«Как написать книгу»

870

Описание

Вы хотите самостоятельно написать книгу? Прочтите книгу «Как написать книгу. Пошаговая инструкция» и вы узнаете: – С чего начать – Минимальный объем книги – Как выбрать нишу – Можете ли вы писать? – Защита от пиратских копий Знаниями делится литературный агент Groto.ru.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Как написать книгу (fb2) - Как написать книгу 197K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Олег Димитров

Как написать книгу Пошаговая инструкция Олег Димитров

© Олег Димитров, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Как написать книгу

Многие начинающие авторы задаются вопросом: как написать книгу самостоятельно, без чужой помощи. Давайте разберёмся в этом вопросе. Первое, что вам нужно, это определиться, какая это будет книга: электронная или бумажная?

Электронная книга

Электронная книга может продаваться и в мини-варианте – 10–15 страниц, и как полноценная книга на 200–300 страниц.

Для написания большой книги вам потребуется много времени и ресурсов. Ваших сил и терпения может не хватить, и вы бросите книгу на полпути. Объем электронной книги может составлять даже 5 000 символов, это меньше чем 10 страниц текста. Да, такую книгу уже можно продавать. Стоить она будет, конечно, не много (10–50 рублей – её адекватная цена), но у вас уже будет своя книга.

Бумажная книга

Если мы говорим о бумажной книге, которая продаётся в магазине, то её объём должен быть не меньше 80 страниц. Количество символов может быть разным, но в целом это значения от 50 000. А 300 000 символов – уже полноценная книга на 200 страниц (формата А5).

Самое простое – начать с электронной книги и выпустить её в таком объёме, на который у вас хватит сил. Если материала будет достаточно, можно будет подумать о выпуске бумажной книги.

Цель написания книги

Следующее, с чем вам нужно определиться, – это цель издания книги. Обычно они такие:

1. Вы хотите получить известность за счёт издания книги. Соответственно, вы выпускаете её для того, чтобы ваше имя чаще мелькало в прессе.

2. Вы хотите, чтобы книга приводила к вам новых клиентов. Ни один человек не будет читать ваш блог (например, о саморазвитии) от начала до конца, но книгу прочтут. Каждый такой читатель становится лояльным к вам клиентом.

3. Вы можете выпустить книгу, чтобы заработать на её продажах. Этот путь достаточно сложный, так как авторское право в России охраняется достаточно условно. Можете сами открыть свой компьютер, посмотреть список установленных программ – много ли у вас лицензионных?

Конечно, авторы зарабатывают деньги на книгах, но не все и не сразу. Даже некоторые известные российские писатели не могут позволить себе жить только на авторский гонорар. Здесь я говорю и о художественных книгах, и о деловых и документальных изданиях (non-fiction).

4. Несколько особняком стоят книги, которые эксперты продают через свои сайты (здесь идёт речь только о деловой литературе). Например, если вы профессиональный финансист, и на ваш авторский блог ежедневно заходят несколько сотен человек, вы можете продавать книгу своим читателям. Книга может стоить несколько тысяч рублей, так как такой литературы больше нигде не найти – это ваша личная методика. Люди готовы платить деньги за обучение, даже несколько тысяч рублей за книгу. Конечно, такой приём не пройдёт с торговыми организациями, так как на полке книжного магазина ваша книга будет конкурировать с другими, изданными по данной теме и адресованными той же целевой аудитории.

5. Следующая цель, которую вы можете преследовать при написании книги, – получение большей отдачи от ваших знаний. Например, если вы тренер по ораторскому мастерству и написали в своём блоге статью, ваши читатели её прочтут. Но отдача от такого материала будет небольшой – в силу того, что этот материал бесплатный. Когда человек получает что-то бесплатно, он и ценит это меньше. Если вы платите деньги за знания, вы вкладываете в них свою силу, и эффективность обучения после прочтения материала будет больше. Поэтому по сравнению с размещённой в блоге статьей электронная книга даст больший обучающий эффект.

6. Статус. У вас появляется статус «Автор книг». Это повышает доверие к вам.

Тип книги

К деловой литературе (Non-fiction) можно отнести любые издания не художественного жанра. Это обучающие материалы, мастер-классы, биографии.

Чтобы написать такую книгу, вам нужны знания в соответствующей области. Вы не можете просто взять и написать книгу о том, как заработать миллион, не являясь при этом миллионером. Конечно, есть авторы, которые описывают гипотетические возможности. Сначала выпускают книгу, а потом уже думают, как бы им соответствовать написанному.

Этот приём работает довольно эффективно. Например, многие тренеры, которые обучают искусству общения с девушками, начинали с того, что выпускали книгу об отношениях. При этом, когда они писали книгу, они и сами не имели хороших отношений с девушками. Но хорошо освоенная теория всегда помогает в практике. Когда книга была выпущена, эти тренеры довольно быстро поднимали свой уровень.

С художественной литературой проще: для того чтобы написать про войну в Афганистане, не нужно участвовать в боевых действиях. Это может быть полностью вымышленный рассказ (если вы не утверждаете в предисловии обратное).

Все ли могут писать книги?

На самом деле это умеют практически все, 90 процентов людей могут писать художественные произведения – этот жанр литературы не предъявляет к человеку серьёзных требований в профессиональном плане. Главное – писать интересно. Но так же, как и любой навык, умение хорошо писать можно и нужно совершенствовать. Поэтому не ждите, что ваша первая книга сразу станет бестселлером. Великие авторы годами оттачивали своё мастерство.

Выбор темы для книги

Перед тем, как писать книгу, вам нужно понять, для чего и для кого она нужна? Кто ваш основной читатель? Какой основной посыл?

Для этого вам нужно провести исследования и найти тему, которая «зацепит» читателя. Давайте вспомним события недавние. Когда к России присоединили Крым, интерес к этому полуострову заметно вырос. Поэтому книги о Крымском полуострове, которые появились через некоторое время, продавались очень хорошо. Но поймать этот момент нужно было в самом начале – на подъёме кривой спроса. За полгода читательский интерес достиг пика и пошёл на спад.

Вам нужно слушать, смотреть и анализировать, что происходит во внешнем мире. Если вы работаете в художественном жанре – наблюдать за трендами в литературе: что продаётся хорошо, а что перестало быть востребованным.

Вы можете зайти в магазин Ozon.ru и выбрать популярного автора. Посмотрите, какие книги этого автора лучше всего продаются сейчас. Составьте табличку, сравнив данные об изданиях: когда была выпущена та или иная книга, количество продаж (данные о тираже указываются в описании издания, спрос можно посмотреть в wordstat.yandex.ru). Учтите что при допечатке книги тираж не суммируется.

Почему нужно брать творчество именно одного автора? Если вы сравните тиражи и уровень продаж книг Дарьи Донцовой и какого-нибудь неизвестного автора, допустим, Ивана Иванова, – они будут разительно отличаться. Дело здесь не в жанре изданий, а в фамилии автора. Но если вы проанализируете эти показатели только по изданиям Донцовой, возможно, вы сможете отметить некоторые тенденции. Также надо учесть, что многие сочинения теряют актуальность через год-два после издания.

Соберите статистику и по неизвестным авторам. Просмотрите список бестселлеров и выпишите авторов, имена которых вам не знакомы. Затем исключите из него тех авторов, которые известны в определённых кругах. У вас получится список авторов, книги которых хорошо продаются только за счёт ценности самого произведения. Дальнейший анализ желательно проводить после знакомства с содержанием книги, определением стиля автора и поиском тренда.

Проще писать книгу по хорошо знакомой вам теме. Определите, в какой области знаний вы можете считаться экспертом. Наверняка вы прочли очень много статей, книг, аналитических материалов по этой теме. Вспомните, какими источниками вы пользовались, чтобы расширить познания в сфере своих интересов. Прочтя пять десятков книг определённого содержания, вы уже сформировали внутренние чутьё и понимаете, что вызывает интерес и пользуется спросом, а что остаётся невостребованным. Старайтесь выбирать для своей книги тему, по которой вы, в свою очередь, прочли достаточно много трудов разных авторов.

Как ещё вы можете определить, насколько актуальна выбранная вами тема? Зайдите на сайт интернет-магазина Amazon.com. Найдите бестселлеры и посмотрите, какие из них продаются лучше всего. Именно эти издания через полгода можно будет видеть на российском рынке.

Следующий инструмент, который вы можете использовать – это статистика запросов. Я уже писал об этом сервисе: wordstat.yandex.ru. Здесь вы можете посмотреть статистику запросов по годам. Яндекс отобразит вам график и динамику ключевых запросов за последние два года. На основе статистики запросов за определённый период вы сможете проанализировать, поднимается спрос или же спадает. Минус сервиса статистики Яндекс в том, что он отображает тенденции только последних двух лет – соответственно, вы не можете увидеть всю картину.

У Google есть аналогичный сервис – Тренды. Он собирает статистику за весь период, в который встречался такой поисковый запрос. Минус этого сервиса в том, что если запрос набирали меньше 5 пользователей в месяц, статистика выдаёт ошибки.

Давайте посмотрим для примера, какие у нас тренды на Сентябрь 2015 г.

Самый верхний график: запрос «фантастика книги».

Меньший спрос: «бизнес книги».

Ещё меньше: «художественные книги».

Самые низкие показатели: «саморазвитие книги».

Как мы видим, прослеживается интересная тенденция для литературы фантастического жанра: спрос на неё растёт из года в год.

Если вам интересны подробности, вы можете посмотреть эти графики тут: .

Общение с аудиторией

Технический анализ проведён, но не стоит забывать и о вашей аудитории. Вам необходимо понимать, каким людям вы адресуете свою книгу. Например, если мы говорим о детской обучающей и развивающей литературе, то лучше всего поговорить с родителями. Можно собрать информацию с родительских форумов, посмотреть, какого рода информация пользуется спросом, и расспросить посетителей различных ресурсов, что они хотели бы почитать.

Написание книги

В первую очередь нужно проработать структуру. Это основа любого произведения: на неё, как мышцы на скелет, нанизывается наполнение. Вы разбиваете вашу будущую книгу по частям, по главам. Таким образом, в процессе работы у вас всегда будет определённый план и представление о том, насколько вы близки к завершению.

Многие авторы, которые создают художественные тексты, пишут «по течению». Начинают с одной мысли, цепляются за вторую, она ведёт за собой третью… Минус такого подхода в том, что выдерживать логику повествования сложно, и связь между событиями в начале и в конце этой замысловатой цепочки может прослеживаться слабо – или не прослеживаться вообще. Проще продумать сюжет заранее.

Если мы говорим о деловой литературе, то для деловых изданий структура обязательна! Деловую книгу покупают не для того, чтобы скоротать время. Люди хотят получить определённую структурированную и понятную информацию, а не объём в листах за деньги.

Сколько времени писать?

Старайтесь уложиться в два месяца. Если вы растянете свой труд на полгода, то даже если вы не потеряете интереса к этой работе, то забудете, о чём писали в самом начале. Книга получится разрозненной, как будто её писали два разных автора. За полгода ваши представления о теме книги могут кардинально измениться, и вам придется переписывать текст с самого начала.

Если вы будете писать по три часа в день, то за два месяца вы управитесь, а если уделять книге шестичасовой рабочий день, ваша книга будет готова меньше чем за месяц.

Научитесь финишировать

Каждый раз, когда вы будете возвращаться к своей книге, вы будете видеть, что какие-то её фрагменты можно улучшить, отредактировать или переписать заново. Это бесконечный процесс. Вы никогда не сможете довести книгу до совершенства. Работая над изменениями своего текста, вы неизменно поднимаете свой собственный уровень мастерства, – и вам вновь открываются возможности для очередных улучшений.

Чтобы не топтаться на месте, установите для себя определённые сроки и параметры. Например, договоритесь с собой, что когда качество вашего текста будет доведено до 80 из 100 % по вашей шкале, – вы отправляете её в печать.

Научитесь финишировать. В любом случае вы получите результат и полезную информацию. Вы сможете оценить отклик вашей аудитории и понять, что из написанного вами понравилось вашим читателям, а что необходимо переписать; какие ваши размышления вызывают доверие, а какие представляются спорными. Может оказаться, что ваша книга вообще никому не нужна.

Дайте вашей книге дорогу в свет и наблюдайте, как складывается её судьба. Получайте обратную связь, а может быть, и деньги с её продаж.

Исправление ошибок

Допечатная подготовка книги включает в себя два этапа: редактирование и корректуру.

Если вы видите, что некоторые фрагменты в книге плохо читаются, а переписывать в пятнадцатый раз у вас уже нет желания, вы можете воспользоваться услугами редактора. Он пройдёт по каждой строчке вашей книги и исправит места, где текст не соответствует нормам литературного языка, написан слабо или нелогично.

Редактирование – это исправление стилистических и смысловых ошибок, чтобы ваш текст звучал красиво и понятно.

Корректура включает только исправление ошибок набора: это опечатки, орфографические ошибки, знаки пунктуации.

Редактирование вы можете выполнить самостоятельно. Но за корректурой лучше обратиться к специалисту – профессиональному редактору или корректору. Ведь он учился этим правилам не один год. Я сам сначала пытался для своей книжки (Идеальная осанка, 2015 г.) самостоятельно выполнить корректуру, но через неделю понял, что мой уровень владения письменным языком недостаточен для этого. Кроме того, это кропотливое занятие не доставляло мне удовольствия. Вчитываться в строчки своей книги в пятый раз, ища пропущенную букву или запятую – сомнительное развлечение.

Верстка книги

Когда текст написан и отредактирован, займитесь оформлением вашей книги. Если вы верстаете книгу в Word, устанавливайте вид и размер шрифта заголовков и подзаголовков, используя Стили. Тогда, если вы захотите изменить оформление всех заголовков, вы просто поменяете Стиль в одном месте. Стили размещаются в меню «Главная». Для изменения стиля нажмите на значок правой кнопкой мышки и выберите «изменить».

Фотографии

Если вы используете в книге фотоснимки, помните об авторском праве. Автор фотографии может в судебном порядке потребовать от вас компенсации недополученной прибыли. Чем больше тираж вашего издания, тем большую сумму вам придётся заплатить (вы платите неустойку с каждой напечатанной книги). Сумма может быть очень существенной. Я рекомендую обратиться за нужными вам снимками к российской бирже фотографий, это один из самых бюджетных вариантов (на сентябрь 2015 г.), где стоимость одного фото – от 5 рублей: .

Послесловие

Вот ваша книга готова. Разошлите её по издательствам. Для авторов художественной прозы рекомендую начать с крупных издательств: АСТ, ЭКСМО, «РИПОЛ классик»

Ответ может прийти не скоро, но и вы не сидите без дела. Напечатайте образец для себя и друзей (многие типографии могут выпустить самый маленький тираж – от одной книги). Распространяйте свою книгу, рекламируйте её – благо интернет предоставляет огромные возможности для продаж. О многих из них вы можете узнать на моем сайте groto.ru

Я желаю вам удачи в творчестве и больших продаж.

Олег Димитров, Москва, 2015 г.

Оглавление

  • Как написать книгу
  •   Электронная книга
  •   Бумажная книга
  • Цель написания книги
  • Тип книги
  •   Все ли могут писать книги?
  • Выбор темы для книги
  •   Общение с аудиторией
  • Написание книги
  •   Сколько времени писать?
  •   Научитесь финишировать
  •   Исправление ошибок
  •   Верстка книги
  •   Фотографии
  • Послесловие Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Как написать книгу», Олег Димитров

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства