Ткали их в основном из овечьей и козьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами.
К изготовлению нити подходили ответственно: шерсть били палкой, перебирали, замачивали, через пару дней мыли в речке до тех пор, пока вода не становилась чистой. После просушки на солнце ее разрыхляли руками, затем расчесывали гребнем-чесалкой.
Пряжу пряли с помощью веретена. Помните сказку «Спящая красавица», где принцесса укололась веретеном и заснула? Вот таким веретеном работали и ваши прабабушки.
Вязаные носки отличались умелым подбором цветов и изысканностью. К подошве пришивали прочную кожу и носили как обувь. Можно сказать, прототипы современных угги, которые так любят носить юные модницы. Особенной красотой отличались вязаные изделия бежтинских рукодельниц. Из пушистых козьих ниток вязали теплые носочки для детишек.
Верхнеандийцы изготовляли знаменитые кавказские наплечные бурки из шерсти андийской породы овец.
Некоторые мастера даже оставляли надписи на своих бурках. Например:
«Хоть шерсть ее мягка, под нею спали
Герои гор, чье сердце тверже стали».
Или такая:
«Шла храбрецу она и мудрецу.
Посмотрим, будет ли тебе к лицу».
А вот еще. Своего рода инструкция к применению:
«Тебе и в бурю, и в метель
Она и крыша, и постель».
Хорошие бурки делали и в селах Гигатль, Ботлих, Ансалта. Бурка была символом мужественности и воинственности горцев. Сложилась поговорка: «У мужчины первый дом – бурка». До сих пор в
Ремесло – пиша, махшел
Работа – хIалтIи
Труд – захIмат, хIалтIи
Мастер – устар (устIар)
Ковер – тIанса, халича
Палас – турут
Узор – накъиш
Цвет – кьер
Рисунок – квералъ, бахъараб сурат
Железо – махх
Ружье – туманкI
Меч – кIалден
Нож – нус
Топор – гIащтIи
Молоток – квартIа
Пила – хъухъадиро
Лопата – бугьун
Колесо – гьоко
Ножницы – кIвекьмахх
Игла – рукIкIен
Щипцы – гъецI
Керамика – бежараб хIатIул тIагIалаби
Кувшин – парччи
Ложка – гъуд, балухъ
Миска – суркIа, щурун
Золото – месед
Серебро – гIарац
Сережки – кIилкIал
Кольцо – гор
Ожерелье – жавгьаразул цIал
Дагестане сохранился обычай преподносить ее как памятный подарок дорогому гостю.
Комментарии к книге «Аварцы. История, культура, традиции», Мадлена Наримановна Гаджиева
Всего 0 комментариев