«Истоки. Сборник сказок по народным куклам»

240

Описание

Сборник содержит сказки о народных куклах, фотографии самих кукол, выполненных автором и краткую историческую справку по каждой кукле. В основу сказок, вошедших в данный сборник по народным куклам «Истоки» легли устные народные предания. Все куклы на фотографиях являются авторскими, изготовленными автором данного сборника.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Истоки. Сборник сказок по народным куклам (fb2) - Истоки. Сборник сказок по народным куклам 823K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Ирина В. Винокурова

И. В. Винокурова Истоки. Сборник сказок по народным куклам

© Винокурова И. В., 2014

© Продюсерский центр Александра Гриценко, 2014

* * *

Предисловие

Сказки – это самобытность русского народа, его история и своеобразное достояние.

Дошедшая до нас история древней Руси построена на легендах, мифах, сказаниях. Важной частью такого познания служат сказки: правдивые и вымышленные, в то же время обучающие и обязательно воспитывающие. Понятие «Сказка» произошло от слова «сказано», но в сказке всё сказано не просто! И это «сказание» со временем начинает обретать волшебный, магический стиль, который проникает глубоко в сознание, завораживает и манит.

Отношения в нашем современном мире в последние годы стали обретать жёсткость, фразы звучат короче, речь часто обретает назидательный тон. И в этом мире ежедневно пробиваются чистые ростки – дети, которые, подобно губкам впитывают всё вокруг, как хорошее так и плохое.

Через новые сказки мне захотелось сохранить для детей ощущение таинства и волшебного очарования мира, в который они входят.

Основой новых сказок для детей послужили обычаи нашего народа, легенды, которые обрели новую оправу, а также не потеряли заложенные в них моменты истории Руси.

Сказка о Симеоне Столопнике

Призвал царь на службу по весне Симеона-пахаря. Осталась жена его Проскеюшка в пустом доме одна-одинёшенька. Стала её грусть-тоска разъедать, а вечерами, когда вой волков из ближнего леса доносился, и вовсе жутковато было. И решила она соорудить куклу, в одежды мужа обрядить, Семёном именовать и у калитки на высокий столп посадить.

Муж царю, верно, служит, а кукол Семён на столпе восседает, жену охраняет. Да и самой жене всё веселее стало. С утра она с Семёном поздоровается, сон расскажет, в поле уйдёт, а как вернётся с поля – Симеон все у ворот встречает, словно муж ее никуда и не уезжал.

А тут как-то воры решили в дом забраться, чужим добром поживиться, пока Проскеюшка в поле ушла. И только воры через забор перелезли – так от ужаса и замерли – сам Симеон на них с высокого столпа грозно поглядывает. В один миг, не чуя земли под ногами, перескочили они через забор обратно и, ну, бежать через всю деревню к полю. До поля добежали и к Проскеюшке в ноги упали: «Прости, мол, хозяюшка, нечистая сила помыслы попутала». Проскеюшка простила от доброты душевной, но секрет куклы не раскрыла.

День за днем, неделя за неделей летели быстро, а как лето с осенью на перепутье встретились, тут и сам Симеон со службы вернулся. Подивился он выдумке Проскеюшкиной, соорудил из бревен плот, посадил на него куклу Симёна, а за то, что тот все время на столпе восседал, Столопником его окрестил и стал он Семёном Столопником с той минуты зваться.

Пустили они с Проскеюшкой плот с куклой вдоль по речке. «Пусть плывет, – говорят, – лето провожает, а нам пора осень встречать, да последний урожай собирать».

Так и появился с тех пор обычай: на время, пока люд в поле лето работает, мастерить куклу в мужском обличии, в доме в красный угол на почетное место усаживать, чтоб за порядком следила, а как лето с осенью встретятся – на плот из бревен сажать и в дорогу по воде отправлять.

• 14 сентября – Симеон Столпник, Семён-летопроводец.

• Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.

• В народе этот день называли днём Семеона Летопроводца, к этому дню заканчивались основные полевые работы.

Десятиручка

Так случилось, что Дарьяна в один момент осиротела, потеряв свою матушку после долгой её болезни. А отец, не желая оставаться без хозяйки в доме, вскоре привёл в дом мачеху. Но мачеха с первой минуты невзлюбила Дарьяну. Стараясь сжить её со свету, она нагружала её непосильной работой, а отцу Дарьяны твердила: «Неумёха твоя дочь, возьмётся делать что – так весь день и пол ночи возится. И замуж такую не возьмут». А сама, пока муженёк не видит, Дарьяне ещё и ещё работы подкидывает: и полотна наткать, и холст отбелить, и корову подоить, в огороде все сделать поспеть, в доме прибрать, бельё постирать и про обед не забывать.

Обессилела Дарьяна и решила: «Всё равно мне мачеха житья не даст, уж лучше мне на русалочье озеро идти и в воды кинуться».

Подошла она к откосу и только собралась в воду прыгнуть, как почувствовала: кто-то её за плечо держит. Оглянулась она и увидела пред собой девицу-лебёдушку.

– Не торопись, не тебе в омут кидаться, – молвит она, – а тому, кто тебя до омута довёл.

– Нет сил больше терпеть, – отвечает ей Дарьяна, – не справляюсь я с работой, какую от меня мачеха требует. И невестой мне не стать – кто за такую посватается!

– Возьми мою лебяжью мантию и, как только первый снег на землю ляжет, покрой ею свои плечи.

Согласилась Дарьяна, взяла мантию и вернулась в родной дом. А вскоре и снег первый на землю упал. Накинула она подарок девицы – лебёдушки на плечи и почувствовала, как неведомая сила теплом окутывает. Пошла она воды наносить и не заметила, как не только воды принесла, но и всю работу в доме, во дворе переделала, словно 10 рук у неё выросло, а время ещё и к обеду не подошло. Трудится Дарьянушка и, чем больше делает, тем быстрее всё в руках её спорится. Стала она подругам помогать, да соседям. Пошла слава о ней, как о чудо-хозяюшке. А вскоре и сваты понаехали, всем хочется такую невесту в дом свой ввести. Выбрала Дарьянушка молодца по душе себе и уехала с ним из родной сторонушки. А на Руси с тех пор обычай появился: как только снег землю покроет – свадьбы играть, а невестам молодым, чтоб в хозяйстве поспевали, заветный обережок – куклу Десятиручку дарить.

• Это обрядовая многорукая кукла.

• Делали 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие.

• Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

• Покров день – праздник, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Сказ о Кузьме-Демьяне

Было это в те времена, когда люди только-только землю осваивали. Жил в одной местности Иван, охотника Матфея сын. И вот как-то брёл Иван с поля к родной деревушке, как вдруг небо копотью покрылось, потемнело, помрачнело, ветер страшной силы налетел. И в тот миг появился на просторах неба змей невиданный, головой по сторонам крутит, огненные стрелы из пасти пускает.

Слыхивать, слышал о нём Иван, что мол появилось чудище огненное, а вот пред собой видел впервые. От страха душа Ивана в пятки ушла. Как с таким справиться? В руке палка, да и только. Припустился он бежать к кузнице, что близ деревни стояла. А в кузнице той Кузьма с Демьяном трудились – плуг для Ивана ковали. Вбежал Иван к ним – ни жив, ни мёртв, от страха и слова вымолвить не может. А по пятам его змей невиданный несётся.

Иван на порог, змей за ним – голову в оконце просунул. И только он пасть свою разинул, Ивана голову стараясь откусить, как Кузьма с Демьяном щипцами раскалёнными язык-то змею и защемили. Крутит змей головой, а вырваться не может. Так и испустил он дух пред кузницей, голову склонив перед мастерами великими. И с тех самых пор кузнецов тех почитать в народе стали. А ко дню тому осеннему, победному над силами недобрыми кукол мастерили, Кузьмой-Демьяном называли. На единой руке братьев – рукоремесленников закрепляли, прославляя тем самым единство духа мастерового и как надёжную опору Руси матушки почитали.

• Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.

• Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака. Они же и покровители ремесел – «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки)

• В день празднования праздника Космы и Дамиана окончательно прощались с осенью и устраивали встречу зимы.

Сказка о Меланье и Зерновушке

В одной деревушке жили мужик да баба. Всё бы ничего, да поля зерна не родят, яблоньки не плодят. И вот как-то совсем осерчал мужик, взял в руки топор и к яблоне прямиком отправился. И давай яблоньку деревянным топорищем стегать, да приговаривать:

– Бесполезная ты, столбинушка, изрублю тебя на щепочки, не оставлю и веточки.

– Не губи, пощади яблоньку, дозволь осени дождаться, – послышался голос, словно из глубины яблоньки.

Вздрогнул мужик, обмяк, ведь кроме него в округе никого и не было. Но тут увидел, как из-за дерева женщина выходит.

– Ты кто? – изумился мужик.

– Я – Меланка. Меланка мать – справедливость несущая, добро раздающая.

– Какая же тут может быть справедливость, когда в доме хлеба ни крошки, поля зерна не родят, яблоня – вон и та, какой уж год ни плода не дала.

– Так на ту беду я и пришла, веди меня в дом, с хозяйкой знакомь, а яблоньку не тронь.

Слушает мужик речи чудные Меланьины и, как заворожённый, топор в сторону бросает и Меланью, как гостя дорогого в дом приглашает.

Познакомил гостью с хозяйкой – женой своей, чаем напоил, последнюю караюшку разделил. А Меланья, чаю попила, встала и к пустому мешку из-под зерна подошла. По мешку рукой ведёт, а он, как на дрожжах, на глазах растёт.

– Это Крупеничка, вы её любите, фартук хозяйский повяжите. Зерно для посева у неё берите, хлеб пеките. Но до последнего зерна из мешка не выбирайте, на дне, хоть горсть, но оставляйте. А ты, хозяюшка, чтоб по лету уродился урожай богатый, под Новый год соседям по горсти в мешочках раздавай.

Сказала Меланья речь ветвистую, отдала поклон до половиц хозяевам и за порог. Только её и видели. А мешок с зерном в доме остался. Повязала на него фартук баба и мешок, словно ожил, зашевелился, толстеть стал. Нашила она мешочков небольших, как Меланья велела, по горсти зерна из мешка Крупенички всыпала и к соседям – всех с Новым годом поздравляет, доброго урожая желает и подарок оставляет. А соседи – кто чем в благодарность угощают.

А как весна пришла, мужик зерна из Меланьиного подарка – мешочка-Крупенички подчерпнул и по земле рассеял, и, к лету поля зазеленели, заколосились. И таким богатым урожаем одарили, какого не видывали в тех краях уж много лет. Да и яблонька повеселела, налилась плодами крупными, да красными.

А дарить под Новый год мешочки – Крупенички – в правило вошло, ведь с Меланьей и Крупеничкой – добро и богатство в дом пришло.

• Праздник Маланки отмечают в канун Нового года (31 декабря по старому стилю).

• Согласно народным представлениям Меланка приходит в новогоднюю ночь, очищает от всего дурного, приносит людям добро, истину, благополучие.

• Зернушка (Крупеничка) – это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.

Коляда

В одной деревушке рос мальчуган. Соседские мальчишки Николяшем звали его. Рос он пасынком с мачехой и родным отцом. Рос Николяш мальчиком смышлёным, не по годам развитым. Но мачеха его от природы злобной была и пасынка невзлюбила. А тут как-то уехал отец Николяши в город на заработки и пропал. Год уж как весточки от него не было. Совсем извелась мачеха и ядовитой злобой пропиталась к пасынку. Задумала она извести его, из дому выжить, а как это лучше сделать, решить никак не могла. А тут ещё и Новый год на носу. А в доме и денег маловато, да и еды не густовато. Работать мачеха не желала, всё мужнино добро проживала. То картуз мужнин продаст, то валенки, а тут добралась и до инструмента. Взяла в руки топор, крутит, да к цене примеряет. Пришла ей на ум в тот миг сказка старая, как солдат кашу из топора варил. Сказка та сама по себе, а в её дурной головушке мысль зародилась: «Из топора, то ж каждый сварит, а вот из кола еды добыть – изловчиться надо». Взяла она кол, что первый под руки попался и несёт его Николяше.

– Ты, сынок, умным растёшь, вот и приложи ум свой к колышку. Чтоб еды с помощью него раздобыть. А как к празднеству не раздобудешь – в батраки пойдёшь.

Взял Николяш колышек и побрёл в овин думу думать, как из положения выбираться. Как с помощью колышка еды раздобыть? Прилёг на охапку сена, глазами закуточки, досточки в овине перебирает. С одной стены на другую взгляд переводит. Тут колышек его, неровно к стене приставленый, по стене сползать на пол стал, а за собой за край тулуп, что на жерди перекинут был, потянул. Кол на сено рядом с Николяшем повалился, а тулуп старый сверху, барашками кверху лёг.

От неожиданности Николяш на ноги вскочил, на жердь свою уставился.

– Ай да, кол, ай да, умница, сам и решение нашёл! – воскликнул он.

Схватил он кол, топором от него четвертину отсёк, приложил сверху и в центре гвоздём приконопатил. Накинул тулуп вывороченой стороной на поперечину, из соломы головёнку соорудил, поверх пристроил. Нашёл старый матушкин платок, на головёнку повязал, а на руки – поперечины, что в овине нашёл, примотал. Чайник дырявый, бублик засохший – всё в дело пошло. Взял он свою куклу-пугало и за дверь. Пошёл по деревне, всех славит, здоровья желает. В избы заходит, хозяев с празднеством поздравляет, добра и процветания желает. Народ на добрые слова угощения выносит. А кто угощенье зажимает, того Николяш своей куклой стращает и беду предрекает.

– Вот тебе из кола еда, – радуется Николяш, – настоящая коляда!

А по деревне уже и слух пополз, что Николяш из кола магическую коляду сотворил. А его по миру хождение и поздравления колядованием нарекли и за обряд рождественский в жизнь свою ввели. Так Николяш и еды раздобыл, и в дом вернулся, и у мачехи желанным сынком стал. А там к празднику и отец вернулся, как раз, к накрытому столу поспел.

А куклу ту так Колядой и прозвали и под каждый Новый год мастерить стали, да по домам с ней ходить – песни распевать, хозяевам добра желать, да угощения при этом за поздравленье получать.

• Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу.

• С приходом Коляды в дом – наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие.

Крестец

Накануне Крещенской ночи, Богдан с сестрой Настей решили праздник отметить дома, но Настя у подруг засиделась и вернулась ближе к полуночи. Навстречу ей выбежала их бабушка и с порога закричала:

– Беги, Настенька, за Богданом, он на Ямское озеро пошёл в прорубь окунуться. Что-то неспокойно мне, как бы что с ним не приключилось.

Побежала Настенька по тропке мимо перелеска, к озеру, а только к озеру подбежала и видит, как над одеждой брата снежный вихревой столб поднялся, поднял в воздух его одежду, завертел, закружил. А дальше этого места ни ветринки. Всё тихо, спокойно.

Испугалась Настя, вскрикнула и словно вихрь спугнула. Он одежду на снег сбросил и сам через неё в землю ушёл. Тут и Богдан голову из полыньи поднял.

– Хорошая водичка, студёная, до косточки пробирает.

– Пойдём домой, Богдан, боязно мне, что-то здесь нечистое творится.

А Богдан вылез из воды, снегом растёрся и говорит:

– Я только один раз в воду окунулся, а сегодня три раза полагается.

Сказал и прыгнул в воду. И в тот миг из земли вновь вихрь показался, только теперь он одежду не трогал, над самой полыньёй закружил.

– Нет! Богдан! Богдан! – закричала Настя.

Вышел Богдан из воды на снег, сверкнул гневно глазами на сестру.

– Что ты мне мешаешь, поди вон! – закричал он каким-то странным, грубым, не своим голосом.

Ещё пуще испугалась Настя, накинула на него тулуп, схватила в охапку вещи, Богдана за руку от проруби тянет, приговаривает:

– Искупаешься, братец, искупаешься, только в другой полынье, подальше от Ямского озера.

Упирается Богдан, но за сестрой идёт. Дошли они до речушки у деревенского поля, где полынья была близ берега.

– Ну вот, братец, в последний раз окунись и пойдём скорей домой, ночь сегодня уж очень страшная.

Скинул Богдан с плеч тулуп, на огородное пугало повесил, что рядом в сугробе торчало и в воду прыгнул. И в тот же миг опять вихрь появился, закружил над пугалом и через него в землю ушёл. Тут и Богдан из воды вылез, руками тело до красна растирает и ласково, как прежде, говорит сестре:

– Вот и всё, Настенька, я здоровьем на целый год зарядился, теперь можно и домой идти.

А как домой они вернулись, Настя к бабушке бегом и давай всё ей рассказывать, что приключилось с ними.

– А это, – говорит бабушка, – нечисть из земли выходила, жертву себе выбирала, в кого вселиться. А пугало вас спасло. Нечисть пугало за Богдана приняла, насквозь прошла и в земле скрылась.

С тех пор все желающие окунуться в крещенскую ночь, брали с собой кукол, из палок сколоченных и в одежды сверху обряженых. У проруби в снег втыкали и были спокойны, что никакая нечисть в них не вселится, – кукла Крестец на себя всё внимание отвлечёт.

• Крестец – защитная кукла редкого, мужского образа.

• Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки.

• Девушки при изготовлении куклы Крестец загадывали желания и повязывали ленточки или ниточки.

Сказание о Масленице

Полумрак, мороз и холод опустились на землю. Казалось, такой погоде не будет и конца, а солнце, долгожданное солнце, словно сбилось с пути и заплутало в зимней стуже. Люди выходили из своих хижин и с надеждой взирали на серое небо. Порой они падали на колени и, простирая руки вверх, взывали:

«Солнышко, выгляни! Красное, высвети! Выйди поскорее, будь к нам подобрее!»

Но мольбы их оставались неуслышанными. И тогда Василь выкатил свой колесокат и в отчаянии принялся кататься по заснеженному полю, рисуя большие круги отпечатком колеса. «Солнце посмотрит из-за туч, увидит своё круглое отражение и покажется нам» – уверял он всех. Но солнце не показывало ни лучика.

– Нет, Василь, не видит твой круг солнце, – твердили соседи, – ушло солнце от нас, видать обидели мы его, и нет нам прощения.

– Так давайте солнцу дань принесём, жертву, – не унимался Василь.

– Жертва – это смерть и кровь! Видя такую жертву солнце почернеет, а ведь солнце – оно ласковое и тёплое, – возражали соседские девушки.

– Тогда давайте будем дань приносить по нраву солнышку – тёплую, круглую и солнечную, – подытожил Василь и впал в глубокое размышление о том, что же это может быть.

Время шло, а решение так и не пришло. Но в один из серых дней в дом Василя постучалась соседская девчушка.

– Возьми, Василь, это тебе моя мама напекла, чтобы думалось легче, – протянула она тарелку, полную круглых румяных блинов.

Василь, как ошпаренный, подскочил на месте, схватил тарелку и помчался на площадь народ созывать. Он так радостно кричал, что вскоре собрались все жители.

– Вот оно решение! Вот оно! – кричал Василь, размахивая над головой тарелкой с блинами. – Мы все будем печь блины такие же круглые, румяные, как солнце, мы будем, не жалея масла, смазывать их, умасливая солнце. Мы тарелками с блинами выложим всю круглую площадь. Я верю, солнце примет дар и вернётся к нам.

С того дня пошла работа, в каждом доме мешалось тесто, пыхтели сковородки, плавилось масло. Блины укладывались на лучшие расписные блюда и выставлялись на площади.

И вот в понедельник утром произошло долгожданное чудо – небо просветлело и первые лучики солнца упали на землю. От радости жители весь день заигрывали с лучами солнца, отовсюду слышались весёлые наигрыши на гармони, балалайках. И когда в среду солнышко появилось наполовину, все хозяюшки устремились к печи и с ещё большим усердием принялись выпекать лакомые угощения: кулебяки и сырники, пироги и блинчики. А солнце меж тем медленно выходило из тьмы, радуя людей и согревая заскучавшую по нему землю. Общее ликование охватило всех жителей, повсюду начался радостный разгуляй – звенели тройки с бубенцами, скрипели ледяные горки под детскими санями, детвора строила снежные крепости из сверкающих на солнце ледяных глыб.

К пятнице солнце предстало во всей своей красе – яркое, тёплое и долгожданное. Тёщи стали зазывать к себе на блины зятьёв – выпекая блины ароматные, масляные да солнечные. На стол подавались блины с икрой и сёмгой, со сметаной и мёдом. А в субботу спозаранку золовки угощали гостей блинами, да хороводы затевали. Казалось, празднику не будет конца – так все солнышку и весне радовались. Но и о зиме лютой люди не забывали. И в подошедшее воскресенье – соорудили чучело Зимы, назвав его Масленицей, и с почестями проводили его в большой костёр, где под общее ликование сожгли, облегчив землю от холода и мрака. Так с тех пор и повелось: зиму провожать и весну солнечную встречать семь дней с понедельника по воскресенье, не забывая про блины, угощения и сжигание напоследок лютой зимы в виде чучела Масленицы. Да и празднества эти тоже назвали – Масленицей!

• Кукла «Масленица» – обязательный атрибут праздника Масленица, так как она является символом злой и холодной Зимы.

• Целую неделю празднуется Масленица. Празднование завершается сжиганием чучела Масленицы (или Масленника), что символизирует переход из одного времени года в другое.

Мартинички

День был солнечным, и Мартина с сестрой-близняшкой Аничкой решили побродить по лесу, насладиться прелестью природы. Девочки перебегали с тропки на тропку, радостно смеялись и не заметили, как заблудились. Как и они сами, все тропки были похожи, словно тоже были близнецами, только лесными. Выбрав одну из тропинок, они решили идти по ней, никуда больше не сворачивая, надеясь, что именно эта тропка и приведёт их обратно к дому. Но тропинка их уводила всё дальше и дальше от родной сторонушки и в конце пути привела сестричек в царство их дяди – холодного и мрачного Феба.

Феб приютил сестёр у себя, но особо не жаловал их и домой не отпускал. И стали жить Мартина с Аничкой словно пленницы в тереме у Феба. Одно развлечение – в окошко на морозные узоры смотреть, да синичек подкармливать.

А тут как-то одна из синичек принесла им весточку, что тётя их любимая – Весна, скоро проезжать недалеко будет.

– Что же делать, Аничка? Мы же должны тётю встречать, дорогу ей к нам в селение показывать.

– Нам остаётся только на чудо надеяться, Мартина. Феб суровый и лютый, нас он даже слушать не будет.

– Но ведь если мы не встретим тётю – радость и тепло не придёт в дома людей.

– Смирись, Мартина, и прими жизнь такой, какая у нас сейчас есть.

Но в мыслях Мартина была в надежде на встречу с тётей Весной. И в её светлой головке в этот момент уже строились различные планы и рождались тысячи новых идей. Наконец она произнесла:

– Мы должны бежать.

– Куда? – удивилась Аничка. – Кругом ледяные горы. Мы не справимся. А если нас настигнет дядя Феб, он отправит нас в мрачную темницу.

– Наша неволя – и есть темница. Мы должны жить надеждой, и она нам поможет, – убеждала сестру Мартина.

Дождавшись момента, когда дядя увлёкся вырезанием ледяных скульптур в своей лаборатории, сёстры, более не медля ни минуты, ринулись в путь. Мартина бежала первой. Лицо её озаряла улыбка надежды, она вся сияла и светилась от радости. Аничка, всё ещё не веря в успех, бежала сзади и в страхе оглядывалась на царство ледяного Феба, боясь погони и преследований. Но Феб был слишком занят, чтобы так быстро вспомнить о сёстрах. Дорогу Мартине и её сестре указывали летящие впереди несколько благодарных синичек.

Мартина бежала, не оглядываясь назад, не обращая внимание на ледяные глыбы под ногами. Отчего часто падала, но тут же поднималась и бежала дальше. Наконец, ледяной путь был закончен, и уже немного оставалось до границ царства Феба, где он их уже не догонит. Но впереди сестёр ждало не менее сложное испытание – заросли терновника, за которыми уже виднелась долгожданная дорога. Мартина, словно и не замечая колючих кустов, с яростью бросилась расчищать дорогу через терновник. Ей казалось, что она уже видит вдалеке свою любимую тётю. Мартина накалывала руки, царапала о ветки ноги и всё тело, но мужественно двигалась вперёд. Немного отставая, сзади бежала и Аничка, всё ещё оглядываясь и боясь преследований.

И когда долгожданная дорога к дому была у сестёр под ногами, они успокоились. И только теперь Мартина заметила, что она была вся в крови, сочившейся из многочисленных ран. Но это было ничто, по сравнению со счастьем, переполнявшим её. Ведь они с сестрой были свободны и успевали встретить тётю, которая в этот миг уже подъезжала к ним. Тётя обняла сестричек – белую Аничку, словно несущую в себе память о холодном Фебе, и красную, перепачканную кровью Мартину, переполненную счастьем и любовью. Она прижала сестёр к себе, и они вместе пошли в родное селение. А сзади за ними, от каждого их шага просыпалась природа. Таяли льды от их горячих сердец и начала пробиваться первая зелень.

Жители встречали их радостно и с песнями, обнимали сестёр и ласково называли одним именем – Мартинички. Ведь эти смелые сестрички победили холод Феба и привели с собой тепло и радость Весны. И с тех пор в домах людей появилась традиция: вешать в жилище куколок – близнецов, выполненных из ниток и скреплённых меж собой единой нитью, куколок – одну белую, другую красную. Они словно примиряют между собой зиму холодную белую и весну солнечную красную. И висеть должны были эти куколки в доме до тех пор, пока весна полноправно не вступит в свои права.

• Обрядом «закликания» весны начинался цикл весеннее – летних праздников. Обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки – «мартинички».

• В России существует также древний обычай поздравлять друг друга с приходом весны, и дарить на счастье сувениры – мартиничек.

Сказка о Костроме

У одной женщины рос в палисаднике цветок. Цветок был на удивление очень крупным и притягивал взгляд своей красотой и великолепием. Много часов проводила женщина в компании этого цветка, разговаривая с ним, как с живым, делясь своими радостями и горестями. Но так случилось, что муж этой женщины, когда перекапывал землю вокруг цветка, нечаянно обрубил его корень. Цветок сразу опустил голову и поник.

Расстроенная женщина бережно взяла срубленный корешок и принесла в дом. В большую кадку она насыпала лучшей земли и посадила в неё корешок, в надежде воскресить его к жизни. Она горько плакала, разговаривала с корешком, умоляя не покидать её и вернуться к жизни. И в один из дней, благодаря хорошему уходу и заботе, корешок дал зелёный росток. С каждым днём этот росток набирал силы и креп. И вот на нём появился бутон, который из маленького постепенно вызрел в огромный. Через несколько дней поутру, на ранней зорьке бутон начал раскрываться. Лепесток за лепестком раздвинулись в стороны, пока не открыли то, что хранилось внутри.

При виде раскрывшегося цветка женщина от изумления вскрикнула – ведь в центре лепестка стояла очаровательная маленькая девочка.

– Этого не может быть, – только и смогла вымолвить она.

– Мама, – звенящим, как колокольчик, голоском произнесла девочка и протянула к ней руки.

Так с этого дня в доме начала расти прекрасная девочка, появившаяся, словно чудо, из срубленного корешка.

Девочка росла очень быстро и на глазах становилась всё краше и краше. Каждый день женщина плела ей веночки из самых лучших цветов, отчего девочка благоухала цветочными ароматами.

Девочка выросла в прекрасную девушку и её красоту стали замечать окружающие парни и девушки. Парни были готовы отдать ей своё сердце, ни видя боле никого вокруг, отчего соседские девушки очень злились и возненавидели Кореньюшку, как её ласково называла женщина, ставшая ей матерью. А самые злые языки пустили слух, что Кореньюшка – ведьма. Этот слух и наговор с каждым днём обретал всё больше силы. И в конце концов в это поверила большая часть жителей. В один из дней они сложили на площади большой костёр, и, пока мать Корнеюшки была в поле, привязали бедную девушку к столбу в центре кострища и подожгли.

Взметнулось пламя ввысь, языками своими стараясь коснуться Кореньюшки, но тут произошло чудо – солнце протянуло луч и, нежно обхватив девушку, начало поднимать её всё выше и выше от костра. Языки пламени, подобно змеям, старались схватить Корнеюшку и притянуть обратно в костёр.

В эту минуту мать Корнеюшки уже бежала к костру, охваченная ужасом от происходящего. При виде дочери, она закричала от горя. Но Корнеюшка ласково улыбнулась ей и крикнула на прощание:

– Не печалься обо мне, матушка, я ухожу к солнцу, он позаботится обо мне. И спасибо вам, люди, за костёр и счастье, которое вы мне подарили. Помните всегда обо мне, как о Костромушке.

Остолбеневшие жители ещё долго смотрели вслед исчезавшей в вышине небес девушке. В их сердцах гнев сменился на раскаяние от содеянного. Костромушка ушла из их жизни, но с этого дня земля ощутила тёплое дыхание, словно Костромушка простила их и послала на землю горячую весточку.

Но каждый год в эти дни, по весне, люди стали изготавливать кукол – Костромушек, а потом куклу Кострому, словно опасаясь её гнева, в конце празднеств всё так же сжигать в костре, преподнося дар солнцу.

• Костромой звали соломенную куклу. «Кострома» – женское воплощение плодородия.

• Кукла Кострома была главным персонажем Зелёных святок.

• Зеленые святки являлись главным рубежом между весной и летом.

Лихоманки

Софьюшка, Софиюшка росла девочкой ласковой, да отзывчивой. Матушке родной в хозяйстве помогала и о соседях и друзьях не забывала. Хоть и мала была, с ноготок росточком, да сердце доброе и душу трепетную не по годам имела.

Прослышала о Софьюшке злая колдунья и задумала извести сердце доброе, погубить дитя малое. Созвала она слуг своих верных для людей коварных. Слетелась нечисть на совет к колдунье думу думать, да козни сочинять.

– Полечу я к Софьюшке первой, – говорит одна из них, – холодом окручу, ознобом заморю, погублю дитя враз.

Меж тем прослышала Софьюшка о кознях, что готовит колдунья, и к матушке родной побежала за помощью да советом.

– Возьми, – говорит матушка, – куклу свою тряпичную, любимую, обряди ее в платье свое в синий василек, да спать в свою кроватку уложи, а сама на печку полезай, да смотри, глаз не закрывай, через шторку подсматривай. Как увидишь, что слуга ведьмина трясти куклу начинает, да шептать заклятия – плесни на нее чистой водой колодезной, ленту красную набрось. А сама делай да приговаривай: «Где добро живет, там зло гибель найдет». И так трижды повторяй.

Все сделала Софьюшка, как матушка наказывала, и в ту же секунду ведьмина посыльная в щепочку превратилась. Обернула Софьюшка эту щепочку лоскутом от платьица своего, лентой перетянула, да за печку бросила.

Не дождалась колдунья свою посыльную, другую нечисть на расправу послала, ту, что жаром испепелить Софьюшку обещалась. Да только опять Софиюшка проворней оказалась.

За второй – третья, за третьей – четвертая и так – все 12 по очереди залетали в дом Софьюшки. Но от тепла сердечного, хитрости, да слов магических так все по очереди в щепку-то и, застыли, а там, в лоскутки цветные обернутые, так за печку и угодили.

С тех пор и колдунья злобная из селенья их исчезла. А Софьюшка, малые щепочки из-за печки достала, венком связала да красной лентой покрепче перетянула, да над входом в избу повесила, чтобы впредь добру послужили – зло, да болезни от порога отпугивали, да людей от бед берегли. А по делам их прежним имя за каждой закрепилось. Тут Огнея и Гнетея, Трясовица, Костоломка и Озноба. Всяк из них по своей злобе да лютости досталось, а народ и вовсе лихоманками их звать стал. А каждый недобрый человек урок усвоил: «Где добро живет, там зло гибель найдет».

• Лихоманки – это злые демоны болезни в облике женщин-сестер.

• По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости.

• Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

• Одевали лихорадок (или лихоманок), поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Оглавление

  • Предисловие
  • Сказка о Симеоне Столопнике
  • Десятиручка
  • Сказ о Кузьме-Демьяне
  • Сказка о Меланье и Зерновушке
  • Коляда
  • Крестец
  • Сказание о Масленице
  • Мартинички
  • Сказка о Костроме
  • Лихоманки Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Истоки. Сборник сказок по народным куклам», Ирина В. Винокурова

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства