«Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»

1962

Описание

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.



1 страница из 2
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Э. Л. Емельянова Расскажите детям о достопримечательностях Москвы БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Большой театр – один из основных символов величия культуры нашего государства.

Именно на сцене Большого театра были поставлены первые русские оперы и балеты. Благодаря постановкам Большого театра русская вокальная и балетная школы заслужили признание во всем мире.

Годом основания театра считается 1776 год, когда Петр Урусов получил разрешение Екатерины II «содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, вокалы и маскарады, а кроме его никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было». Строительство Большого театра было начато спустя три года на улице Покровка. Но этому проекту не суждено было осуществиться, еще до завершения строительства здание сгорело. Строительство театра продолжил компаньон Урусова. Но и это здание тоже сгорело во время захвата Москвы Наполеоном в 1812 году.

Новое здание Большого театра, возведенное в 1825 году по проекту архитекторов О. Бове и А. Михайлова, стало одним из красивейших театральных зданий в мире. Однако пожар не пощадил и это здание. В 1850-х годах в здание значительные изменения внес архитектор Кавос.

Сейчас это великолепное восьмиколонное здание, над портиком которого расположена скульптура колесницы бога Аполлона. Изнутри помещение декорировано в красные и золотые тона, это придает театру особое великолепие и торжественность. Зрительный зал рассчитан на 2155 мест.

В Большом театре прошли мировые премьеры известных опер: П.И. Чайковского «Воевода», «Мазепа»; С.В. Рахманинова «Алеко», «Скупой рыцарь»; С.П. Прокофьева «Игрок» и многих других композиторов. В современном репертуаре Большого театра классические шедевры мирового искусства. Большой театр, предназначенный для постановок серьезных опер и балетов, не забывает и про маленьких поклонников.

Вот как повествуют афиши Большого театра о балете «Чиполлино»: «Более четверти века прошло с того дня, как на московской сцене поселилось веселое луковичное семейство из любимой всеми сказки Джанни Родари. Простодушная сказка о борьбе огородного народа с фруктовыми угнетателями во всем похожа на настоящий взрослый балет. Спектакль состоит из двух действий. Классический танец очищен от условности и «аранжирован» на современный лад. Здесь нет томительного объяснения на языке жестов – действие стремительно летит вперед, и каждый герой наделен своим неповторимым хореографическим языком. Наверное, именно поэтому от «утренника» не отказывались самые прославленные мастера Большого театра».

При Большом театре существует детский хор. В его состав принимаются одаренные дети старше пяти лет, прошедшие прослушивание.

ЗООПАРК

За ворота сделан шаг  —

Мы попали в зоопарк!

Здесь живут, как дома, звери,

Птицы, рыбы. Даже змеи!

В. Борисов

Есть в Москве удивительное место. Живут там разные звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые… Называется этот звериный городок – зоопарк. Здесь поселились животные из Подмосковья и из разных уголков планеты. Построен он не только ради развлечения – посмотреть невиданных животных, но и с научными целями.

А теперь обо всем по порядку. В далеком 1864 году в Москве на Пресненских прудах открыли первый в России зоологический сад. Там жили разные животные. Коллекцию не подбирали специально, этих зверей зоосаду подарили горожане. Зоологический сад имел большой успех у публики. В 1864 году его посетили около 200 тысяч человек. Со временем площадь зоологического сада увеличивалась, сейчас она достигает 21,5 гектара, поэтому и называть его стали не зоологический сад, а зоопарк. Количество обитателей сложно перечесть – их более шести тысяч.

Кроме привычных обитателей зоопарков мира – слонов, волков, обезьян, здесь можно встретить и совсем неожиданных. Например, в зоопарке есть Музей дождевых червей. Эта уникальная экспозиция рассказывает о разнообразии дождевых червей, их образе жизни и пользе этих существ.

В зоопарке отдельно содержатся животные, о которых рассказывается в сказках. Они так и живут неподалеку: волк и семеро козлят (конечно, не в одном вольере), лиса и журавль. При Московском зоопарке есть и детский театр «Тик-Так». Создан оригинальный репертуар из спектаклей для детей, в котором большую часть составляют спектакли по сказкам, легендам и мифам о животных, о взаимоотношениях человека и природы. А когда спектакли в летнее время проходят на улице, то участником спектакля может стать любой желающий.

В Московском зоопарке заботятся о разведении в неволе редких животных, чтобы сохранить исчезающих животных на земле. Среди них лошадь Пржевальского, белый, или аравийский орикс, зубр, олень Давида, гавайская казарка, лайсанский чирок.

С 1924 года при зоопарке работает кружок юных биологов. Ребята вместе с учеными изучают поведение и повадки животных. Например, капский долгоног плотно закрывает дверь, перед тем как уснуть в норе. Казалось бы, кошки – ласковые животные. Но вот манул не становится ручным, даже если выкормлен в неволе.

Зачем ученым, а тем более детям такие знания? Чтобы бережно и правильно относится к животным не только в неволе, но и к тем животным, которых мы встречаем в лесу или даже иногда в городе.

ЦАРИЦЫНО

Царицыно – одна из самых необыкновенных усадеб в Москве. Судьба этого места необычна. Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать участки земли под новые, более урожайные пашни.

Центром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. У этой территории были разные владельцы, но славу она получила благодаря Екатерине II. В 1775 году императрица с наступлением тепла жила в Коломенском. Она гуляла по окрестностям и обнаружила усадьбу Черная Грязь (так тогда называлась эта местность). Она произвела на императрицу сильное впечатление, поразив ее красотой и живописностью природы. Екатерина захотела купить эту территорию. Уже через три недели имение Черная Грязь с деревнями Орехово и Шандорово и «достальная» часть имения были приобретены императрицей за 30 тысяч рублей. Чуть позже к купленному имению добавились земли в левобережье Черногрязского пруда, относившиеся к селу Покровскому. Так сформировалась территория новой императорской «подмосковной» усадьбы.

По воле Екатерины II архитектор В.И. Баженов должен был преобразовать усадьбу Черная Грязь в Царицыно Село. Десять лет Баженов посвятил обустройству усадьбы Царицыно. Но работа Баженова не понравилась Екатерине II. «Это не дворец, а тюрьма!» – так императрица отозвалась о сооружении и покинула усадьбу. По приказу Екатерины II ряд построек, в том числе дворец, снесли.

Новое здание дворца возводилось в 1786–1793 годах под руководством архитектора М.Ф. Казакова. Екатерина II не дожила до окончания строительства дворца, а прибывший в Царицыно Павел I повелел «в селе Царицыне никаких строений не производить». Дворец не был до конца отделан и воспринимался современниками как «руина». С тех пор усадьба выполняла разные функции. С 1849 года Царицыно стало относиться к числу дорогих дачных мест. На отдых сюда приезжали Л. Н. Толстой, М.А. Врубель, Ф. И. Шаляпин.

В 1960 году Царицыно присоединили к Москве. В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков составил программу действий по возрождению усадьбы. И вот уже сейчас это музейно-выставочный, природоохранный комплекс площадью свыше 700 гектаров. В Хлебном доме проводятся интереснейшие выставки, например, «Парадный стол эпохи Екатерины Великой: триумф искусства кулинаров». Такие выставки наполняют Царицыно дворцовой жизнью.

Царицыно интересно не только своей старинной архитектурой, а еще и прекрасным парком, полностью подготовленным как к активному, так и к спокойному отдыху.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Площадь Красная мне мать.

О судьбе ее великой,

Можно в песне, можно в книге

Быль и небыль рассказать.

В. Борисов

Почему Красную площадь называют Красной? Действительно ли она красная? Конечно же, нет. «Красна девица, красна изба, красный угол, красное словцо». «Красный» в русском языке обозначает не только красный цвет, но и красивый, добротный, самый важный. Да, по красоте и важности событий, которые происходили на Красной площади, с ней вряд ли сравнится какое-то другое место в нашей стране.

Если бы площадь умела говорить, наверняка поведала бы нам много важного и интересного. Это были бы рассказы о героических сражениях и страшных казнях, о безудержных гуляньях, о храбрых князьях, о мужестве простых людей и о многом другом.

Красная площадь появилась в конце XV века. В 1493 году Иван III издал указ о ликвидации деревянных построек вокруг Кремля, которые в любой момент могли загореться. На их месте у восточной кремлевской стены появились торговые палатки. Первоначально площадь так и называлась – Торговая, а в XVI веке ее стали звать Троицкой, потому что в южной части площади находилась церковь Троицы. В Красную площадь переименовали только в XVII веке.

Со временем Красная площадь становилась политическим и торговым центром города. С Лобного места читали княжеские указы, объявляли волю царя. Отсюда растекались новости по всей Руси. Случалось, что и сам царь обращался к народу с Лобного места. Сейчас на Красной площади собираются политические митинги, проводятся праздничные парады и демонстрации.

В течение всего дня на Красной площади кишел народ. В торговых лавках можно было приобрести все что угодно. Особенно разнообразным был ассортимент съестных припасов. Теперь на Красной площади нет торговых рядов, только на ее восточной границе находится Главный универсальный магазин (ГУМ). Ранее он назывался Верхние Торговые ряды.

На Красной площади была такая площадка, на которой москвичи в хорошую погоду сидели под открытым небом, стриглись и брились. Эту площадку называли Вшивой. Ходить по ней можно было как по подушке, так много волос на ней всегда лежало.

На площади производились казни и судилища. Например, здесь «для позорища» была поставлена жестокая истязательница своих крепостных крестьян Салтычиха. На ее груди висела табличка с надписью «Мучительница и душегубица».

Красная площадь также и центр культурной жизни Москвы. Когда-то здесь начинались первые театральные представления. Сейчас здесь выступают известные и талантливые артисты России и всего мира.

ПОКРОВСКИЙ СОБОР

Самый известный и самый загадочный храм России часто называют «собором Василия Блаженного», хотя его точное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор). Ранее на Руси было принято в честь выдающегося события возводить не памятник, как это часто делают в наше время, а церковь. Такие церкви назывались обетными, то есть возведенные по обету или по обещанию.

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель,  —

Гласит летописца сказанье,  —

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

По велению Ивана Грозного в честь взятия Казанского и Астраханского ханств был возведен Покровский собор. Взятие Казани произошло на праздник Покрова, 1 октября 1552 года по старому стилю. В честь праздника и было дано название храму – Покровский собор. Взятие Казани означало полный разгром татарских войск, несколько столетий грабивших и терзавших Русь. Русский народ был воодушевлен этой победой.

История не сохранила достоверных имен строителей Покровского собора. В летописи упоминаются имена главных зодчих храма – это Барма и Постник Яковлев.

Храм чрезвычайно понравился Ивану Грозному. Согласно легенде, царь велел ослепить зодчих, чтобы они не построили еще одного такого же дивного храма.

Уже после смерти Ивана Грозного был прославлен московский юродивый Василий Блаженный. По преданию, сам царь почитал и боялся его. В 16 лет Василий, подвергая себя лишениям, учил народ добру и нравственности. А в 1588 году в день прославления св. Василия исцелились 120 человек одновременно. Похоронен Василий Блаженный с северо-восточной стороны Покровского собора. Над его могилой был пристроен храм. Слава юродивого была так велика, что Покровский собор получил второе название по его имени.

Над оригинальным и неповторимым храмом не раз нависала угроза уничтожения. В 1812 году Наполеон был очарован храмом, но, не имея возможности забрать храм во Францию, приказал его взорвать. К счастью, приказ не был выполнен. В 1931 году известный архитектор Барановский заперся в храме, чтобы предотвратить замысел советских властей взорвать храм.

Покровский собор – это не только украшение, но и олицетворение Москвы.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР НАТАЛЬИ САЦ

Первый в мире профессиональный музыкальный театр для детей был открыт в Москве по инициативе народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Натальи Ильиничны Сац. Открыт он был 21 ноября 1965 года, в этот день на его сцене состоялась премьера оперы «Морозко».

Этот театр называют «восьмым чудом света» для детей. Здесь на самом деле много интересного и увлекательного. Чудеса начинаются уже при входе. Над зданием парит Синяя птица – птица счастья на золотой арфе, ставшая эмблемой театра.

Этот театр необычен: просторные вестибюли с диванчиками, ажурные мостики над фойе. С мостиков посетителей приветствуют герои их любимых сказок: Красная Шапочка, Колобок, Буратино… Забавные дверные ручки имеют форму скрипичного ключа. На спектакль зрителей приглашает мелодичный звонок, не похожий на обычный… Детей встречают заботливые, приветливые педагоги, которые готовы ответить на любые каверзные вопросы.

Поднявшись по мраморной лестнице в ротонду, посетители оказываются в вольере для птиц. Здесь много света, сквозь прозрачные стекла видно голубое небо.

В верхнем фойе – просторный зал со скульптурами Леля, играющего на дудочке, Бояна, перебирающего струны гуслей, и Орфея с кифарой. А рядом неповторимая гигантская палехская шкатулка – нигде в мире нет подобных панно в рост человека. Эта комната с секретом – она музыкальная.

Здесь все предназначено для детей: на стволе дерева расположен почтовый ящик, под ним удобно устроился бронзовый медвежонок; буфет в зимнем саду; комната для младших братцев и сестриц. Малыши, которым трудно посмотреть весь спектакль, могут поиграть с педагогами театра, послушать сказки и даже стать музыкантом оркестра музыкальных игрушек.

Здесь нет сломанных или разбитых вещей. Все игрушки находятся в хорошем состоянии, дети любят театр и бережно относятся ко всему, что там находится.

В репертуаре театра спектакли «Снежная королева», «Дитя и волшебство», «Дюймовочка», «Волшебник Изумрудного города», «Мадам Баттерфляй», «Волшебная флейта», «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Все они любимы детьми и постоянно собирают полные залы.

ТЕАТР КУКОЛ

Во все времена куклы были спутниками человека. С помощью кукол можно создать свой собственный, совершенно особый мир – волшебный. Это удается всем детям, но далеко не каждому взрослому – «оживить» кукол. С этой задачей блестяще справился кукольник, писатель, режиссер Сергей Владимирович Образцов, создавший в 1931 году в Москве при Центральном Доме художественного воспитания детей Академический центральный Театр кукол.

В то время под руководством Образцова работали 12 человек. Машина с надписью «ГЦТК» развозила актеров с куклами по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Собственное здание на площади Маяковского театр получил в 1937 году.

В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце, где было сконструировано множество современных приспособлений для кукольных спектаклей: сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие окружить зрителя куклами, «бегающий» звук.

Визитной карточкой театра стали большие металлические часы на фасаде здания. Каждый час поочередно открываются дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов, и двенадцать животных – сказочных персонажей – приветствуют зрителей под музыку «Во саду ли, в огороде». Все вместе животные появляются лишь дважды в сутки – в полдень и в полночь. Авторы часов – скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.

За время существования театра создано много интересных спектаклей, привлекающих зрителей.

Здесь можно увидеть невероятные приключения Гулливера в спектакле «Путешествие Гулливера». В спектакле более 50 оригинальных кукол, с эффектными техническими приспособлениями. В постановке «Конек-горбунок» вниманию зрителей предлагаются сказочные чудеса и кукольные метаморфозы, уникальные трюки: мгновенное переодевание кукол, волшебные полеты персонажей. Специально для спектакля впервые сконструирована исполинская кукла Рыба-Кит (длиной четыре метра, высотой два метра), пускающая фонтан и раскрывающая пасть, из которой выплывают проглоченные корабли!

Любимый детьми разных поколений спектакль «По щучьему велению» живет уже более 70 лет, и до сих пор завораживает зрителей.

По прошествии времени театр вырос в кукольный центр. Здесь есть и библиотека, и удивительный музей. В коллекции музея собрано более 700 редких кукол из 60 стран мира, от античности до современности. Здесь раскрывается все разнообразие кукольного мира. Это и Петрушка с Емелей, и куклы из театра теней, и рыцари, всех не перечислить. И даже приоткрывается великая тайна: из чего куклы сделаны, как они устроены и как с ними работают актеры.

ОСТАНКИНСКАЯ БАШНЯ

Строить башни пробовал каждый. Кто-то из песка, кто-то из кирпичей, кто-то с помощью конструктора. И наверняка не раз приходилось убеждаться, что не так просто построить высокую башню, да еще чтобы она и стояла долго.

Инженеру Н. Никитину и архитекторам Л. Баталову и Д. Бурдину удалось построить очень высокую башню, прочную и надежную. Возвели они ее не из конструктора и уж тем более не из песка, а из бетона, при постройке была использована идея создания ваньки-встаньки, то есть для устойчивости башня имеет углубление и там находится груз. Такую высокую башню (540 метров) строили в общей сложности четыре года, при этом было задействовано более 40 проектных и научно-исследовательских институтов, десятки строительных организаций. Вес башни огромен – 51 400 тонн (в основном это бетон и арматура). В проекте предусмотрено максимально возможное отклонение вершины башни от вертикали на 12 метров. Если соблюдать все правила эксплуатации башни, то она сможет прослужить 300 лет.

Зачем же было создано такое сооружение? Только для красоты? Нет. Это сейчас уже никого не удивишь телевизором. Он есть практически в каждом доме и в каждой квартире. А в прошлом веке телевизор был редкостью.

Сначала в 1922 году в Советском Союзе была построена Шуховская телевизионная башня. Но когда в стране началось бурное развитие телевидения, башня уже не справлялась с передачей телесигнала. Достроить Шуховскую башню не представлялось возможным. Так появилась необходимость построить новую, более высокую телевизионную башню.

Современная Останкинская башня уникальна не только конструкцией, но и теми задачами, которые она выполняет. Это и трансляции в эфир программ радио и телевидения для многомиллионной аудитории телезрителей и радиослушателей, это и работа метеорологического центра, который получил высотную метеостанцию с современнейшим комплексом измерительных приборов.

Сюда любят приезжать москвичи и туристы. На Останкинской телебашне 7 уровней. На высоте примерно 350 метров находится смотровая площадка. На отметках 147 и 269 метров есть еще две площадки. Со смотровой площадки на седьмом уровне можно увидеть всю Москву и даже ближайшее Подмосковье. При хорошей погоде радиус просмотра равен примерно 60 км. На площадке есть бинокли и подзорные трубы. Часть пола изготовлена из особо прочного стекла – во время экскурсии возникает ощущение свободного «парения» в воздухе.

Есть проект наращивания высоты башни до 557 метров и тогда Останкинская башня станет самой высокой в мире.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Как мы обычно благодарим людей за доброе дело? Теплыми словами, ответным добрым поступком, а иногда и подарком.

В далекие времена на Руси в память о народе, совершившим ратный (военный) подвиг, и в благодарность Богу за помощь было принято возводить благодарственные церкви. Эта традиция сохранялась долгие годы.

В 1812 году, после победы русского народа над армией Наполеона, было принято решение о возведении грандиозного храма. Место постройки храма было избрано самим государем: неподалеку от Кремля на берегу Москвы-реки.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», – гласит русская пословица. Долгих 46 лет длилось возведение храма Христа Спасителя. Много талантливых мастеров вложили силы и умения в строительство и роспись храма. В обходной галерее помещалось 177 плит с именами героев войны 1812 года и описанием главнейших сражений. Храм стал еще и «хранителем русской славы».

Храм получился грандиозным – это было самое высокое здание в Москве того времени, равное современному 18-этажному дому.

Освящение храма состоялось еще позднее, но оно было необычайно торжественно и величественно. На церемонии присутствовал «государь, государыня, наследник, иностранные принцы». Были на освящении и ветераны Отечественной войны – уже далеко не молодые люди и каждый с орденами на груди.

И, вспомянув былые битвы,

Народ, представ у алтаря,

Послал горячие молитвы

За Русь, за Веру, за Царя!

Но наступили иные времена. В советское время у власти оказались люди, которые не смогли оценить ни боевой подвиг русского народа, ни затраты русского государства на строительство храма, ни культурную ценность этого памятника архитектуры. На 5 декабря 1931 года было назначено уничтожение храма. В 12 часов дня прогремел первый взрыв, потом второй, но храм стоял практически неповрежденным. И только после третьего взрыва духовная святыня погибла. Москва лишилась прекраснейшего памятника русского зодчества. Обломки храма разбирали и вывозили почти полтора года.

В 1995 году на прежнем месте состоялась закладка нового храма Христа Спасителя. Воссоздание стало возможным благодаря сотрудничеству Русской православной церкви и государства, а также пожертвованиям сотен тысяч людей.

За основу взяли первоначальный проект архитектора К. Тона. Уже в 2000 году храм был открыт. Величественный храм стал украшением нашей столицы. Храм Христа Спасителя – самый большой храм в России, он вмещает до 10 тысяч человек.

ПАМЯТНИК ЮРИЮ ДОЛГОРУКОМУ

Город чудный, город древний.

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Ф. Глинка

У каждого человека есть день рождения. У городов дня рождения нет, но есть дата основания, от которой идет отсчет возраста города. Дата возникновения Москвы 1147 год, пятница, 11 апреля (по новому стилю). Откуда такая точность? Дело в том, что днем основания Москвы принято считать первое упоминание о Москве в летописях. «Прийде ко мне, брате, в Москов» – так князь ростово-суздальский Юрий Долгорукий приглашал своего союзника, северского князя Святослава Олеговича на «честной пир-совет». В письме и была указана эта дата. Основателем Москвы признан Юрий Долгорукий, хотя существует еще несколько версий возникновения Москвы.

В 1947 году к празднованию 800-летия Москвы было решено поставить памятник ее основателю. Лучшим стал проект С.М. Орлова. Торжественное открытие памятника состоялось только в 1954 году на Тверской площади. Над ним работали скульпторы А.П. Антропов, Н.Л. Штамм и С.М. Орлов.

Москву не сразу строилась – не за один день и даже не за один год.

С мала ключика студена потекла река,

С невелика начиналась матушка-Москва…

А начиналось все с простого поселения на семи холмах. Боровицкий холм, Швивая горка, Три горы, Введенская гора, Варварина гора, Псковская гора, Страстная горка – сейчас эти холмы почти не видны. Постепенно город разрастался, появился Кремль, другие крепости и укрепления: Китай-город, Белый город, Земляной город. Москва росла и ширилась. В 1840 году в Москве было 258 улиц, 79 площадей, 582 переулка и 216 огородов, причем огороды занимали больше шестой части города. Кроме огородов в Москве насчитывалось 18 крупных луговых участков. Скошенное сено можно было видеть даже в местах, близких к центру. Сегодня в Москве более 1800 улиц и проспектов. Самый длинный из них – Ленинский, он протянулся на 14 км. Среди улиц первенство за Профсоюзной улицей – более 6 км. Есть и самая короткая улица. Называется она Ленивка.

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

«Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?» Издавна в Москве жили и трудились самые талантливые мастера. Многие предметы искусства в Москве признаны шедеврами культуры и архитектуры. Ими восхищаются миллионы людей. Туристы приезжают в Москву, чтобы увидеть, как хорош этот город.

ТЕАТР ЗВЕРЕЙ ИМЕНИ ДУРОВА

Взгляните в цирке Дурова

На медвежонка бурого.

Он косолап и мешковат,

Но превосходный акробат

С. Маршак

Москве есть волшебный театр, подобного которому нет на целом свете. Это Театр зверей имени Дурова, или Страна чудес дедушки Дурова. И действительно, можно ли себе представить, чтобы в театре в качестве актеров играли не люди, а звери?! Люди в театре тоже работают, но главные роли играют животные. Хотя разделение на роли здесь условно. В театре царит неповторимая атмосфера единения человека и природы, здесь люди и звери живут большой дружной семьей.

Этот театр, тогда он назывался уголком, создал Владимир Леонидович Дуров – цирковой артист, клоун, дрессировщик, писатель, ученый-зоопсихолог, первый заслуженный цирковой артист России. Его открытие состоялось в 1912 году. Здание, в котором театр размещается с момента своего основания, построил в 1894 году архитектор Август Вебер. Статуи животных в фойе сделал сам основатель театра.

В Уголке находились театр «Крошка», на сцене которого выступали животные и птицы, естественнонаучный музей и зоопсихологическая лаборатория.

На первой Дуровской железной дороге работали только звери. Впрочем, не только работали, но были и пассажирами, в первом вагоне ехали собаки, во втором – барсуки, поросята, куры и в третьем – морские свинки, а заяц догонял поезд и ехал на скамеечке «зайцем». Всего 100 животных! Обезьяны – машинисты и стрелочники, бульдог – начальник станции, медведь подносил багаж, дикобраз был фонарщиком.

Дуров осуществил свою мечту – построить специальный дом для зверей, поселить их в наиболее подходящих для каждого условиях, учить, лечить, наблюдать и показывать людям, что они умеют, как они по-своему одарены и талантливы. Дуров умел дрессировать зверей без палки и хлыста, а чтобы и у других это получалось, разработал безболезненный метод дрессировки, основанный на «вкусопоощрении». «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна», – утверждал Дуров.

Дело Дурова продолжили его потомки – династия Дуровых. На сцене выступают не только привычные животные, но и бегемот, коза, дикобразы, кабан, енот, барсук, лисы, питоны.

В современной Стране чудес дедушки Дурова есть Большая и Малая сцены, аттракцион «Мышиная железная дорога», а также музей театра.

Но Театр зверей Дурова – это не только развлечение. Артисты театра надеются, что, побывав в театре и почувствовав, с какой любовью они относятся к своим подопечным, зрители полюбят животных и станут относиться к ним «как к существам чувствующим, понимающим».

МЕТРО

Московское метро – одно из самых красивых в мире. Для Москвы – это незаменимый вид транспорта. Он связывает центр города и различные районы столицы, ежедневно в метро ездят около 8 миллионов пассажиров. Представить Москву без метро сегодня практически невозможно.

Вот он – город под Москвой,

Озаренный светом.

Здесь не холодно зимой

И не жарко летом.

С. Маршак

Первая ветка московского метро была открыта 15 мая 1935 года. Она соединяла станции «Сокольники» и «Парк культуры». Ее протяженность с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 километра.

С того времени метро строилось быстрыми темпами, появлялись новые ветки и станции метро. Московское метро проектировали лучшие советские архитекторы. Они стремились сделать станции не только удобными для пассажиров, но и придать каждой станции неповторимый облик. Недаром станции, созданные более полувека назад, восхищают нас и сегодня.

Одной из первых была открыта станция «Кропоткинская», возведенная по проектам А. Душкина и Я. Лихтенберга. Посадочный зал украшают два ряда белых мраморных колонн, в верхней части которых вмонтированы электрические лампы, их свет словно поднимает свод.

Необычно выглядит станция «Комсомольская» радиальная. По задумке архитектора Д. Чечулина, над путями сооружены галереи, соединенные между собой мостиками.

Восхищение вызывает и станция «Маяковская», открытая в 1938 году. Опоры подземного зала сделаны в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. Уходящие ввысь ряды арок создают ощущение пространства. В куполах помещены мозаичные панно по эскизам художника А. Дейнеки.

Строительство метро в Москве не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. В это время открылась станция «Автозаводская». Неудивительно, что мозаичные панно посвящены теме защиты Родины. При входе в вестибюль на Автозаводской улице – панно «Русские богатыри» и «Парад на Красной площади 8 ноября 1941 года».

Во время войны станции метро служили и надежным укрытием от налетов вражеской авиации.

Сейчас в Москве 12 линий метро общей протяженностью 292,2 километра, на которых действуют 177 станций. Московское метро расширяется и в наши дни, охватывая новые жилые районы. Правда, таких подземных дворцов, которые сооружали раньше, теперь не строят. Новые станции отличаются строгостью и простотой.

ОглавлениеЭ. Л. ЕмельяноваРасскажите детям о достопримечательностях МосквыБОЛЬШОЙ ТЕАТРЗООПАРКЦАРИЦЫНОКРАСНАЯ ПЛОЩАДЬПОКРОВСКИЙ СОБОРМУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР НАТАЛЬИ САЦТЕАТР КУКОЛОСТАНКИНСКАЯ БАШНЯХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯПАМЯТНИК ЮРИЮ ДОЛГОРУКОМУТЕАТР ЗВЕРЕЙ ИМЕНИ ДУРОВАМЕТРО

Комментарии к книге «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы», Элла Леонидовна Емельянова

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства