Игорь Манн, Роман Земцов 90 дней. Простая техника, которая делает маркетинг максимально эффективным
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Игорь Манн, Роман Земцов, 2017
© Оформление. ООО «СилаУма-Паблишер», 2017
* * *
Активация push-писем
Вместе добиваться результата гораздо легче! Команда PushBooks будет с вами на всех этапах внедрения идей из книги.
Зайдите в личный кабинет pushbooks.ru/personal или на страницу книги pushbooks.ru/10 и нажмите «Активировать push-письма».
Теперь вы будете получать от нас материалы, которые помогут вам действовать: напоминания, чек-листы, советы экспертов – все, что нужно для мощной мотивации.
Дружите с нами в соцсетях!
vk.com/pushbooks
facebook.com/pushbookru
twitter.com/PushBooks
Предисловие Романа Земцова
На курсе, на глиссаде…
Фильм «Экипаж»В мою память крепко врезалась фраза, услышанная в детстве от моего деда, военного летчика-инструктора Тимофея Семеновича Земцова: «Каждое правило летного устава вписано чьей-то жизнью».
Эта книга «основана на реальных событиях». На ее страницах часть жизни, посвященная непростому, но очень интересному ремеслу – маркетингу. Изложенные в ней правила и советы взяты нами из практики. Они были пережиты и пропущены через себя и не раз доказали свою эффективность.
С методикой «90 дней» меня познакомил Игорь Манн в 2009 году. Он и научил работать по ней. Мне сразу понравилась такая системность на всех этапах организации маркетинга в компании. За время сотрудничества с Игорем мы совершенствовали правила работы с подходом «90 дней», стараясь учесть все возникавшие нюансы (а они появлялись постоянно). И за эти годы мы не раз убеждались в правильности такого подхода.
Хочу выразить благодарность руководителям и бывшим коллегам из тех компаний, где у меня была возможность реализовывать и совершенствовать программу «90 дней», – RS Group, Polymedia. Сейчас, когда пишутся эти строки, я решаю задачи очередного плана «90 дней» в Экспертной группе VETA.
Что может дать вам и вашей компании эта книга? В первую очередь она поможет наладить эффективное взаимодействие между руководителем компании и руководителем маркетинга. Они станут связкой «авиадиспетчер/пилот», объединенные общей целью – успешно завершенным полетом. В нашем случае это отличные результаты ежеквартального маркетингового плана.
Работать по плану «90 дней» просто, понятно и интересно. У этого метода есть свой секрет: с каждой новой итерацией плана («90 дней – 2», «90 дней – 3», «90 дней – 4» и т. д.) повышается эффективность маркетинга, достигаются бóльшие результаты, улучшается координация с другими подразделениями.
Я хочу искренне пожелать моим коллегам-маркетерам и руководителям их компаний максимальной пользы от прочтения этой книги и успеха в реализации идей «90 дней».
Всего вам самого летного!
Предисловие Игоря Манна
Я могу предложить вам простую формулу успеха:
сначала всё до конца продумать,
а затем до конца всё осуществить.
Эдди РикенбекерПодход «90 дней» я придумал и впервые применил осенью 1997 года, когда начал работать директором по маркетингу в московском офисе компании Lucent Technologies.
Где-то в интернете кто-то написал, что подход «90 дней» я «заимствовал» из книги Верна Харниша «Правила прибыльных стартапов». Я проверил: книга Харниша вышла на английском языке на пять лет позже, в 2002 году, а на русском – только в 2011 году. Жду обвинений в плагиате по какому-то другому поводу J.
В Lucent мне досталась непростая ситуация и неполная команда. А первые результаты нужны были быстро. Так и появилась идея подхода/плана «90 дней». Мы с командой собрали в несколько блоков несколько десятков самых важных дел и проектов и, распределив их между собой, взялись за реализацию. Результат превзошел все наши ожидания (и ожидания наших внутренних заказчиков – сотрудников отдела продаж) – я уже писал об этом в книге «Маркетинг на 100 %». Затем я применял этот подход много раз на протяжении многих лет. С 2000 по 2003 год – аж сразу в 68 странах мира (я тогда работал региональным директором по маркетингу компании Avaya в Вене и отвечал за регион «Центральная Восточная Европа, СНГ, Ближний Восток и Африка»). С 2003 по 2007 год – в России, в телекоме (в Alcatel и «Арктел»). С 2007-го по 2008-й – в недвижимости (агентство недвижимости «МИАН» и ГК «Коперник»). А затем из года в год – с 2004 года по настоящее время – я использовал этот подход, уже работая как консультант со своими клиентами из разных стран (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и Киргизия), городов и отраслей.
И с VIP-клиентами проекта Krostu.com мы также работаем по технологии «90 дней»: фиксируем задачи, а потом решаем их – одна за другой (и кстати, компания VETA, в которой сейчас работает Роман, – наш VIP-клиент).
В 2009–2010 и 2015–2016 годах мне довелось поработать с моим соавтором Романом Земцовым в компаниях RS Group (в ней мы отработали вместе с Романом аж четыре (!) плана «90 дней»), Polymedia и VETA (Роман в этих компаниях работал и работает директором по маркетингу). И сейчас я очень рад, что вместе с Романом мы пишем эту небольшую по объему, но очень полезную по контенту книгу.
Если ваша компания или вы сами станете применять этот подход, ваш маркетинг начнет давать результаты, ваш уровень компетенций вырастет, а результаты будут радовать вас, ваших коллег и ваше руководство.
Иногда я шучу на своих семинарах: «90 дней – это более секси, чем 90–60–90». И скоро вы в этом убедитесь.
Полезного чтения!
Как родилась идея плана «90 дней»
«Любовь нечаянно нагрянет…»
В этой главе я (Игорь Манн) хочу рассказать несколько историй о том, как появлялась идея использовать подход «90 дней» в разных компаниях.
Перефразируя классика (Льва Толстого), который говорил: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», могу сказать, что все компании-лидеры успешны одинаково, каждая компания-лузер терпит неудачу по-своему.
Трудно заранее сказать, как и когда подход «90 дней» придет в вашу компанию, – как вы увидите из историй ниже, пути неисповедимы…
1997 год
Летом 1997 года меня пригласили консультантом в московский офис компании AT&T для повышения качества маркетинга. Чтобы лучше понять ситуацию, я провел опрос менеджеров по продажам и топ-менеджеров компании. Я задал им всего четыре вопроса:
1. Как вы оцениваете маркетинговую активность в компании за последний год (по пятибалльной шкале, пять – максимум)? И почему поставили именно такую оценку?
2. Что бы вы особо отметили в работе службы маркетинга?
3. Что не удается, чего не сделали, где «узкие места»?
4. Что надо сделать срочно?
Средний балл составил 2,86, или 57 %, что, очевидно, было очень низкой оценкой. Ответы на вопросы позволили мне понять, что делалось правильно, что было пропущено, не начато или cделано неправильно.
Чтобы исправить эту сложную ситуацию, мне предложили позицию директора по маркетингу, и осенью 1997 года я начал работать в компании Lucent Technologies (которая была выделена из компании AT&T в отдельный бизнес). И с 1 октября по 30 декабря мы – команда маркетинга Lucent – реализовывали свой первый план «90 дней».
Уже тогда я попросил отдел HR, чтобы мою оплату привязали к выполнению плана «90 дней». Если мы сделали меньше 70 % проектов – бонуса нет. 71–80 % – бонус x% от моей фиксированной зарплаты. 81–90 % – двойной бонус. 91–100 % – тройной бонус.
Увы, в большой компании реализовать это было невозможно. Но и сегодня я настаиваю (уже как консультант), чтобы моя работа по поддержке реализации плана «90 дней» в компании клиента была привязана к напряженному (по срокам и количеству задач) плану.
Мы начали делать то, что не было сделано до нас, исправляли то, что было сделано не на нужном уровне, «подчищали хвосты». И потом снова план – уже «90 дней – 2». Потом «90 дней – 3»… И через три года нам во время очередного опроса, ставшего ежегодной традицией, удалось получить результат в 98 % (!) от 30 с лишним опрашиваемых топ-менеджеров и менеджеров по продажам.
На сегодняшний момент это самая высокая оценка, которую я, моя команда или мои клиенты получали во время опросов.
А затем я ушел на повышение – начал работать уже в спин-оффе компании Lucent, в новой телекоммуникационной компании Avaya. И это еще одна интересная история.
2000 год
Осенью этого года я получил назначение на позицию регионального директора по маркетингу компании Avaya в регионе «Центральная Восточная Европа, СНГ, Ближний Восток и Африка» и с семьей переехал работать в Вену. Моя команда работала в восьми странах: Россия, Венгрия, Чехия, ОАЭ, ЮАР… – и отвечала за поддержку маркетинга и наших бизнес-партнеров в 68 странах мира. В 2002 году к моему региону добавили Францию, Италию, Испанию, страны Бенилюкс.
Чтобы успевать работать с командой и делать многое (и еще больше брать на себя), я снова начал работать по подходу «90 дней». На каждый макрорегион у меня был свой план «90 дней» – и таких планов в конце 2002 года было уже 12 одновременно (по количеству макрорегионов, входящих в мой регион, – CEE/МЕA/CIS).
Например, макрорегион CIS (СНГ) включал в себя Россию, Беларусь, Украину, Казахстан, Узбекистан, макрорегион Бенилюкс – Нидерланды и Бельгию, а макрорегион МЕ (Ближний Восток) – уже 14 стран.
Я не знаю, как бы справился с работой, если бы не использовал тогда подход «90 дней». Сначала мы планировали «90 дней» для каждого макрорегиона, а затем постоянно работали по нему: меняли приоритеты, добавляли задачи, отслеживали прогресс…
В конце 2003 года я вернулся в Москву – и, работая директором по маркетингу в компаниях Alcatel, «Арктел» и «МИАН», продолжал использовать подход «90 дней». А после 2008 года я стал применять его уже как консультант.
2009 год
На одной из конференций в 2008 году (несмотря на кризис, их продолжали проводить, и туда ходили учиться те, кто знал, что кризис – это возможность) я познакомился с директором компании RS Group, и он попросил поставить им маркетинг. Я согласился, но попросил, чтобы в первую очередь в компании появился классный директор по маркетингу. Так я познакомился с Романом (соавтором по этой книге). Он начал с испытательного срока – и должен был сделать вместе со мной план «90 дней – 1» и успешно его реализовать.
Романа назначили руководителем службы маркетинга компании досрочно – за месяц до окончания испытательного срока. А потом мы триумфально завершили и сам план «90 дней – 1» – с выполнением задач на уровне 85 % (забегая вперед – это очень хороший результат!). Потом у нас был второй план, третий, четвертый, пятый… Я уже перестал работать с компанией как консультант и скорее был крестным отцом создаваемых Романом планов. Я их по просьбе генерального директора утверждал – и Роман со своей небольшой командой брался за их реализацию. Я же со стороны наблюдал за успехами и профессиональным ростом Романа. Он и его команда брались за все новые и новые направления и проекты – как и должно быть с теми, кто использует подход «90 дней».
2012 год
Руководство «Банка Европейский» из Калининграда пригласило нашу консалтинговую компанию «Маркетинг Машина» для увеличения эффективности работы маркетинговой службы банка, для роста клиентской базы частных и корпоративных клиентов и решения ряда других задач. Мы провели опрос сотрудников, топ-менеджеров банка и его клиентов (забегая вперед, опрос – необходимая вещь для создания плана). На основании полученных данных мы сделали план «90 дней – 1», защитили его и предложили банку сопровождение (мы были готовы делать с командой маркетинга банка все задачи плана и подписаться на достижение результата, привязав нашу оплату к ним).
Нам невероятно повезло с директором по маркетингу «Банка Европейский» Ольгой Дорофеевой. Она и ее команда работали с нами как единый механизм – четко, быстро, качественно.
Мы отлично выполнили задачи плана «90 дней – 1», и дальше Ольга со своей командой работали по подходу «90 дней» уже сами – два года!
Резюмируем: подход «90 дней» может прийти в вашу жизнь разными путями.
Вы могли услышать о нем на моих выступлениях.
Вы могли прочитать о нем в моих книгах («Маркетинг на 100 %», «Маркетинг без бюджета», «Согласовано!»).
Вы можете получить его с моим консалтингом (насколько я знаю, другие консультанты не используют такой подход – а зря).
Вы можете стать VIP-клиентом сервиса Krostu.com – и мы будем работать с вами по этой технологии.
И наконец, вы сможете прочитать о нем в этой книге.
Но неважно, как вы узнали об этом подходе, – важно другое.
Чем быстрее вы начнете работать по плану «90 дней», тем лучше для вас и для вашей компании.
Часть 1. До планирования.
Для кого и когда
Каким компаниям подходит план «90 дней»?
Размер компании, отрасль, рынок (b2b, b2c или b2g) и его состояние значения не имеют. Подход «90 дней» – это абсолютно универсальный инструмент. Что важно, так это желание руководителя или маркетера начать делать маркетинг по-новому. С большей скоростью/динамикой. Делать больше разных маркетинговых активностей в единицу времени. Делать маркетинг с большей эффективностью. Постоянно – от плана к плану – поднимая планку.
Например, сделали 30 маркетинговых дел в первом подходе (в плане «90 дней – 1»), на следующий период («90 дней – 2») планируем 35. Потом 40. Потом 45. И так постоянно – из периода в период – больше разных хороших маркетинговых дел.
Переживать, что все маркетинговые дела закончатся, не стоит J. Маркетинг – процесс нон-стоп. Вот вам чек-лист направлений, по которым вы можете улучшать и развивать маркетинг (проверьте, по скольким направлениям вы работаете сейчас – три? пять?):
• продуктовый маркетинг;
• прайсинг (ценообразование);
• каналы продаж (в том числе партнерский маркетинг и работа с вендорами);
• СМК (система маркетинговых коммуникаций – это реклама, PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и интернет-маркетинг);
• внутренний маркетинг;
• инновации;
• точки контакта;
• привлечение клиентов (лидогенерация);
• удержание клиентов;
• фидбэк;
• возвращение клиентов;
• работа с клиентами (модель ББДЧ – продаем клиентам и посетителям больше, быстрее, дороже и чаще);
• поддержка продаж (инструменты маркетинга для отдела продаж);
• позиционирование…
Список неполный.
Резюмируем: подход «90 дней» идеален для компаний, которые хотят повысить эффективность своей работы, и для тех, кто хочет расти постоянно – в маркетинге и, как следствие, в результативности бизнеса.
Когда можно/нужно использовать подход «90 дней»?
Найдите свою ситуацию:
• вы новый руководитель компании, вам нужно получить рост за счет всех возможностей, и маркетинг – одна из них;
• вы новый руководитель маркетинга или новый маркетер, и вам нужно показать быстрые результаты;
• вы руководитель службы маркетинга или маркетер со стажем, но вам хочется встряхнуть свой маркетинг;
• вы консультант, и вам нужно найти способ заставить маркетинг в компании клиента работать еще более эффективно.
Конечно, есть и другие варианты, но в указанных выше ситуациях применение подхода «90 дней» даст отличные результаты. Во всех этих случаях «90 дней» работает беспроигрышно.
Кому не рекомендуется подход «90 дней»?
Если вы боитесь пробовать что-то новое…
Если вы не любите делать/пробовать что-то новое…
Если статус-кво (текущая ситуация) вас полностью устраивает…
Если у вас нет амбиций…
…В этом случае можете продолжать работать по старинке.
Резюмируем: план «90 дней» – универсальный инструмент, эффективно работающий в любой коммерческой и некоммерческой компании. Используя прозрачный и системный подход к маркетингу, вы сможете показать классные результаты по разным направлениям маркетинга в течение трех месяцев. «90 дней» – и ваш маркетинг будет другим.
Системным.
Быстрым.
Разнонаправленным.
Сфокусированным.
И результативным.
Действующие лица и исполнители
Для того чтобы подход «90 дней» работал максимально эффективно, потребуется вовлечение разных «действующих лиц и исполнителей».
Акционер/акционеры
Когда компания небольшая и собственники вовлечены в процесс управления компанией, они должны быть обязательно вовлечены в работу над планом «90 дней» и в работу по его реализации.
Подход «90 дней» им (собственникам) должен очень понравиться. А как же иначе? Все прозрачно. Приоритеты расставлены. Ожидаемые результаты понятны.
Собственники могут выступать:
• в роли арбитров (при решении спорных ситуаций);
• в роли спонсоров (выделять бюджеты на задачи в рамках проекта «90 дней»);
• в роли мотиваторов (поощрять за выполнение или перевыполнение плана). И конечно, они же могут быть и демотиваторами, если план по каким-то причинам не выполнен или провален.
СЕО
Chief Executive Officer – генеральный директор компании. Его главная задача – рост бизнеса. В подходе «90 дней» он должен рассмотреть отличный инструмент увеличения операционной эффективности маркетинга и способ среднесрочного планирования маркетинговых приоритетов и, конечно, оценить его как набор инструментов для роста бизнеса. Он может выполнять все роли собственника, о которых мы говорили выше.
СМО/Маркетер
Chief Marketing Officer – вице-президент по маркетингу, директор по маркетингу, директор департамента маркетинга, руководитель отдела маркетинга. Он же основной инициатор подхода «90 дней». Он же драйвер этого подхода. С него же и план, и результаты, и отчет по плану (и потом новый план).
Команда маркетинга
Если в компании есть команда маркетинга (сотрудники, группы, подразделения), то она и есть главная рабочая сила этого проекта. О том, как настроить команду, как ее замотивировать, как работать с ней для получения максимальных результатов, – чуть позже.
Другие подразделения, службы и сотрудники
Работая над планом «90 дней», руководителю службы маркетинга и его команде придется взаимодействовать со многими службами, подразделениями и сотрудниками. В частности, в это могут быть вовлечены следующие «игроки»:
• отдел персонала (если задачи будут связаны с внутренним маркетингом);
• коммерческая служба (увеличение продаж, новые клиенты и бизнес-партнеры, повышение лояльности существующих клиентов и бизнес-партнеров…);
• IT (внедрение CRM, подключение номера 8 800, настройка автоответчика, автореплаев и автоподписей…);
• PR (если эта служба не входит в маркетинг);
• клиенты и бизнес-партнеры (опросы, мероприятия, акции…).
Чем больше подразделений вовлечено в план «90 дней», тем интереснее будет план, тем более комплексной работа и тем выше результаты.
Резюмируем
Основной заказчик и спонсор проекта «90 дней» – акционер/СЕО.
Драйвер – маркетер / его команда.
Почти все подразделения компании, а также клиенты и бизнес-партнеры будут также вовлечены в подготовку, а затем и реализацию этого плана. Как в известном фильме: «Танцуют все!» ☺
Часть 2. Готовим план
Как правильно сделать план
Успешная реализация плана «90 дней» подчиняется закону Парето.
Как известно, закон Парето гласит, что «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий – лишь 20 % результата».
В нашем случае на составление конкретного плана «90 дней» уйдет 20 % усилий от всей работы над проектом, но именно они обеспечат выполнение плана «90 дней» минимум на 80 %. Мы верим, что с помощью этой книги вы преодолеете (пусть и не без усердного труда) и планку в 90 % ☺.
Если выделить основные моменты, общий успех реализации плана зависит от:
• актуальности (и нужности!) включенных в план задач;
• реальной оценки их сложности и затрат рабочего времени;
• правильного подбора исполнителей.
Ниже рассмотрен поэтапный процесс создания плана.
Шаблон плана вы найдете в приложении 2 (рисунок 1. Как правильно сделать план).
Опросы
Как театр начинается с вешалки, так и создание плана стартует c опроса ключевых сотрудников компании. Иногда требуется провести встречи/интервью и с клиентами, бизнес-партнерами, поставщиками маркетинговых услуг.
Если компания работает с маркетинговым агентством, PR-агентством, бизнес-консультантами, то имеет смысл при подготовке плана «90 дней» обсудить активности и с ними.
Во время опроса мы:
• добываем идеи о том, что включить в план («Было бы хорошо, если бы в ближайшее время мы сделали то-то и то-то…»);
• получаем подтверждение своим предварительным идеям («Как вы думаете, стоит нам сделать вот это?..»);
• делаем опрашиваемых сторонниками нашего плана («Вы не будете против, если работу по этому направлению мы согласуем с вами и привлечем некоторых ваших сотрудников, конечно, по предварительному согласованию с вами?..»).
Главное – это идеи.
Важно научиться видеть в ответах респондентов (опрашиваемых) идеи/действия для плана. Вот несколько цитат из ответов респондентов (и идеи для плана «90 дней»):
1. «Раздатка у моих коммерсантов никакая. Не с чем на переговоры идти…» (Идея для плана «90 дней» – сделать новые раздаточные материалы для встреч с потенциальными клиентами.)
2. «Хорошо бы усилить PR-активность, в регионах мало слышали о нас…» (Идея для плана «90 дней» – сделать план регионального PR.)
3. «Есть общая презентация о компании. Но нашему департаменту нужны презентации по отраслям, и чтобы обязательно с интересными кейсами…» (Идея для плана «90 дней» – сделать набор отраслевых презентаций.)
4. «Мне нужна программа по поиску и привлечению новых дилеров…» (Идея для плана «90 дней» – запустить программу «Мы ищем новых партнеров».)
5. «Давно хотели запустить проведение постинсталляционных опросов заказчиков через полгода после завершения проекта…» (Идея для плана – провести опросы заказчиков с оборудованием, инсталлированным шесть – девять месяцев назад.)
6. «Необходимо разобраться с сайтом. Заявок стало мало приходить с него…» (Идея для плана «90 дней» – увеличить количество лидов с сайта на 50+ %.)
7. «Нужно с одним из наших вендоров создать новое коробочное решение и программу его продвижения…» (Задачи для плана «90 дней» – сделать коробочное решение с вендором X и план продвижения этого решения.)
Кто должен входить в список опрашиваемых внутри компании? Это зависит от размера и структуры конкретной организации:
• собственники;
• генеральный директор;
• его заместители;
• руководители департаментов и отделов;
• ведущие сотрудники.
А еще мы рекомендуем добавить к этому списку людей, неравнодушных к успеху компании, энтузиастов своего дела. Возможно, они не занимают высоких постов, но всегда готовы дать много хороших идей.
И еще – вы можете поговорить и с бывшими сотрудниками компании. Интересные они идеи предлагают, скажем мы вам…
Несмотря на то что мы готовимся к созданию плана маркетинговых активностей, при опросе желательно охватить все направления деятельности компании (продажи, финансы, логистика, техническая дирекция, производство и пр.) – это принесет больше хороших идей, «расширит картину мира», даст возможность рассматривать маркетинг как понятие более широкое, чем просто реклама или продвижение.
Список вопросов стоит согласовать со спонсором (заказчиком). О том, какими они могут быть, – ниже.
Хорошо, если спонсор сделает анонс по электронной почте: предупредит всех вовлеченных сотрудников о предстоящем опросе и его целях и представит драйвера проекта – маркетера или руководителя службы маркетинга. Далее драйвер самостоятельно или с помощью помощника (если таковой есть) согласовывает время и место встреч, удобное для сотрудников компании.
Есть вероятность, что спонсор (заказчик) захочет присутствовать при опросах. Рекомендуем мягко отказать. Опрос проводится наедине с приглашенным сотрудником в формате дружеской беседы с максимально возможной эмпатией. Можно даже обещать анонимность опроса (и затем предоставить заказчику результаты опроса без указания авторов идей). Понятно, что присутствие генерального директора или собственника на встрече будет сильно сковывать ваших собеседников. Хороших идей и откровений будет много меньше.
Каждое интервью может занять от 15 минут до часа.
Разброс времени объясняется тем, что некоторые сотрудники во время разговора могут быть очень краткими – в силу разных причин и обстоятельств (спешат на встречу, боятся сказать лишнее, просто не очень коммуникабельны…), а иных будет просто не остановить!
Во время беседы необходимо попросить сотрудника дать собственное определение маркетинга и назвать не менее четырех-пяти задач (можно и больше, по желанию), решения которых он ждет от маркетинга для его направления в рамках плана «90 дней». Будьте готовы к широкому диапазону ответов: от «я в маркетинге не нуждаюсь, у меня все хорошо, мне ничего не нужно» до фантастических пожеланий, которые будет не под силу исполнить даже золотой рыбке. Универсального рецепта проведения такого опроса нет. Это зависит от личности собеседника, его понимания маркетинга, опыта сотрудничества с отделом маркетинга (положительного или отрицательного) и от того, насколько успешно был «растоплен лед» в начале встречи.
По опыту отметим, что некоторые руководители подразделений, при первой встрече не проявившие заинтересованности в сотрудничестве, в ходе реализации плана, убедившись, что это может быть полезным и для них, предлагали новые задачи, которые на ходу включались в план.
Повторим еще раз: наберитесь терпения, оно вам не раз потребуется на протяжении всего проекта ☺.
Так или иначе, по завершении опроса сотрудников у вас должен быть на руках список задач для будущего плана «90 дней».
Сколько задач необходимо включать в план?
На наш взгляд, оптимальное количество – от 40 до 60 задач. Сгруппировав задачи по блокам, их нужно предварительно обсудить со спонсором (заказчиком) для внесения корректировок. После этого можно приступать к формированию первого плана «90 дней».
Игорь Манн: «Когда я начал работать директором по маркетингу в компании “Арктел”, после собеседований и опросов с сотрудниками и руководителями компании я обнаружил, что в список “90 дней – 1” попало 127 задач! Я работал как вол все эти три месяца… от рассвета до заката… в выходные и праздники, но мы с командой сделали чуть больше 70 задач. Поэтому пусть в плане будет меньше задач – стресс меньше и мотивация выше».
Вопросы для опроса
Подбор вопросов для опроса зависит от того, какие службы вы опрашиваете. Например, компания «Маркетинг Машина» готовит вопросы для отдела продаж, отдела маркетинга, вспомогательных подразделений и топ-менеджеров.
Каждый раз, когда сотрудники компании проводят опросы, они формируют уникальный список вопросов (как правило, их от пяти до семи), ориентируясь на следующие списки:
Вот некоторые вопросы для опроса сотрудников front office
1. Если 100 % – это оценка идеальной службы продаж, то как бы вы оценили работу вашей службы? Почему?
2. Основные сложности, трудности, с которыми вам приходится сталкиваться, предлагая продукцию компании.
3. Какая поддержка со стороны компании вам необходима, чтобы эффективнее продавать?
4. Назовите, пожалуйста:
• сильные стороны компании (минимум две);
• слабые стороны компании (минимум две).
5. Кто ваш самый главный конкурент (если бы вы могли устранить одного конкурента с рынка, кого бы вы в первую очередь убрали)?
6. В чем он сильнее вас?
7. В чем заключаются его слабые стороны?
8. Какие из сильных ходов, приемов, находок конкурентов следовало бы привнести в работу компании?
9. Что в настоящее время стоит сделать, чтобы увеличить оборот компании? (Ассортимент, цены, тактика продаж, усиление маркетинга, другое.)
10. Лояльные клиенты, как правило, не уходят, покупают регулярно, больше, по более высокой цене. Какие пути повышения лояльности ваших клиентов вы могли бы предложить?
11. Как, по вашему мнению, можно сделать работу службы продаж еще более эффективной? (Обучение, мотивация, маркетинговая поддержка, другое.)
Примеры вопросов для опроса сотрудников департамента маркетинга
1. Если 100 % – это оценка идеальной работы маркетинга, то как бы вы оценили работу вашей службы? Почему?
2. В чем, по-вашему, заключается основная задача вашего подразделения?
3. Для кого вы работаете (для кого предназначено то, что вы делаете)?
4. Вы работаете в тесной связке со службой продаж. Это действительно так? Есть сложности во взаимоотношениях? Какие? Что, по-вашему, можно улучшить? Как?
5. Если бы вы были коммерческим директором (или членом совета директоров), что бы вы изменили в работе службы маркетинга?
6. Что из того, что сделал маркетинг, принесло наибольшую пользу для бизнеса?
7. Если бы владельцы компании зашли к вам и спросили, что они могут сделать для службы маркетинга, что бы в первую очередь вы у них попросили?
Задача – правильно подобрать вопросы.
Определение задач очень много значит
Итак, опрос проведен, и перед вами список задач, созданный на основании собственных мыслей, опыта и обратной связи от тех, с кем вы говорили. Теперь нужно продумать их точные формулировки, которые будут внесены в ваш план «90 дней». Это позволит избежать возникновения «семантических» проблем во время реализации плана между:
• драйвером,
• исполнителями задач,
• спонсором.
И что не менее важно, поможет вам при подведении итогов проделанной работы (защиты плана перед руководством) по окончании 90 дней. Поверьте нам, это не так уж и просто ☺.
Перефразируя слова мультипликационного персонажа капитана Врунгеля, «как задачу назовешь, так ее и исполнишь». Постарайтесь избегать общих формулировок. К примеру, название задачи:
• «Визиты к 10 ключевым клиентам для опроса по уровню удовлетворенности» понятнее, чем «Провести опрос»;
• «Технические семинары в Казани, Новосибирске и Краснодаре» лучше, чем «Семинары в регионах»;
• «Провести пресс-тур на завод с участием 7–10 профильных СМИ» яснее, чем «PR производства».
Фактически правильное название должно:
• максимально конкретизировать задачу;
• исключать разную трактовку ожидаемого результата;
• иметь в составе глагол («семинар в Казани» хуже, чем «организовать и провести семинар в Казани»);
• помогать в определении того, выполнена задача или нет.
Обсудите «на берегу» с каждым исполнителем его блок задач, выясните, одинаково ли вы с ним понимаете, что и как нужно будет сделать. Обязательно внимательно выслушайте его мнение.
Внесите, если потребуется, корректировки с учетом его замечаний и предложений перед тем, как представите спонсору (заказчику) на утверждение финальную версию плана.
Помимо прочего, вовлеченность сотрудников компании в планирование позволит вам на старте проекта наладить взаимопонимание. Людям нравится, когда к их мнению прислушиваются.
Разбивай большое на части
Затем все задачи разносятся по разделам в файле Excel.
Шаблон плана вы найдете в приложении 2 (рисунок 5. Шаблон плана 90 дней).
Сколько и каких разделов должно быть в плане? Опять же, это зависит от конкретной компании, ее профиля, структуры и стоящих перед ней задач.
В плане «90 дней» могут быть стандартные разделы, такие как:
• интернет-маркетинг;
• продуктовый маркетинг;
• PR;
• внутренний маркетинг;
• маркетинг регионов;
• работа с вендорами;
• аналитика;
• events;
• выставки;
• и т. д.
Но там могут быть и нестандартные разделы – к примеру, блок задач по разработке и выводу на рынок новой серии низковольтного комплектного устройства RS:
• маркетинг НКУ RS.
Здесь нет жесткого правила: вы создаете разделы плана, исходя из имеющегося списка задач и здравого смысла. Если, например, вам пришли задачи от руководителей департаментов, то в план можно добавить соответствующие разделы:
• департамент продаж;
• департамент регионального развития;
• департамент системной интеграции;
• и т. д.
Некоторые задачи будут проситься сразу в несколько разделов. В этом нет ничего страшного, отнесите их в наиболее подходящий, по вашему мнению, раздел. Главное, что задача стоит в плане.
Важно: большие задачи лучше разбивать на части – на отдельные задачи. Во-первых, так с ними удобнее работать. Указанную выше в качестве примера задачу «Технические семинары в Казани, Новосибирске и Краснодаре» лучше разбить на три:
• «Технический семинар в Казани»;
• «Технический семинар в Новосибирске»;
• «Технический семинар в Краснодаре».
У каждой из этих задач свой срок выполнения и, скорее всего, своя специфика и разные исполнители.
Во-вторых, так проще закрывать задачи. Есть крупные сложные задачи, состоящие из нескольких подзадач. В этом случае всегда есть риск не выполнить задачу целиком. Не всё и не всегда зависит от старания и умения драйвера и исполнителей. Форс-мажор, особенно в нашей стране, никто не отменял. Чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и конфликтов c руководством («мы столько времени и сил затратили на нее, выполнили на 90 %, а нам ее не засчитали»), наш вам добрый совет: дробите задачи!
К примеру, разбейте задачу «Вывод нового товарного направления на рынок» на несколько:
• оценка емкости рынка;
• продуктовая линейка;
• позиционирование направления;
• Sales Kit для продавцов;
• система мотивации для продавцов;
• и т. д.
Некоторые задачи изначально не могут быть полностью реализованы за 90 дней. Им требуется несколько итераций. В этом случае в конец названия задачи добавляется «Версия 1.0». Это означает, что в план «90 дней – 2» будет включена эта же задача уже как «Версия 2.0».
Все активности плана можно разделить на три типа:
• уже делаются в компании, но недостаточно хорошо или эффективно;
• давно хотели реализовать, но до сих пор не доходили руки;
• никогда еще не делались в компании.
Ко всем ним применим принцип Игоря Манна «Главное в маркетинге – знать, что делать, знать, как делать, и взять и сделать» ☺.
И здесь никак нельзя обойти стороной вопрос подбора исполнителей.
Как выбрать правильных исполнителей (ответственных за задачи)
Исполнители (или ответственные за задачи) плана «90 дней» решают если не все, то очень многое. Драйвер один в компании не воин. Он скорее катализатор маркетинговых активностей, но для этого ему нужна «критическая масса» помощников. В идеале каждый назначаемый исполнитель (ответственный за задачу) должен быть:
• мотивированным;
• компетентным;
• ответственным;
• готовым к сотрудничеству.
Кого можно назначать исполнителем или ответственным за задачи?
Любого – от рядового сотрудника до руководителя компании (включая, конечно же, драйвера проекта). Все зависит от уровня сложности задачи. К примеру:
• редизайн и печать буклета (менеджер по рекламе);
• создание и запуск интернет-магазина (руководитель отдела интернет-коммуникаций);
• запуск конкурса по продукту для клиентов (бренд-менеджер);
• аудит точек контакта (драйвер проекта);
• публикация интервью руководителя компании в топ-5 отраслевых СМИ (руководитель PR-службы);
• организация выездной бизнес-сессии с лучшими дилерами (коммерческий директор);
• разработка нового продукта (технический директор);
• и т. д.
Будьте готовы к тому, что руководитель компании неожиданно сам захочет стать ответственным за одну или несколько задач. Не пугайтесь этого, а расцените как дополнительное преимущество и возможность сотрудничества ☺.
Сколько исполнителей может быть у задачи? Мы рекомендуем не более двух человек. Иначе ответственность размывается и вероятность того, что задача будет выполнена в срок или вообще реализована, снизится. Некоторые задачи плана вам, возможно, придется отдать на аутсорсинг. К примеру, чтобы пресс-тур на производство получился успешным, лучше привлечь специализированное PR-агентство (например, «PR Partner»). А для SЕО-оптимизации сайта можно обратиться к компании «ЛидМашина». Но ответственными в плане «90 дней» по этим задачам все равно должны быть указаны сотрудники компании. Вот все возможные комбинации ответственных за задачи в плане:
• сотрудник;
• сотрудник + сотрудник;
• драйвер;
• драйвер + сотрудник.
Отметим еще два важных момента:
• уведомление по электронной почте спонсором (заказчиком) всех исполнителей (ответственных) о привлечении их к работе, цели проекта и координации работы с драйвером (с копией последнему);
• трехсторонняя встреча (спонсор – драйвер – ответственный) до начала проекта.
Установка правильного тайминга по задачам
У каждой задачи плана есть три параметра времени – начало (старт), времязатраты и завершение (финиш). Как правило, не все задачи плана начинаются одновременно с запуском проекта. Это может быть связано:
• с тем, что задача привязана к дате внешнего мероприятия (выставка, конференция и т. д.);
• с тем, что эта задача – часть более сложной задачи, выполнение подзадач идет по порядку, необходимо сначала решить предыдущие;
• с нехваткой человеческих ресурсов;
• с внутренней целесообразностью;
• с иными причинами.
Укажите в шаблоне плана «90 дней» в колонке «Старт» для каждой задачи начало ее реализации. Вы можете просто проставить номер недели, но по опыту удобнее указать точную дату – число и месяц. Пример плана с таймингом вы найдете в приложении 2 (рисунок 2. План «90 дней». Тайминг).
Времязатраты для каждой задачи будут различаться. Для одной нужна всего неделя, для другой – один месяц, а третья потребует все девяносто дней.
Обсудите и определите необходимые сроки для выполнения каждой задачи с их исполнителями (ответственными). Исходите из опыта и имеющихся ресурсов. Если считаете нужным, добавьте одну-две недели для возможного форс-мажора. Главное, чтобы сроки не выходили за 90 дней. Укажите в шаблоне плана «90 дней» в колонке «Вр/зтр» для каждой задачи необходимые времязатраты – количество недель. К примеру:
• Апдейт фирменного блока – 1 неделя.
• Аудит точек контакта – 4 недели.
• Программа привлечения новых дилеров – 5 недель.
• Поиск и активация новых каналов продаж – 8 недель.
• Рестайлинг сайта компании – 12 недель.
В колонке «Финиш» укажите планируемую дату завершения каждой задачи (от даты старта задачи отсчитайте ее времязатраты).
Как расставить приоритеты
Одним из самых важных параметров плана «90 дней» является коэффициент сложности задачи, так как он участвует в расчете главного показателя – процента выполнения плана.
Опытным путем мы пришли к диапазону коэффициента от 1 до 3:
3 – очень сложно;
2 – сложно;
1 – не очень сложно.
К примеру:
• План онлайн-продвижения по каждому бренду – 3.
• Анализ емкости и прогноз продаж – 3.
• Включение и представление каналов обратной связи (по книге «Фидбэк») – 2.
• Участие в выставке в Самаре – 2.
• Аудит и структуризация папки материалов по продуктам/решениям – 1.
• Создание документа «10 заповедей продвижения в соцсетях» – 1.
Оценка сложности задач сама по себе субъективна. На нее влияют такие факторы, как времязатраты, новизна, необходимость аутсорсинга и т. д.
Обсудите с исполнителями (ответственными) и укажите в шаблоне плана «90 дней» в колонке «Кт/слож» для каждой задачи ее коэффициент сложности.
Второй параметр – коэффициент приоритета задачи – также имеет диапазон от 1 до 3:
3 – очень важно;
2 – важно;
1 – менее важно.
Данный коэффициент не влияет на расчет процента выполнения плана, но позволяет правильно расставить приоритеты. А это, в свою очередь, поможет в принятии решения, если по ходу проекта возникнет необходимость отложить, перенести или отменить ту или иную задачу.
Кто должен определять приоритетность задач плана? Наш опыт показывает: лучше, если это сделает спонсор (заказчик) на совместной встрече с драйвером. Укажите в шаблоне плана «90 дней» в колонке «Приоритет» для каждой задачи ее коэффициент приоритета. К примеру:
• Алгоритм управления продуктовым портфелем – 3.
• План онлайн-продвижения по каждому бренду – 3.
• Опрос лучших дилеров (для бенчмаркинга) – 3.
• Апдейт позиционирования («почему мы?») – 2.
• Карта онлайн-инструментов для топ-менеджеров – 2.
• Более оригинальные и качественные сувениры и подарки – 1.
Арифметика плана
Итак, ваш шаблон плана «90 дней» практически заполнен. В следующие столбцы уже внесена информация:
• «Задача» – разнесено по разделам (блокам).
• «Ответственные» – назначенные исполнители (ответственные за задачу).
• «Приоритет» – приоритетность задач (от 1 до 3).
• «Кт/слож» – коэффициент сложности задачи (от 1 до 3).
• «Старт» – начало реализации задачи (точная дата).
• «Вр/зтр» – времязатраты на задачу (количество недель).
• «Финиш» – завершение задачи (точная дата).
У вас останется два незаполненных столбца:
– «%» – процент задачи от плана.
– «Статус» – задача выполнена / задача не выполнена.
Используя функционал Excel, проделайте нехитрые операции:
1. Суммируйте все значения задач столбца «Кт/слож»
Получился общий вес всех задач плана. Это значение должно быть отражено под столбцом (выделите его полужирным шрифтом и синим цветом).
2. В столбце «%» для каждой задачи создайте формулу расчета
Формула учитывает процент данной задачи от общего веса и ее статус выполнения. Выглядит формула следующим образом:
% задачи = (Кт/слож задачи / Общий вес задач) × 100 × Статус задачи
Пока задача не выполнена, в столбце «Статус» ячейка пуста и в столбце «%» значение будет «0,0». Когда задача выполнена, в ячейке столбца «Статус» указывается значение «1», а в ячейке столбца «%» автоматически появляется процент выполненной задачи.
К примеру:
• Общий вес всех задач – 115.
• Коэффициент сложности конкретной задачи – 2.
• При выполнении задачи и проставлении в поле «Статус» значения «1» в поле «%» появится значение «1,7».
3. Суммируйте все значения задач столбца «%»
Получился процент выполнения плана «90 дней». Это значение должно быть отражено под столбцом (выделите его полужирным шрифтом и красным цветом). Этот главный показатель – процент выполнения плана – на протяжении всех девяноста дней будет для вас своеобразной курсо-глиссадной системой проекта. Он поможет вам своевременно корректировать действия вашего экипажа.
Игорь Манн: «Тем, кто не дружит с цифрами, не любит расчеты, можно предложить систему оценки выполнения задач “светофор”.
Зеленым выделяем то, что сделано.
Желтым – то, что начато, но по каким-то причинам до конца не доведено.
Красным – не сделано.
Серый цвет означает перенос на следующие “90 дней”».
Как представить и защитить план перед руководителем
Итак, ваш план готов.
Как представить его руководству и как его защитить?
Вот несколько наших советов.
Помним о цели
Цель этого этапа – представить отчет руководителю и быть абсолютно уверенным, что маркетинг будет сфокусирован на правильных проектах, задачах и приоритетах.
Нет большего демотиватора, чем, поработав над планом, услышать: «Зачем вы это делаете? Это никому не нужно. Это не приоритетная задача».
Наша цель – абсолютная уверенность в том, что:
а) руководитель понимает, что мы делаем (на уровне каждой строчки плана «90 дней»);
б) это совпадает с его приоритетами и целями компании на ближайшее время.
Предзащита
Постарайтесь провести предзащиту плана на уровне «минус 1». Если вы будете защищать план перед генеральным директором, то сначала представьте план его заместителю. Так вы сможете потренироваться и благодаря вопросам и замечаниям провести свою защиту, будучи более подготовленными.
Если нет возможности провести предзащиту на уровне «минус 1», то сделайте предзащиту перед своей командой или перед кем-то из своих ключевых сотрудников (или даже супругом/супругой/коллегой из другой компании-неконкурента). Попросите их быть критичными и задавать больше вопросов. Слушайте себя – пишите заметки, а потом сделайте представление своего плана еще лучше.
Понимаем контекст ситуации
Для защиты очень важно понимать контекст ситуации – на рынке, в компании, а также самочувствие и настроение руководителя.
Рынок может просесть или начать расти – это надо понимать и учитывать в плане. Компания может переживать внутренний кризис (кадровый, финансовый или организационный) – это тоже нужно понимать и тоже нужно учитывать в плане. И наконец, нужно считывать ситуацию и с самим руководителем. Если он в «запаре», лучше дождаться более спокойного времени. Если у него плохое настроение или самочувствие, лучше не рисковать. План «90 дней» важен и для вас, и для руководителя, и для всей компании – обсуждайте его в самых благоприятных условиях (а они бывают всегда – даже в самое сложное время).
И конечно, вы сами должны быть на подъеме – физическом, моральном и ментальном. Выспитесь. Настройтесь. И всё должно пройти замечательно!
Как «продать» готовый план команде
Итак, план готов. Вы сделали черновик плана, утвердили его с руководителем компании (собственником) – теперь пора браться за его выполнение.
Важный момент. До того как вы скажете команде «Старт!», подумайте о том, как будете мотивировать ее членов работать над планом в течение ближайших трех месяцев.
Мотивация – тема непростая, и а) в ней нужно хорошо разобраться, б) уметь правильно ее организовать. Одна только мотивация делится на моральную и материальную; кнутом и пряником; ожидаемую и неожиданную; индивидуальную и командную. А кроме мотиваторов есть стабилизаторы, демотиваторы, причины остаться в компании…
Однажды один из наших клиентов попросил разработать для него эффективную систему мотивации персонала департамента маркетинга (более 30 сотрудников). Мы занимались этим два месяца. Финальная версия включала в себя более 80 мотиваторов. Я более 10 лет работал директором по маркетингу – но тут удивился сам. Я и представить не мог, что есть столько вариантов «зажечь» маркетеров.
Позвольте поделиться с вами следующими нашими мыслями.
1. Поговорите с каждым
Поговорите отдельно с каждым ключевым вашим сотрудником. Убедитесь, что у него есть стопроцентное понимание задачи, за которую он отвечает. Он должен знать:
• кем, зачем и для чего задача поставлена в план;
• что считается стопроцентным результатом выполнения;
• что с сотрудником/вами/командой маркетинга произойдет, если задача не будет выполнена на 100 % (можно намекнуть на репутационные риски, слабое звено, приближающуюся оценку персонала…);
• что он получит, если задача будет сделана на 100 % (вот тут и пригодится умение мотивировать на 100 %).
Обязательно спросите, есть ли у вашего сотрудника вопросы. Ответьте на них. Скажите спасибо авансом и пожмите руку.
2. Поговорите с командой
Соберите команду – быстро и неформально. Еще раз быстро представьте план. Упомяните, что каждый понимает свой участок работы и свои задачи (вы же поговорили с каждым сотрудником – см. выше). Сообщите, что промежуточные итоги будут подводиться каждые две недели (или в любом удобном для вас режиме). Покажите, что получит команда в случае выполнения плана. Скажите, что ваши «двери всегда открыты» и, если что-то пойдет не так или у кого-то будут вопросы и «затыки», к вам можно и нужно обращаться. Спросите, есть ли вопросы. Ответьте на них. Вот теперь можно стартовать.
3. Стопроцентное понимание
Очень-очень важный пункт. Вы должны понимать на 100 процентов, что означает каждая задача в плане «90 дней». Это должен понимать одинаково с вами исполнитель задачи. Это должны понимать ваша команда и заказчик задачи (если он есть).
Непонимание – прямая дорога к конфликту, некорректному исполнению или полному невыполнению поставленной задачи.
4. Стопроцентная вовлеченность
У вас и вашей команды должна быть стопроцентная вовлеченность в план. Он, как японский икигай, должен по утрам вытаскивать вас из кровати и заставлять выполнять задачу за задачей.
Икигай – японский термин. Это понятие означает то, ради чего вы просыпаетесь по утрам. Ваш план «90 дней» на ближайший квартал – ваш икигай.
Будет стопроцентная вовлеченность – будет близкое к стопроцентному выполнение плана. Поддерживайте вовлеченность следующими способами:
• периодически встречайтесь со своей командой и подводите промежуточные итоги;
• празднуйте реализацию крупных задач плана (сходите вместе на ланч, купите фрукты, тортик или конфеты);
• не забывайте говорить вашим коллегам спасибо;
• отслеживайте прогресс реализации каждой задачи, вовремя ускоряйте то и тех, что и кто притормаживает.
5. «Потому что мы команда»
Предложите вашей команде какой-то бонус в случае выполнения плана «90 дней».
Например, вы можете:
• сходить вместе на форум/конференцию/мастер-класс;
• съездить с семьями на уик-энд в дом отдыха;
• сходить командой в хороший ресторан;
• выдать каждому подарочный сертификат…
Вариантов много. Главное, держать свое слово: что-то пообещали – сделайте.
Такой командный подарок поможет вам в решении нескольких задач сразу: тимбилдинг, релакс после напряженной работы и подготовка к новому старту.
6. Пряники и кнуты
Продумайте, как вы будете поощрять тех сотрудников, которые классно поработали в рамках проекта «90 дней», и как вы будете наказывать тех, кто свои задачи выполнил плохо или не выполнил вообще. (Надеемся, что такого не будет! Промежуточное подведение итогов не позволит прийти к такой необходимости.)
Резюмируем: очень важно «продать» план своей команде. Классно поработает над планом она – классными будут результаты. Нет – нет.
Итак, предполетный инструктаж пройден. Полетный план выдан. Чек-лист перед взлетом экипажем прочитан. Вы стоите на исполнительном рубеже проекта и готовы отдать команду «Взлетный!». Нам остается только пожелать вам всего самого летного! ☺
Часть 3. Делаем
Как работать с планом
План после утверждения – это святое (добавлять можно, убирать можно, отвергать нельзя)
После «взлета» проекта с последующей «уборкой шасси и набором высоты» утвержденный план является главным документом, регламентирующим работу маркетинга в ближайшие 90 дней. И для драйвера-маркетера, и для руководителя компании, и для всех подразделений.
Можно менять «заданный эшелон» – добавлять или убирать включенные ранее задачи, но только в рамках плана «90 дней». Недопустима постановка задач параллельно утвержденному плану или, еще хуже, их противопоставление друг другу. В этом случае произойдет демотивация драйвера и его команды.
Это особенно актуально, когда печется первый блин реализуется первый план «90 дней» – происходит обкатка нового подхода внутри компании, а также притирка ее руководителя с драйвером (если он новый).
Все вносимые в план «90 дней» изменения должны быть согласованы между спонсором (руководителем компании) и драйвером. И все сотрудники, имеющие отношение к конкретному изменению, должны быть своевременно проинформированы.
Итерации (отложить, перенос, отмена)
Как было сказано выше, по ходу реализации плана «90 дней» могут быть внесены изменения в список задач по тем или иным причинам.
Основные действия:
• отложить задачу (на неопределенный срок);
• перенести задачу (на конкретный срок – например, включить задачу в следующий план «90 дней»);
• снять задачу;
• добавить новую задачу.
В первых трех случаях в Excel-таблице:
• выделяете всю строку задачи заливкой серого цвета;
• в ячейке «Кт/cлож» ставите значение «0» (задача больше не учитывается в расчетах);
• в ячейке «Примечания» проставляете статус (соответственно «Отложена», «Перенесена», «Снята»).
Пример плана после нескольких итераций вы найдете в приложении 2 (рисунок 3. План «90 дней». Итерации).
В четвертом случае в Excel-таблице:
• добавляете новую задачу в соответствующий раздел новой строкой;
• проставляете значения в ячейках, как у других задач, включая «Кт/cлож» (задача теперь учитывается в расчетах).
Если одна из текущих задач потребует пролонгации, то в конце ее названия нужно поставить «Версия 1.0», а в следующем плане «90 дней» нужно будет указать «Версия 2.0».
Как делать простые вещи
К простым вещам относятся задачи с коэффициентом сложности «1» и, как правило, со следующими признаками:
• небольшие времязатраты;
• не требуется дополнительной компетенции.
Простые вещи могут делаться как своими силами, внутри компании («Разработать классификатор клиентов для CRM», «Запустить конкурс для дилеров»), так и внешними подрядчиками («Установить на сайте онлайн-консультант», «Подключить бесплатный номер 8 800»).
Если исполнителем назначен сам драйвер, то он просто берет и делает. Если ответственным назначен другой сотрудник, роль драйвера состоит в правильной коммуникации с коллегой, чтобы задача была выполнена точно в срок.
Как делать сложные вещи
К сложным вещам относятся задачи с коэффициентом сложности «3» и, как правило, с одним или несколькими признаками из нижеследующих:
• большие времязатраты;
• требуются дополнительные компетенции;
• внедрение новой идеи;
• привлечение внешних подрядчиков.
Сложные вещи требуют больше времени и человеческих ресурсов, неоднократных мозговых штурмов и нескольких итераций. К примеру, чтобы успешно решить задачу «Новое позиционирование VETA», нам потребовалось приблизительно два месяца. За это время мы провели телефонный опрос среди партнеров и клиентов, три мозговых штурма внутри компании и две бизнес-сессии с Игорем Манном и командой Krostu.
При значениях приоритетности «3» и «2» такие задачи должны быть на особом контроле и драйвера, и спонсора (руководителя компании).
Мозговые штурмы
Мозговой штурм как эффективный инструмент генерации новых идей и поиска решений стоящих задач известен очень давно и хорошо себя зарекомендовал. Поэтому подробно описывать методику не имеет смысла. Можно только напомнить о важности дружелюбной атмосферы: все участники мозгового штурма равны, ни одна озвученная идея не критикуется и не отвергается.
Как часто вам потребуется такой инструмент во время реализации плана «90 дней»? Единого ответа нет. Это может зависеть от:
• сложности поставленных задач;
• инициативности драйвера;
• компетентности исполнителей;
• корпоративной культуры;
• личных отношений между сотрудниками.
Мозговые штурмы можно проводить:
• внутри отдела маркетинга;
• совместно с исполнителями задач;
• с привлечением внешних подрядчиков;
• с руководителями других подразделений;
• с участием руководителя компании;
• с привлечением внешнего консультанта.
Где можно проводить мозговые штурмы? В совершенно разных местах:
• в отделе маркетинга;
• в переговорной;
• в офисе подрядчика;
• в кафе или ресторане.
Иногда смена обстановки способствует лучшей генерации идей. К примеру, одну из наших последних бизнес-сессий с Игорем Манном и командой Krostu мы проводили вечером в «Чайхоне № 1» за круглым столом, стоящим прямо посередине прохода. Как потом мне призналась администратор, с интересом наблюдавшая вместе с официантами за нашим азартным обсуждением, это очень походило на игру знатоков клуба «Что? Где? Когда?» (за столом нас и вправду было шестеро). Идей и решений было получено столько, что, вернувшись домой, я c большим вдохновением продолжил работать до пяти утра ☺.
Если какая-то задача плана начала буксовать, драйвер в первую очередь должен вспомнить про возможность мозгового штурма.
Предварительные отчеты
Прозрачность (наглядность) работы маркетинга и оперативная обратная связь – конкурентные преимущества метода «90 дней». Это достигается за счет понятного интерфейса и промежуточных отчетов драйвера.
Первое, что должен сделать драйвер после утверждения плана «90 дней», – создать на своем компьютере (ноуте) папку «90 дней», а внутри нее создать новые папки по количеству задач в плане: одна задача – одна папка. (Название и нумерация папок совпадают с нумерацией и названием задач в плане.) А также разместить в ней Excel-файл плана «90 дней».
Пример предварительных отчетов вы найдете в приложении 2 (рисунок 4. Предварительные отчеты).
Например, папка 01 «Позиционирование компании», папка 17 «Матрица услуг», папка 24 «Семинар в Казани» и т. д. В этих папках драйвер будет размещать рабочие файлы и необходимую информацию по решению данной задачи. Из практики – такая структуризация очень помогает в работе.
Параллельно драйвер в CRM или на внешнем диске компании создает точно такую же структуру папок с полным доступом спонсору (руководителю компании) и настроенным доступом другим исполнителям (в зависимости от политики компании). Главное, чтобы драйвер не забывал вовремя синхронизировать содержимое папок у себя на компьютере (ноуте) и внешних папок.
Как часто и в каком формате нужно делать промежуточные отчеты? Во многом это зависит от руководителя компании – у каждого свой собственный стиль управления. Мы рекомендуем еженедельные встречи руководителя с драйвером.
До этой встречи драйвер должен обновить на диске либо прислать руководителю обновленный Excel-файл плана «90 дней». Для лучшей наглядности используется заливка ячеек цветом.
Задача выполнена
• заливка строки задачи зеленым цветом;
• перечеркивание названия задачи;
• ячейка «Статус»: значение «1»;
• в примечаниях можно указать полученный результат.
Задача выполняется
• заливка строки задачи синим цветом;
• в примечаниях можно описать текущую ситуацию.
Задача не выполнена
• заливка строки задачи красным цветом;
• в примечаниях нужно указать причины и предлагаемый план действий.
Отложенные, перенесенные и отмененные задачи, как мы писали выше, выделяются заливкой серого цвета.
Форс-мажоры
Форс-мажоры – неотъемлемая часть нашей жизни. И ваш план «90 дней» не станет исключением. При самом хорошем планировании все предугадать невозможно. Причин, вызывающих форс-мажоры, множество. Разделить их можно на внутренние и внешние. Каждая из них может значительно повлиять на реализацию плана «90 дней».
Внутренние, например:
• финансовые (кассовый разрыв, недофинансирование маркетинга…);
• кадровые (сменилось руководство, ушел или серьезно заболел ключевой сотрудник…);
• организационные (меняется организационная структура компании, происходит слияние или поглощение…).
Внешние, например:
• действия конкурентов (конкурент открыл новый региональный офис или расширил линейку своих услуг…);
• изменение законодательства (например, в вашей отрасли неожиданно запрещена всяческая реклама…);
• изменение экономической ситуации в стране или в мире.
Термин «форс-мажор» переводится как «обстоятельство непреодолимой силы». Конечно же, хороший директор по маркетингу всемогущ, но иногда обстоятельства берут верх. В этом случае мы должны:
1) научиться менять/корректировать план «90 дней» на ходу;
2) при отчете по плану не бояться называть форс-мажор причиной невыполнения/переноса активности.
Как говорят американцы, shit happens (форс-мажоры случаются). Это жизнь.
Как отчитаться по плану «90 дней»
Итак, заканчивается отчетный период. Мы хорошо поработали – теперь нужно хорошо представить результаты своей работы.
Игорь Манн: «Когда я работал в Австрии региональным директором по маркетингу в регионе “Центральная Восточная Европа, Ближний Восток и Африка”, мой начальник любил говорить: “Твой отчет – это твоя работа. Хороший отчет означает, что ты хорошо работал – даже если ты вообще ничего не сделал. Плохой отчет говорит, что ты работал плохо – даже если ты работал отлично”».
Мораль: на отчетах время и усилия не экономим.
Хорошо представить – это значит продумать следующие моменты: сам отчет, сопроводительное письмо, презентация результатов и PR-работы.
Отчет
Собственно, это ваш документ «90 дней» (в Excel/Numbers или в ментальной карте), из которого сразу же виден результат выполнения вашего плана – в процентах, графике (пирог «сделано – не сделано – перенесено»), в динамике (вычеркнуто).
Вы можете выделять реализованные задачи двойной сплошной линией, а перенесенные – пунктирной. Несделанное – не зачеркнуто.
Вы можете использовать цвет.
Проще всего использовать светофор: красным маркером – не сделано, зеленым – сделано, желтым – отложено.
Главное, чтобы сразу же было видно: как вы поработали, что и сколько сделано. Хорошая идея – сделать небольшое резюме, summary (несколько предложений с основными выводами). Лучше всего поместить его (summary) в начало отчета.
Сопроводительное письмо
Когда будете рассылать отчет по электронной почте, напишите всем своим руководителям и коллегам небольшое сопроводительное письмо – и помните, что его увидят раньше отчета. Увы, многие вообще не просмотрят ваш отчет – поэтому правильное сопроводительное письмо порой важнее самого отчета. Сопроводительное письмо – важный канал информации о том, как вы поработали за квартал.
Представьте себе, что письмо начинается со слов «Мы все – большие молодцы»… Вы уже представляете общую тональность отчета? J
Обязательно поблагодарите причастных – коллег, руководителей, подрядчиков, всех и каждого, кто помог вам в реализации плана.
Презентация результатов
Иногда требуется презентовать результаты с использованием слайдов. В подготовку такой презентации необходимо вложиться серьезно. Общий принцип презентации: идите от общего к частному.
Примерная структура вашей презентации может выглядеть так:
• результаты высшего порядка (выполнение плана «90 дней» в процентах);
• главные достижения;
• выводы/уроки по тому, что сделано и не сделано;
• планы на следующий период (можно в виде списка ключевых задач).
О том, как правильно делать слайды и презентации, написано многое. Но главные советы мы повторим:
• не мельчите (делайте шрифт крупным);
• говорите о важном, опускайте детали;
• главное в маркетинге – деньги, клиенты и репутация компании, поэтому говорите о сделанных вещах, связанных с этой троицей;
• будьте краткими (постарайтесь уложить весь отчет в 15–30 минут);
• позаботьтесь о раздатке (отдайте копию отчета каждому участнику встречи).
PR отчета
Позаботьтесь о пиаре вашей работы. Распечатайте отчет – повесьте его рядом с вашим рабочим местом, кабинетом. Оперативно представьте отчет отделу продаж (помним: для маркетинга это основной внутренний заказчик).
Если у вас есть внутренний портал, газета или журнал – напишите статью, дайте интервью. Если в компании проводятся ежеквартальные собрания – обязательно выступите с коротким рассказом о результатах работы. И если ваша команда маркетинга поработала над планом на ура, то обязательно отпразднуйте с ними победу (сходите в кафе/ресторан, вручите лучшим сертификаты/книгу/подарок). Это может стать хорошей мотивирующей традицией.
А еще хорошо сразу же приложить к готовому отчету план следующих «90 дней». Но об этом – дальше.
Поздравляем! «90 дней – 2» и далее везде
Поздравляем! Ваш первый план «90 дней – 1» завершен. Передохните немного – и вперед.
Подведите итоги. Сделайте отчет для руководства, команды и коллег из других подразделений. Сделайте выводы (научитесь на ошибках, если они были). Сделайте новый план – «90 дней – 2». И вперед.
Чем больше вы будете работать в маркетинге по подходу «90 дней», тем интереснее окажутся ваши планы. С каждым планом ваш профессионализм будет расти. Выше станут ваши результаты. Выше доходы. Стремительнее карьера.
Подход «90 дней» может изменить ваш маркетинг, вашу компанию, вас. Так почему бы не начать работать по нему прямо с ближайшего 1-го или 15-го числа?
Удачи!
Роман ЗемцовИгорь МаннПриложение 1. Заповеди плана «90 дней»
Гениально! Нет более простого способа продемонстрировать и доказать результативность и эффективность маркетинга (и других непродающих подразделений), чем подход «90 дней».
Excel! Используйте шаблон Excel/Numbers – и план «90 дней» сразу же станет еще более эффективным инструментом.
Драйвер рулит! Даже самый хороший план «90 дней» легко может испортить плохой драйвер. Кадры драйвер решает всё!
Хорошие результаты = хороший план + хороший драйвер.
Повторение – мать улучшения. Чем больше/дольше вы используете подход «90 дней», тем круче ваш маркетинг и тем лучше ваш бизнес. Доказано.
Самое важное. Самое главное. Не надо включать в план «90 дней» все-все задачи маркетинга. Включайте в него самое важное, самое ценное, самое значимое. «Лучше меньше, да лучше».
Шире! Постарайтесь включить в план «90 дней» как можно больше разных функциональных задач. Не приравнивайте маркетинг к продвижению. В хорошем плане должно быть много функциональных направлений (продуктовый маркетинг, аналитика, PR, прайсинг, внутренний маркетинг…) и 30–50 задач.
Какой план – такие и амбиции. Покажите нам ваш план «90 дней» – и мы скажем вам, какой у вас маркетинг. По плану «90 дней» можно сказать об уровне понимания маркетинга в компании и об амбициях маркетера/СЕО. Пусть ваш план говорит только хорошее.
Стопроцентное выполнение плана нереально. Невозможно выполнить план на сто процентов. Все время появляются новые задачи, новые вводные… Приоритеты меняются. Поэтому 91 процент выполнения – это уже круто. Это уже результат.
В связке с топ-5. Свяжите свой план «90 дней» с подходом «топ-5» (еженедельное планирование маркетинга по схеме «5 самых важных задач на неделю») – ускорьте себя, свою команду, исключите невыполнение задач.
Приложение 2. Образцы планов
Рисунок 1. Как правильно сделать план
Рисунок 2. План «90 дней». Тайминг
Рисунок 3. План «90 дней». Итерации
Рисунок 4. Предварительные отчеты
Рисунок 5. Шаблон плана «90 дней»
Комментарии к книге «90 дней. Простая техника, которая делает маркетинг максимально эффективным», Роман Земцов
Всего 0 комментариев