И вновь обратимся к истории, теперь к древнеримской. Кто там на низовом уровне выполнял функции надсмотрщиков над рабами, трудившимися в каменоломнях и прочих приятных местах?
Рабы.
Рабы, получившие привилегированный статус этих самых надсмотрщиков и льготные условия жизни. И по ретивости и жестокости они значительно превосходили любого солдата Римской Империи.
Кто у нас в деревнях при крепостном праве жестче всего крестьян давил?.. Нет, не помещики, а деревенские старосты, — тоже крепостные, но на привилегированном положении. Прочитайте в «Записках охотника» И. С. Тургенева рассказ «Бурмистр» — волосы зашевелятся.
Что вытекает?
Раб, ставший начальником, приобретает худшие черты рабовладельца.
А теперь вспомним советское время, которое я вполне успел захватить.
Сейчас любят говорить, что коммунистический период был тоталитарным, и с этаким внутренним взглядом наверх — дескать, оно шло оттуда.
Ну, прежде всего, там «наверху» сидели всегда довольно простые ребята, дети народа, и почти никто — из интеллигенции. То есть тоталитаризм они принесли с собой, став привилегированными рабами. Почему шло снизу? А вспомним, например, нашу сферу социального обслуживания: продавцов, таксистов, сантехников, мелких чиновников, перед дверями которых люди томились в очередях.
Кто они были, все перечисленные?
Хозяева своих социальных наделов.
Не всегда, но как правило, хамы.
Гуляй душа — я здесь хозяин!
А почему душа при этом тяготела именно к хамским выходкам?
«Генетический» или фактический раб и не мыслит себя кем-то другим. Как же ему быть, чтобы наслаждаться случившимся вдруг превосходством?
«Сделать ниже» ему доступных.
Попросту говоря, унизить.
А практический механизм — нахамить.
Что и было.
Сейчас, когда в конкурентных условиях надо продать товар или приманить клиента, они вежливо улыбаются.
А изменились внутри?
И тут нельзя никого выносить за скобки: среди людей науки (реже), искусства (чаще) встречается та же психологическая доминанта: «Я здесь хозяин!»
Как же быть и что делать?
Только одно — критически смотреть на себя.
Национально-критически.
Разумеется, это общая максима, без деталей и механизмов.
Но сразу же возразят — развиваться надо на положительных примерах.
И лично я сразу же соглашусь.
Комментарии к книге «Ноль часов по московскому времени. Новелла III», Алекс Норк
Всего 0 комментариев