, обходились!
– Обходились. Но и без всякой техники жизнь у наших предков была насыщенной и интересной.
– Они так много всего умели! Так много знали! У них там, оказывается, так красиво – в Древней Руси!
– Чевостик, а что тебе больше всего из нашего путешествия запомнилось?
– Многое! И как Микитка землю сохой пахал, и как в бане душистые веники пахли, и какие племена славян где расселились, и как Настасья из печи хлеб вынимала… И ярмарка запомнилась – там шелка локтями меряют, а расплачиваются мехами-куницами. И конечно, ладьи! Как они пройдут трудный путь из варяг в греки? Доберутся ли до далёкой Византии?
– Обязательно доберутся! Это я тебе как потомок славян говорю!
Чтобы добыть мёд, новгородскому бортнику нужно было вскарабкаться на дерево. Сделать это ему помогали специальные древолазные шипы, которые он прикреплял к своей обуви.
Комментарии к книге «Как жили на Руси», Елена Александровна Качур
Всего 0 комментариев