Англосаксонские поэтические заклинания
(перевод Гиты)
Заклинание первое: для плодородия почвы
Вот способ, как улучшить свои земли, если они не плодородны, или же на них была наслана порча или наложено заклятье.
В час перед рассветом надо взять четыре кусочка дерна с четырех сторон своей земли, запомнив эти места. Затем следует взять масло[1], мед, закваску и молоко от каждой коровы, что имеется во владении, и по листочку, веточке или кусочку коры от каждого вида дерева, что растет на данной земле. Также следует взять по образцу каждой травы, растущей на ферме, только третьину брать нельзя. После этого нужно смешать все составляющие со святой водой. Получившийся смесью следует окропить три раза те места, где был взят дерн, повторяя следующие слова: «Crescite et multiplicamini et replete, terre. In nomine patris et filii et spiritus sancti sit benedicti» (Плодись, размножайся и наполняйся, земля. Во имя Отца и Сына и Святого Духа будь благословенна). И прочитать «Отче Наш».
После чего нужно отнести взятые кусочки дерна в церковь, и священник должен отслужить четыре мессы (дневные службы) над ними, и трава дерна должна быть повернута к алтарю. Затем, до захода солнца, дерн должен быть отнесен обратно на те места, откуда его взяли. У совершающего заклинание должно быть четыре креста, специально изготовленные из рябины. На каждом кресте, внизу, следует написать по одному имени евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Затем следует положить кресты в ямки, приговаривая при этом: «крест Матфея, крест Марка, крест Луки и крест Иоанна». После чего нужно положить кусочки дерна на кресты, придавив их к земле, чтобы они потом прижились. При этом также нужно сказать «Crescite et multiplicamini et replete, terre. In nomine patris et filii et spiritus sancti sit benedicti» (Плодись, размножайся и наполняйся, земля. Во имя Отца и Сына и Святого Духа будь благословенна) и прочитать «Отче Наш», смиренно поклониться девять раз и произнести следующее заклинание:.
Я обращаю лицо к Востоку, И прошу оказать мне услугу. Молю тебя, Господь мой, славный и великий, Молю тебя, святой хранитель небес, Молю тебя земля, и молю тебя, небо, Молю пресвятую Деву Марию И силу небес могучих, Благодатью Господа я воздаю вам хвалу. Волей своей разбудите поля мои, Чтобы цвели и плодоносили растения и деревья, Во имя всеобщего блага Земли. Наполните поля мои силой веры И сделайте их благими для взоров. Честь на земле будет у того, кто исполняет свой долг По отношению к душе, как велел нам Господь.После прочтения заклинания надо повернуться по часовой стрелке три раза, затем простереться на земле и прочесть литании. И сказать «sanctus, sanctus, sanctus,» потом протянуть руки вперед и произнести молитвы «Благословите Господа» и «Магнификат», а затем три раза «Отче Наш» и восхвалять Христа и Деву Марию и Св. Крест и благодарить их с любовью и благоговением от своего имени и от имени предков.
После этого следует взять неизвестных семян у нищих, причем дать им взамен в два раза больше семян. Затем берется плуг и в нем делается небольшое углубление. В него кладутся стиракс, фенхель, немного освященного мыла и освященной соли. Семена следует прикрепить к плугу, а затем сказать:
Эрке, Эрке, Эрке, мать Земли, Да благословит тебя всемогущий Господь Цветущими полями и почвами плодородными, Богатыми урожаями проса, ячменя и пшеницы И всеми другими злаками. Да благословит Господь и все святые его Владельца этой земли. Да будет она защищена от всех врагов, Да победит любое зло и колдовство, посеянное на этой земле. Я возношу молитву Создателю, И ни ведьма, ни колдун Не ослабят мощь моих слов.После произнесения заклинания надо взять плуг и проложить борозду, говоря при этом:
Земля, мать всего живого, Будь изобильной от благодати Божьей, Даруй нам хлеб наш.Затем следует взять муки от каждого злака и испечь хлеб размером с ладонь, а замесить его надо на молоке и святой воде. Хлеб кладется в первую борозду, которую делает плуг, при этом произносятся слова:
Поле наполняется едой, чтобы накормить людей, Цветущее и плодоносящее, ты благословенно Священным именем Создателя небес и земли, на которой мы живем. Господь сотворил эту почву и подарил нам ее плоды, Так пусть любое семя прорастет и будет плодоносить.После этого следует три раза прочитать «Crescite in nomine patris, sit benedicti» (Плодись земля во имя Отца, и будь благословенна), а затем три раза прочитать «Отче Наш»
Приложение: Магнификат
Величит душа моя Господа, И возрадовался дух Мой о Боге, спасителе Моем, что призрел он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; Что сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его; И милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Cвоей; рассеял надменных помышлениями сердца их; Низложил сильных с престолов и вознес смиренных; Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55: Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Благословите Господа.
Благословите Господа, все дела Господни; хвалите и возвеличивайте его в веках. Благословите, небеса, Господа; благословите, ангелы Господни, Господа.
Благословите, все воды, что есть над небесами, Господа; пусть всякий благословит добродетели Господни.
Благословите, солнце и луна, Господа; благословите, звезды небес, Господа. Благословите, всякий ливень и роса. Господа; благословите, все ветра. Господа. Благословите, огонь и зной, Господа; благословите, стужа и зной, Господа.
Благословите, росы и иней, Господа; благословите, мороз и холод, Господа.
Благословите, льды и снега, Господа; благословите, ночи и дни, Господа. Благословите, свет и тьма, Господа; благословите, молнии и облака, Господа.
Да благословит земля Господа: да хвалит и возвеличивает его в веках.
Благословите, горы и холмы, Господа; благословите, все произрастающие на земле, Господа.
Благословите, моря и реки, Господа; благословите, родники, Господа.
Благословите, киты и все, кто движется в воде, Господа; благословите, все крылатые в небе, Господа.
Благословите, все звери и скоты. Господа; благословите, сыны человеческие, Господа. Благословите, Израиль, Господа; хвалите и возвеличивайте его в веках.
Благословите, Господни священники, Господа; слуги Господни, благословите Господа. Благословите, дух и души праведных, Господа; благословите, святые и кроткие сердцем, Господа.
Благословите, Ананий, Азарий, Мисаил, Господа; хвалите и возвеличивайте его в веках. Благословим, Отца и Сына с Духом Святым; давайте хвалить и возвеличивать его в веках. Благословен будь в тверди небесной и хвалим и прославляем в веках. Аминь.
Заклинание второе: заговор девяти трав
Чернобыльник, вспомни, что ты открыл, Тогда, в Регенмельде, что сотворил. Тебя звали Уна, старейшая из трав, Сила от трех и от тридцати, Сила от яда и от отравы, И от врага, что гуляет по свету. И ты, Подорожник, травам родитель, Открытый с востока, силою полный. Телеги, коляски, повозки тяжелые, Свиты монархов и поступь правителей, Ножки невестины, бычьи копыта, Все ты выносишь без стона и прихотей. Сила от яда и от отравы И от врага, что гуляет по свету. Из камня растет чудесный Сердечник. Отраву из тела он прочь изгоняет, Враг от него обращается в бегство, В схватке со змеями он побеждает. Сила от яда и от заражения, И от врага, что гуляет по свету. Ежовник считают травой невеликой Но сила его не в размере, а на деле. Сильные яды сжирают слабые Пока не уйдут они оба из тела. Вспомни, Ромашка, что сотворила, Как помогла ты тогда, в Алофорде, Не пропуская в тело инфекцию, Ты защищаешь людей от опасности. Зная об этом свойстве чудесном. Люди кладут тебя в пищу охраною. Дикая яблоня взор услаждает, Цвет ее снадобье делает сильным. Его принесли из-за моря тюлени, С тех пор этот цвет от отравы используют. Девять трав имеют силу от девяти ядов. Девять растений могучего Вотана Бьют по змее, человека кусающей, На девять частей ее разделяя. Кончаются яблоки, яд испаряется, Больше змея в дом не заявится. Кервель и Фенхель, грозная пара, Подарок правителя, с неба сошедшего. Вы в семь миров служить были посланы Лечите же всех — богатого, бедного. Боль лечит снадобье, яд изгоняет, Сила от трех и от тридцати. От длани дьявольской и от обмана, От колдовства, что послано ведьмой. Девять трав имеют силу от девяти напастей, От девяти ядов и девяти отрав, От красного яда, от бегущего яда, От белого яда, от пурпурного яда, От желтого яда, от зеленого яда, От черного яда, от синего яда, От яда коричневого и отравы заливов, От волдырей от червей и водяных волдырей, От волдырей от шипов и волдырей от чертополоха, От ледяных волдырей и ядовитых волдырей. Если какой яд прилетит с востока, Или с севера… придет, Или придет с запада на племя людское. Христос противостоял всякой болезни. Только я знаю Бегущую Реку, Где девять змей стерегут снадобье. Пусть все травы дадут свой сок, И растворится вода морская, Когда я сниму с тебя заклятье.Чернобыльник, подорожник, чьи листья открыты с восточной стороны, сердечник шершавый, ежовник, ромашка, крапива, цвет лесной яблони, кервель и фенхель, старый кусок натурального мыла (без красителей и отдушек). Перетолочь все травы в однородную массу, смешать с мылом и свежевыжатым яблочным соком. Сделать пасту из воды и золы, смешать с травами, добавить к пасте фенхель[2], залить битым яйцом, как до нанесения целебной мази, так и после. Пропеть заклинание над каждой травой по три раза перед тем, как приступать к процессу измельчения. Также петь заклинание над яблоком, из которого берется сок, и тоже три раза. Во время лечения пропеть заклинание в оба уха больного и в его рот, а также над раной, до нанесения мази.
Заклинание третье: как вылечить карлика
Чтобы излечить карлика, необходимо взять семь пресных облаток (как для причастия) и на каждой из них написать следующие имена: Maximianus, Malchus, Iohannes, Martimianus, Dionisius, Constantinus, Serafion (Максимиан, Малхус, Иоанн, Мартимиан, Дионисий, Константин, Серафион). Потом нужно пропеть карлику сначала в левое, а затем в правое ухо следующее заклинание:
Человек-паук пришел к тебе, С плащом в руках он назвал тебя своей лошадью, Он наложил оковы на твою шею и уплыл за тридевять земель, А когда вернулся, члены его похолодели, Тут сестра карлика вмешалась; Она разрушила чары, И больше больному не причинят вред. Никто не нарушит заклятье, Никто его не произнесет. Аминь. Так тому быть. Паук-человек с плащом на руке Явился в твой дом, зло сделал тебе. Заклял тебя быть конем и слугой, В знак власти оковы свои наложив, И уплыл за моря, но вернувшись домой, Не нашел прежней силы в членах своих. Тут дева вмешалась, что карле сестра, Она сняла чары и силу дала. Никто вслух не скажет, Никто не споет, Слова, что карлику вред принесет. Аминь. Так тому быть.После этого девственница должна взять облатки с именами, нанизать их на нить и повесить на шею карлику. Он должен проходить так три дня. В скором времени у больного наступит улучшение, и он станет расти.
Заклинание четвертое: против острых болей в боку
Если вдруг резко начало колоть в боку, надо взять пиретрум девичий и крапиву двудомную, что проросла сквозь дом или сарай, а также листы подорожника. Травы варить в кипящем масле и читать заклинание.
Они были шумными, холм проезжая, Они были лютыми, стелясь по земле. Защищаю тебя от зла и насилия, Острие этой боли прочь изгоняя. Под липой стоял я, под светлым покровом, Где жены великие Силу искали, Копья и стрелы вслед злу посылая. И я вслед за ними с силою выпущу Стрелу, что летит словно птица небесная, Копье этой боли прочь изгоняя. Лезвие тонкое кузнец себе выковал, Стальное, прекрасное, первого сорта. Шесть кузнецов работали в кузнице И для войны шесть кинжалов готовили. Острие этой боли, не входи сюда более! Боль убежит от тебя без оглядки, Чары рассеются, кровь станет чистою, Что бы то ни было, все улетучится. Стрелы эльфийские, стрелы асов-богов, Происки ведьмы — враз все закончится. Снадобье лечит от стрел богов-асов, Снадобье лечит от метких стрел эльфов, Снадобье лечит от ведьминых происков. Беги на вершину, и стань вновь здоровым С Божией помощью.По прочтении заклинания следует взять нож и погрузить его резким движением в снадобье.
Заклинание пятое: для возвращения потерянного скота
Как только станет известно, что потерялась скотина, нужно прежде всех других слов сказать:
Вифлеемом зовется город Христа, Он известен по всему миру; Так пусть и мое дело станет известно всем Через святое распятие Христово! Аминь.Затем нужно поклониться три раза на восточную сторону и произнести следующие слова: «Crux Christi ab oriente reducath» (Кресту Христову от востока поклон), затем поклониться три раза на запад, сказав «Crux Christi ab occidente reducat» (Кресту Христову от запада поклон), потом повернуться на юг и произнести: «Crux Christi ab aquilone reducath, crux abscondita est et inuenta est» (Кресту Христову от севера поклон[3], крест скрытый и созданный). Иудеи распяли Христа, сделали с ним самое худшее, и спрятали то, что не должны были. То, что мое — спрятано не будет, через святой Крест Господень. Аминь.
Заклинание шестое: при переношенном ребенке для облегчения родов
Если беременная женщина никак не может разродиться, а срок ее уже прошел, ей следует пойти на кладбище, найти могилу мужчины, три раза топнуть ногой по могиле и сказать эти слова три раза:
Вот моя помощь против злых поздних родов, Вот моя помощь против горестных тяжелых родов, Вот моя помощь против дурных больных родов.И когда такая женщина ложится спать в супружескую постель, она должна произнести следующие слова:
Вверх иду я, зло перешагивая, Ребенок живой, а не умирающий, Родится здоровым, а не обреченным.А когда будущая мать чувствует толчки ребенка, она должна пойти в церковь, подойти к алтарю, встать перед ним и произнести следующие слова: «Христос, я так сказала, сделай так, чтобы об этом знали!»
Если у такой женщины уже был ребенок и он умер, то для благополучного разрешения бремени ей нужно пойти на могилу своего ребенка и взять оттуда немного земли. Затем следует завернуть принесенную землю в черную шерстяную ткань и продать торговцам, повторяя про себя эти слова:
Я продаю вам горе, И вы продайте горе, Черную ткань с семенами печали.Женщина, у которой никак не приходят роды, а срок ее уже прошел, может сделать следующее, чтобы вызвать схватки и родить здорового ребенка. Она должна взять молока от коровы одного цвета в ладонь, сделать маленький глоток этого молока, потом пойти к ручью и пролить в нее молоко. Той рукой, в которой она будет нести молоко, женщина должна зачерпнуть воды из ручья и выпить ее. После этого нужно сказать следующие слова:
Носила дитя я, силою полное, Богатой едой и водою кормленное, Такого хочу я родить и домой отнести.Когда она будет идти к ручью, женщина не должна оглядываться, нельзя этого делать и возвращаясь назад. И она должна зайти не в тот дом, из которого шла к ручью, а в другой. И там ей должны предложить еды, и она должна ее съесть.
Заклинание седьмое: от болезни, насылаемой водяными эльфами
Если водяные эльфы насылают болезнь на человека, то ногти его чернеют и из глаз постоянно идут слезы. Ему надо дать снадобье, приготовленное следующим образом: надо смешать колючник обыкновенный, пучок обыкновенной травы, нижнюю часть стебля ириса, ягоды тисового дерева, люпин, девясил, головки алтея (просвирняка), болотную мяту, укроп, лилии, ежовник, блоховник, конскую мяту (шандру), горькую полынь, листья земляники, окопник лекарственный. Смешать все ингредиенты с элем, добавить святой воды и затем пропеть заклинание три раза.
Болезнь эту в узел тугой завяжу я, Чтобы в теле и духу ее больше не было. Зараза обходит тебя стороною, Язвы, чесотка, колики, жжение, Мышц воспаления, костные боли Минуют тебя. Такова моя воля. Вместо болезни будет здоровье, И боли не более, чем уху от земли.Затем несколько раз надо пропеть:
Мать-Земля тебя сдержит, Силу твою и могущество.Эти заклинания можно произносить и над ранами и воспалениями.
Заклинание восьмое: от роя пчел[4]
Взять горсть земли в правую руку и бросить землю под правую ступню, произнося следующие слова:
Я кладу под ноги, я нашел это; Мать-земля защищает от всякого духа, Против зла и глупости И против злых языков рода человеческого. Под ноги бросаю, что с земли поднял; Мать-земля от духов защитит меня, Глупость, зло людское — все исчезнет вмиг, Навсегда замолкнут злые языкиИли можно взять немного гравия и бросить в то место, где роятся пчелы[5], и бросить горсть в ту сторону, говоря при этом следующее заклинание:
Сидите, женщины-победительницы, сгиньте в земле, Никогда вы больше не полетите свободными в лес. Да будете вы так же внимательны ко мне, Как и всякий человек из рода людского. Жены злоязычные, сгинете в земле, Больше вы свободными не влетите в лес, Будете с вниманием вы меня приветствовать, Как и всякий муж из рода человеческого.Заклинание девятое: возвращение потерянного скота
Ничто мое не украсть и не спрятать, Господь наш могущественней Ирода. Мысли мои вознеслись к Христу на кресте и к Святой Елене с просьбой найти мой скот и сделать так, чтобы животные не теряли дорогу домой, не уходили далеко, чтобы всегда знать, где они находятся, и более не терять их, чтобы заботиться о них и не позволить увести мой скот.
Гармунд, слуга Господа, Найди мне мой скот и доставь его, И заботься о нем, И приведи мой скот домой, И да не будет чужой земли, где мой скот будет пастись, И не будет чужой травы на корм, И чужого хлева, где мой скот будет находиться. Если кто помыслит украсть мой скот, Это не принесет ему прибыли. Через три ночи я узнаю силу вора И заклятья, что охраняют его хозяйство. Пусть он высохнет, как огонь сушит дерево, И станет хрупким, как чертополох, Тот, кто думает украсть мой скот И увести моих коров. Аминь Гармунд, ты слуга Господень, без труда мой скот найдешь ты, И заботой согревая, приведешь домой пропавших. На чужие земли больше не ходи, моя скотина, И не ешь травы чужбинной, и не пей воды нездешней. Если кто-то возжелает увести мою скотину, То тому не будет счастья, и добро его покинет. Через три дня и три ночи я узнаю все заклятья, Что врага дом охраняют. Они силу потеряют. Станет враг мой чахнуть, сохнуть. Будет ломким как солома, тот, кто скот украсть желает. И не будет ему счастья, и доход его растает. Аминь.Заклинание десятое: перед совершением путешествия
С посохом в руках вверяю себя тебе, Господи! Против боли, укуса змеи и страха ползучего, Против зла, что приходит на землю, и ужаса Я пою свою песню победную, Господи, Защити мою душу в пути моем праведном! Водоемы в пути мне не будут помехою, И никто не посмеет напасть на меня, Без страха иду я в дальнее странствие. Прошу вас о здравии, всемогущие Отец, Сын и Дух Святой, Господь всего сущего, создатель неба и земли. Авраам, Исаак, Моисей, Иаков, Давид, Иосиф, Ева, Анна, Елизавета, Сарра, Дева Мария, Братья Петр, Павел и тысячи ангелов небесных, Защитите меня от всякого злого умысла! Ведите меня и храните мои тело и душу, Которые я вам вверяю полностью, Путь мой храните от злого умысла, Заботами вашими путь будет он легким, Направьте меня. Пусть сонмы святых Освятят путь надеждою. Матфей, будь моим шлемом, Марк, будь моим светом, Лука, будь моим мечом, Иоанн, будь моим щитом. Ангелами хранимый, по Пути ведомый, Жду новых встреч и новых друзей, Знаний новых и опыта важного. Прошу тебя, о Господь милосердный Пути доброго, ветра попутного, От бури храни меня, ураган уведи, Береги от врагов и недоброго умысла, Друзей мне пошли, жизнь сохрани, Тобою дарованную, Господи. Аминь.Заклинание одиннадцатое: против жировика
Жировик, жировик, жировичок, Ты не строй себе здесь дом, Ты иди на север к близлежащему холму, И там, погруженный во мрак, ты найдешь брата — Он будет лежать на листе. Под ступней волка, под крылом орла, Под клювом орла ты исчезнешь навсегда, Сморщишься, как уголек в печи, Истечешь, как слизь на стене, Утечешь, как вода в решете Станешь маленьким, как частичка льняного семени, И даже меньше блохи, таким маленьким, что станешь ничем. Жировик, жировичок, ты не строй себе тут дом, Ты на север отправляйся и иди на ближний холм, Там тебя во мраке ждет твой единородный брат, На листочке на пригорке лишь тебе он будет рад. Твой приют под лапой волка, твой приют в крыле орла, Он склюет тебя немедля — ты исчезнешь навсегда. Сморщишься угольком, утечешь водой в решете, Станешь меньше малого, и не будет тебя нигде.Примечания переводчика
1
Растительного происхождения, предположительно елей.
(обратно)2
И довести до кипения?
(обратно)3
Все же, думаю, поклоняться надо северу, но в тексте указан юг.
(обратно)4
А также от сплетен.
(обратно)5
Как вариант: где имеют привычку собираться злословящие женщины.
(обратно)
Комментарии к книге «Англосаксонские поэтические заклинания», Фольклор
Всего 0 комментариев