С профессором Алоном Розенталем я была знакома давно. Одно время посещала семинар по социологии, который он блистательно вел, и тщательно записывала его высказывания о противостоянии в израильском обществе между религиозными и светскими, старожилами и новоприбывшими, сионистами и космополитами, евреями и арабами. Да и внутри самих евреев существовали противоречия между европейцами — ашкеназами и сефардами — выходцами из стран Магриба.
Представляя себе, в каком бурлящем плавильном котле под названием «Государство Израиль» мы все находимся, я удивлялась, как еще этот котел не взорвался от переизбытка давления.
Однажды профессор нарисовал на доске шкалу, на которой обозначил рост религиозности: от группы хананеев-атеистов, запрещавших называть себя иудеями, через светских израильтян, через тех, кто соблюдает кошерность и молится по праздникам в синагоге, к ортодоксам с пейсами и в черных лапсердаках, не признающих государство Израиль как светское и богопротивное.
— Определите свое положение на этой шкале, — предложил нам Розенталь.
Большинство участников семинара остановилось на середине шкалы с небольшим разбросом влево и вправо. Все они уважали религиозные традиции, но без особого как пиетета, так и фанатизма. Я же уверенно ткнула пальцем в левый край. Профессор не удивился.
— Объясните свое решение, — попросил он.
— Я атеистка, — ответила я.
— Хорошо, — невозмутимо кивнул он и тут же задал вопрос: «У вас есть дети?»
— Да, дочь Даша.
— Она изучает в школе ТАНАХ?[1]
— Конечно.
— И вы не препятствуете изучению?
— Нет, зачем же, — удивилась я. — Разве плохо знать историю?
— Ваша дочь была когда-нибудь в синагоге?
Я утвердительно кивнула и проглотила смешок, вспомнив Мордюкову в «Бриллиантовой руке»: «И я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает синагогу». Последнее слово вездесущие цензоры заменили на «любовницу», умалив при этом достоинство фразы.
— Она знает какие-нибудь молитвы? — продолжал допытываться профессор?
— Да.
— У вас в доме справляют еврейский новый год?
— Да, — я вдруг ощутила себя женой раввина в парике и юбке до пят, попавшей под влияние коммивояжера, начитавшегося Карнеги.
— Вы не экстремистка, — подытожил Розенталь.
— А кто?
Комментарии к книге «Светильник фараона», Керен Певзнер
Всего 0 комментариев